Брюсов ключи тайн краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Символисты представляли собой организованное направление в литературе со своей четко разработанной критической программой и поэтикой. Теоретизировали они все, в особенности Мережковский, А. Белый, Иванов. Предтечей их был философ В. Соловьев.

Что же такое символистская критика как социально-общественное и эстетическое явление?

Символизм вбирал в себя все повадки русской либеральной буржуазии, еще по привычке твердившей гуманные фразы и ратовавшей за прогресс, а на деле неуклонно совершавшей эволюцию в сторону гонителей подлинной демократии.

Признанный лидер литературно-критического движения эпохи — Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924). В историю русской литературы онвошел как один из созидателей поэтической культуры нача­ла XX а, соединивший в своем творчестве новейшие художественные искания с заветами классиков Крупнейший культурный деятель, ли­тератор-энциклопедист, Брюсов в своей творческой практике отразил зарождение, расцвет и кризис символистского направления, пройдя сложный путь от исповедования индивидуализма и эстетизма к при­знанию социальной действенности искусства и активной роли худож­ника в переустройстве общества.

Цитаты: Искусство доставляет наслаждения - кто станет спорить! Искусство поучает - мы знаем это на тысячах примеров. Но, вместе с тем, в искусстве часто нет ближайших целей, никакой пользы - отрицать это могут только фанатики. Наконец, искусство общит людей, раскрывает душу, делает всех причастными творчеству художника. Что же такое искусство? Как оно и полезно и бесполезно вместе? Служит Красоте и часто безобразно? И средство общения, и уединяет художника? Единственный метод, который может надеяться решить эти вопросы — интуиция, вдохновенное угадывание, метод, которым во все века пользовались философы, мыслители, искавшие разгадки тайн бытия.

Мы живем среди вечной, исконной лжи. Мысль, а, следовательно, и наука бессильны разоблачить эту ложь: Большее, что они могли сделать, это указать на нее, выяснить ее неизбежность. Наука лишь вносит порядок в хаос ложных представлений и размещает их по рангам, делая возможным, облегчая их узнание, но не познание.

Но в течение долгих столетий искусство не отдавало себе явного и определенного отчета в своем назначении. Различные эстетические теории сбивали художников. И они воздвигали себе кумиры, вместо того, чтобы молиться истинному богу. История нового искусства есть, прежде всего, история его освобождения. Романтизм, реализм и символизм - это три стадии в борьбе художников за свобод)'. Они свергли, наконец, цепи рабствования разным случайным целям. Ныне искусство, наконец, свободно.

Теперь оно сознательно предается своему высшему и единственному назначению: быть познанием мира, вне рассудочных форм, вне мышления по причинности.

русский символизм

Я попытаюсь дать общую характеристику такому сложному явлению, как русский символизм и кратко рассказать о его ярких представителях. В конце XIX — начале XX века в России появились новые поэты, не похожие на тех, что писали стихи в 60-80-е годы: В. Брюсов и К. Бальмонт, А. Блок и А. Белый, З. Гиппиус, В. Иванов, И. Анненский, — всех их причисляют к символизму, первому литературному направлению серебряного века.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

Содержание

Немного об особенностях русского символизма.

Критики будут упрекать символистов за уход от действительности, равнодушие к социальным проблемам. В самом деле, они мало писали о страданиях народа, не призывали свергать и разрушать. Надо сказать, стихи на злобу дня, которые многие писали тогда, забылись, а символисты интересны и сегодня, потому что людей всегда будет волновать поэзия, которая прикасается к тайнам мира, тонким причудливым движениям души.

Большое влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев. В его статьях и стихах возникал образ Софии, вечной мудрости которая являлась ему в мистическом озарении. И поэты рубежа веков увлекались мистикой, ожидая, что им откроется тайна мира и они смогут передать ее людям, повести их за собой.

Одним из лидеров новых поэтов был Вячеслав Иванов (1866 — 1949). Еще гимназистом он увлекся Древней Грецией. Заниматься античной историей он продолжал и в университете, а 1886 году уехал в Германию, чтоб продолжать свои занятия под руководством будущего нобелевского лауреата Теодора Моммзена.

Иванова интересовал культ Диониса, греческого бога виноделия. Приверженцы этого бога приходили в состояние экстаза во время праздников, посвященных ему, им казалось, что они общаются с Дионисом. Иванов вслед за Ницше говорит о дионисийском начале как разрушении границ между человеком и миром, наслаждении жизнью. Но для него сверхчеловеческое — не крайний индивидуализм, а религиозное соединение людей. Удивительным образом культ Диониса соединялся у Иванова с христианством. Не без его влияния русский символизм, в отличие от европейского, будет пронизан религиозными мотивами.

Звезда зажглась над сизой пеленой
Вечерних гор. Стран утренних вершины
Встают, в снегах, убелены луной.
Колокола поют на дне долины.
Отгулы полногласны. Мглой дыша,
Тускнеет луг. Священный сумрак веет
И дольняя звучащая душа,
И тишина высот — благоговеет.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и их литературный салон.

Другим литературным салоном Петербурга была квартира известного романиста — Дмитрия Мережковского и его жены, поэтессы Зинаиды Гиппиус, которые жили в доме Мурузи на пересечении Литейного и Пантелеймоновского.

Как раз Мережковский выступил в 1892 году с манифестом символизма, заявив, что литература со времен Некрасова и Чернышевского слишком увлеклась социальными проблемами. Им он противопоставил вопросы философии и религии. Именно Мережковский в 1901 году организовал религиозно-философские собрания, объединившие творческую интеллигенцию, представителей церкви. Там собирался весь культурный Петербург. Говорили о роли религии в возрождении России. Вообще одной из основных мыслей русских символистов была идея о том, что будущее России будет определяться не политикой и экономикой, а духовностью.

Зинаида Николаевна Гиппиус была яркой представительницей богемы. Экстравагантная, с рыжей косой, которую любила распускать, она носила еще тогда вовсе не распространенные брюки, которые ей, впрочем, шли. В ее салон допускались лишь те, кто соответствовал высоким требованиям хозяйки. После нее остались литературные воспоминания, где много ума и проницательности, хотя немало язвительности. И талантливые стихи, конторе она почему-то часто писала от имени мужчины.

В гостиной

Серая комната. Речи не спешные,
Даже не страшные, даже не грешные.
Не умиленные, не оскорбленные,
Мертвые люди, собой утомленные…
Я им подражаю. Никого не люблю.
Ничего не знаю. Я тихо сплю.

Днем.

Я ждал полета и бытия.
Но мертвый ястреб — душа моя.
Как мертвый ястреб, лежит в пыли,
Отдавшись тупо во власть земли.
Разбить не может ее оков.
Тяжелый холод — земной покров.
Тяжелый холод в душе моей,
К земле я никну, сливаюсь с ней.
И оба мертвы — она и я.
Убитый ястреб — душа моя.

Валерий Брюсов — один из основателей русского символизма.

В связи с общей чисто текстологической задачей работы мы не определяем источники текста и не комментируем брюсовские цитаты.

Ёсивара нана фусиги (Семь тайн Ёсивара)

ОСТРОВ НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН

Самокритика истории

Самокритика истории История включает в себя самокритику, порождаемую страхом, сожалением, стыдом и надеждами в связи с содеянным нами, нашими отцами и далекими предками, критику, которая позволяет нам самим возвыситься над цепью событий и, следовательно, возвысить

Сочиненные истории и истории для сочинения

Опись тайн романа

Опись тайн романа 1 Тайна часов. Тайна основная, она обрамляет сюжет, но, по существу, не разрешена.Эта тайна при разгадке делится на две:а) тайна происхождения Артура Кленнэма;б) тайна вины старухи Кленнэм перед Крошкой Доррит и истинной матерью Кленнэма.2. Тайна снов и

Про истории

Про истории Точнейшая формула: любая история – это путешествие. Любое путешествие – это метафора самой жизни. Любой фильм – это маленькая жизнь героя, которая проходит у нас перед глазами, участниками которой мы становимся. Поэтому мы так любим слушать истории.Эта

Валерий Брюсов - Ключи тайн

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Валерий Брюсов - Ключи тайн краткое содержание

Лекция, читанная автором в Москве, 27 марта 1903 г., в аудитории Исторического музея, и 21 апреля того же года, в Париже, в кружке русских студентов.

Ключи тайн читать онлайн бесплатно

Когда бесхитростные люди встречаются с вопросом, что такое искусство, – они не пытаются уяснить себе, откуда оно взялось, какое место занимает во вселенной, но принимают его как факт и только хотят найти ему какое-нибудь применение в жизни. Так возникают теории полезного искусства, самая первобытная стадия в отношениях человеческой мысли к искусству. Людям кажется так естественно, что искусство, если оно существует, должно быть пригодно для их ближайших маленьких нужд и надобностей. Они забывают, что в мире есть множество вещей, для людей совершенно бесполезных, как например красота, и что сами они в своей жизни постоянно совершают поступки совершенно бесполезные – любят, мечтают.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,

А Жуковский, приспособляя стихотворение Пушкина к печати, разве не поставил дальше уже прямо:

Что прелестью живой стихов я был полезен…
Что и дало повод торжествовать Писареву.

В большой публике, в той публике, которая знает искусство в форме романов в журналах, оперных представлений, симфонических концертов и картинных выставок, до сих пор безраздельно господствует убеждение, что все назначение искусства – давать благородное развлечение. Танцевать на балах, кататься, играть в винт – тоже развлечения, но менее благородные; и люди, принадлежащие к интеллигенции, должны, между прочим, читать Короленко, а то и Метерлинка, слушать Шаляпина и бывать на Передвижной и на декадентских выставках. Роман помогает провести время в вагоне или перед сном в постели, в опере встречаешь знакомых, на картинной выставке рассеиваешься. И эти люди достигают своих целей, действительно отдыхают, рассеиваются, смеются, засыпают.

Читайте также: