Буклет адаптация первоклассников к школе
Обновлено: 08.07.2024
*Помогите детям организовать свою деятельность. Начинайте каждый урок с организации рабочего места. Четко давайте инструкции, разбивая их выполнение на несколько последовательных этапов.
* Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
* Чаще хвалите учеников за хорошее поведение.
* Управляйте своим голосом. Понижение тона, высоты и громкости голоса можно использовать, что бы уменьшить уровень шума в классе.
* Напротив, повышенный энтузиазм учителя, может расшевелить учеников и повысить их интерес.
* Помните. Что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, на сколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
* Используйте игровые психологические приемы, которые помогут создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволят детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом.
* Улыбайтесь детям чаще. Сделайте себя другом и наставником каждого малыша.
* Выстраивая позитивные взаимоотношения с детьми, не забывайте о похвале. Ориентируйте себя и детей на их личный успех, ободрите детей.
* Постарайтесь организовать личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
* Включайте детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
* обеспечьте дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (леворукие, с синдромом гиперактивности, медлительные и др)
Когда в семье подрастает ребенок, каждый заботливый родитель задает себе вопросы о том, как помочь пройти сложный период привыкания, перестройки организма, восприятия новых правил и требований педагогов. Как наиболее плавно и безболезненно перейти от игровой деятельности к новой сложной учебной. Существует несколько правил, которые помогут избежать множества проблем:
Прежде всего, родители должны со всей серьезностью отнестись к планированию режима первоклассника. Учитывая его школьную нагрузку, нужно правильно распланировать день и уделить особое внимание прогулкам и активным играм. Не стоит забывать, что сон должен длиться не меньше одиннадцати часов;
Не стоит делать переход очень резким, ведь кроха не может в один момент превратиться из беззаботного ребенка в старательного прилежного ученика. Для того чтобы адаптация к обучению в школе была максимально плавной, разрешайте малышу брать с собой его любимые игрушки. Но позволять играть с ними можно только на переменах;
Очень важно поощрять первоклашку за успехи и активное участие в различных мероприятиях. Не забывайте хвалить ребенка, но не в целом, а за конкретные достижения, а также подчеркивайте его положительные качества;
Еще до первых занятий объясните ребенку, что в школе существуют определенные правила и важно их соблюдать — обращение к учителю, звонок, зачем и когда поднимать руку, как вести себя на переменах, в столовой и прочее.
Все многообразие школьных
трудностей условно разделяют на два
типа (по М.М. Безруких):
специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, речевого развития и т.д.
неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.
Признаки дезадаптации:
усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
Когда ребенок идет в первый раз в школу, начинается новый и весьма важный этап в его жизни.
Адаптация ребенка к школьной жизни – это
сложный вопрос, который можно обсудить с психологом, чтобы не допустить ошибок.
Почему детям требуется адаптация к школе?
Маленький ребенок, который привык к достаточно свободному, как правило, режиму дня, поступив в 1 класс, вынужден приспосабливаться к определенному ритму жизни. Теперь от него требуют спокойно сидеть на уроках, слышать и понимать, о чем рассказывает учитель, да еще и показывать хорошие результаты.
Для любого ребенка в той или иной степени это стресс.
На то, насколько успешно ребенок адаптируется к школе, указывают некоторые факторы:
– личные характеристики и особенности поведения малыша;
– уровень подготовки к школе, причем в этом случае учитываются не только знания и интеллектуальный потенциал, но и степень физической и психологической готовности;
– посещение ребенком детского сада;
– особенности взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми, его социальные навыки, умение решать конфликты, работать в команде и т. д.
Какие признаки в поведении вашего малыша указывают на то, что его адаптация к школе проходит плохо?
Если у ребенка есть трудности с привыканием к новому коллективу, учителю, то он может выглядеть уставшим, часто жаловаться на одноклассников или учителя, говорить о том, что ему неинтересно в школе или задают слишком много. Когда ребенок долго засыпает вечером, а потом наутро с трудом встает с постели, это тоже указывает на определенные проблемы в школе. При неправильной адаптации первоклассник может часто становиться грустным и раздражительным и не хотеть идти на занятия. Отсутствие друзей среди одноклассников также должно насторожить родителей.
Какие трудности могут возникнуть у вашего первоклассника при адаптации к школе, узнайте, пройдя тест.
Когда адаптация первоклассника к школе проходит правильно
В случае нормального привыкания детей к новым условиям, у них отмечается бодрость, хорошее настроение, новые друзья в коллективе, они хотят учиться и узнавать что-то новое. Учитель в этой ситуации воспринимается как друг и наставник. Ребенок нормально переносит новый режим дня и без особых проблем делает домашние задания. При успешной адаптации первоклассник адекватно воспринимает критику со стороны учителя и не провоцирует конфликты в классе.
Для оценки адаптации психолог в школе использует методику оценки школьной мотивации Лускановой.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
1. Не перегружайте кроху внешкольными занятиями, кружками – ему сейчас и так нелегко.
Подождите некоторое время, пока убедитесь в том, что он привык к школе.
3. Не критикуйте. Не бросайте жестких фраз о том, что у него ничего не получается, что он криво пишет или медленно читает. Это только начало, сейчас самое время поддержать кроху и дать ему силы на новые свершения.
4. Хвалите. Боясь осуждения, дети часто не делают то, что могут. Поверьте в своего ребенка, похвалите за мелочь, и скоро он сделает во много раз больше и лучше.
5. Не сравнивайте его с другими детьми. Это может, как серьезно занизить самооценку ребенка, так и дать повод для необоснованной гордости. Сравнивайте его достижения с его же предыдущими результатами.
Помочь ребенку привыкнуть к школе – это практически первоочередная задача родителей. Больше говорите со своим малышом, сделайте так, чтобы он мог доверять вам. Вместе вы обязательно справитесь!
В помощь педагогам и буклет для родителей “Адаптация первоклассника к школе”
Танита Кэри: О чем думает ребенок? Детская психология для современных родителей
Читайте также: