Бунин безумный художник краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Хронотоп является неотъемлемой и важной частью художественного произведения. Более того, он определяет жанровые разновидности. Тем не менее, в данной статье мы хотим обратить внимание на такие функции хронотопа, как раскрытие образа героя и передачу авторской точки зрения.

Если проследить в рассказе все детали пространства с указанием оттенков, то мы увидим четкое разделение структуры рассказа на две части. Стоит отметить, что мы исключаем оттенки при описании внешности персонажа.

В первой части рассказа доминируют синий, золотой, белый цвета и их оттенки. Во второй же части – черные, синие, красные сочетания. Символика цвета сильно зависит от сочетаемости: во-первых, с другими цветами, во-вторых, с другими символами. Так, многие цвета, некоторые цвета в разных частях рассказа отражают разные, порой противоречивые друг другу символы. Остановимся на семантике преобладающих в тексте цветов.

Синий цвет в сочетании с черным также присутствует в рассказе, но уже в завершении, в последнем его абзаце и при этом можно отметить, что несет в себе семантику рока, роковой гибели, так как черный, как правило, – символизирует смерть. Таким образом, синий цвет в рассказе имеет двойственную символику: так, в первой части рассказа в сочетании с белыми и золотыми оттенками он символизирует покой, религиозное чувство, а также, в контексте рассказа, предрождественскую атмосферу города, ожидание чуда; во-второй же части, синий выступает либо в сочетании с черным цветом, либо рядом с инфернальными символами, как, например, в описании замысла художника, речь о котором пойдет ниже.

3. Кандинский В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. – Ленинград, 1989, – с. 40-41, с.485

4. Н. В. Злыднева Белый цвет в русской культуре XX века Признаковое пространство культуры / Отв. ред. С.М. Толстая. - М.: Индрик, 2002, с. 424-431

Гениальный человек-главный герой произведения, потерял во время революции и гражданской войны все, что ему было дорого. Но главное-он потерял свою жену и только что рожденного ребенка. Видимо женщина не выдержала лишений, которые сопутствуют войнам: голода, болезней, ужасов смерти. И видимо, она умерла сразу после родов, а с ней умер и ребенок. " Представь же себе, каково было ей, беременной на восьмом месяце! Мы прошли через тысячу всяческих рогаток, не спали, не ели почти шесть недель. А море! А бешеные качки! А этот непрестанный страх, что, того гляди, взлетишь на воздух! "Все наверх! Готовь спасательные пояса! Первому, кто кинется к шлюпке без команды, размозжу череп! "

И художник от горя потерял рассудок. Он эмигрировал за границу, но затем вернулся в канун сочельника в Россию. Его воспаленное воображение стремилось отразить на холсте рождение Христа, как аллегорию рождения его ребенка. В образе Мадонны он хотел запечатлеть свою жену.

Но ему не удалось нарисовать светлую картину, несмотря на то, что вся комната была залита светом свечей. Вместо этого он нарисовал распятие и ". Смерть, в доспехах и зубчатой короне, оскалив свою гробную челюсть, с разбегу подавшись вперед, глубоко всадила под сердце распятого железный трезубец. Низ же картины являл беспорядочную груду мертвых - и свалку, грызню, драку живых, смешение нагих тел, рук и лиц. И лица эти, ощеренные, клыкастые, с глазами, выкатившимися из орбит, были столь мерзостны и грубы, столь искажены ненавистью, злобой, сладострастием братоубийства, что их можно было признать скорее за лица скотов, зверей, дьяволов, но никак не за человеческие. "

Ужасы войны оставили неизгладимое впечатление в расстроенном рассудке художника. Потеря близких еще более усугубила его болезнь. И все это он изобразил в своем рисунке.

Наверное прозаик и поэт, нобелевский лауреат, классик мировой литературы ХХ столетия сказал то что хотел. Рассказ в 8 страниц, просто не помню.

Чтобы понять его стихи необходимо изучить ту тему про которую он написал.. .

Он на клинок дохнул — и жало
Его сирийского кинжала
Померкло в дымке голубой;
Под дымкой ярче заблистали
Узоры золота на стали
Своей червонною резьбой.

"Во имя Бога и Пророка,
Прочти, слуга небес и рока,
Свой бранный клич: скажи, каким
Девизом твой клинок украшен? "
И он сказал: "Девиз мой страшен.
Он — тайна тайн: Элиф. Лам. Мим".

"Элиф. Лам. Мим? Но эти знаки
Темны, как путь в загробном мраке:

Сокрыл их тайну Мохаммед. "
"Молчи, молчи! — сказал он строго, —
Нет в мире Бога, кроме Бога,
Сильнее тайны — силы нет".

Сказал, коснулся ятаганом
Чела под шелковым тюрбаном,
Окинул жаркий Атмейдан
Ленивым взглядом хищной птицы —
И тихо синие ресницы
Опять склонил на ятаган.

Источник: И. А. Бунин - "Тайна" - например: строка этого стиха "Он — тайна тайн: Элиф. Лам. Мим" про нижеприведенную суру из Корана.

Художник сходит с ума, теряя в войну жену с ребенком. В память о них он хочет написать картину со светлым библейским сюжетом. Но получаются только пожары, виселицы, трупы и распятый Христос.

За минуту

Накануне праздника в старый русский город приезжает художник. Он показывает гостиничному слуге женское обручальное кольцо — наказ перед смертью написать гениальную картину о Рождестве. Гость возбужден и размахивает руками.

Он не находит красок в магазине, и пугает продавщицу путаным рассказом о чудесном сюжете будущей картины. С картоном и акварелью безумец возвращается в гостиницу, требует воды и через несколько минут засыпает.

Вечером художник ругается, что его не разбудили, и возбужденно вспоминает о страшной поездке с беременной женой. Он достает из чемодана фото: женщина и ребенок в гробах. Художник хватает карандаши и покрывает весь лист противоречивыми рисунками. Картон испорчен.

Он снова рисует на чистой стороне листа и к утру заканчивает работу. Вместо светлого библейского сюжета на картине полыхают пожары, громоздятся виселицы и эшафоты, высится распятый на кресте Спаситель с копьем в сердце, везде горы трупов и жуткие лица убийц.


Безумный художник ( русский Безумный художник , Besumny chudoschnik) короткий рассказ о России , лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина , который был написан в Париже в 1921 году и опубликованной в 1923 году в т. 1 альманаха ОКНО там .

Содержание

содержание

Полиция попросила руководство отеля проследить за артистом. Если, как в случае, человек был за границей, то во время войны это неудивительно. По крайней мере, в паспорте нет ничего предосудительного. Там написано, что жена художника умерла.

Художник берет фото из чемодана. На нем сфотографированы два гроба с женой и ребенком. Художник отклоняется от своей концепции - ребенок в яслях с Мадонной и ягненком. Ближе к концу долгого сочельника новая работа сделана. Тогда не родился Христос, но прежде, чем были распяты главные угли фона. Висящие на виселице орудия пыток, включая орудия казни этого мира, не пропали. В лицах преступников есть что-то дьявольское животное.

прием

Рассказ Бунина представляет собой короткую зарисовку из сельской жизни. История начинается с описания купца Красильщикова, человека, который учился в Москве и имеет престижную работу в большом городе, но периодически возвращается в свою усадьбу под Тулой, как бы сейчас сказали, ради понтов. Там он обожает выглядеть простым мужиком, который сам себя сделал, добился многого и щеголять различными дорогими и статусными предметами наподобие золотого портсигара. Бунин специально вводит такие детали для того чтобы показать весьма мелочный характер главного героя и довольно примитивный спектр его притязаний к этой жизни.

В дороге молодого купца застает ливень и он решает укрыться в доме и старика-вдовца, который держит постоялый двор в 20 верстах от города. Герой останавливается там, он никого не видит в доме и вдруг откуда-то из закутка появляется маленькая девочка Степа, дочка вдовца, которой, как потом узнает читатель, недавно только исполнилось 16 лет. Девочка поругалась с отцом, он уехал в город, а она напугана грозой. Когда приехал купец, она еще больше испугалась и забилась в дальнюю часть дома. Теперь она даже немного рада приезду этого гостя и начинает суетиться перед ним.

Красильщиков в свою очередь видит перед собой практически ребенка, вдвое меньшего его по размеру. Он любуется ей в полумраке, а потом притягивает к себе, обнимает и говорит о том, что ей самой нравится, когда он приезжает. Девочка действительно считает его лучше всех, но она явно просто впечатляется богатым и молодым купцом, который значительно выше ее в социальном смысле.

Купец полупринуждает ее к близости, заводит лошадь на постой, остается в доме, спит рядом, курит. Точнее, Степа заплаканная спит, а он до утра просто лежит и гладит ее прическу, думает, как такое получилось и что ее отец непременно все узнает. Под утро Степа просит его не уезжать, просит взять к себе в супруги и соглашается на любые условия. Герой смотрит на нее и успокаивает, он обещает, что спустя немного дней вернется и попросит у ее отца выдать дочку за себя. Степа кончает истерику, но все равно взволнована, после своих обещаний, Красильщиков снова склоняет ее к соитию. После этого он уезжает, далее рассказчик констатирует, что спустя пару дней он был в Кисловодске.

Рассказ говорит о бесправном положении простых людей, а также выявляет особый тип личности, наподобие главного героя, людей, которые относятся к другим потребительски и не гнушаются даже таким отвратительным обманом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

  • Антоновские яблоки
  • Антоновские яблоки по главам
  • Господин из Сан-Франциско
  • Грамматика любви
  • Деревня
  • Жизнь Арсеньева
  • Кавказ
  • Косцы
  • Кукушка
  • Лапти
  • Легкое дыхание
  • Митина любовь
  • Натали
  • Окаянные дни
  • Подснежник
  • Поздний час
  • Сверчок
  • Сны Чанга
  • Солнечный удар
  • Степа
  • Танька
  • Темные аллеи
  • Холодная осень
  • Цифры
  • Чистый понедельник

Иван Алексеевич Бунин – писатель-философ, создававший лиричные, но вместе с тем глубоко философские тексты, – в своих произведениях был не только певцом природы, но и мыслителем. Часто именно с помощью подробного описания природных явлений и сравнения их с различными аспектами физической и психологической жизни людей Иван Алексеевич размышлял над волнующими его событиями бытийного, социального и философского плана.

Символично уже название рассказа. Читателю, незнакомому с содержанием текста, может показаться, что речь пойдёт о какой-либо определённой книге или о Библии, ведь Бунин был верующим человеком. Но автор, в свойственной ему манере, с первых же строк рассказа выводит повествование на более глубокий, философский уровень.

Анализ семантического пространства текста.

Семантическое пространство текста по своей структуре неоднозначно. Можно выделить две темы.

Первая (и основная) тема – противопоставление созданного природой и творимого людьми, мира книги и реального мира. Она раскрывается следующими ключевыми словами и словосочетаниями: книга, читать, выдумки, несуществующий мир, выдуманные люди, слово/поле, усадьба, деревня, мужики, настоящая жизнь, природа, мир.

Вторая – второстепенная тема – вечное противопоставление жизни и смерти, появления на свет и ухода за грань. Ключевыми словами для этой темы являются: жизнь, существование, спутники/могила, погост.

Анализ денотативного пространства текста.

Макроструктура данного текста – набор микропозиций и связывающих их отношений. Текстовая макропозиция выражена в вопросе о роли книги в жизни человека. Глобальная ситуация в рассказе – размышления автора на эту тему.

В рассказе можно выделить следующие микропозиции:

1. долго читал, с раннего утра читаю, с книгой в руках, полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования;

2. я читал, жил чужими выдумками, а …всё жило своей собственной, настоящей жизнью;

3. очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу;

4. то. что есть в жизни и во мне самом и чём не пишут как следует в книгах;

5. пока я читал, в природе… шли изменения;

6. Всё читаете, всё книжки выдумываете?;

7. вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены;

8. не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

Лексико-семантические репрезентации указывают на присутствие в тексте как книжно-литературной (действительные и вымышленные спутники земного существования, книжное наваждение, флейтовое пение, вечная боязнь, воплощение и сохранение), так и разговорно-бытовой (доброго здоровья) лексики.

Анализ базовых текстовых категорий.

К базовым текстовым категориям относятся следующие: связность, завершённость, модальность, информативность, пространственно-временной континуум.

Рассмотрим каждую категорию поподробнее.

I. Связность.

Категория связности важна тем, что, анализируя повторы разных уровней, глубже проникаешь в авторский замысел, чувствуешь ту глубинную идею, которую автор хотел донести до читателя с помощью собственно-языковых средств.

1. Собственно лексические повторы:

А. Дословный повтор:

Книга/книжки (повторено 5 раз), опять (2 р.), читать (6 р.), куст жасмину (2р.), выдумываете (2 р.), усадьба (3 р.), чувствовать (2 р.), облака (2 р.), деревня (2 р.), сад (3 р.), иволга (2 р.), поёт (3 р.), девочка (3 р.), мужик/мужики (4 р.), гумно (2 р.).

Б. Повтор однокоренных слов:

Книга – книжный, выдумки – выдумываете, петь – пение.

В.Повтор слов одной тематической группы:

Книга: книга, читать, несуществующий мир, выдуманные люди, Авраам, Исаак, Гамлет, Чацкий, Собакевич, Офелия, Печорин, Наташа Ростова, вымышленные спутники, жить чужими выдумками, книжное наваждение, книжки выдумываете, герои и героини, роман, повесть, завязка и развязка, недостаточно книжный, наиболее законное выражение, единственно настоящее, след, воплощение и сохранение, слово.

Природа: природа, поле, лошади, мухи, шмели, птицы, облака, солнечно, празднично, тучки, лозины, дождевые, полевой дождь, поёт иволга, сухая фиолетовая дорога, синий чернозём, куст жасмину, петухи, игривые трели, флейтовое пение, цвести.

Человек, поле его деятельности: гумно, омёт, руки, полжизни, люди, могила, спутники, усадьба, деревня, мужики, солома, сад, погост, железная лопата, лицо, шапка, потный лоб, девочка, жизнь.

Чувства, действия, эмоции: читал, отбросил, прожил, волнуясь, очнулся, удивление, радость, смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, чувствую, счастлив, посадил, живёт, поёт, боязнь, мука, молчать, сохранение.

Г. Повтор синонимов:

Д. Повтор контекстуальных синонимов:

Книга, несуществующий мир, выдуманные люди, Авраам, Исаак, Гамлет, Чацкий, Собакевич, Офелия, Печорин, Наташа Ростова, вымышленные спутники, чужие выдумки, книжное наваждение, герои и героини, роман, повесть, завязка и развязка, наиболее законное выражение, единственно настоящее, след, воплощение и сохранение, слово.

Природа, поле, усадьба, настоящая жизнь, погост, необыкновенно простое, невыразимое, самое непостижимое в мире.

Е. Повтор контекстуальных антонимов:

Книга, несуществующий мир, выдуманные люди, Авраам, Исаак, Гамлет, Чацкий, Собакевич, Офелия, Печорин, Наташа Ростова, вымышленные спутники, чужие выдумки, книжное наваждение, герои и героини, роман, повесть, завязка и развязка, наиболее законное выражение, единственно настоящее, след, воплощение и сохранение, слово / Природа, поле, усадьба, настоящая жизнь, погост, необыкновенно простое, невыразимое, самое непостижимое в мире.

Было солнечно, празднично / теперь всё померкло, стихло.

2. Морфологические повторы:

А. Существительные:

гумно, омёт, утро, мир, люди, судьбы, радости, печали, могила, выдумки, существование, влияние, природа, поле, лошади, мухи, шмели, птицы, облака, тучки, лозины, дождь, иволга, дорога, чернозём, куст, жасмин, петухи, трели, пение, наваждение, герои, героини, роман, повесть, завязка, развязка, след, воплощение, сохранение, слово.

Б. Глаголы: читал, возмутило, прожил, разобраться, разделить, определить, почувствовал, очнулся, отбросил.

В. Прилагательные:

ранний, действительный, собственный, настоящий, книжный, сложный, глубокий, чудесный, фиолетовый, далёкий, сухой.

Г. Причастия:

несуществующий, бывший, выдуманный, вымышленный, невыразимый, прилипший.

Д. Наречия:

сокровенно, солнечно, празднично, тепло, мягко, недостаточно.

Е. Деепричастия:

лёжа, волнуясь, связав.

Ж. Местоимения:

их, моего, как, меня, я, всё, своей, себя, он, кого-то, чего-то.

3. Синтаксические повторы:

А. Простые предложения:

И так изо дня в день, с самого детства! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.

Б. Сложные, сложносочинённые предложения:

Всё читаете, всё книжки выдумываете? Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках!

В. Сложные, сложноподчинённые предложения:

И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, – главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чём никогда не пишут как следует в книгах. Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живёт сад, усадьба? И вечная мука – вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

4. Фразовые повторы:

А. Синонимические повторы фраз:

В саду поёт иволга. На своей девочке куст жасмину посадил. Всё читаете, всё книжки выдумываете?

Б. Повторы риторических вопросов:

Всё читаете, всё книжки выдумываете? Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живёт сад, усадьба? А может быть, это усадьба живёт для её флейтового пения? А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой?

В. Повтор риторических восклицаний:

Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука – вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!

II. Завершённость.

Категория завершённости также важна для анализа текста. В данном рассказе эта категория проявляется:

2. В сильной позиции текста. В данном тексте присутствуют:

III. Модальность.

IV. Информативность.

В рассказе Бунина присутствует как явная, так и скрытая информация.

Явной информацией негодование и размышление героя, описание природы и жизни вокруг (флейтовое пение иволги, мужик, идущий с погоста).

В тексте присутствует и пресуппозиция, выражаемая как собственно лингвистическими, так и несобственно лингвистическими средствами.

Собственно лингвистические средства выражены перечислением имён собственных (контекстуальные синонимы – Авраам, Исаак, Гамлет, Чацкий, Собакевич, Офелия, Печорин, Наташа Ростова).

Несобственно лингвистические средства проявляются в реалиях того времени (омёт, гумно, усадьба, погост), без знания которых и без понимания того, что означают перечисленные Буниным имена собственные (Авраам, Исаак, Гамлет, Чацкий, Собакевич, Офелия, Печорин, Наташа Ростова), то есть, без знания литературно-культурного наследия, невозможно до конца понять и адекватно оценить, что именно хотел сказать автор.

V. Пространственно-временной континуум.

Для чёткого понимания авторского замысла большое значение имеет локализация содержания произведения во времени и пространстве.

1. Рассматривая категорию пространства, следует заметить, что пространство в рассказе обладает следующими характеристиками:

А. Антропоцентричность.

Б. Отчуждённость.

В. Ограниченность пространства.

Г. Предметность.

Д. Близость и дальность пространства.

Пространство в тексте в основном имеет близкий характер. Бунин описывает локусы, находящиеся в непосредственной близости от героя: поле, деревня, усадьба. Есть лишь небольшой намёк на возможное проявление далёкого пространства: к югу, к западу за деревней.

Е. Литературно-художественные модели.

Ж. Пространственные позиции автора и персонажа.

В тексте наблюдается совпадение пространственных позиций автора и персонажа. Можно предположить, что автор (Бунин) следует за своим персонажем, но расходится с ним в оценке на ценности литературы.

Большую роль в характеристике категории времени играют лексические средства, прямо или косвенно обозначающие время. Лексическую основу текстового времени составляют слова: долго, полжизни, с раннего утра, изо дня в день, внезапно, пока, сто лет, теперь, вечно. Как видим, преобладают лексические средства со значением длительности, большого отрезка времени. Именно эта лексика в первую очередь формирует темпоральное пространство данного художественного текста.

Анализ эмотивного пространства текста.

1. Интерпретационно-характерологические смыслы выражены эмоциями главного героя, выраженными разными частями речи: возмутило, волнуясь, с радостью, счастлив, печали, боязнь.

2. Эмоционально-жестовые смыслы показывают внутреннюю, скрытую эмоциональную жизнь героя, проявляемую посредством жестов: отбросил книгу.

3. Эмоционально-оценочные смыслы в анализируемом тексте представлены слабо. Оценочные высказывания героя выявлены такими словосочетаниями и высказываниями, как книжное наваждение, игривые трели.

[1] Термин Ю.С. Степанова. Ю.С.Степанов. Константы. Словарь русской культуры: опыт исследования. – М., 1997. С. 124.

Читайте также: