Благинина шинель краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Стихи про военные годы. Отцы и деды сражались, а матери работали на фабриках и заводах в тылу. Детям тоже приходилось не легко, они сами топили печь, готовили, нянчились с младшими братьями и сестрами.

  • ♦ Вставай!
  • ♦ Письмецо
  • ♦ Подарок
  • ♦ На печке
  • ♦ Где она?
  • ♦ Папе на фронт
  • ♦ Баллада о добром свете
  • ♦ Салют
  • ♦ Шинель

Вставай!

Наш отец давно в походе-

Третий год как на войне.

Наша мама — на заводе,

А кому с братишкой? Мне!

Ты вставай, вставай, вставай,

Не тянись и не зевай!

Я с тобой отлично слажу:

Мигом печку растоплю,

И бельё твоё поглажу,

И болтушкой накормлю.

Ты вставай, вставай, вставай,

Шире глазки открывай!

Утро нынче голубое,

Жёлтых листьев полон сад.

Будем мы гулять с тобою

Два и три часа подряд.

Ты вставай, вставай, вставай,

Вот штанишки, надевай!

А польётся дождик частый,

Притащу тебя домой,

Синеглазый и вихрастый,

Дорогой братишка мой!

Ты вставай, вставай, вставай,

Обниму тебя давай!

Письмецо

Возле нашего окна.

Принесла письмо она.

Я сидела песни пела

У окна на сундуке…

Вижу, мама побелела,

Письмецо дрожит в руке.

Я вскочила, подбежала,

Я его к груди прижала,

Я конверт надорвала.

А читать-то не умею!

Мама плачет — не прочтёт…

Мы сидим и плачем с нею

Нам бы век не разобраться,

Да пришёл сосед — Лука

И прочёл письмо от братца,

Он здоров, он фрицев лупит,

Он недаром на войне!

Он вернётся, куклу купит

И подарит куклу мне.

Подарок

Бабушке Варварушке
Я связала варежки.
Думала-подумала,
Ей дарить раздумала.
Отошлю на фронт бойцу,
Вдруг достанутся отцу!
Будет рад и он, и я,
И Варварушка моя!
Ну, а если не отцу,
Так другому храбрецу.
Будет рад и он, и я,
И Варварушка моя!

На печке

Забрал мороз окошко
Серебряным щитком.
В печи стоит картошка
С топлёным молоком.

А на печи-то сухо,
Тепло… Сиди себе!
К трубе приложишь ухо,
Буран поёт в трубе.

Я делаю игрушки
До самой темноты:
Из деревяшек – пушки,
Из лоскутков – бинты.
Я будто санитарка,
А печка – лазарет
Бойцам на печке жарко,
Да лучше места нет.

Здесь очень сладко спится,
Особенно в углу…
Из школы брат примчится,
Мы сядем все к столу.

Мы станем есть картошку
С топлёным молоком.
Возьмётся мать за ложку
Да и вздохнёт тайком.

Вздохнёт! А это значит,
Ей горше с каждым днём.
Она так часто плачет
О брате о моём.

О том, который в море
Уже давно в бою –
Воюет на линкоре
За Родину свою,
За наш колхоз, за речку,
За вербу у плетня,
За дом, за эту печку,
За маму, за меня…

Где она?

В очаге погасло пламя,

Стынет серая зола.

Уж пора прийти бы маме,

Да вот нету — не пришла!

За окошком гаснет свет,

А ее все нет и нет.

Я забился в угол дальний,

Мне игрушки ни к чему.

С каждым часом все печальней

В нашем маленьком дому.

Будет ночь темным темна.

Где же мама? Где она?

Ну, как стужа ледяная

Ночью с ног ее свалит?!

Вдруг рванулась дверь входная,

В избу пар валом валит,

Мать ступила на порог,

Говорит: — Ты где, сынок? —

Мне хотелось крикнуть:

Но угрюмо и упрямо

Брови вдруг насупил я.

И сказал из темноты: — А-а, здорово! Это ты?

Папе на фронт

Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днём и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой сын.

Баллада о добром свете

Когда холодною зимой

Враг налетел на нас,

Пришёл однажды я домой

И вижу — свет погас.

— Мама, ведь темно,

Ведь долгой будет ночь!—

Слезами не помочь!

И керосину в пузырёк

Скрутила узкий фитилёк

И огонёк зажгла.

И тихий, тихий, добрый свет

Прогнал ночную тьму.

У нас темно, сыночек?

— Нет! Светло у нас в дому!

А в комнате стоял мороз,

И ветер был в гостях.

Мне стало холодно до слёз,

До ломоты в костях.

Я больше не могу! —

Печурка весело горит,

И варится кулеш.

— Сыночек, — мама говорит,

— Погрейся и поешь!

Я кулеша тарелку съел,

Я выпил кипятку

И с книжкой весело подсел

К слепому огоньку.

Да разве долго усидишь

— Я разморился весь.

Она опять смеётся: — Чиж! Под одеяло лезь!

С работы мама прибежит,

А я уж тут как тут;

Коптилка на столе дрожит,

По щепкам огонек бежит,

И в комнате уют.

Я маму супом накормлю

И очень я ее люблю,

Такую светлую мою,

Еще сильней люблю!

Салют

Гулко ахнули вдали
Мирные зенитки,
И рванулись от земли
Золотые нитки.

Полетели, потекли
Сбоку, сзади, рядом,
Сухо щёлкнув, расцвели
Поднебесным садом.

Осыпаются цветы,
Падают на крышу…
… Папа, милый, это ты,
Голос твой я слышу!

Шинель

Почему ты шинель
бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь,
не сожжёшь? —
я у папы спросила. —
Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!

— Потому я её берегу, —
отвечает мне папа, —
потому не порву, не сожгу, —
отвечает мне папа, —
потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.

— Почему ты шинель
бережёшь? —
я у папы спросила.
— Почему не порвёшь,
не сожжёшь? —
я у папы спросила. —
Ведь она и грязна и стара,
приглядись-ка получше,
на спине вон какая дыра,
приглядись-ка получше!

— Потому я её берегу, —
отвечает мне папа, —
потому не порву, не сожгу, —
отвечает мне папа, —
потому мне она дорога,
что вот в этой шинели
мы ходили, дружок, на врага
и его одолели.

Читать похожие стихи:

Но хорошее я это выучила . Спасибо за этот стих .

Огромное спасибо помогли мне по театралке

Спасибо помогли нам

Очень хорошее стихотворение

Читать стих поэта Елена Благинина — Шинель на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Почему ты шинель бережешь? –
Я у папы спросила. –
Почему не порвешь, не сожжешь? –
Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, –
Отвечает мне папа, –
Потому не порву, не сожгу, –
Отвечает мне папа. –

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Главное требование к детским стихам – доходчивость и увлекательность. И Е. А. Благинина использует особые приемы, которые позволяют удерживать внимание маленьких читателей. Небольшое стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:


Место и время действия

События повести происходят в середине XIX века в Петербурге.

Главные герои

  • Акакий Акакиевич Башмачкин – скромный, тихий, неприметный титулярный советник, старше 50 лет, небольшого роста, на вид немножко подслеповат, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Не женат и не имеет приятелей. Искренне любит свою работу.

Другие персонажи

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

Наконец он скопил нужную сумму и Григорий пошил новую шинель, счастливый Акакий Акакиевич идет в ней на службу. Самое грандиозное событие в жалкой жизни титулярного советника не остается незамеченным: его окружают сослуживцы и начальники, требуют по случаю обновки устроить вечер. Башмачкин очень смущен, он отдал все свои сбережения на новую шинель, но его выручает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе и Акакия Акакиевича, к себе, по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Отобедав дома, герой отправляется туда пешком.

Чиновники, которые еще вчера подтрунивали над Акакием Акакиевичем, сегодня его осыпают комплиментами, в новой шинели он выглядит гораздо солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят к танцам и шампанскому. Впервые в жизни Акакий Акакиевич позволяет себе расслабиться, но долго не засиживается, и уходит с ужина раньше других. Разгоряченный шампанским, он даже следует за какой-то дамой с хорошей фигурой. Но на пустынной площади его настигают неизвестные люди с усами, один из них заявляет, что шинель на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег и отнимает шинель.

На службе о нем спохватились только на четвертый день после его похорон.

С тех пор приведения Акакия Акакиевича больше никто не видел, но на смену ему пришел другой призрак – выше ростом и с усами.

И что в итоге?

Петрович — шьёт новую шинель для Бамшачкина.

Акакий Акакаиевич Башмачкин — умирает от горячки, становится привидением, срывает шинели с их обладателей.

Заключение

Тест по произведению

После изучения краткого содержания вы можете проверить свои знания, ответив на вопросы этого теста.

* Продолжать обогащать знания детей о Великой отечественной войне: её начало, о светлом празднике День Победы, о значении праздника для нашего народа.

* Способствовать формированию знаний об отдельных видах одежды: военное обмундирование – шинель.

*Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением, активизируя в речи слова : шинель, сражение, одолели, поражение.

Развивающие :

*Развивать интонационную выразительную речь, интерес к детской художественной литературе.

*Умение поддерживать беседу.

*Воспитывать чуткость к художественному слову, уважение к ветеранам войны, к историческому прошлому, память, интерес.

Беседы о Великой отечественной войне, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, пословиц.

Ход занятия

(Звуки взрывов, бомбежки) (приложение 1)

-Как вы думаете, что это за звуки?

-Какие они? (ответы детей)

-Это звуки войны. Вот такие страшные звуки бомбежки однажды разбудили нашу страну. Еще все люди мирно спали, а с аэродромов страны Германия поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Воздух наполнился рокотом моторов. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. (презентация слайд 2-3)

Фашистские самолеты бомбили наши города и села. Бомбы сыпались на дома, сады, школы. Пришел враг на нашу землю с оружием, и все изменилось. Началась Великая Отечественная война.

Великая потому, что она длилась 4 года (1418 дней и ночей). На защиту встали миллионы наших людей.

-А отечественная почему?

- Как вы думаете, что такое Отечество? (ответы детей)

- Правильно, Родина! Значит встала вся страна на защиту своей Родины, своего Отечества!

Сильным,смелым должен быть.

Крепко Родину любить.

От врагов защищать! (ответы детей)

-Правильно солдат. (презентация слайд 4)

На горах высоких (пальцы рук соединяются и поднимаются вверх)

На степном просторе (пальцы рук соединяются и опускаются вниз)

Родину солдат (2 пальца ставятся на другую ладонь)

Он взлетает в небо (пальцы изображают взмывание вверх самолёта)

Он уходит в море (соединённые пальцы опускаются вниз)

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад! (пальцы одной руки барабанят по ладони другой)

-А скажите пожалуйста, какая военная одежда спасала солдата от дождя и снегопада? (ответы детей) (презентация слайд 5)

-А ещё солдаты носили шинель. (презентация слайд 6)

Шинель – это форменная одежда военнослужащих в годы Великой Отечественной войны. Солдату шинель шили из специального сукна коричневого, серого цвета. Сукно – это тёплая, шерстяная, ворсистая ткань. Во время войны шинель была необходима солдату.

-А как вы думаете, зачем? (ответы детей)

Внимательно послушайте стихотворение, и наша задача сегодня его постараться запомнить, выучить. (приложение4)

2 часть (основная)

Вопросы по тексту:

*Какой вопрос задала дочь своему отцу?

*Что она сказала о шинели?

*Что ответил отец дочери?

*Чем дорога шинель бывшему солдату?

*Как вы думаете, о чём может рассказать дыра в шинели?

(Чтение стихотворения ещё раз с установкой на запоминание.)

*Повторение первого четверостишья. Читают вместе педагог и дети без голоса – губами с использованием движений рук и мнемотаблиц (приложение5) (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)

* Повторение первого четверостишья, присоединяем к нему второе четверостишье с использованием мнемотаблиц – символов. (приложение5) (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)

* Повторение второго четверостишья, присоединяем к нему третье четверостишье с использованием мнемотаблиц – символов. (приложение5) (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)

* Повторение третьего четверостишья, присоединяем к нему четвёртое четверостишье – чтение шёпотом (хоровое и индивидуальное чтение 1-2 детей)

Чтение стихотворения целиком с именем автора и названием. (индивидуальное чтение 1-2 детей. Краткий анализ работы детей)

Встали ровненько ребята,

Зашагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись

На носочки поднимись.

Раз рывок, два рывок

Отдохнул ли ты дружок?

-Да, значит победили! (презентация слайд 7-8)

Люди радовались окончанию долгой войны, все поздравляли друг друга, плакали, вспоминания погибших. И с тех пор, каждый год 9 мая наши люди, наша страна празднует День Победы! Поздравляют друг друга с тем, что нет больше войны на нашей земле!

Сейчас ещё живы те, кто много лет защищали нашу родину от врага. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Их называют?- ветеранами. (презентация слайд 9)

В День Победы ветераны надевают все свои ордена, награды. Собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы, возложить венки, цветы к памятникам, обелискам. А заканчивается День Победы? -праздничным салютом! (презентация слайд 10)

В небе расцветают,

Словно искры света

Каждый раз всё новыми!

А потом рекою золотой текут,

В честь этого праздника мы тоже присоединимся к поздравлениям. А подарком будет наш праздничный салют!

3 часть (заключительная)

(В ходе рисования читается стихотворение)

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют победе, что в Берлине

Огнём попрала мощь огня!

Салют её большим и малым

Творцам, что шли путём одним!

Её бойцам и генералам,

Героям павшим и живым! Салют!

(Дети садятся на свои места)

Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Оранжевый цвет ленточки означает- огонь, чёрный- дым.

Сегодня я хочу поделиться с вами ленточками, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили о подвигах наших дедов и прадедов. Низкий им поклон!

Прикреплённые файлы:

Читайте также: