Цель диагностической беседы в доу

Обновлено: 02.07.2024

Когда используют беседу с детьми? Чем беседа отличается от обычного разговора?

Зачем нужна беседа с дошкольниками?

«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна , она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь.

Подготовка к беседе.

— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.

— До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.

Условия успешности беседы с детьми

Тематика бесед с дошкольниками.

При подборе темы надо учитывать особенности мышления ребенка. Автор приводит комичный пример неправильно выбранной темы и содержания беседы, не учитывающей конкретность и образность детского мышления: «воспитатель детского сада проводил беседу о происхождении человека. Дети ,придя домой, говорили: — Мама, ты обезьяна, тетя сказала – все от обезьян. – И обиженные матери приходили в детский сад объясняться с воспитателем.

Ошибки в проведении бесед с дошкольниками.

Основная ошибка в проведении бесед.

Вот что пишет Е.А. Флёрина:

«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.

Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.

Примеры бесед с детьми, в которых продемонстрирована эта ошибка, Вы найдете дальше.

Четвертая ошибка — взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.

«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.

Детям ,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.

Шестая ошибка – грубость беседы: беседы на морально – этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!

Пример этой ошибки: «В одном детском саду воспитатель начинает беседу… предложением: — Дети, посмотрите на свои носы. – Некоторые из детей пытаются косить глаза, чтобы увидеть свой нос. Далее: — Почему не приносите платков? Завтра обязательно принесите (и не поясняет, что носовые платки должны быть чистые). Затем идут длинные разговоры о неумении пользоваться уборной и ряд других вопросов и замечаний к детям. В конце воспитатель спрашивает: — Что вы принесете из дома? – Дети, потерявшие нить беседы, отвечают: — Я булку принесу. – Я чашку. — — Не надо булок, не надо чашек, — сердится воспитатель, — платки принесите.

Виды бесед (Е.А. Флерина)

Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед – 1) беседы, связанной с наблюдением и 2) беседы,закрепляющей опыт детей. Первый тип бесед она рекомендовала проводить с детьми, начиная с 3 лет. Второй тип – в старшем дошкольном возрасте.

«Разговор – беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.

Длительность беседы.

«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.

Время для проведения беседы.

«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.

Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?

Как вести беседу с детьми?

Как заканчивать беседу?

«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.

Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.

Цель экскурсии или наблюдение – это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений ,которые ребенок будет отражать в слове.

Пример правильно построенного разговора – беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.

Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:

Подумайте, какие ошибки совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы?

«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.

Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?

Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?

Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед: 1) когда на иллюстрациях построена вся беседа, 2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.

В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:

Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:

«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. – Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? – И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.

Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.

Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:

Увлекательный материал по развитию речи дошкольников для речевых занятий с малышами на разные темы (игры, картинки, презентации, рассказы, сказки) Вы найдете в рубриках сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Цель: выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

Беседа проводится в индивидуальной форме в утреннее время или после дневного сна.

Для выявления игровых интересов старших дошкольников были разработаны следующие показатели:

частота предпочитаемых сюжетов игр

В какие игры ты любишь играть с другими детьми? (Какая у тебя любимая сюжетно-ролевая игра)

А есть ли игры, в которые тебе хотелось бы поиграть, но ты в них не играешь? Почему?

частота предпочитаемых ролей

Кем ты бываешь в играх?

А кем бы тебе хотелось быть в играх?

Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?

привлекающие детей игрушки

С какими игрушками ты любишь играть? А какая у тебя любимая игрушка?

А есть ли игрушки, в которые тебе хотелось бы поиграть, но ты в них не играешь? Почему?

предпочитаемые партнеры по игре

В детском саду ты любишь играть один или с детьми, с воспитателями?

Дополнительные уточняющие вопросы:

Где тебе больше нравится играть, в детском саду или дома? Почему?

Ты когда-нибудь играешь в работу мамы или папы? кем работают твои родители?

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности. Цель: выявить уровень сформированности внимания у детей. Дата проведения:.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беседа с детьми __________возраста о ______________________________

Цель беседы: выявить у детей средней группы, такие стороны словаря, как знания антонимов и синонимов, также сравнить уровень знаний обобщающих понятий и знание определений, многозначных слов.

Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком в привычной для детей обстановке групповой комнаты (в утренние и вечерние часы). Беседа проводится экспериментатором, с которым дети хорошо знакомы.

Результаты заданий предлагается оценивать по 5 балльной системе, к каждой инструкции прилагается оценка баллов, которые заносятся в таблицу в приложении.

Описание вопросов (инструкций к ребенку)

1.Подбор определений

Инструкция: « Вот пальто (представляется картинка). Какое пальто? Пальто теплое, длинное, модное, красивое, коричневого цвета. А какая (какой, какое) - Яблоко, лиса, девочка, зима, дом, рубашка.

2 Подбор синонимов.

4 Уровень обобщений

Оценка для задания № 4
5 баллов- все задания выполнены самостоятельно, без ошибок; 4 балла- встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса;
3 балла- в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, иногда с контекстной подсказкой, темп выполнения замедленный;
2 балла – требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью;
1 балл- неадекватные ответы, помощь не используется.

5 Многозначность слова

Оценка для задания № 5
5 баллов – самостоятельно названо по 3 предмета на каждое предложенное слово;
4 балла – самостоятельно названо по 2 предмета на каждое предложенное слово;
3 балла – самостоятельно названо по 1 предмету на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки, в отдельных случаях требуются повторение инструкции;
2 балла – все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация выполнена мною при переподготовке по специальности "Тифлопедагог".

 Беседа как метод психолого-педагогической диагностики Выполнила: Печерица Н.П. учитель начальных классов Спец. (корр.) школы-интерната для ОВ с ОВЗ III-IV видов г.Троицка .

Беседа как метод психолого-педагогической диагностики Выполнила: Печерица Н.П. учитель начальных классов Спец. (корр.) школы-интерната для ОВ с ОВЗ III-IV видов г.Троицка .

Беседа - метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психолог получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого.

Беседа - метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психолог получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого.

 В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

 Основной задачей ознакомительной беседы психолога с детьми является первичное индивидуальное знакомство с ними. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

Основной задачей ознакомительной беседы психолога с детьми является первичное индивидуальное знакомство с ними. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора собеседников, взаимную информацию получает каждый из них.

 Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с ребёнком.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения.

 Условия таковы: - четкое определение основной цели, последовательности вопросов; - непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов; - исключение каких-либо записей во время беседы; - позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

- четкое определение основной цели, последовательности вопросов; - непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов; - исключение каких-либо записей во время беседы; - позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

 Функции беседы Психодиагностика личности. Сбор психологической информации. Терапевтические и коррекционные действия.

Функции беседы

Структура беседы состоит из следующих компонентов: восприятельного, коммуникативного, информационного.

 Восприятельный компонент требует применение профессиональных качеств психолога: наблюдательность, правильное понимание ребёнка.

Восприятельный компонент требует применение профессиональных качеств психолога: наблюдательность, правильное понимание ребёнка.

 Коммуникативный предполагает специальные приемы коммуникации: приветствие, расспрос, умение наладить контакт, установить отношения.

Коммуникативный предполагает специальные приемы коммуникации: приветствие, расспрос, умение наладить контакт, установить отношения.

 Информационный компонент – часть беседы, при которой мы повышаем осведомленность ребёнка о его психологическом состоянии, тем самым формируем адекватные ожидания.

Информационный компонент – часть беседы, при которой мы повышаем осведомленность ребёнка о его психологическом состоянии, тем самым формируем адекватные ожидания.

 Во время проведения беседы существуют моменты, на которые необходимо обращать внимание: Молчание, паузы могут подсказать о том, что имеет место сопротивление в контакте. Во время молчания необходимо обращать внимание на невербальные проявления (читать язык тела). Отклонение от темы, использование речевых штампов (клише). Важно обращать внимание на спонтанные высказывания (словесные ассоциации). Обращать внимание на места беседы, где идет хаотичное построение фраз.

Во время проведения беседы существуют моменты, на которые необходимо обращать внимание:

Когда используют беседу с детьми? Чем беседа отличается от обычного разговора?

Зачем нужна беседа с дошкольниками?

«Если воспитатель умело строит беседу, живо, интересно ставит вопросы, дает пояснения, если беседа занимательна , она пробуждает пытливость ума, сообразительность, воображение, догадку ребенка, развивает его речь.

Подготовка к беседе.

— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.

— До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.

Условия успешности беседы с детьми

Тематика бесед с дошкольниками.

При подборе темы надо учитывать особенности мышления ребенка. Автор приводит комичный пример неправильно выбранной темы и содержания беседы, не учитывающей конкретность и образность детского мышления: «воспитатель детского сада проводил беседу о происхождении человека. Дети ,придя домой, говорили: — Мама, ты обезьяна, тетя сказала – все от обезьян. – И обиженные матери приходили в детский сад объясняться с воспитателем.

Ошибки в проведении бесед с дошкольниками.

Основная ошибка в проведении бесед.

Вот что пишет Е.А. Флёрина:

«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.

Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.

Примеры бесед с детьми, в которых продемонстрирована эта ошибка, Вы найдете дальше.

Четвертая ошибка — взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.

«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.

Детям ,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.

Шестая ошибка – грубость беседы: беседы на морально – этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!

Пример этой ошибки: «В одном детском саду воспитатель начинает беседу… предложением: — Дети, посмотрите на свои носы. – Некоторые из детей пытаются косить глаза, чтобы увидеть свой нос. Далее: — Почему не приносите платков? Завтра обязательно принесите (и не поясняет, что носовые платки должны быть чистые). Затем идут длинные разговоры о неумении пользоваться уборной и ряд других вопросов и замечаний к детям. В конце воспитатель спрашивает: — Что вы принесете из дома? – Дети, потерявшие нить беседы, отвечают: — Я булку принесу. – Я чашку. — — Не надо булок, не надо чашек, — сердится воспитатель, — платки принесите.

Виды бесед (Е.А. Флерина)

Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед – 1) беседы, связанной с наблюдением и 2) беседы,закрепляющей опыт детей. Первый тип бесед она рекомендовала проводить с детьми, начиная с 3 лет. Второй тип – в старшем дошкольном возрасте.

«Разговор – беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.

Длительность беседы.

«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.

Время для проведения беседы.

«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.

Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?

Как вести беседу с детьми?

Как заканчивать беседу?

«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.

Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.

Цель экскурсии или наблюдение – это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений ,которые ребенок будет отражать в слове.

Пример правильно построенного разговора – беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.

Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:

Подумайте, какие ошибки совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы?

«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.

Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?

Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?

Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед: 1) когда на иллюстрациях построена вся беседа, 2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.

В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:

Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:

«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. – Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? – И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.

Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.

Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:

Увлекательный материал по развитию речи дошкольников для речевых занятий с малышами на разные темы (игры, картинки, презентации, рассказы, сказки) Вы найдете в рубриках сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Читайте также: