Бромлей очерки теории этноса краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

-Этническая проблематика - явление, хотя достаточно молодое, но, тем не менее, уже оформившееся в науку - этнологию.

Французы же говорят на четырех языках: французском, кельтском, баскском и провансальском, однако это не мешает им осознавать себя как единую нацию.

В качестве примера приводятся войны ставшей христианской Болгарией с её извечным врагом - Византией и частое неподчинение православной Руси Царьграду.

Расы, по его мнению, отличаются физическими признаками, не имеющими существенного значения для жизнедеятельности человека.

Рассматривает Гумилев и варианты этнических контактов. Выделяет ученый 4 вида:

  • 1)Сосуществование, когда этносы не смешиваются и не подражают друг другу, используют только технические заимствования (гребенские казаки и чеченцы);
  • 2) Ассимиляция - полное поглощение одного этноса другим с полным забвением старых традиций;
  • 3) Метисация - сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках (турки в Османской Империи);
  • 4) Слияние, при котором забываются традиции предшествующих этносов и возникает новый (третий) этнос.

Следующим шагом в развитии теории этноса у Гумилева является описание уровней и типов этнических систем. Крупнейшей единицей после человечества в целом является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Этносы же делятся на субэтносы, подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они погибнут.

Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея. Исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимуществен но в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и раскрывается в двух смыслах - узком и широком.

Системно-статистическая, или компонентная, теория. В соответствии с этой теорией этнос рассматривается как исторически возникшая и эволюционирующая сложная самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной композицией (структурой). Структурными образованиями высшего порядка являются компоненты, которые сами имеют сложное строение. Эти компоненты следующие: расселение этноса; его воспроизводство как части населения и свойственная ему демографическая структура; производственно-экономическая деятельность и ее характер; система социальных отношений и институтов; язык и разнообразные формы речевой деятельности; создание, использование и сохранение культуры; быт или устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, которые реализуются в обычаях, социальных привычках, обрядах и т.п.; существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины мира; наконец, система личностного контактирования и взаимодействия.

Число компонент может меняться в зависимости от каждого конкретного случая. Но при этом все компоненты связаны друг с другом. Каждая компонента этноса может быть теоретически и инструментально разложена на соответствующее количество признаков - индикаторов, с помощью которых описываются разные стороны реальных этносов.

По мнению авторов теории, компонентное описание и изучение каждого конкретного этноса удобны в том отношении, что они открывают возможность для применения методов системного подхода и вариационной статистики. Создание инструментария (стандартных вопросников и т.п.), использование выборочного метода, машинная обработка собранных данных и их анализ на основе математической теории информации - все это открывает широкие возможности для моделирования структуры этноса и машинной имитации этнического процесса.

Внимательный и строго научный анализ как отмеченных, так и неупомянутых этнологических теорий и концепций позволяет сделать вывод, что этнос представляет собой биосоциальную общность людей, обладающую следующими этнодифференцирующими признаками:

В зависимости от сочетаний этих признаков в различных комбинациях и соотношениях друг с другом в этнологии принято выделять три основных исторических типа этносов: племя, народность, нация. Каждый из этих типов соответствовал определенной стадии исторического процесса: племя - первобытной; народность - рабовладельческой и феодальной; нация - капиталистической формациям. А поскольку сегодня в мире одновременно существуют все эти типы общественных отношений, постольку и в современной этнической картине мира мы можем наблюдать все типы этносов.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса

М.: Наука, 1983 - 412 с. В книге дается характеристика всех основных функций этносов, проявляющихся в самых различных сферах жизни общества, от экономики до психологии. Автор анализирует недостаточно разработанные аспекты теории этноса — виды и уровни этноса, место этнических образований среди других человеческих общностей, типы этнических процессов, этнические функции культуры и психики (включая самосознание), рассматривает главные этапы этнической истории человечества, начиная от возникновения этносов в первобытном обществе до этнических процессов в современном мире.

Асылгужин Р.Р., Файзулин Ф.С. Этничность и этническая идентичность

  • формат doc
  • размер 759.5 КБ
  • добавлен 15 марта 2011 г.

Уфа: "Гилем", 2005. - 140 с. Оглавление. Методологические основы исследования этнической идентичности. Этничность и этническая идентичность как объекты исследования социальных наук. Объективные и субъективные критерии определения этноса и этнической идентичности. Взаимосвязь этнической и религиозной идентичности. Основы дифференциации и интеграции конфессиональной и цивилизационной идентичностей. Рациональные и иррациональные аспекты этнической и.

Бромлей Ю.В. (ред.), Штробах Г. (ред.) Свод этнографических понятий. Этнография и смежные дисциплины

  • формат pdf
  • размер 6.6 МБ
  • добавлен 22 октября 2010 г.

Акад. Бромлей Ю. В. (ред. ), проф. Штробах Г. (ред. ), д. и. н. Крюков М. В. (отв. ред. ), д. и. н. Зельнов И. (отв. ред. ) Свод этнографических понятий. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. - М., Наука, 1988. Второй выпуск "Свода этнографических понятий и терминов" посвящен проблемам соотношения этнографии со смежными дисциплинами, внутреннего членения этнографической науки, наиболее крупных школ и.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки и истории)

  • формат djvu
  • размер 8.23 МБ
  • добавлен 16 июня 2010 г.

М.: Наука, 1981 - 390 с. В книге рассматривается широкий круг проблем современной этнографической науки, анализируются основные виды и уровни этноса, его динамика, выявляются типы, тенденции и факторы этнических процессов, уточняется предмет этнографии, раскрываются особенности этнографического изучения современности, традиционно-бытовой культуры, этногенеза, архаических общественных форм и т. д., критически исследуются отдельные вехи в послевоен.

Бромлей Ю.В., Штробах Г., Арутюнов С.А. (ред.) Свод этнографических понятий. Материальная культура

  • формат pdf
  • размер 76.59 МБ
  • добавлен 23 октября 2010 г.

Акад. Бромлей Ю. В., проф. Штробах Г., д. и. н. Арутюнов С. А. (ред. ) Свод этнографических понятий. вып. 3 Материальная культура. М. , 1989. Третий выпуск "Свода этнографических понятий и терминов" посвящен основным явлениям материальной культуры народов мира, различным формам присвающей и производящей деяльности, характеру взаимодействия человеческого общества с окружающей средой. Отдельные статьи носят обобщающий теоретический характер.

Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытнсти. Опыт исследования закономерности зарождения и раннего развития этноса

  • формат pdf
  • размер 10.21 МБ
  • добавлен 17 октября 2011 г.

-Свердловск, 1970. — 126 с. Рассматриваются общие проблемы связанные с этносом. Вопросы возникновения, развитая этноса в раннем обществе и периода разложения первобытного строя.

Контрольная работа - Ю.В.Бромлей

  • формат docx
  • размер 29.94 КБ
  • добавлен 21 декабря 2011 г.

Нижневартовский государственный гуманитарный университет. 2011. 10 стр. В работе представлена краткая биография Ю.В. Бромлея а так же основные положения его концепции "теория этноса" на основе труда "Очерки теории этноса".rn

Коркмазов А.Ю. Проблема этноса в науке: в поисках парадигмы

  • формат pdf
  • размер 124 КБ
  • добавлен 12 ноября 2009 г.

Реферат - Китайцы

  • формат doc
  • размер 21.96 КБ
  • добавлен 19 мая 2010 г.

История этноса китайцы (хань). Разделы: история этноса, язык, диалекты, политическая организация, территория проживания.

Реферат Теория этноса в российской этнологии: подходы и оценки

  • формат doc
  • размер 21.34 КБ
  • добавлен 04 июня 2011 г.

Реферат - Теория этноса в российской этнологии: подходы и оценки. Введение. Глава 1 Теория этноса Ю. В. Бромлея. Глава 2 Теория этноса Л. Н. Гумилева. Заключение. Список литературы. Сургутский государственный педагогический университет, 2010. 17 страниц. Этнология.

Тайсаев Д.М. Эволюция. Этничность. Культура

  • формат doc
  • размер 1.35 МБ
  • добавлен 02 марта 2011 г.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

5 фактов о примордиалистском и конструктивистском взгляде на конструирование этнической идентичности


© Wally Gobetz

Уже четверть века в российской антропологии идут споры, которые разделили научное сообщество на два лагеря — примордиалистов и конструктивистов. Этот спор я рассматриваю как идеологический. Он связан с тем, что в советской этнографии 1960-х, 1970-х, 1980-х, начала 1990-х годов доминировала одна концепция — так называемая теория этноса.

1. Теория этноса Л.Н. Гумилева и Ю.В. Брoмлея


Этнические феномены

Этнограф Сергей Соколовский о теории этноса Гумилева, конструктивистском подходе и выборе идентичности

Концепции Гумилева и Бромлея, аналоги которых есть и за рубежом, обычно рассматриваются как примордиалистские. В них утверждается, что этничность свойственна всем людям во все времена и что она рассматривается как главная идентичность, которая всегда доминирует.

Историки, которые восприняли эту идею от этнографов, тут же начали обнаруживать этносы повсюду (в Средневековье, в Древнее время) и пытаться интерпретировать свои источники (как, впрочем, и археологи) в терминах этнического взаимодействия. Такой взгляд представляет собой, с моей точки зрения, концептуальный империализм, то есть проекцию современных взглядов на социальную реальность, на общества тех эпох, в которых существование подобных идентичностей еще требуется доказать.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 2009. (3-е изд., испр.)

2. Конкурирующие формы идентичности

Конечно, возможны самые разные интерпретации, но у примордиалистов они сразу сводятся к этнической.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. (2 изд. испр. и доп.)

3. Конструирование этничности


FAQ: Коренные народы

7 фактов о том, как определяются национальные меньшинства в российском праве

Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.

4. Смена этнической идентификации

Можно задаться вопросом, откуда берутся эти новые этнонимы (или наименования национальностей) и куда они исчезают при изменении соответствующих перечней в разных переписях. Публикуемые результаты переписей с очевидностью демонстрируют, что даже в контексте советского общества с его письменной фиксацией национальности во множестве документов и представления о том, что этническая идентичность неизменна, человек выбирает идентичность.

Этнические категории и статистика: дебаты в России и во Франции (под ред. Е.И. Филипповой). М., 2008.

5. Идентичность как процесс

Идентичность неуниверсальна и в хронологическом отношении. Были периоды, когда она работала очень слабо и вовсе не доминировала.


Как формируется национальная идентичность?

Историк Алексей Миллер о проблеме терминологии и национальной самоидентификации

Конечно, российская система учета все время возвращает человека к его записанной когда-то идентичности, но человек в разных ситуациях пытается этим манипулировать.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

5 фактов о примордиалистском и конструктивистском взгляде на конструирование этнической идентичности


© Wally Gobetz

Уже четверть века в российской антропологии идут споры, которые разделили научное сообщество на два лагеря — примордиалистов и конструктивистов. Этот спор я рассматриваю как идеологический. Он связан с тем, что в советской этнографии 1960-х, 1970-х, 1980-х, начала 1990-х годов доминировала одна концепция — так называемая теория этноса.

1. Теория этноса Л.Н. Гумилева и Ю.В. Брoмлея


Этнические феномены

Этнограф Сергей Соколовский о теории этноса Гумилева, конструктивистском подходе и выборе идентичности

Концепции Гумилева и Бромлея, аналоги которых есть и за рубежом, обычно рассматриваются как примордиалистские. В них утверждается, что этничность свойственна всем людям во все времена и что она рассматривается как главная идентичность, которая всегда доминирует.

Историки, которые восприняли эту идею от этнографов, тут же начали обнаруживать этносы повсюду (в Средневековье, в Древнее время) и пытаться интерпретировать свои источники (как, впрочем, и археологи) в терминах этнического взаимодействия. Такой взгляд представляет собой, с моей точки зрения, концептуальный империализм, то есть проекцию современных взглядов на социальную реальность, на общества тех эпох, в которых существование подобных идентичностей еще требуется доказать.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 2009. (3-е изд., испр.)

2. Конкурирующие формы идентичности

Конечно, возможны самые разные интерпретации, но у примордиалистов они сразу сводятся к этнической.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. (2 изд. испр. и доп.)

3. Конструирование этничности


FAQ: Коренные народы

7 фактов о том, как определяются национальные меньшинства в российском праве

Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.

4. Смена этнической идентификации

Можно задаться вопросом, откуда берутся эти новые этнонимы (или наименования национальностей) и куда они исчезают при изменении соответствующих перечней в разных переписях. Публикуемые результаты переписей с очевидностью демонстрируют, что даже в контексте советского общества с его письменной фиксацией национальности во множестве документов и представления о том, что этническая идентичность неизменна, человек выбирает идентичность.

Этнические категории и статистика: дебаты в России и во Франции (под ред. Е.И. Филипповой). М., 2008.

5. Идентичность как процесс

Идентичность неуниверсальна и в хронологическом отношении. Были периоды, когда она работала очень слабо и вовсе не доминировала.


Как формируется национальная идентичность?

Историк Алексей Миллер о проблеме терминологии и национальной самоидентификации

Конечно, российская система учета все время возвращает человека к его записанной когда-то идентичности, но человек в разных ситуациях пытается этим манипулировать.

Читайте также: