Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребенка

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА." — Транскрипт:

1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

2 Семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. (Л. А. Кассиль)

3 Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка. Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы. 2. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы. З. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

5 Положительный результат для учителей: повышение уважения со стороны родителей и общества в целом; улучшение межличностных взаимоотношений с родителями; повышение авторитета в глазах детей и родителей; повышение удовлетворенности своей работой.

6 Положительный результат для родителей: 1 повышение самооценки ; 2 лучшее знание школьных программ; 3 ощущение своей значимости в школе; 4 повышение их родительской компетентности; 5 улучшение общения с ребенком вообще и в школе в частности

7 Положительный результат для детей: лучшая посещаемость школы; улучшении знаний, развитии умений; социальное становление.

8 Подходы к организации взаимодействия: Традиционный подход: школа определяет роль родителей и их функции во взаимодействии. Основную ответственность при этом несет школа, а родители лишь помогают ей в случае необходимости. Партнерский подход: основан на совместной ответственности и ее разделении между семьей и школой в процессе обучения детей и их социализации. Цель этого подхода - развить опыт детей в ходе обучения и повысить его эффективность.

9 Правила работы в группах: Равенство всех участников; Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа); Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу; Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме); Добровольность; Чувство юмора; Умение слушать и слышать других; Не критиковать; Регламент (не более 5 мин на презентацию); В случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней.

10 Цветограмма педсовета Груп пы АктуальностьНовизнаПолезностьИнтерес Красный - высокая оценка Синий - средняя оценка Зеленый - низкая оценка

11 Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

12 Принципы взаимодействия: Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров. Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку. Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии. Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей. Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное развитие детей.

Единство требований к детям, согласованность действий, совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков в формировании личности школьника - все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и школы в воспитании детей.

Возникшие проблемы и задачи нужно решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Общеизвестно, что родители, например, младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание школьников, их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Если наши дети приучены к труду, не боятся трудностей, выходят из стен школы всесторонне развитыми, хорошо подготовленными к жизни людьми, то это результат хорошо спланированной творческой работы семьи и школы.

Классный руководитель, как педагог, обладающий большой компетентностью в области психолого-педагогических знаний лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, может организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. Наиболее продуктивным является сотруднический тип взаимодействия, который позволяет получить объективные знания о семье, опираться на лучшие стороны семьи, адекватно его оценивать, способствует формированию гуманных, доброжелательных и доверительных взаимоотношений с семьей. Сотрудничество возможно при активности взаимодействующих сторон, когда они осознают общие цели и действия. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Одна из обязанностей классных руководителей школы- изучение семьи школьника, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного и патриотического воспитания.

Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками школы и представителями старшего поколения – ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Мероприятия эти тематические, посвященные праздникам и различным датам, к каждой встрече ветеранов готовятся и учителя, и ученики школы. Вот уже который год ребята к 9 Мая совместно со своей семьёй пишут письма своим погибшим на войне родственникам, пишут о том, как живут сейчас без войны, как учатся, как благодарны им, защитившим мир от фашизма. После таких встреч и мероприятий не приходится долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они понимают это сами.


Развитие личности обучающегося зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья и школа.

Семья как модель общества является важнейшим звеном формирования личности. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это – коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

− демографический — структура семьи (бездетная, однодетная, мало- или многодетная, полная или неполная);

− социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

− социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе;

− технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семья — это ячейка общества. С одной стороны, она отражает все серьезные социальные изменения, происходящие в обществе. С другой стороны, семья во многом определяет наше будущее, ибо она существенно влияет на формирование личности будущего гражданина. Семья отражает в себе все серьезные социальные изменения, происходящие в нашем обществе. Однако эти изменения не носят зеркального характера, они порой весьма неожиданные и своеобразные и в свою очередь оказывают существенное влияние на общественное развитие.

Издавна семья выполняла три основные функции: продолжение человеческого рода (деторождение), воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к базовым функциям семьи относят:

− сохранение жизни и здоровья;

− удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека;

− рождение и воспитание детей;

− создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи;

− воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии.

Подлинный авторитет родителей построен на уважении ребенка и высоких требованиях к нему и проявляется в стремлении ребенка поделиться своими трудностями и проблемами, радостями и заботами, обратиться за советом к родителям.

Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки. Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

Содержание работы школы с семьей включает четыре основных блока: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-познавательного процесса, обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителей обогащения психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия семьи и школы являются доверительные отношения между всеми субъектами педагогического процесса

А. С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй — через учащихся. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов.

Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений. Знаний друг о друге.

Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:

− обеспечение качественного образования учащихся;

− развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

− формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

− подготовка школьников к семейной жизни;

− формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.

В работе с детьми:

− воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;

− формирование ответственности за свои поступки перед семьей;

− воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.

В работе с родителями:

− формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

− формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

− формирование психолого-педагогической культуры родителей;

− развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

В работе с педагогами:

− формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

− формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

− освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:

− проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;

− обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей;

− организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;

− разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;

− организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.

Формы взаимодействия педагогов с родителями.

− текущими и тематическими;

− общешкольными и классными.

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми.

  1. Индивидуальные консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Благодаря таким консультациям, родители убеждаются в том, что в школе они могут получить совет, поддержку.
  2. Посещение на дому — особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка.
  3. Беседы по телефону.

Хотелось, чтобы школа и семья работали совместно и воспитание в семье не шло вразрез с социально-педагогической работой школы по формированию здоровых, гуманных отношений ребёнка в социуме.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, воспитательный процесс, классный руководитель, особая забота, родительский комитет, семейная жизнь.

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как.

Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды

– Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании. – Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку.

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч, тесное сотрудничество.

Педагогический союз учителя и родителей — могучая.

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей

родитель, семья, школа, семейное воспитание, ребенок, классный руководитель, период жизни, духовно-нравственное развитие, друг друга, воспитание детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания.

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская Федерация, дружная семья, классный руководитель.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как.

Взаимодействие классного руководителя и родителей решает следующую задачу: создание воспитывающей среды

– Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании. – Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку.

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч, тесное сотрудничество.

Педагогический союз учителя и родителей — могучая.

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.

Взаимоотношение родителей и детей в семье.

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов и родителей

родитель, семья, школа, семейное воспитание, ребенок, классный руководитель, период жизни, духовно-нравственное развитие, друг друга, воспитание детей.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания.

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская Федерация, дружная семья, классный руководитель.



Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
Суть взаимодействия семьи и школы прежде всего в:
- изучении условий воспитания в семье;
- индивидуальной и групповой работе с родителями;
- проведении тематических родительских собраний;
- привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
- защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.
Работая первый год со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит от взаимоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
А также:
• выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

• участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
• проведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
К формам взаимодействия семьи и школы можно отнести:
Дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д.


Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, вследствие занятости родителей на работе и находчивости детей (некоторые дети заводят два дневника) последние не всегда могут отслеживать всю информацию от классного руководителя.
Но благодаря современным средствам связи (сотовый телефон, электронный журнал) можно составить телефонный разговор, что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи.



Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки и т.д.
Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.



Консультация, может быть по вопросам учебной деятельности, по воспитанию, консультация со специалистами – соц.педагогом, психологом.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.





Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.



Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.

Читайте также: