Битянова адаптация ребенка к школе диагностика коррекция

Обновлено: 04.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Аннотация:
Излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе, схема планирования работы школьного психолога в течение учебного года, даются авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и других. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.

Произведение расположено на страницах 1–299
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом плане, так и в физиологическом. Новый вид деятельности требует от ребенка определенного уровня социально-психологической зрелости, развития значимых для учебы в школе психофизических функций, познавательной активности.

Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

Успешность ребенка в общении со сверстниками, важный фактор его социализации, оказывающий влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. У детей, непопулярных в группе сверстников, формируются разного рода защитные механизмы, выражающиеся в поведении в разных формах: от враждебности и агрессивности до замкнутости и застенчивости.

Данная программа предназначена для оказания психолого-педагогической поддержки первоклассникам, испытывающим трудности в адаптации.

Содержание программы составлено на основании апробированных авторских программ Битяновой М.Р., Микляевой А.В., Румянцевой П.В., Истратовой О.И., Левицкой Ю.Л.

Образовательная деятельность данной программы направлена на социализацию и адаптацию учащихся к школе и к жизни в обществе.

Срок реализации – 1 год.

Предназначена для учащихся первых классов.

Общая цель программы:

Содействовать адаптации к школе, научить детей выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Задачи программы:

Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения.

Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я- концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Реализация программы происходит в 4 этапа.

1 этап – цели и задачи:

Цель – помочь ребенку наладить партнерские отношения со сверстниками.

Задачи – формировать положительное отношение к ситуации занятий со сверстниками, создать условия для безопасного общения в группе, научить оказывать и принимать поддержку сверстников.

2 этап – цели и задачи:

Цель – научит правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова, понимать эмоциональные состояния.

Задачи – привлечь внимание детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию, поведению, научить понимать детей разные языки общения и уметь использовать разные языки общения в контакте со сверстниками.

3 этап – цели и задачи:

Цель – овладение детьми высшей формой игровой деятельности – подвижными играми с правилами.

Задачи – сформировать эмоционально-волевую саморегуляцию поведения на основе выполнения правил в игре, изменить отношение детей к ситуации проигрыша, овладеть способами самоподдержки.

4 этап – цели и задачи:

Цель – научить детей самостоятельно выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения.

Задачи – развить у детей способность к сотрудничеству, умению договариваться.

Контроль динамики происходит на каждом из 4 –х этапов, посредством игр, имеющих диагностическую направленность и позволяющих увидеть наличие или отсутствие того механизма, качества, которое должно быть сформировано в результате коррекции на данном этапе.

Диагностика адаптации (методика Венгера) – январь, май.

Ожидаемый результат:

Снижение психоэмоционального напряжения, связанного с поступлением в школу.

Успешное прохождение адаптационного периода.

Приобретение чувства уверенности в себе, стремления созидать и узнавать новое.

Формирование навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями.

Структура занятий

Работа по программе проходит в 4 этапа. Каждый этап имеет свое содержание. После каждого этапа происходит контроль динамики, позволяющий увидеть наличие или отсутствие того качества, новообразования, которое должно быть сформировано на данном этапе занятий. Занятие проводится один раз в неделю. Всего 36 занятий. Длительность занятия – 35 минут.

Методы, используемые на занятиях

Ситуационно-ролевые и развивающие игры с правилами;

Упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия;

Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы.

Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Справочник педагога-психолога (школа) № 1, 2011г., (стр. 41).

Тема и цели

Ход занятия и используемые упражнения и

Создание условий для знакомства, снятие телесного напряжения, формирование

положительного отношения к ситуации.

Вводное слово ведущего.

Знакомство с правилами группы

Упражнение создает позитивный настрой на работу, способствует сплочению детского коллектива.

Рефлексия занятия (С чем познакомились на занятии? Что понравилось? Что не понравилось?

Стимулирование внутригруппового общения, формирование чувства близости с другими детьми.

Формирование положительного отношения к школе.

Развитие межличностного общения в группе, развитие навыков сотрудничества.

Формирование чувства близости с другими детьми, укрепление эмоциональных контактов детей друг с другом.

Желающие рассказать о своем настоящем друге и представить его группе.

Обучение детей оказывать и принимать поддержку другого.

Контроль динамики. Диагностические игры.

Привлечение внимания детей к сверстникам, их эмоциональному состоянию.

Делимся друг с другом что хорошего случилось за неделю. Помогаем тем ребятам, кто не видит ничего хорошего.

Развитие умения понимать и использовать разные языки общения в контакте со сверстниками.

Помочь осознать детям взаимосвязь между переживаемыми эмоциями и внешним проявлением (настроением).

Игра «Узнай настроение по пиктограмме (назови). Подбери заданное настроение (по карточкам). Найди грустного, веселого … и т.д. человека.

Доскажи: я сержусь, когда…

Когда меня ругают, я…

Скажи фразу (веселым, сердитым, грустным… голосом).

Пойми меня (расшифровать жесты)

Развитие способности выражать и понимать чувства, эмоции и настроение других.

Контроль динамики. Диагностические игры.

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции поведения

Как правило, у детей не хватает терпения дождаться своей очереди, что бы ответить, и они начинают кричать с места. Именно здесь важно обратить внимание детей на то, что выигрывает тот, у кого хватит сил промолчать (волевая саморегуляция).

Обучение умению осознавать собственные негативные эмоции и освобождаться от негативных состояний.

Отработка сотрудничества и взаимодействия.

1. Представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться.

Вы пойдете навстречу друг другу (вспомните баранов).

Нужно не свалиться в пропасть.

Помните, что вы идете по очень узкой тропин ке и узкому мостику через пропасть.

Пропасть шириной 2 м, мостик и тропинка
шириной 25—30 см ограничены веревкой или
очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары.

- Двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Какая пара прошла лучше всех? Почему?

Оценивается активность, внимание к партнеру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

Только помогая друг другу, внимательно при слушиваясь к партнеру, отказываясь от глупого упрямства, можно преодолеть трудности.

Обучение способам самоподдержки, саморегуляции.

Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется”.

Упражнение “Мыльные пузыри”

Показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; научить правильно дышать.

Стимулирующее упражнение. Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, как будто они замерзли от мороза, разминаем уши три раза сверху вниз.

Рефлексия занятия.

Контроль динамики. Диагностические игры.

Развитие способности к сотрудничеству, умению договариваться.

Создание ситуации, побуждающей детей согласовывать действия с партнерами по игре и общению, достигать общих результатов.

Дети играют в игры, которые сами выбирают.

Развитие способности к сотрудничеству, умению договариваться.

Нарисуй в паре. Варианты задания: 1) двое держаться за один карандаш; 2) рисуют одну картинку вдвоем молча, каждый пользуется своим карандашом; 3) рисуют по очереди.

В конце предлагается нарисовать один сюжетный рисунок всей группой.

Контроль динамики. Диагностические игры.

Свободная организация занятия. Психолог предлагает детям поиграть, сам выполняет роль наблюдателя с целью посмотреть способность детей к длительному продуктивному взаимодействию. Смотрим способность детей к самостоятельному длительному бесконфликтному игровому взаимодействию со сверстниками. Умение договариваться между собой с поиском компромиссного решения, выбирать водящего, согласовывать свои действия с действиями сверстника при достижении игровой цели.

Проводится обсуждение, что нового и интересного я узнал на занятиях и как это поможет в жизни.

1. Если невозможно совместить все и надо выбирать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию?

Профессия должна приносить хороший материальный доход. О Профессия должна быть перспективной, нужной для развития страны и всей цивилизации.Профессия должна быть очень интересной и привлекательной для человека.

2. Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека? Отметь ее.

Профессиональная карьера – Хорошая дружная семья.

Крепкое здоровье – Яркая, насыщенная событиями жизнь.Близкие друзья и любимые люди – Интересная, доходная работа, не оставляющая свободного времени.

3. Если нет взаимной любви, как, по-твоему, лучше строить семью?

С тем, кто тебя любит.С тем, кого ты любишь.

4. Представь себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент страны, известный ученый и ребенок пяти лет. Спасательный жилет только один, следовательно, спасти можно только одного человека. Кого, по-твоему, надо спасать?

5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег? Отметь любое количество пунктов.

Отношениями с близкими людьми.

Личными интересами и хобби.

Материальным благополучием других людей.Жизнью других людей.

6. Сколько детей должно быть в семье?

7. Продолжи предложения.

Порядочный человек – это_?___________________________________


Рис. 1. Принципы выбора профессии граждан ЭШЛ


Рис. 2. Жизненные ценности


Рис. 3. Если нет взаимной любви, как лучше строить семью?


Рис. 4. Кого спасают ЭШЛовцы?


Рис. 5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать деньги?


Рис. 6. Сколько детей должно быть в семье?


Рис. 7. Счастье – это…


Рис. 8. Порядочный человек – это…

Список литературы

Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драма-терапия. – СПб., 2001.

Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1997.

Битянова М. Р. Куда уходит детство? // Школьный психолог. № 12, 1999.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

Битянова М. Р. Субъектная жизненная позиция как приоритетная цель образовательной деятельности школы // Негосударственные образовательные учреждения Москвы (Опыт, проблемы, поиск). – М., 2001.

Бачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2001.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 1997.

Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л.Венгера. – М., 1981.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.

Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001.

Менте М. Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб., 2001.

Петровская В. А. Личность: феномен субъектности. – Ростов-н/Д, 1993.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М., 2000.

Читайте также: