Благословите женщину краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Одни безоговорочно поверили, что фильм о настоящей женщине и настоящей любви. Другие с сочувствием отнеслись к нелегкой судьбе главной героини и, если и увидели в этой истории любовь, то только ее, Верину…

Времена изменились, а вопрос о роли женщины в своей собственной судьбе, нет-нет, да и всплывает на поверхность современного уже бытия. Может ли быть счастлива женщина, посвятившая жизнь своему мужчине? И что, собственно, получила взамен героиня картины?

О главных героях этой истории, расскажу сегодня.

Автор под псевдонимом и реальные герои повести

Ольга и Константин Кирюшины дружили с Еленой почти пятьдесят лет. Именно их биография и легла в основу повести, которую впервые опубликовали в 1976 году.

К сожалению, ни автор, ни сами герои этой истории экранизации не увидели.

Муж-тиран и женщина-жертва

Не буду пересказывать сюжет, большинству из нас он хорошо известен, вот только несколько путеводных столбов этой истории:

Вера (молодая, добрая и мягкая) встречает своего принца на берегу моря; Ларичев (военный, много старше Веры, немногословный, холодный и жесткий); они поженятся, совсем не зная друг друга и за красивой поездкой в Москву, начнется реальная жизнь, в которой у Веры нет ничего, кроме мужа и установленных им правил…

Ларичев

На эту роль Говорухин рассматривал всего двух актеров — Алексея Гуськова и Александра Балуева. Оба уже не раз играли военных, но режиссер ориентировался на внешнее сходство с героем повести, и выбрал Балуева, который, кстати, не раз говорил, что не просто не понимал, а презирал своего героя и, однозначно, играл его, как персонажа отрицательного.

Каково же было изумление актера, когда после выхода фильма на экраны, он начал понимать, что многие женщины просто без ума от Ларичева.

Вот уж, правда, умом наших женщин не понять.

Первой претенденткой на роль Веры была Мария Миронова. Светлана Ходченкова пришла на пробы на роль ее младшей сестры, но Говорухин увидел Светлану и понял — Вера найдена.

Режиссер хотел сделать из актрисы суперзвезду своих фильмов. Он запретил Светлане худеть, менять образ и настаивал на особой избирательности в выборе ролей.

Светлана Хотченкова, российская актриса театра, кино, телевидения и дубляжа, кинопродюсер, заслуженная артистка России

Светлана Хотченкова, российская актриса театра, кино, телевидения и дубляжа, кинопродюсер, заслуженная артистка России

А ведь не будь этой роли, неизвестно ещё как бы сложилась карьера Светланы. Говорухин ее боготворил. Им даже приписывали роман, настолько близки были их отношения. И зажег, зажег-таки, на кино-небосклоне ещё одну звезду.

Герои второго плана — украшение фильма

Кроме главных героев, фильм невероятно украсили и герои второго плана. Вернее, героини.

Исторический портал

ТВ

Здесь вы можете узнать сюжет и краткое содержание серий, чем закончится сериал, а также актеров, сыгравших в нем главные роли.

Сюжет

Действие разворачивается в небольшом приморском поселке в предвоенные годы. Молодая девушка безумно влюбляется в приезжего военного и уезжает с ним к месту его службы. Через тяготы армейского быта, военное лихолетье проносит она свое чувство к немолодому мужу, отдавая себя без остатка. Фильм о самоотверженной любви и верности, о великом и пронзительном чувстве, которое дается избранным.

1-я серия

Юная Вера, жительница приморского поселка, знакомится с военным Александром Ларичевым. Случайная встреча перерастает в глубокое и сильное чувство. Ларичев получает новое назначение, но прежде чем уехать, делает Вере предложение. Вера с головой окунается в семейную жизнь, но бесконечная череда новых гарнизонов со временем начинает казаться утомительной. Неожиданно Вера узнает, что ждет ребенка….

2-я серия

Ларичев сообщает Вере, что его сын от первого брака временно поживет у них. Привязанность Веры к мальчику вызывает неодобрение Ларичева. Он отсылает ребенка в интернат. Вера тяжело переживает разлуку с ребенком. Тем временем Ларичев осваивается в гарнизоне. В частной беседе начальник гарнизона открывает ему глаза на истинное положение дел в армии. Ларичев в смятении, но времени на размышления у него уже нет: начинается война…

3-я серия

Вера оставляет работу медсестры в госпитале и вместе с детьми своей подруги Маши решает вернуться к матери. Неожиданно в поселке появляется Ларичев, и Вере вновь приходится вернуться в гарнизон. Напряжение военных лет и сложности тыловой работы окончательно подрывают здоровье Ларичева…

4-я серия

Вера тяжело переживает смерть мужа. По настоянию Маши она устраивается на работу в гостиницу. Приветливость и открытость Веры позволяют ей быстро продвигаться по служебной лестнице. Вскоре она знакомится с одним из постояльцев. Между ними возникает взаимная симпатия, но судьба готовит Вере новый удар…

Вера Платоновна Ларичева случайно знакомится с одним из постояльцев – немолодым морским инженером. От второго в своей судьбе мужчины Вера первый раз в жизни услышала уважительные и просто человеческие слова. Жизненные, даже по объяснению инженера, бытовые обстоятельства подарили двум одиночествам взаимную любовь.

Не посоветую новый советский фильм с густо-пафосным названием "Благословите женщину" убежденным малолеткам, но остальным, "кому за тридцать" или кто по хорошему воспитанию просто в курсе, откуда взялся -- от каких таких бабушек, дедушек и прадедушек -- этот советский фильм вовсе не возбраняется. Немодный, но нисколечко не противный.


Трейлер

Благословите женщину

Благословите женщину (2003)

драма, мелодрама
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Светлана Ходченкова, Александр Балуев, Инна Чурикова, Ирина Купченко, Ольга Березкина
Премьера: 4 сентября 2003 года

Чистая мелодрама, махрово-дешущипательная, но не на пустом месте с высосанными из пальца "леди-бомжами" и "леди-боссами", а с настоящим козырем в виде узнаваемого родного исторического контекста.

Кадр из фильма

Кадр из фильма


Снята пожилым человеком Станиславом Говорухиным, однако надо учесть, что все последние годы он, в отличие от многих сверстников, сидит в Думе и волей-неволей держит руку на пульсе, то есть вынужден не терять элементарного чувства реальности. Не впадать, как они, в манию величия, кухонную философию или просто маразм, а как-то все же держаться. Это очень немало, оказывается. Это также позволило не потерять элементарного профессионализма, жестко выдержать жанр на специфической, пока малоосвоенной почве и даже порадовать стилизацией, вообще Говорухину не очень свойственной. Поэтому "Благословите женщину" действительно выгодно отличается от последних печальных опытов большинства пожилых советских людей ("Ключ от спальни", "Часы без стрелок", "Письма к Эльзе", "Тайны дворцовых переворотов").

Кино просто прилично снято (оператор Ломер Ахвледиани, художник Валентин Гидулянов, художник по костюмам Регина Хомская). Оно как бы учитывает опыт прошлых родных шедевров "про те времена", выданных ленинградской школой ("Мой друг Иван Лапшин", "Порох", "Торпедоносцы"), но адаптирует этот опыт для широких народных масс. В шедевре, конечно, было бы немыслимо покорное следование хронологии как единственному сюжету или взгляд ночью с высоты на родной освещенный завод в романтической сцене, прямо как из "Урока жизни". Но в целом туфельки, платьица, военная форма с лычками вместо погон, новооткрытое московское метро 1935 года, палаточный гарнизон, коврики и накидки и даже, кажется, примус (или керогаз), про который как раз и помнят такие, как Говорухин – это все не обычное наше наглое очковтирательство, а добротные, не оскорбляющие вкуса следы эпохи, найденные вполне со знанием дела. Когда в особо драматических моментах идут тонированные кадры и "зтм", наивность вписывается не только в законы мелодрамы, но и в стиль старого кино. Получается стилизация.

Кадр из фильма

Кадр из фильма


С другой стороны, фильм сильно выигрывает у других жанровых адаптаций советского опыта драматургией, имеющей основания. Какой-нибудь "Затерянный в Сибири" так рвался на экспорт, что захлебывался в чернухе и распадался на дешевые анекдоты, превращаясь в редкостное занудство. "Благословите женщину" интересно смотреть. Конечно, фильм проще и грубее, чем его основа, и до упора "выпрямил" экранизированную повесть, но оно и понятно. Когда в середине 70-х вышла повесть И.Грековой "Хозяйка гостиницы", она сразу стала культовой у читающей публики. Это была та интеллигентская крепкая беллетристика, где много читается между строк и до последнего стоит вопрос, напечатают или нет. Ведь крамолой тогда числилось даже то, что этапы большого советского пути рассмотрены не через реконструкцию танкового завода или битву за урожай, а сквозь частную жизнь беспартийной домохозяйки. Сам факт столь щадящих условий считался побегом от советской действительности, а повесть была еще и с "ползучим психологизмом" – как при Советской власти вся жизнь, все силы и возможности тратятся только на то, чтобы сохранить человеческий облик, что практически невозможно, если ты еще женщина при советских мужиках. Знаком меняющихся времен было лишь тонкое вкрапление разновидностей окружающей подлости.

Фильм далеко не так интеллигентен, во многом его смысл противоположен, однако, с другой стороны, сегодня те споры о Тухачевском, о которых И.Грекова в тексте не могла и мечтать, не только легальны, но и вышли из моды. Фильм решает иную, просветительскую задачу, и на своем уровне она сегодня весьма положительна, если не является демагогией. Фильм Говорухина не является демагогией. Вся его нововведенная по сравнению с первоисточником историческая "интерпретация" – честная- благородная, безобидная форма грустной сказки со счастливым концом, горько-сладкой грезы о любви. В жесткие времена мужья были жесткие, в мягкие стали мягкими, но они были мужчинами, и у них были женщины. Это выведено, как положено – многофигурно, с подробностями, на наглядных примерах. Этакая Ассоль в 35-м году всерьез и надолго стала полковничьей женой. Рядом кто-то рождался и умирал, шли людоедские репрессии, бездарные войны, послевоенный гной, а она ждала счастья, пока все-таки не дождалась.

Кадр из фильма

Кадр из фильма


Безусловно, в "Хозяйке гостиницы" ни о какой Ассоли речи вообще не шло – невозможно было представить, что когда-нибудь все это кончится, сгинут партия и правительство, рабство с его религией (ложью), вдруг станет принято быть человеком, и все увидят небо в алмазах. "Благословите женщину" о многом рабском умалчивает, небо уже в алмазах, и это в конкретном 1957 году. В том году начинали травить Пастернака, после чего сажали Григоренко, после чего пошли Синявский с Даниэлем, и опять много умерло в лагерях и спецпсихбольницах – то есть фильм зациклен на миге, когда режим временно отказался от активного людоедства в пользу активного загнивания на корню. Однако фильм не давит на мозги, он манипулирует только чувствами. Чувства, между тем, пробуждает добрые, о чем свидетельствует уже появление на экране разных пушистых кошек. И плохо, что ли, помечтать девочкам, чтоб мужики сохраняли мужество, женщины – женственность, и все они встречались на советской территории, и хоть в этом-то не был не прав классик марксизма-ленинизма?

Просветительская задача положительна потому, что даже по исполнителям видно, как прочно забыто и как не воспитано нынче многое, без чего невозможен даже профессионализм. Хуже всех играют свои роли молодые актрисы. Светлана Ходченкова (Вера) и Ольга Березкина (Маша) просто беспомощны всякий раз, когда надо на что-то самостоятельно реагировать. Ну, не знают молоденькие, что значит "самостоятельно", и сразу в слезы или мелодекламацию. Но спасибо им и на том, что внешностью выигрывают. У Ходченковой красивые глаза. Зато те, кто давно умеет играть, делают это правильно. Можно было б сказать, что "все спасает бенефис Инны Чуриковой" – а нет, у нее просто роль такая бенефисная (под Раневскую). Она играет не лучше, чем Балуев, Михайлов, Купченко и лично Говорухин – свой характер, предельно в жанре. У всех взрослых на экране сложились выраженные характеры, они это умеют, мы от этого отвыкли.

Кадр из фильма

Кадр из фильма


Конечно, во многом законченность фильму придает "третья сила", которую очень видно. Это подсознание постановщика, всегда вылезающее в его жанровых предпочтениях – в данном случае, подсознание Говорухина со всеми комплексами и соблазнами. Говорить о них публике – лишнее, публика лично с ним незнакома, хотя сами по себе они любопытны и аморальны, в отличие от мелодрамы. Однако не будь подсознательного импульса, еще неизвестно, выдерживало ли бы кино заданный ритм и темп.

А так – какие бы комплексы ни сработали, если они не скрыты, не подменены и не перевраны, кино может получиться, как и произошло с "Благословите женщину".


Это очевидно, но почему-то при просмотре фильма на такие красноречивые моменты не обращают внимания.

А, тем не менее, за основной линией бабьей козьей покорности скрывается гораздо более пикантная вещь.

Озвучу тайный мессидж:

Не вызывает сомнения тот факт, что отношения героев нам показаны больные. Муж-тиран и наивная молоденькая дурочка, рассмотревшая в равнодушном потребительстве любовь.

То есть, проще говоря: она делает все для него, он для нее - ничего. Она его любит, он ее нет.

Уродливо? Уродливо. Но самое страшное впереди.

В таких отношениях, где женщина рабски служит вытирающему об нее ноги мужчине, страдает больше всего даже не сама эта баба (хотя и она, разумеется, тоже), а. дети. Реальные и потенциальные.

Что нам в фильме и показывают. Весьма красноречиво.

Первая жертва - это горячо желанный героиней и ей же абортированный по приказу мужа первенец. Сюда же приплюсуйте всех детей, которым данная женщина могла бы дать жизнь (и очень хотела ее дать), но никогда не сделала этого по причине чрезмерной любви к равнодушному мужчине.

Вторая жертва - сын главного героя, которого он взял в семью, к новой супруге, приучил и приручил, а потом не дрогнувшим голосом приказал сдать в интернат. И женщина, прекрасно осознавая, что предает привязавшегося к ней мальчика, пошла и сдала. Любовь, черт ее побери, что поделать.

В конце, конечно же, так, по мелочи. Дети подруги, которых она тоже взяла под свое крыло, а потом бросила, не оглядываясь, по той простой причине, что на горизонте снова появились любимые штаны тирана.

И того имеем целую вереницу разбитых детских судеб и сердец.

Это цена любви к мужу, который не любит.

P.S. Вы, конечно, можете сказать, что тогда была война и особые обстоятельства. Но оглянитесь по сторонам! Эта история повторяется и сейчас, слегка изменяя форму и детали. За выбранную женщиной роскошь быть рядом с тираном всегда так или иначе платят, в первую очередь, дети.

Комментарии (19)

Можно было-бы поспорить,ноо это ведь художествнный фильм,а не документальная хроника. Чего тут разбирать.

Тайный смысл как книги, так и фильма - это попытка художественного осмысления очень сложного и противоречивого исторического периода развития нашей страны через довольно реалистично, жизненно показанную личную Судьбу главных героев. И обсуждать тут можно только то, насколько эти попытки авторам удались.

Читайте повесть Калининой "Хозяйка гостиницы", а в фильме показано видение режиссера, а в первоисточнике все не совсем так.

Я много думала об этом фильме. Это вы смотрите с женской стороны и все правильно. А посмотрите глазами главного героя. Это же служака, который только и умеет воевать, выполнять приказы..и сам их отдавать. Поэтому так и получилось.И прикиньте - офицеру , не ОФИЦЕРУ, для которого честь не просто слова, так ломали жизнь..(Кстати, начальник его застрелился, а этот нашел в себе силы жить, но как мог) Ведь умер то он именно от того, что больше ничего делать не умел, но старался, дом вон какой отгрохал.. А потом просто зачах от безделья.+вся эта несправедливость.

Если мужчина не считает нужным учиться слушать ближних, то зачем женился?! Заимел бы прислугу для решения бытовых проблем, а для телесных утех во все времена полно шлюх. Нет надо жениться на молоденькой и сломать ей жизнь.
Конец у офицера вполне предсказуем. Не считал бы детей обузой и жизнь на пенсии была бы другой. А дом?! Что дом без семьи для которой стоит его построить?!

А он вовсе не думал, что сломал ей жизнь. Он ее любил, как умел, как мог.Она младше его - соответственно, по его понятиям, она его подчиненная. Он имеет право ей приказывать. Она должна подчиняться. Как офицер и порядочный человек он считает, что шлюхи- аморально. Нужна семья. Ну а уж то, что он ее отправил на аборт говорит только о его страхе за ребенка. Время-то какое.

Я вовсе его не защищаю, поймите. Я пытаюсь объяснить его поступки. Будь я Верой, я б его убила давно, развелась уж точно. Но это я. А Верочка другая,ей подчиняться мужу за счастье.

Он просто эгоистичный сукин сын! Оправданий этому нет.
Любовь - это прежде всего трепетное отношение к любимому. Любящий человек скорее даст себе отрубить руку нежели причинит боль любимому человеку.
От первой жены ребёнка имел, а второй не позволил?! Собственного ребёнка сдал в интернат!

Женились первый раз по залету .Через 22 года жизни с первой женой влюбились .Потом десять лет втайне встречались с любовницей -ждали .когда дети станут совершеннолетними .Вам не кажется ,что в вашем рассказе какая-то не стыковка ?К моменту вашего признания жене вашему первенцу должно быть 32 года .

Это один из самых любимых фильмов Говорухина. Я смотрю его каждый раз, потому что это показано время моей бабушки. Она даже похожа на главную героиню, и внешне, и поведением, и голосом. Так же моталась с моим дедом по гарнизонам. Родила четверых детей. Была идеальной хозяйкой и искусным кулинаром. Этот фильм для меня, как свидание с моей самой лучшей на свете бабушкой.

Читайте также: