Битянова готовность к школе

Обновлено: 04.07.2024

Статья описывает проведение педагогической диагностики стартовой готовности, которая проводится в начале школьного обучения. Для диагностики использован комплект Битяновой М. Р. "Школьный старт".

ВложениеРазмер
shk_start_konk.docx 74.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Проведение педагогической диагностики стартовой готовности

как одно из условий успешного обучения

Микрюкова Людмила Алексеевна

учитель начальных классов

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А так же понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги.

Педагогическая готовность – это совокупность умений (то есть, владения способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. При упоминании совокупности умений речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о различных способностях метапредметного характера.

Психологическая и педагогическая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. При качественном проведении педагогической и психологической диагностики появляется возможность максимально настроить образовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной системы.

При поступлении ребенка в первый класс в нашей школе психологическая диагностика проводится для всех первоклассников. Педагогическая диагностика проводится только в виде тестов в сентябре. Но этот тест не дает исчерпывающей информации о стартовых возможностях ребенка.

под руководством к. п. н. М.Р. Битяновой, проанализировав УМК системы Занкова, предложили разработки и описание программы диагностики и оценки педагогической готовности ребенка к обучению в первом классе.

Данная программа позволяет получить достоверную информацию о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса (программа психолого - педагогической диагностики готовности к школе). В дальнейшем данная информация может быть использована для того, чтобы:

  1. Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы
  2. Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты
  3. Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений
  4. Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми
  5. В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов.

Какие же умения входят в педагогическую готовность? Экспертиза учебников 1 класса по системе Занкова позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:

- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,

- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,

- помогают организовать деятельность на уроке и др.

- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Познакомившись с методическими рекомендациями к программе диагностики "Школьный старт", решила применить эту программу в работе с первым классом.

Стартовая готовность - это совокупность умений (то есть владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.

Сумму этих умений составляет инструментальный компонент стартовой готовности к систематическому обучению. Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инструментами переработки учебной информации (умениями или способностями). Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач (сообразных возрасту, разумеется), учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий.

Не менее важны показатели личностного компонента стартовой готовности, которые характеризуют отношение ребенка к учению: является ли знание и сам процесс познания ценностью для ребенка. Умения, составляющие инструментальный компонент стартовой готовности, особенно важны в начале обучения. Вместе с тем они являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Коммуникативные умения, входящие в инструментальный компонент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.

Цель диагностики: определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

- создать основу для развития универсальных учебных действий;

- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.

Диагностика разработана с расчетом на то, что задания предъявляются всему классу, выполняются в письменном виде под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т. д.

Задания предъявляла ежедневно на 2 или 3 уроке в течение 5-10 минут. Перед выполнением задания давала детям инструкцию. Такая же инструкция продублирована в рабочей тетради для читающих детей.

Для каждого показателя разработано свое задание, по результатам выполнения которого можно судить о сформированности того или иного умения.

Число заданий соответствует числу показателей. Необходимо выполнять задания в той последовательности, в какой они предложены.

Для того чтобы облегчить восприятие ребенком материала, разные задания расположены на отдельных страницах. Часть из них непосредственно взята из учебников первого класса или сделана по аналогии. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Обработка результатов диагностики

Процедура обработки результатов диагностики максимально проста. Все данные занесла в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволило использовать их для качественного педагогического анализа.

Читайте также: