Братья шеваековы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Пресыщенного и порочного европейца катает молодой рикша. Он привозит седока в публичный дом, где видит в окне свою пропавшую невесту. Рикша совершает самоубийство. Англичанин бежит с острова.

За минуту

Жители Цейлона работают на рисовых и чайных полях, собирают жемчуг, возят белых людей вместо лошадей. У старого рикши, с седьмым номером на бляхе, большая семья, которую он кормит. От тяжелой работы старик умирает. Старший сын впрягается в его коляску.

У парня есть невеста в соседнем селе, которая внезапно исчезает. Юноша уходит на заработки в город. В один из дней к нему в повозку садится европеец. Рикша возит его весь день по разным местам. Он уже ненавидит седока. Ночью юноша привозит англичанина к большому дому.

В окне второго этажа юноша видит свою невесту в красном кимоно и золотых браслетах. Он покупает коробку с ядовитой змеей, чтобы покончить с жизнью. Через несколько дней пассажир номера седьмого просится на русский грузовой пароход.

За обедом странный пассажир рассуждает об исчезающем чувстве страха и рассказывает капитану буддийскую легенду о тонущем слоне и вороне, клюющем его тушу. Ворона уносит далеко в океан. Он жалобно кричит, но вернуться уже нельзя.

Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Задачи:

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.

Отличительные особенности программы

Программа состоит из следующих разделов:
I. Произведения устного народного творчества .
II. Адыгейская литература .
Основные линии программы:

1. Развитие творческой деятельности.

2. Развитие восприятия произведения;

3. Развитие литературоведческих понятий;

4. Развитие речевых умений;

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

Важнейшими умениями являются следующие:

Восьмой класс (68 часов)

I. Произведения устного народного творчества (3 ч.)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое
разнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов,

пристрастий, вкусов и поверий народа.

Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со

злом. Насрен и Прометей. Сравнение. Перекликание темы в адыгейском фольклоре и греческой мифологии.

Изображение человека в фольклоре и литературе.

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Средство создания характера в сказке.

Обличение хвастовства и мораль сказки.

Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (61 ч.)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.

Ахмед Джанхотович Хатков

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.
Продление жизни своим трудом, творчеством.

Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему

старость не смогла победить поэта?

Тембот Магометович Керашев

Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание.

Ибрагим Салехович Цсй

Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный
предательством, угнетением и жуткими преступлениями. Беззащитность и
одиночество.

Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения.

Композиция и сюжет художественного произведения.

Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль.

Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Аскер Кадырбечевич Евтых

Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.

Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Исследовательский литературоведческий поиск.

Дмитрий Григорьевич Костанов

Система художественных образов в рассказе.

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Образ героя в фольклоре и литературе

Сафер Махмудович Яхутль

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.

Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).

Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.

Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).

Аскер Магамудович Гадагатль

Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.

Создание балладного сюжета.

Исхак Шумафович Машбаш

Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.

Хазрет Ахметович Ашинов

Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.

Гисса Кагирович Схаплок

Специфика драматических произведений.

Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?

Сафер Ильясович Панеш

Нальбий Юнусович Куек

Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Юнус Гарунович Чуяко

Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.

III. Развитие речи (4 ч.)

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сочинение в лирическом жанре.

(2 ч. в неделю. Всего 68 ч. в учебном году.)

I. Произведения устного народного творчества

Жанровое разнообразие фольклорных произведений.

Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (61 ч.)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.

Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.

Особенности языка художественной литературы.

А.Д. Хатков. Стихотворение.Старость.

А.Д. Хатков. Стихотворение. Живи, человек.

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.

Творческий путь Т.М.Керашева.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(1 часть)

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(2 часть)

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(3 часть)

Быт и нравы народа.

Образ Зары - готовность к самопожертвованию.

Творческий путь И.С.Цея.

И.С.Цей. Повесть. Одинокий.

Сюжетные линии повести.

М.С.Паранук. Стихотворение .Дерево Тлимафа.

Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

М.С.Паранук. Басня.Начальник Лев и хитрая Лиса.

Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Творческая мастерская. Инсценирование басни.

А.К.Евтых. Рассказ. Священная река.

Историческая основа и сюжет.

Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск.

Д.Г. Костанов. Рассказ. Буран

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе.

Творческий путь С.Ф.Яхутля.

Искусство изображения картин природы в различных жанрах.

С.Ф.Яхутль. Стихотворение. Город мой.

Сочинение-миниатюра о своем селе.

А. М.Гадагатль. Баллада. Подвиг.

Литературная баллада как лироэпический жанр.

И.Ш.Машбаш. Стихотворение. Суровая память.

Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш. Машбаша.

Образ погибшего солдата.

Х.А. Ашинов. Рассказ.Деревья на ветру.

Сюжет и герои рассказа.

Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

Г. К.Схаплок. Драма. Даут.

Специфика драматических произведений.

Драма как род литературы, ее особенности.

Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ.

Обобщающий урок. Рассказы о ВОВ.

Поэты и писатели Адыгеи. Повторение.

Герои и события сказочной повести.

Н. Ю. Куек. Рассказ.Мать абадзехов.

Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.

Обычаи народа в воспитании человеческих качеств.

Осуждение народом поведения Шэуая.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Поэты Адыгеи. Повторение.

Писатели Адыгеи. Повторение.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.

3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.

4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

10. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 7-9.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса.


Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.

Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком .

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


Алеша Карамазов с любопытством наблюдает за группкой что-то затевающих школьников в возрасте от 9 до 12 лет. Алеше нравится детвора, ему интересно с ней общаться. Он видит, что у мальчишек в руках камни. А за канавкой, у забора, стоит в одиночестве еще один мальчик лет девяти, явно враг этим ребятам. Бледный, болезненного вида, но со сверкающими гневом черными глазами. Он первый начинает обстрел. Смуров, белокурый румяный мальчишка-левша, отвечает ему камнем.

2. Надрыв в избе

3. Коля Красоткин

13-летний умный, отчаянный, самолюбивый любимец матери-вдовы Коля Красоткин умеет дружить, пользуется уважением ребят. В арифметике и истории он так силен, что мог сбить с толку самого учителя Дарданелова. Коля шалун, и любит поразить воображение друзей. Но держит себя в рамках приличий. Любит казаться взрослым, но обожает возиться с малышами, и переживает из-за небольшого роста.

Илюша смертельно болен. Он считает это наказанием за то, что дворовую собаку Жучку накормил хлебом с булавкой. За это с ним и старший друг Коля Красоткин поссорился. Илюше пришлось одному обороняться от мальчишек, терпеть презрение Коли и мучиться раскаянием. Теперь Коля пришел навестить Илюшу. И не один, а с Перезвоном. Той самой Жучкой! Он нашел ее и обучил смешным трюкам. Специально для Илюши. Перед встречей с умирающим мальчиком Коля с удовольствием беседует с Алешей. Тот относится к нему как к взрослому. От Алеши Коля узнает, как дорог Илюше. И как все ждут Жучку.

5. У Илюшиной постельки

Коля при встрече с Илюшей делает вид, что Жучки больше нет. А потом зовет лохматого, дымчатого Перезвона. Илюша мгновенно узнает в нем Жучку. Она осталась жива! Потрясение счастьем слишком велико. Илюша обнимает собачку.

Илюша в избытке чувств обнимает дорогих для себя людей – папу и Колю. Потом просит отца после его смерти взять в семью другого, хорошего мальчика. А его похоронить у камня, к которому они вместе ходили во время прогулок. Коля, скрывая слезы, уходит домой.

7. Похороны Илюшечки. Речь у камня

Убитый горем Снегирев украшает гроб сына морем цветов. Несут гроб мальчишки. Снегирев несет корочку хлеба. Илюша просил покрошить ее на могилке, чтобы созвать воробушков. Алеша видит вокруг себя милые, светлые лица школьников, говорит прощальную речь. О том, что никто из них не забудет этого дня, похорон бедного, храброго, доброго мальчика, который так жалел своего папу. И это чувство родства, общего горя, делает всех лучше. Надо брать пример друг с друга: быть великодушными, как Илюша, умными, как Коля, милыми, как мальчонка Карташов. Воодушевленные его словами, ребята чувствуют любовь к Алеше и бедному, храброму Илюше.

Сюжет

Кучка школьников забрасывает камнями бедного, но смелого 9-летнего Илюшеньку Снегирева. Они наказывают его за то, что оцарапал ножиком 13-летнего Колю Красоткина, популярного, независимого и умного мальчика гимназии. Юноша Алеша Карамазов заступается за Илюшу. Но Илюша швыряет камни и в него. Получив камнем в грудь, мальчик убегает. Алеша пытается узнать, чем провинился перед ним, мальчик лезет в драку, кусает его за палец. Постепенно выясняется правда: брат Алеши Дмитрий при хохочущей толпе унизил, таскал за бороду его отца, штабс-офицера Снегирева. Илюша целовал Дмитрию руки, умолял сжалиться, но зря.

После пережитого потрясения, а также от чувства вины за злой поступок (Илюша по наущению плохого человека накормил собачку Жучку хлебом с булавкой внутри), потерявший дружбу Коли Красоткина, получивший камнем в грудь, Илюша хворает. Он уже при смерти, когда Коля приводит к нему обученную трюкам собачку Перезвона. Илюша с радостью узнает в ней Жучку. Ребята хоронят Илюшу, и у камня, возле которого он любил гулять с отцом, клянутся вместе с Алешей быть добрыми, честными, беречь в памяти день похорон и чувство родства, единства между собой.

Отзыв

Читайте также: