Большие города и духовная жизнь зиммель краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

Георг Зиммель, город, городская повседневность, обезличивание городской среды.

Аннотация:

в статье в контексте взглядов Георга Зиммеля анализируются факторы, порожденные городской повседневностью и влекущие за собой проблему обезличивания среды города.

Текст статьи:

Урбанизация в самом широком смысле – это процесс роста городов и городского населения. Однако при более детальном рассмотрении обнаруживается, что данный процесс влечет за собой глубокие изменения во всех сферах жизни общества в целом и человека в частности как системообразующей единицы общества.

Человек – творец города, человек – создатель самого города и городских условий и в то же время их продукт [3]. Он является клеточкой целого организма – города, который, в свою очередь, делает из человека горожанина. Город, будучи формой расселения людей в исторической ретроспективе и пространственном континууме [3], предоставляет человеку большие возможности и широкий спектр услуг, однако, в тоже время лишает его человечности. Городская среда порождает новые формы человеческого общежития. Человеческие отношения обезличиваются, становятся формальными и партнерскими. Горожанин все больше вступает в экономические, правовые, административные отношения, не учитывая при этом эмоциональную, чувственную сторону отношений. Так возникает конфликт города и человека.

С экранов телевидения на человека обрушивается волна немотивированной агрессии. Новостные сюжеты, кинофильмы, телепередачи пронизаны негативом, который человек впитывает в себя. Агрессия бьет все рейтинги, и на сегодняшний день является самым коммерческим продуктом на телевидении. В результате чего телевидение взяло на себя функции самой подробной и всеохватной энциклопедии по агрессии, став, таким образом, самым популярным учебным пособием по агрессии, демонстрация которой, в свою очередь, пользуется невероятным успехом у телеаудитории [4]. В погоне за сенсацией телевидение смакует трагедии, убийства, катастрофы, чем постепенно убивает в человеке чувственность восприятия. Ведь пресыщенный подобными сюжетами телеэфир, ежедневно воспринимаемый человеком, делает его бесчувственным, лишенным человеческого сопереживания. Человек старается абстрагироваться от подобной агрессии, замыкается в себе, дабы не подвергаться негативному воздействию со стороны общества в целом и телевидения в частности.

Стоит также отметить так популярные сегодня социальные сети. Несмотря на то, что они дают возможность найти старинных школьных друзей, восстановить связь с родственниками, которых по различным причинам разбросало по разным уголкам нашей необъятной Родины, позволяют завести новые знакомства, они заменяют человеку общение с реальными людьми. Практически исчезает личный контакт при общении. Мобильная связь, социальные сети не могут дать человеку тех эмоций, которые испытываются при личном взаимодействии.

В совокупности средства массовой информации навязывают человеку различные стереотипы, моду на то, какой должна быть жизнь. В погоне за данными стереотипами, идеалами жизни человек лишается духовности, моральные ценности отходят на второй план, человека начинает волновать исключительно его благополучие, в то время как общество, окружающие его люди отходят на второй план. Что, безусловно, влечет за собой духовное опустошение, обезличивание городской среды.

Также нельзя не сказать еще об одной проблеме повседневности – об однообразности городской среды. Каждый новый день горожанина необычайно схож с предыдущим. Изо дня в день человека ждет однообразный распорядок. Также свою лепту вносит предметно-пространственная среда города: однообразные ничем не примечательные жилые дома, тусклые улицы, узкие тротуары, плохо развитая система городской рекреации, однообразные кафе и магазины. Вся эта серость городской среды, завуалированная в многообразии форм, ею даруемых, в очередной раз заставляет человека задуматься об охране своей индивидуальности. Заставляет человека вести борьбу за свою самобытность.

В заключение хотелось бы сказать, что городской человек не только житель, единица населения, он создает и живет в новом по своему существу сообществе, городском, и совершенно новой пространственной организации. Горожанин становится таковым одновременно с включением в новый вид поселения, каковым является город. Урбанизация – как цивилизационный процесс, характеризуется не только как перемена места жительства людей, но и как глубокие изменения во всех без исключения сторонах жизни человека и общества в целом [3].

Влияние культурного пространства города на индивида


Социокультурное пространство города можно подразделить на два уровня в зависимости от способа его организации: специализированный (специальная подготовка и деятельность в институционализированной системе общественного разделения труда) и обыденный (приватная жизнь) [2] . Особенность второго уровня заключается в том, что со временем приватная жизнь горожанина становится всё более закрытой: взаимоотношения с окружающей его средой становятся всё менее эмоциональными, потому что индивид оказывается неспособным остро реагировать на каждый момент в городе, на каждого горожанина. Площади, бульвары и улицы всё реже бывают местом встреч, потому что публичная коммуникация сегодня разворачивается в так называемых третьих местах [3] – не дома и не на работе.


Серьёзное влияние на человека в городе оказывают также и большие расстояния, и своеобразная застройка, и архитектура окружающего пространства. Расширение городских территорий и появление новых застроек является фактором, который влияет на перемещение жилых кварталов за пределы исторических центров. Однако всюду исторические центры старых городов – это наиболее привлекательные для жителей его части [10] . Центр, вмещая в себя наиболее удобные зоны для общения, культурные учреждения, озеленённые местности, а также демонстрируя отсутствие производств, настраивает людей против каменных новостроек, в которых теперь располагается промышленность и через которые пульсирует интенсивный поток транспорта. Получается, что новые дома горожан и их новые районы кажутся им неуютным в отличие от центра. В этом противоречии кроется источник психологического напряжения жителей больших городов [11] .

Одновременно со сказанным выше данная блазированность имеет и оборотную сторону. Отношения горожан отличаются замкнутостью и обособленностью от связей жителей малых городов и деревень друг между другом. Именно блазированность заставляет думать обитателей последних местностей о жителях мегаполисов как о холодных, бесчувственных. За этим скрывается форма гораздо более всеобщей духовной сущности большого города. Индивид получает личную практически безграничную свободу. Таким образом, третьим последствием нервного быстротечного ритма городской жизни можно считать обладание человеком высокой степени свободы от общественного контроля. Люди, взаимно безразличные, наиболее остро ощущают себя одинокими в бесконечном потоке таких же, как они. Но при этом, свобода не должна считаться лишь отрицательной чертой городской жизни, потому что самобытность и особенная индивидуальность каждого человека может раскрыться, выразиться. Нигде, кроме как в городе, нельзя найти столько разнообразных профессий, такого масштабного разделения труда. Интенсификация технологических процессов влечёт за собой усложнение содержания выполняемых работ, а, следовательно, и растущую квалифицированность работников [12] . И эта квалификация заключается не только в том, что нужно быть хорошим специалистом в своём деле. В задачу продавца входит пробуждение новых потребностей в клиентах, что приводит к дифференциации и утонченности публики [13] . Под влиянием этого индивидуализируются душевные качества людей.


Итак, большой город влияет на человека и делает его а) ведомым рассудком, б) блазированным и в) свободным. Однако не стоит забывать, что так же, как среда формирует поведение людей, так и сами люди формируют эту среду [14] . По мере развития культуры, в процессе человеческой деятельности географическое (физическое) пространство всё в большей степени осознаётся как система (системы) образов [15] . То есть с прогрессом культуры развиваются различные географические образы, которые являются дистанцированными по отношению к явным нуждам общества. И возникает парадокс: чем больше новых институций появляется, тем менее уютно и комфортно чувствует себя человек в пучине этих новых культурных благ, смысл которых понятен не всем. Большинство людей в городе занято осуществлением сугубо личных функций для удовлетворения собственных нужд, поэтому, когда новых явлений и течений становится слишком много, человек не всегда успевает занять позицию, соразмерную им, осознать их роль и увидеть ту пользу, которую они могут ему принести.

Непосредственно с развитием географических образов связан такой факт, что сложность большого города задаётся новыми отношениями между пространством и временем. Зиммель отмечает, что большой город, каким мы его представляем сегодня, всегда ассоциировался с часами, с шестерёнками, каждая из которых зависит от движения другой [16] . Современные исследования городских концепций выделяют ряд характеристик социокультурного пространства: многофункциональность, социокультурная ресурсность, межкультурная коммуникация, вертикальная и горизонтальная мобильность социальных страт, сегментированное положение индивида и так далее [17] . Из всего этого очевидно следует вывод, что город – сложный организм, обеспечивающий функционирование и активное взаимодействие своих субъектов, поддержание их культурных контактов, а также система, позволяющая им самоопределяться и индивидуализироваться.

С начала XX века самоопределение городских жителей начало преобразовываться и становиться похожим на то, которое распространено в наши дни. Сегодня и тогда для городского жителя являются важными особые формы взаимодействия не только с другими обывателями, но также и с пространством, и со временем. Являясь частью не прекращающего работу механизма городской кипучей жизни, человек меняет инфраструктуру под свои нужды так же, как и сама инфраструктура меняет человека. Это постоянное развитие суть единственная возможность городской жизни продолжать существовать, потому что статика убийственна для города, он становится либо упадочным и заброшенным, либо неконтролируемым и близким к коллапсу.

Автор: Юлия Кудрявцева

[2] Орлова Э. Социокультурное пространство массовой культуры // Обсерватория культуры. 2004. №3. С. 5.

[3] Третье место – новый феномен в урбанистике: пространство, удобное для комфортного общения, встреч с друзьями и учёбы.

[5] Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3 (34). С. 23–34.

[7] Вебер М.. История хозяйства. Город. М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково. 2001. С. 335-337.

[8] Зиммель. Указ. соч. 26

[10] Об этом свидетельствуют результаты исследований В. Г. Вардосанидзе, Ю. Г. Вешнинского, Л. В. Долина, Г. З. Каганова, Л. Б. Когана и др.

[11] Орлова Э. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987. С. 50.

[13] Зиммель. Указ. соч. С. 32.

[15] Замятин Д.. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. Т. 9. №3. С. 29.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Пару слов о Георге Зиммеле.
Польза: практическая. Благодаря книге познакомитесь с творчеством Зиммеля и сможете даст понять нужна ли книга в библиотеке или нет.
Георг Зиммель - как Дюркгейм и Вебер - "отец" социологий. Тонкая чувствительность мира делала автора подготовленным для включение вещей, таких как мода и архитектура, не попадавшие до этого в поле зрения коллег. Социология Зиммеля нарочита бессистемна. Письмо автора польский социолог Ежи Шацкий определял как "социологический импрессионизм". Проще говоря, работы автора - небольшие эссе, где письмо само диктует метод исследования.
В этой книге собраны, работу вынесенную в заглавие, эссе, которые на русском языке не публиковались. Чтение будет полезно тем, кто пишет о городе, будто журналист или социолог, и желающим узнать о феномене чуть больше.
Самая важная статья из сборника, по моему мнению, - "кое-что о проституции в настоящем и будущем", т.к. углубляет понимание половых отношений в социологиях Зиммеля.
Чтение Зиммеля трудное, но приносящее плоды. Эссе из сборника развивают социологическое воображение и вызывает наслаждение стилем патриарха социологий.

Аудиокнига

Именно Георг Зиммель превратил социологию в "науку о сегодня" и сделал фактом науки об обществе внутреннюю жизнь человека: его интересовал дух времени, и он пытался описать его, рассматривая повседневное человеческое существование. Он был первым социологом, который стал думать о потреблении и деньгах, о моде и туризме, о любовных переживаниях и восприятии времени - и о большом городе, ставшем для Зиммеля квинтэссенцией современной жизни.

Читайте также: