Борис шергин пословицы в рассказах краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Шергин, Борис Викторович

Число страниц: 4

Главные герои: Ваня, Бабушка, Митя-Паркетчик, Мастер.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Бабушка — мудрая и добрая.

Умная и находчивая.

Помогает всем советом, словом.

Внук — любопытный и отзывчивый мальчик.

Митька — мастер на все руки.

Активный и целеустремлённый.

Боялся, что не успеет выполнить работу в срок.

Мастер — мудрый и толковый мужчина.

Помог дельным советом.

Бабушка у Вани была просто замечательная.

Все её хвалили и отмечали, что лучше никто не разбирается в малярном деле или в штукатурном.

Ваня тоже гордился бабушкой и однажды спросил её о Мите-паркетчике.

Был такой мастер по дереву замечательный, настоящий художник.

Выкладывал Митя из дощечек такие узоры, что залюбуешься.

И вот однажды дал ему мастер ответственное задание, стол выложить паркетом для академии.

Митя обрадовался и за раз выложил целый угол.

И так ему понравилось то, что он сделал, что пошёл Митя гулять.

Только он гулял целую неделю, а работа так и осталась на одном угле сделанная.

Увидел её Митя и загрустил.

Подошёл к нему мастер и спросил о причине грустного настроения.

Ответил Митя, что подвёл он его, не успеет стол украсить.

Но мастер дал ему совет выкладывать узор понемногу, но каждый день.

И в самом деле, потихоньку работал Митя, а всё успел вовремя.

Такую историю рассказала бабушка и закончила её пословицей.

План рассказа:

  1. Бабушка Вани.
  2. Художник Митя.
  3. Хороший заказ.
  4. Прошла первая неделя.
  5. Сроки поджимают.
  6. Ценный совет.

Детский рисунок-иллюстрация

Главная мысль рассказа в том, что любое дело всё равно будет двигаться вперёд.

Основная идея рассказа в том, что если работать не торопясь, то результат получится качественным.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас не пренебрегать самыми малыми достижениями, они постепенно накапливаются и становятся большими.

Учит упорству и трудолюбию.

Учит слушать умные советы.

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что бабушка и мастер были правы в своих советах.

Они говорили, что важна не скорость, а постоянство.

Митя потерял несколько дней и сильно переживал, что не успеет доделать столешницу в срок.

Но мастер видел, что на самом деле объём работы не так велик.

И можно всё успеть сделать.

Это очень интересный и поучительный рассказ, в заголовок которого автор взял пословицу.

Писателю удалось написать рассказ о терпении и уверенности в своих силах.

Убедить читателя в том, что продвигаясь вперёд неспешно, он всё равно придёт к своей цели.

Мне понравились герои этого рассказа. Они все добрые и честные люди.

Бабушка говорила пословицами, использовала народную мудрость.

Мастер исходил из своего опыта.

Митя творил чудесные вещи.

А мальчик всем интересовался и делал выводы на будущее.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что во многих делах спешка только вредит.

А вот постепенное продвижение к цели приводит к идеальному результату.

Пословицы к рассказу:

  • Копеечка рубль бережёт, а рублик голову стережёт.
  • Кто малым недоволен, тому великое не даётся.
  • Дело мастера боится.
  • Терпенье и труд всё перетрут.

Словарь неизвестных слов:

  • Паркетчик — человек, который выкладывает паркет из дерева.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Слушай меня, Митя.

Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь.

Ни меньше, ни больше.

И дело будет подвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.– Гляди, Ваня, – говорила бабушка, – плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов.

Плотник думает топором

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Сказка скоро говорится, дело мешкотно творится

Давно это было. Меня тогда кликали не бабушка, а тетенька. Я в городе пристрастилась к малярному мастерству. Но о родной деревне тосковала.
Тут сорока на хвосте принесла вести, что директор нашей деревенской школы своими силами обновляет давно обветшалое школьное здание. Я стремглав полетела из города в деревню. Директор обрадовался мне, как майскому дню. Договорившись с ним, побежала смотреть школу.
Плотники перекрывали школьную крышу. А два мужичка, печные мастера, месили босыми ногами глину. И так-то потешно, подбоченясь, плясали друг перед другом. То опять кружатся, взявшись за руки.
Я спросила:
– Дядюшки хорошие, слышала я, что три печи подрядились вы сложить в три недели. Вряд ли вы успеете вовремя.
Они говорят:
– Нас не двое, а трое. Старший заболел: колени и локти покою не дают.
Я взяла на себя внутреннюю отделку: покрыть мелом потолки, стены, печи. Мел преподнесла наша речка: в половодье вымыла крутой берег. Объявился самородный мел. Этого мела мы наломали целый воз. Я с помощницею стала этот мел дробить, на ручных жерновах молоть, просеивать.
Сказка скоро говорится, дело мешкотно творится. Мел дробила, мел молола, мел сеяла. Тут в мелу и усну, недосуг нос утереть, три недели на это потратила.
Старухи меня жалеют:
– Ох, мастерица, ты как есть кукла белая глиняная. И личность на вершок оштукатурена. Давай мы тебя на речке отмоем.
– Завтра приходите.
А назавтра за мной из школы бегут:
– Тетенька, иди с печниками прощаться! Они сегодня домой уходят.
Я со всех ног по деревне лечу. Собаки с цепей рвутся, на меня лают, малые ребята со страху ревут.
Я в школу порог переступила. За столом директор сидит и два молодых мастера. А старый мастер, такой прекрасного вида старец, руками на клюшку оперся, в сторонке находится. Они меня увидели и покатились со смеху:
– Кто ты, статуй алебастровый? Человек ты или привидение?
Я их не слушаю, я мастерству дивлюсь: каждая печь как город возведена, а выглядит как игрушечка.
И кирпичики, и карнизы, и уголки – все слажено хитрым вымыслом.
И я ахнула от восхищения:
– Отсохни мои руки, если я это художество буду слепым мелом мазать!
Пречудный старик, старый мастер, подошел, обнял меня за плечи:
– Ты, дочка, сам истинная художница, но побелка необходима. Побелка будет свет дневной отражать, а в школе светлость – первое дело.
Я говорю:
– Если начальник какой прикатится, каким глазом взглянет!
Директор отозвался:
– Ответственный человек был. Вот оставил похвальный лист с благодарностью на имя каждого мастера. А вот здесь договоренные деньги сполна… Ты, старший мастер, первый расписывайся в получении.
На лицо старику будто туча накатилась:
– Шутить изволите, директор? Я сюда приходил заместо прогулки. Только два человека работали здесь. Они, как птички вокруг гнезда, сновали. Я на стуле сидел, палец о палец не колотил. Никакого касательства ни к деньгам, ни к похвалам не имею.
К старику прискочили два других мастера:
– Не гораздо твое слово, государь-дедушка. Мы у работы летали, как птички, потому что ног под собой не чуяли от радости. Веселились тому, что при нас находишься. Твоя личность силы придает. Твоего труда здесь большая половина, а ты и малую законную треть не признаешь. Или ты, государь-каменщик, не ведаешь, что все наше окружное сословие – и мастера и подмастерья, может, нас триста человек, – тебя знаем и тебя называем: ты наше угревное солнышко.
Лицо старика просветлело:
– Детища мои, вот это и есть мне самая великая награда! А денежная придача как полынь горька.
Я не стерпела этой преславной тяжбы, вышла на улицу и заплакала. Следом выбежал и директор, схватил железную клюшку и начал звонить в чугунную доску, что висела у крыльца школы.
На этот набат вышли три мастера, сбежалась толпой вся деревня. Директор статно и внятно обсказал весь спор каменщиков и закончил:
– Вы, честной народ, рассудите: вправе ли старший мастер отказываться от пая?
И весь деревенский люд вымолвил ясно, громогласно:
– Приговариваем тебя, государь мастер каменных дел, принять этот пай беззвучно. Возьми твою долю непрекословно.
Старый мастер постоял молча, потом большим обычаем поклонился двум своим каменщикам, потом тем же обычаем всему народу…

Ваня спросил:
– А ты, бабушка, умываться побежала?
Бабушка рассмеялась:
– Конечно, меня старухи сутки в корыте отмачивали, потом сутки в корыте стирали, потом в речке полоскали, потом сушили и утюгом гладили… Нет, Иванушка, я с мастерами простилась, клей обдумывать побежала. Без клею побелка не живет.
Тут опять помогла наша речка-матушка. Наказала я мальчишкам ловить рыбу мелкую и крупную сетками и бреднем. Напромышляли они рыбы вдоволь. Стала я эту рыбу в котлах варить, а уху сливать в ведра. Это и есть клей, крепкий, терпкий. Тогда я стала в эти ведра мел сыпать по пропорции. Сыплю и лопаточкой разбалтываю. Эти ведра снесли в школу. И принялись белить потолки, стены, печки, сени. Теперь белят – из брызгалок фукают, а я кистей мочальных навязала и кистями побелку делала, да во всю мочь.
Печи топятся, окна и двери настежь для просухи. И заблестели потолки, и стены, и печи, и сени – как из белого мрамора. Школа наша светом налилась.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ y1633878215.doc

познавательные: учить определять главную мысль рассказа, анализировать произведение;

развивающие: продолжить формирование навыков связной речи; отрабатывать навыки выразительного чтения.

воспитательные: воспитывать любовь к чтению книг и самому процессу чтения, любовь к труду и людям труда;

Формируемые УУД

Регулятивные УУД: осознавать, что такое учебная задача урока, в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы раздела и урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные УУД: учащиеся должны уметь предпо­лагать на основе названия и иллюстраций к произведению, о чем оно, определять главную мысль произведения.

Коммуникативные УУД: работать в паре, выслушивая мнения друг друга.

Личностные УУД: проявлять интерес к чтению книг и самому процессу чтения; воспитывать бережное отношение к учебникам и книгам.

Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Парта это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Да железный обушок,

Да калёный гребешок.

Он у плотника в почёте,

Каждый день с ним на работе .

-О чем эта загадка? Кто использует в своей работе топор?

Что вы знаете такой профессии- Плотник?

3.Открытие новых знаний

-Как вы думаете можно ли ДУМАТЬ ТОПОРОМ ?

Об этом мы сегодня узнаем из рассказа известного русского писателя, который написал много интересных и познавательных рассказов для детей.

Борис Викторович Шергин (1893-1973 ) русский писатель, сказочник, художник. Он родился 28 (по старому стилю 16) июля 1893 г. (по другим данным – 1896 г.) в Архангельске, в семье коренных поморов, рыбаков и корабелов.

- Ребята, давайте отдохнем! Встаньте!

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

4.Работа по теме урока

Чтение рассказа и работа с незнакомыми словами.

Дряблые-изношенные

Просветы-промежутки

Пригонка-доведение элементов конструкции до нужных размеров.

Кладет добрую-новую, хорошую.

Соразмеренно- соответствует размеру

Щеголевато-нарядно

Молодцевато-удальски

Снасть-инструмент для работы.

Беседа после чтения

- О ком этот рассказ?

- Как автор относится к своему герою?

-Найдите в тексте фразеологизм: Любо-дорого глядеть

-Какие слова передают особенность северной речи?( щеголевато, молодцевато, красовито)

-Какой плотник в рассказе?( умелый, старательный, мастеровитый)

-Найдите в тексте ту часть, в которой отражена основная мысль рассказа.

4.Итог. Рефлексия деятельности

-Как вы понимаете пословицы.

Плотник без топора, как изба без угла.

Плотника - топор одевает, топор обувает, да он же и кормит.

Плотнику шуба ни к чему, его топор греет.

- Чем запомнился рассказ?

-Что в нем необычного?

-Чему вы научились, прочитав рассказ Бориса Шергина?

Выбранный для просмотра документ Плотник думает топором.docx

Плотник думает топором (Борис Шергин)

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ваниного окна.

— Гляди, Ваня, — говорила бабушка, — плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей — ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла. Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.

Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

ПОСЛОВИЦЫ В РАССКАЗАХ

Плотник думает топором

Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ванина окна.

– Гляди, Ваня, – говорила бабушка, – плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтесывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей – ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто огрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место нижней худенькой ступеньки он кладет добрую. По концам колоды вырубил гнезда и одним махом посадил в эти гнезда оба столба.

Так все рублено и тесано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между поясками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто все и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец – это художник, а плотник, столяр – это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Однажды Ваня, сидя у окна, рисовал. Подошла бабушка, похвалила:

— Конура подходящая, и собака в ней, а окно сверх конуры без понятия.

— Учитель велел срисовать вид из окна: двор, сад. Я и начал рисовать наш двор. Это Жучка в конуре. А окно — это дом, что напротив нас. В окне нарисована кошка Муська.

— Тебе задано срисовать и двор, и дома, и сад. А у тебя Жучка да Муська весь лист заняли.

— Я и сам вижу, что несоразмерно, без плана. Сейчас Жучку с Муськой растушую карандашиком и всё сотру резинкой начисто.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Длинная нитка — ленивая швея

Была ленивая баба-молодка.

Нит­ку в иголку вдевать надо часто, а молодка этого терпеть не могла.

У окна шить сядет и нитку вде­нет длинную-предлинную.

Шьёт — рука в окно ма­шет.

Мимо шёл солдат.

Видит, кто-то ему из окна рукой машет.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Солдат забежал в избу:

— Хозяйка, ты зачем меня звала, рукой в окно махала?

— Что ты, с ума сошёл? Я шью, нитка длинная, рука далеко машется.

С олдат и закричал сердито:

— Ты нитку-то укорачивай и солдата с дороги не ворачивай!

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Кошка Муська, которую Ваня рисовал, прихо­дила два раза в неделю. Бабушка и Ваня думали, что Муська приходит в гости. Угощали Муську молоком и рыбой.

Муська была убеждена, что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой. Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом работала в ночную смену — сидела в углу коридорчика и слушала. И вот какая случилась оказия (оказия – приключение, история).

Бабушка выкрасила жёлто-румяной краской — охрой — пол в комнате, покрыла белилами подокон­ник, чуточку приоткрыла окно и оставила в дверях щель, чтобы по комнате ходил ветерок.

Спать Ваня и бабушка легли в кухне, а Муська сидела в коридоре.

Ночью, сквозь сон, бабушка слышала, что Мусь­ка прыгнула и заворчала. Бабушка поняла, что Муська поймала мышонка. Но встать старуха по­ленилась.

По кошачьим правилам добычу надо было вы­нести на улицу. Муська почувствовала, что из дверей тянет холодок. Протиснулась в дверную щель, галопом проскакала по сырому окрашенному полу, прыгнула на подоконник. Здесь долго пляса­ла, пока выбралась на улицу.

Утром бабушка приоткрыла дверь в комнату и зашумела:

— Гляди-ка, Ваня, что натворила эта дрянь Муська! Пол наследила и своими лапищами разу­красила подоконник.

Бабушка бросила на пол полосу бумаги, Ваня подбежал к окну:

— Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие!

— Я вам покажу цветочки,— ворчала бабуш­ка.— Пусть только Муська явится, я её ткну носом в эти цветочки!

Муська вернулась вечером за угощением. Ба­бушка поставила под нос молоко и рыбу, но пока Муська ела, бабушка делала ей строгий выговор:

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Эту пословицу можно ко всякой бестолковой работе применить.

Помню, ученицам велено было в двух комнатах оклеить простенки меж окнами. Они полосу обоев клейстером намазали и приклеили; побежали в дру­гую комнату — то же. Пошли поглядеть в первую комнату, а там обои под потолком просохли — ветерок из форточки прихватил,— и снизу крепко прихватило, от отопления. А середина отстала от стены. Эти девчурки разгоревались: что делать, как быть?

Пока ахали да охали, в другой комнате та же оказия: от форточек и от батареи верх и низ крепко притянуло.

Я на другом этаже работала, но забежала взглянуть, как у них дело клеится. Вижу, всё пу­зырём висит. Девчонки говорят: , а середина, как флаг, треплется.

Где пузырём вышло, мы ножом распорем и клейстеру подпустим.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Как-то бабушка, повязавшись кружевной косын­кой, сказала Ване:

— Меня пригласила к себе чай пить одна дама. Я вернусь через час.

Часа полтора Ваня ждал бабушку. Его утешала старуха соседка:

— Сейчас придёт твоя бабка. И к какой она даме чай пить ушла.

Наконец бабушка появилась. Соседка ахнула:

— Подружка, чем ты руки замарала? Что к чаю-то подавали?

— Лак чёрный.— Бабушка рассмеялась и села рядом.— Ну, слушайте. Встретила я утром новую свою знакомую. Умоляет прийти на чашку чая со свежим мёдом. Прихожу к ней. Она меня тащит к буфету:

Дамочка со слезами обняла меня:

Деваться некуда. Я стеклом пятна отскоблила, два раза полку лаком крыла и сушила. Говорю:

— Ну, и много ли ты заработала? — засмеялась соседка.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Ваня и бабушка наблюдали работу плотника, который обновлял ограду и крыльцо напротив Ва­нина окна.

— Гляди, Ваня,— говорила бабушка,— плотник выбросил дряблые доски из ограды. На месте остались крепкие доски, но между ними оказались просветы разной ширины. Чтоб закрыть просветы, плотник взял новые доски и начал обтёсывать их, сообразуясь с шириной просветов. Теперь плотник посадил новые доски между старыми. И так они плотно сели меж старыми, будто век тут сидели. Теперь хоть молотом бей, ни одна доска не выскочит. И гвоздей не надо. Не гвозди держат, а добрая пригонка.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Теперь мастер принялся за крыльцо. Крыша на крылечке была как шапка старая: виду не давала, на глаза лезла. Подпирали крышу два столба, вкопанные в землю. Плотник выкопал оба столба и выдернул из земли. Оказалось, столбы сильно подгнили. Плотник начисто отрубил всю гниль и слегка обтесал столбы снизу. Далее, на место ниж­ней худенькой ступеньки он кладёт добрую. По концам колоды (колода - грубо обтесанное бревно или кусок дерева) вырубил гнёзда и одним махом посадил в эти гнёзда оба столба.

Так всё рублено и тёсано соразмерно, будто эти столбы выросли из колоды и верхушками своими приподняли кровлю (кровля – крыша) крыльца. Крылечко теперь смотрит молодцевато и щеголевато.

Теперь плотник сдумал привести крылечные столбы в полную красоту. Он вырезал на столбах пояски, будто браслеты надел. Звенья между пояс­ками сверху и снизу закруглил. Получилось, будто столбы составлены из кувшинчиков. Просто всё и нехитро, но как нарядно! Простая снасть топор, но в умелых руках всякое дело родится красовито. Неправильно говорят, что, например, живописец — это художник, а плотник, столяр — это просто рабочий.

Живописец что сдумает, то изобразит краской, кистью. Можно сказать, что живописец думает кистью.

— Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена.

— Моя бабушка и рисовать умеет,— сказал Ваня.

Вот как-то раз Ваня допытывался:

— Митя рассказывал о своей работе. Очень любопытно.

Митя — художник. Но работает не краской, не кистями. Он украшает деревянным узором шкатул­ки, столы, шкафы.

Под рукой у Мити тоненькие дощечки из дерева разных пород. Тут красное дерево, чёрный дуб, коричное дерево. У каждого дерева свой цвет.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Распилены эти дощечки на квадратики, шашеч­ки, кружочки. И Митя выклеивает этими шашеч­ками узор на шкатулке или на шкапчике. Эти деревянные листочки присаживает один к другому на клею.

Иногда узор простой, полоски идут сверху вниз, но у Мити выходило красовито и нарядно. Дорожка чёрная, коричневая, потом дорожка чёрная, потом красная, белая.

Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной.

Недавно мастер поручил Мите выклеить столеш­ницу — верхнюю доску стола — и сказал:

— Это заказ от академии. Сроку дано две не­дели.

Митя с жаром принялся за дело. Обдумал ри­сунок и в один день закончил верхний угол и сам пришёл в восторг от своей работы.

Целую неделю Митя радовался, что ему дове­рена такая важная работа. Утром проснётся рано и до полдня валяется в постели. В воображении своём видит работу законченной, любуется ею, всплёскивает руками от радости; одеваясь, танцует и поёт. На минуту присядет к столу, подберёт нужные дощечки, но радость подмывает его. Бежит на улицу, встречает приятелей:

— Подумайте, ребята, моим художеством будут любоваться профессора и академики.

Вечером побежит в кино.

За неделю работа не подвинулась ни на полми­зинца. В субботу вечером Митя вдруг устал весе­литься. Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Митя всплеснул ладонями:

— Что я наделал! Сроку осталась одна неделя. Я не успею ничего.

Часом позже мастер, проходя двором, увидел, что на крылечке сидит Митя.

— Митька, ты плачешь?

— Мастер, я обманул ваше доверие.

— Иди покажи мне твою работу.

Зашли в Митину комнату. Взглянув на столеш­ницу, мастер сказал:

— То, что ты сделал, сделано отменно и прекрасно.

— Мастер, милый, какие же участки надо от­хватывать мне каждый день, чтобы поспеть к сро­ку? Работа будет тяп-ляп, а я привык красовито и тщательно.

— Слушай меня, Митя. Я твой начальник и даю тебе норму работы: каждый день выклеивай и от­делывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше ни больше. И дело будет по­двигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоём вкусе.

Митя прилежно, как ученик, начал выполнять урок, данный мастером.

Митя сначала не верил, что при такой малой норме успеет кончить работу в срок. Пригоняет пластинки одну к другой тщательно — комар носа не подточит. Но окинет глазами, сколько ещё пу­стого места остаётся, и испугается. Однако глаза страшатся, а руки делают.

А руки у Мити были золотые.

Тихо подвигалась ладонь по доске, и вслед за движением художной руки доска превращалась в цветущий сад.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

За сутки раньше срока Митя закончил работу. Пригладил утюгом и вылощил волчьим зубом (при полировке дерева иногда пользовались волчьими или медвежьими зубами, которые не царапая дерева, помогали вылощить (отполировать) его).

Мастер долго любовался работой, потом молча обнял Митю.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной Давно это было. Меня тогда кликали не бабуш­ка, а тётенька. Я в городе пристрастилась к маляр­ному мастерству. Но о родной деревне тосковала.

Тут сорока на хвосте принесла вести, что дирек­тор нашей деревенской школы своими силами об­новляет давно обветшалое школьное здание. Я стремглав полетела из города в деревню. Директор обрадовался мне, как майскому дню. Догово­рившись с ним, побежала смотреть школу.

Плотники перекрывали школьную крышу. А два мужичка, печные мастера, месили босыми ногами глину. И так-то потешно, подбоченясь, плясали друг перед другом. То опять кружатся, взявшись за руки.

— Дядюшки хорошие, слышала я, что три печи подрядились вы сложить в три недели. Вряд ли вы успеете вовремя.

— Нас не двое, а трое. Старший заболел: ко­лени и локти покою не дают.

Я взяла на себя внутреннюю отделку: покрыть мелом потолки, стены, печи. Мел преподнесла наша речка, в половодье вымыла крутой берег. Объ­явился самородный мел. Этого мела мы наломали целый воз. Я с помощницею стала этот мел дробить, на ручных жерновах молоть, просеи­вать.

Сказка скоро говорится, дело мешкотно творит­ся. Мел дробила, мел молола, мел сеяла. Тут в мелу и усну, недосуг нос утереть, три недели на это потратила.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Старухи меня жалеют:

— Ох, мастерица, ты как есть кукла белая, глиняная. И личность на вершок (вершок – старинная мера длины, около 4,4 см) оштукатурена. Давай мы тебя на речке отмоем.

А назавтра за мной из школы бегут:

— Тётенька, иди с печниками прощаться! Они сегодня домой уходят.

Я со всех ног по деревне лечу. Собаки с цепей рвутся, на меня лают, малые ребята со страху ревут.

Я в школу порог переступила. За столом дирек­тор сидит и два молодых мастера. А старый мастер, такой прекрасного вида старец, руками на клюшку опёрся, в сторонке находится. Они меня увидели и покатились со смеху:

— Кто ты, статуй алебастровый? (алебастровый – сделанный из алебастра, разновидности гипса) Человек ты или привидение?

Я их не слушаю, я мастерству дивлюсь: каждая печь как город возведена, а выглядит как игрушеч­ка. И кирпичики, и карнизы, и уголки — всё сла­жено хитрым вымыслом.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

И я ахнула от восхищения:

— Отсохни мои руки, если я это художество буду слепым мелом мазать!

Пречудный старик, старый мастер, подошёл, об­нял меня за плечи:

— Ты, дочка, сама истинная художница, но побелка необходима. Побелка будет свет дневной отражать, а в школе светлость — первое дело.

— Если начальник какой прикатится, каким глазом взглянет!

— Ответственный человек был. Вот оставил по­хвальный лист с благодарностью на имя каждого мастера. А вот здесь договорённые деньги сполна. Ты, старший мастер, первый расписывайся в получении.

На лицо старику будто туча накатилась:

— Шутить изволите, директор? Я сюда прихо­дил заместо прогулки. Только два человека рабо­тали здесь. Они как птички вокруг гнезда сновали. Я на стуле сидел, палец о палец не колотил. Ни­какого касательства ни к деньгам, ни к похвалам не имею.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной К старику прискочили два других мастера:

— Не гораздо твоё слово, государь-дедушка. Мы у работы летали как птички, потому что ног под собой не чуяли от радости. Веселились тому, что при нас находишься. Твоя личность силы придаёт. Твоего труда здесь большая половина, а ты и малую законную треть не признаёшь. Или ты, государь-каменщик, не ведаешь, что всё наше окружное сословие — и мастера и подмастерья, может, нас триста человек,— тебя знаем и тебя называем: ты наше угревное солнышко.

Лицо старика просветлело:

— Детища мои, вот это и есть мне самая ве­ликая награда! А денежная придача как полынь горька.

Я не стерпела этой преславной тяжбы, вышла на улицу и заплакала. Следом выбежал и директор, схватил железную клюшку и начал звонить в чу­гунную доску, что висела у крыльца школы.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной На этот набат вышли три мастера, сбежалась толпой вся деревня. Директор статно и внятно обсказал весь спор каменщиков и закончил:

— Вы, честной народ, рассудите: вправе ли старший мастер отказываться от пая?

И весь деревенский люд вымолвил ясно, громо­гласно:

— Приговариваем тебя, государь мастер камен­ных дел, принять этот пай беззвучно. Возьми твою долю непрекословно.

Старый мастер постоял молча, потом большим Обычаем поклонился двум своим каменщикам, по­том тем же обычаем всему народу.

— А ты, бабушка, умываться побежала?

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

— Конечно, меня старухи сутки в корыте отма­чивали, потом сутки в корыте стирали, потом в речке полоскали, потом сушили и утюгом гладили. Нет, Иванушка, я с мастерами простилась, клей обдумывать побежала. Без клею побелка не живёт.

Тут опять помогла наша речка-матушка. Нака­зала я мальчишкам ловить рыбу мелкую и крупную сетками и бреднем. Напромышляли они рыбы вдо­воль. Стала я эту рыбу в котлах варить, а уху сливать в вёдра. Это и есть клей, крепкий, терпкий. Тогда я стала в эти вёдра мел сыпать по пропор­ции.

Сыплю и лопаточкой разбалтываю. Эти вёдра снесли в школу. И принялись белить потолки, сте­ны, печки, сени. Теперь белят — из брызгалок фу­кают, а я кистей мочальных навязала и кистями побелку делала, да во всю мочь.

Печи топятся, окна и двери настежь для просухи. И заблестели потолки, и стены, и печи, и сени — как из белого мрамора. Школа наша светом налилась.

Рис. Е. Корегиной

Рис. Е. Корегиной

Читайте также: