Бурцев н правильное закаливание детей от рождения до школы

Обновлено: 07.07.2024

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья — шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит — как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть — значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

1) систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2) постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3) учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Еще раз подчеркиваю главное.

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.


Одни и те же мероприятия не могут быть использованы одинаково у всех детей. Перед закаливающими процедурами необходимо определить состояние ребенка, его здоровье, индивидуальные особенности. Поэтому, даже для, казалось бы, таких простых на первый взгляд процедур, необходимы профилактические осмотры у педиатров, на которых будет определена группа здоровья ребенка, и родители с уверенности будут знать, что именно их ребенку в данный период возраста и будет полезно.

Если ваш ребенок по состоянию здоровья относится:

  1. к 1-ой группе здоровья, то ему показаны все формы закаливания и физические нагрузки;
  2. детям со 2-ой группой здоровья следует отдавать предпочтения закаливаниям воздухом, а при проведении водных процедур, их температура должна быть выше на 2 градуса, а физические нагрузки должны быть ограничены;
  3. детям с 3-ей группой здоровья должны проводиться только местные водные процедуры, а воздушные мероприятия должны быть умеренными.

Для ослабленных детей должен быть индивидуальный подход. И мнения, что ослабленным детям противопоказаны закаливания глубоко ошибочно. Наоборот, такие дети особенно нуждаются в них, и при индивидуальном подходе для них приемлемы все виды закаливания.

Все процедуры должны иметь:

  1. индивидуальный подход;
  2. постепенный переход от более слабых по нагрузке закаливающих процедур к более сильным (это касается продолжительности воздушной или солнечной ванны, снижения температуры воды при водных процедурах и др.);
  3. постоянство использования во все времена года и без перерывов;
  4. комплексное использование (солнечные лучи, воздух, вода, физические упражнения и т.д.);
  5. положительный эмоциональный фон у ребенка (они должны нравится ребенку).

Воздушные ванны

Воздушные ванны включают в себя сон на открытом воздухе или с открытой форточкой, но без резких порывов ветра. Начинать надо с температуры 22-24 градусов с постепенным снижением на 1 градус каждые 2-3 дня, постепенно доводя до 15 градусов. Продолжительность воздушной ванны начинается с 3-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 мин. Красными сигналами являются: покраснения и повышенное потоотделение при теплых воздушных ваннах, и озноб, и так называемая гусиная кожа при холодовых воздушных ваннах.

Закаливание водой

  1. умывание начинают с температурой воды 20-22 градусов постепенно снижая на 1-2 градуса;
  2. полоскание горла начинают с 28 градусов постепенно снижая температуру воды до 18;
  3. обливание стоп с 28 градусов со снижением температуры воды каждые 10 дней на 1-2 градуса, доводя температуру до 10 градусов. Продолжительность процедуры должна составлять 25-30 секунд;
  4. обливания туловища должны начинаться со спины, далее грудь, живот, верхние и нижние конечности, исключая область головы. Летом температура воды не ниже 28 градусов, а зимой не ниже 30 градусов. Постепенно снижая каждые 10 дней до 20-18 градусов;


Закаливание ослабленных и часто болеющих детей

Делайте закаливающие процедуры всей семьей. Гуляйте в любую погоду, в соответствующей для этой погоды одежде. Не прибегайте к крайностям. И выбирайте процедуры по душе именно вашему ребенку, в соответствии с его самочувствием и состоянием здоровья.

Список литературы

  1. Гигиенические основы закаливания детей и подростков: метод. рекомендации / Г. В. Лавриненко, Ж. П. Лабодаева. Минск: БГМУ, 2007. 15 с.
  2. Агаджанова С.Н. Закаливание организма дошкольника [Текст] / Агаджанова С.Н. Детство-Пресс - Москва, 2011. - 469 c.
  3. Бурцев Н. Правильное закаливание детей от рождения до школы [Текст] / Бурцев Н. Феникс - Москва, 2013. - 128 c.

Николай Бурцев - Правильное закаливание детей от рождения до школы обложка книги

Аннотация к книге "Правильное закаливание детей от рождения до школы"

Начинать закаливание ребенка никогда не поздно. Если вы по каким-то причинам пропустили этот этап с рождения малыша, постарайтесь укрепить его иммунитет до школы, чтобы он болел меньше и, соответственно, меньше пропускал занятий.
В нашей книге вы узнаете о правилах проведения водных, солнечных и воздушных процедур закаливания, о правильном подборе температуры воды, обтирании ребенка, о психологической адаптации детей к закаливанию.

Иллюстрации к книге Николай Бурцев - Правильное закаливание детей от рождения до школы

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Защитные силы организма образуются при тесном взаимодействии трёх ведущих систем: нервной, иммунной и эндокринной. Их гармоничная и слаженная работа и лежит в основе нашего крепкого здоровья.

Для полноценного здоровья каждому из нас необходимо 1 :

Cоблюдение этих несложных правил особенно важно для детей, организм которых активно формируется в течение 10-ти лет после рождения1. В этот период особенно важно соблюдение режима, чередование видов деятельности, полноценные прогулки на свежем воздухе и т.д.

Каковы дополнительные меры закаливания?

Каковы дополнительные меры закаливания?

Дополнительными мерами оздоровления детей, особенно тех, кто уже страдает какими-либо хроническими заболеваниями, будут различные варианты закаливания.

Механизм действия закаливающих процедур достаточно прост: они повышают адаптационные возможности детского организма к меняющимся условиям внешней среды, обеспечивают быструю и эффективную перенастройку нервной системы к новой обстановке 3 .

Закаливающие процедуры для детского возраста бывают двух видов: воздушные и водные.

Водные процедуры

Первый способ подразумевает принятие воздушных ванн. Это может быть сон на свежем воздухе, пребывание в полутени летом, физическая зарядка после сна с открытой в комнате форточкой.

Водные процедуры могут включать в себя контрастный душ, обливания прохладной водой, обтирания мокрым полотенцем, а летом – купание в открытых водоёмах, умывание и обливание ног холодной водой 1,2 .

Для формирования полноценного иммунитета закаливание можно начинать с первых дней жизни ребёнка. Это могут быть кратковременные воздушные ванны во время переодевания или обтирания мокрым полотенцем.

Закаливание детей дошкольного возраста 4

Детей дошкольного возраста можно закаливать по определенной программе. Организм ребенка продолжает расти, но стадия ограничений совсем раннего возраста уже пройдена. Однако прежде чем начинать полноценную закалку, нужно выучить и соблюдать некоторые правила:

  • Начать стоит с консультации у педиатра и провести тщательную диагностику здоровья ребенка. У закаливания есть множество противопоказаний, касающихся по большей части хронических заболеваний.
  • Закаливать можно и нужно только здоровых детей. При любом прогрессирующем заболевании, на время болезни и восстановления, нужно отказаться от закалки. К ОРВИ подобное также относится.
  • Желательно приучить ребенка к графику процедур и подготовительным мероприятиям. Нужно ввести систематичность и стараться придерживаться ее.
  • Любой вид закаливания нужно вводить не спеша, постепенно увеличивая продолжительность. Подобное особенно сильно касается водных процедур и ледяных обливаний.
  • Успех закалки во многом зависит от психологического настроя. Если ребенок весел, бодр, ему интересно, а процесс доставляет удовольствие, то результат однозначно будет положительным. Если ребенок плачет или просто в плохом настроении, то лучше отказаться от данного вида закаливания или перенести процедуру.
  • Организм ребенка обладает феноменальными регенеративными особенностями, но он все еще растет, а иммунитет только набирает силу. Не стоит проверять организм ребенка на прочность и стойкость, нужно соблюдать меру. Излишнее охлаждение или перегрев принесут только вред.
  • Ребенок может плохо воспринимать один из видов закаливания. Всегда нужен индивидуальный подход.

Препарат местного действия Имудон ® можно использовать и с целью профилактики. Особенно это актуально для детей, которые часто болеют в сезон распространения гриппа и простуды.

В качестве профилактики Имудон ® назначают также по 6 таблеток в день, но курс увеличен до 20 дней. После рассасывания таблетки стоит воздержаться от принятия пищи и питья в течение часа 6 .

Различные процедуры закаливания обладают некоторыми общими противопоказаниями, которые нужно всегда учитывать:

  • Вирусные или бактериальные инфекционные заболевания.
  • Проблемы с сердечнососудистой системой. При резкой смене температуры сосуды могут сжиматься, что плохо скажется на сердце.
  • Заболевания нервной системы. По факту, большинство видов закаливания могут провоцировать стресс и раздражать нервную систему.
  • Кожные заболевания, особенно в стадии обострения.
  • Проблемы с дыхательной системой.

Как уже говорилось ранее, закаливание - это дополнительные меры оздоровления ребенка. К ним относится вода, воздухом и солнце. Закаливание солнцем не рекомендуется проводить детям совсем малого возраста, так как их организм еще не в состоянии получить от подобной процедуры пользу.

Закаливание воздухом 3

Закаливание водой 3

  • Обтирания. Процедуру проводят с самого раннего возраста. Желательно использовать махровую варежку или перчатку. Мокрой перчаткой обтирается кожа ребенка до легкого покраснения. Со временем температуру воды можно снижать. Более взрослые дети в состоянии сами проводить подобную процедуру, либо ее заменяют другими видами закаливания.
  • Умывание. Постепенно нужно приучать ребенка умываться холодной водой, вплоть до 20°С.
  • Обливание. Классический прием закаливания. Следует проводить после банных процедур. Начинать стоит с теплой воды, постепенно понижая градус.
  • Контрастный душ. Необходимо разогреть ребенка, физической нагрузкой, либо теплой водой, а потом на короткий промежуток времени обдать прохладной водой и так несколько раз. Со временем температуру воды следует снижать.
  • Купание. Любое купание в открытом источнике воды, включая бассейн, значительно закаливает организм, помимо превосходной физической нагрузки.

Закаливание солнцем 3

  • Солнечные ванны. Знакомый многим прием, который подразумевает нахождение ребенка в оголенном виде под солнцем. Злоупотреблять подобным видом закалки не стоит, а голова должна быть строго прикрыта. Для самых маленьких детей нахождение под солнцем противопоказано.
  • Световоздушные ванны. Помимо солнца должен присутствовать ветер. Злоупотреблять процедурой также не стоит.

Закаливание детей в домашних условиях

Достаточно часто родители интересуются, какими способами можно закаляться исключительно дома. Большинство вышеперечисленных способов подходят для домашнего использования, с небольшими изменениями и доработками. Но необходимо знать разницу между закаливанием малыша и ребенка более старшего возраста. Иначе можно значительно навредить здоровью.

Закаливание грудного ребенка в домашних условиях включает в себя:

  • Проветривание помещения;
  • Воздушные ванны;
  • Сон при открытом окне или в коляске на балконе;
  • Постепенное снижение температуры воды при купании;
  • Умывание слегка теплой и прохладной водой, обтирание.

Закаливание ребенка дошкольного возраста в домашних условиях включает в себя:

  • Босые ноги при отсутствии сквозняков;
  • Контрастный душ и обливание;
  • Обтирание и умывание холодной водой;
  • Прохладные ванночки для ног перед сном;
  • Закаливание горла прохладными напитками и мороженым, либо замороженным соком.

Как стимулировать иммунитет?

Если речь идёт о хронических заболеваниях верхних дыхательных путей (тонзиллит, фарингит), то специалист может рекомендовать прием местных средств микробного происхождения.

При наличии хронических заболеваний мерами профилактики обострений являются также курсовые приёмы лекарственных препаратов, специфичных для конкретной патологии.

К эффективным препаратам этой группы относится Имудон ® . Он стимулирует местный иммунитет, способствует нормализации состава микрофлоры глотки 5 . За счёт указанных эффектов Имудон ® способствует снижению количества простудных заболеваний у детей 6 .

Как действует Имудон

Инструкция


Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.


Основные эффекты закаливающих процедур:

- укрепление нервной системы;

- развитие мышц и костей;

- улучшение работы внутренних органов;

- активизация обмена веществ;

- невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.

Основные принципы закаливания:

проводить закаливающие процедуры систематически;

увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;

учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;

начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;

никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;

избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;

правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;

закаливаться всей семьей;

закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;

в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Закаливающие воздушные процедуры:

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.

Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!

Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка

Существуют специальные правила закаливания:

1. необходим психологический настрой;

2. важна систематичность занятий;

3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;

4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;

6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;

7. закаливание должно приносить радость

Интенсивные методы закаливания


К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

контрастные ножные ванны;

сауна; русская баня

Читайте также: