Билет 25 история беларуси краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Порой учишь-учишь билеты к экзамену, а ничего толком не запоминается. Возможно, нужно немного отдохнуть от учёбы, так как эмоциональное выгорание даёт о себе знать , ухудшая память. Но и способы подготовки к испытанию стоит пересмотреть однозначно. Давай разберёмся, как же правильно учить билеты для экзамена по истории Беларуси, чтобы точно сдать его на высокий балл.

Что собой представляет экзамен по истории Беларуси

Чтобы сдать экзамен, необходимо выучить 25 билетов, в каждом по три вопроса. Для ответа на первый нужно знать период от Древности до 1917 года, на второй — события от 1917 года до Новейшего времени. Задание для третьего пункта билета готовит школьный учитель истории. Оно может быть любой формы, но главная его цель — проверить умение школьника находить причинно-следственные связи в исторических событиях, раскрывать понятия и термины, анализировать исторические документы или характеризовать исторических личностей. Подробнее о содержании экзамена читай в официальном документе от Министерства образования.

Какую литературу использовать для подготовки к экзамену


Даже если у тебя нет доступа ко всем учебникам, скачай PDF-версии и посмотри портреты исторических деятелей. Особенно рекомендую обратить внимание на деятелей культуры

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар

Как правильно учить билеты по истории Беларуси

Создай план подготовки к экзамену

Стартовая точка любой подготовки — определиться с интенсивностью, продолжительностью занятий. Поэтому найди время для того, чтобы создать план подготовки к экзамену по истории Беларуси. Сделать это достаточно просто: раздели количество вопросов билета на число недель, отведённых на их изучение. Например, у тебя в запасе 20 недель, за которые стоит выучить 50 вопросов. Получается, каждую неделю необходимо готовить примерно по три вопроса. В какие из семи дней ты это будешь делать, решай сам.

Читай и пересказывай каждый вопрос билета

Традиционный способ подготовки к экзамену по истории Беларуси — чтение и пересказывание билетов. Внимательно прочти текст, выдели тезисы. Затем перечитай и попробуй пересказать. Если с первого раза сложно, повтори по той же схеме.


Курс истории объёмен, поэтому как бы тебе ни хотелось, его не сократить. И здесь самое простое найти собрата по несчастью, который будет спрашивать тебя, а ты будешь спрашивать его. Взаимоопрос поможет.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар

Заучи сложные даты, события, имена на память

Даты, имена — это факты, без которых твой ответ на экзамене будет недостаточен для хорошей отметки. Старайся выучить их, используя 9 методов запоминания . Выписывай данные в отдельный конспект, оформляй стикеры или карточки, придумывай ассоциации или найди другой подходящий тебе способ.


Если необходимо запомнить конкретный день, то лучше привязать его к какому-то привычному событию: день рождения мамы, друга Есть ребята, которые умеют представлять даты в образе картинки. Но это всё сугубо индивидуально. Ассоциация одного ученика может совершенно не подходить для понимания другого.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар

Используй дополнительные материалы

Если ты не можешь осмыслить, представить и запомнить какое-то важное событие, используй дополнительные источники: фильмы, видео, художественную литературу. Например, ты плохо ориентируешься в событиях Второй мировой войны. Найди в интернете документальный фильм на определённую тему, где все даты и цифры будут проиллюстрированы картинками, фотографиями, видео, выдержками из официальных бумаг. Так проще представить общую картину и выучить материал к экзамену.

Используй в помощь видео по истории Беларуси на YouTube-канале Адукар

Веди конспекты или таблицы

Тебе наверняка захочется повторить весь материал перед экзаменом. Перечитывать всю книгу не стоит. Если ты на протяжении года вёл конспект либо записывал все события в таблицу, то их можно использовать как базу для повторения.

Обрати внимание на сложные темы

Если в билете есть вопросы, которые тебе даются с трудом, отведи на них отдельное время. Разбери детально, не ленись сделать мини-шпаргалку или подробный конспект, записать тему на аудио, чтобы регулярно прослушивать. Будет обидно, когда сработает закон подлости и вытянешь недоученный вопрос.


Отведи время на повторение

Когда после интенсивной и долгой подготовки в твоей голове образовалась каша из дат, событий, личностей, периодов, то неплохо отвести время на систематизацию материала. Выдели три-четыре дня, за которые ты сможешь пробежаться по билетам и разложить знания по полочкам. Понять, что ты действительно готов к экзамену.

Надеемся, что советы Адукар помогут тебе правильно подготовиться к экзамену по истории Беларуси и сдать его на хороший балл. Тем более, если в 2022 году будешь писать ЦТ по этому предмету. Удачной подготовки!

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

История Беларуси: кратчайшие ответы на 25 билетов к экзамену

Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси.

Первобытный строй делится на каменный, бронзовый и железный века. Его начало ознаменовано появлением человеком, что на белорусских землях произошло 40–35 тыс. л. н. Первыми людьми были кроманьонцы. Климат первобытности был очень суровым, живности было мало. Люди не жили на одном месте, а постоянно передвигались от стоянки к стоянке. На территории Беларуси такими являются Юровичи (26 тыс. л. н.) и Бердыж (23 тыс. л. н.), найденные на Гомельщине.

В каменном веке территорию Беларуси покрывал ледник. Первые люди стремились выживать в таких условиях, а их важными достижениями стали освоение огня, изобретение острых и режущих орудий труда, сделанные из кремния, который добывали в п. Красносельский (Волковысский район). Они занимались присваивающим хозяйство (собирательством, рыболовством, охотой), беря от природы всё в готовом виде. Желанной добычей был огромный мамонт.

С отходом ледника постепенно сформировалась современная флора и фауна. Дикие животные и обильные воды покрыли белорусские земли. Это способствовало развитию оседлости. Впервые было приручено животное – собака. Для охоты на ловких и быстрых животных изобретены лук и стрелы, для переправы через воды – челны (лодки). Развиваются гончарство и ткачество, а из–за незнания столов создаётся остродонная посуда.

Первый коллектив людей назывался первобытным человеческим стадом, но кроманьонцы уже жили родовыми общинами, состоящими из старейшины и 50–70 кровных родственников. Из–за важной роли воспроизводства родства женщина была главной, такой строй называется матриархатом.

Бронзовый век длился с начала 2 тысячелетия до конца 8 в. до н. э. Медь и олово, сплав которых образует бронзу, поступали с юга. Приручение животных приобрело массовый порядок. Свиньи разводились в больших количествах. Развитие оседлости способствовало возникновению животноводства и земледелия, то есть производящего хозяйства. Первым типом земледелие было мотыжное, но из–за обилия лесов приобрело популярность подсечно–огневое хозяйство. Урожай собирали серпом, муку получали в зернотёрках. Зерно хранили в глиняной посуде. Переход к производящему хозяйству показал важность мужчины, что обусловило переход к патриархату.

В бронзовом веке на белорусские земли проникли индоевропейцы – группа племён, в которую входят балты, славяне, италики, фракийцы, иллирийцы, германцы и другие народы. Балты стали первым постоянным населением белорусских земель.

Железный век длился с 7 в до н. э. До начала средневековья. Железо добывали из руды, которую находили в водоёмах. Нагревая его в печи–домнице, люди получали крицу – пористую массу со шлаками. Развитие железных орудий труда улучшило продуктивность хозяйства и способствовало имущественному расслоению и социальному неравенству, которые приводили к войнам. Необходимость обороны воплотилась в строительстве укреплённых поселений – городищ.

Не имея возможности объяснить природные явления научно, древние люди называли солнце, молнию или гром богами. Они верили, что душа бессмертна, а после смерти человеку понадобятся вещи его быта, поэтому их помещали в могильники. Зачастую предков хоронили в курганах. Абстрактное мышление, первые верования способствовали развитию искусства, первыми из которых была скульптура, орнамент, музыка.

События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.

Недовольство нерешённостью аграрного, национального и мирного вопросов привело к разрушению авторитета временного буржуазного правительства. Влияние большевиков стремительно росло. 25 октября 1917 г. они захватили власть. В Беларуси это произошло благодаря солдатам Западного фронта, а Минский совет рабочих и солдатских депутатов объявил себя властью. Комитет спасения революции, а также могилёвская ставка верховного главнокомандования – представители других партий, пытались сражаться, но уже 2 ноября власть в Минске захватил Военно–революционный комитет, а Могилёв пал 20 ноября.

Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы

Расселение восточнославянских племён на территории Беларуси и жизнь населения в VIII–IX вв.

Постепенно славяне поделились на 3 группы – восточных, западных и южных. На территории Беларуси было 3 восточнославянских племени – кривичи–помочане, дреговичи и радимичи. Кривичи жили на Западной Двине, их центром было Полоцк, своё название, предположительно, получили от главы рода Кривейты, кровного родства или кривой местности. Между Припятью и Двиной жили дреговичи, их центр – Туров, своё название получили из-за Дрыгвы – болотистой местности, либо старейшины Дригвейты. Радимичи жили на Соже, создать княжество они не смогли.

Постепенно сложились общественные отношения славян, которые называются соседской общиной, либо вервью. Она возникла в результате перехода к пашенному земледелию, социально расслоения и развития имущественного неравенства, что способствовало появлению малых семей со своими орудиями труда. Из–за имущественного неравенства постепенно выделились наиболее богатые, либо знать. К ним относился князь и его приближённые, а также вече. Князь собирал с дружиной дань продуктами, либо полюдье.

Славяне занимались земледелием и животноводством. Широко распространено было подсечно–огневое и пашенное земледелие. Земля обрабатывалась ралом, сохой, плугом. Выращивались рожь, просо, пшеница. На второй план отошли рыболовство, охота, бортничество. Мёд и воск были эксклюзивными ресурсами. Развивались ремёсла, вещи производили из железа, обрабатывали цветные металлы и делали украшения. Из глины делали посуду, женщины пряли и ткали.

Шпаргалка по Истории Беларуси (ответы в краткой форме на 44 вопроса)

Гісторыя Беларусі. У 6 т. Том 3. Беларусь у часы Рэчы Паспалітай

  • формат djvu
  • размер 9.41 МБ
  • добавлен 06 ноября 2010 г.

Издание 2007 г. - 344 с.; ил. Полное издание истории Беларуси предпринятое Институтом истории Академии наук Республики Беларусь. Третий том издания охватывает период XVII - XVIII вв., когда Беларусь была в составе Речи Посполитой. Отражены важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства "двух народов" ("польского" и "литовского"), которые относились к белорусским землям, основные направления социально-экономической и культурной жизни.

Контрольная работа по истории Беларуси - Создание государственности на белорусских землях

  • формат doc
  • размер 33.13 КБ
  • добавлен 26 декабря 2010 г.

Контрольная работа по истории Беларуси - Создание государственности на белорусских землях. МГПУ, 2009, 19 стр. Дисциплина - История Беларуси. Создание государственности на восточнославянских землях (историография вопроса). Место Киевской Руси в истории восточнославянских земель. Предпосылки создания государственности. Полоцкое княжество в 9-10 веках. Укрепление княжества в 11 веке. Взаимоотношения Полоцка и Киева. Туровская земля в 10-начале 13 в.

Костюк М. Энциклопедия истории Беларуси. Том 1 (на бел.языке)

  • формат doc
  • размер 2.98 МБ
  • добавлен 16 декабря 2009 г.

Энциклопедия истории Беларуси в шести томах. Том 1 От первобытности до раннего средневековья XIII век. (на беларуском языке) Под ред. М. Костюка.

Кузнецов И.Н. История Беларуси в схемах и таблицах

  • формат pdf
  • размер 3.19 МБ
  • добавлен 19 февраля 2011 г.

Мн.: Современное слово, 2004. - 96 с. В форме структурно-логических схем дается краткое содержание систематизированного курса истории Беларуси с древнейших времен до настоящего времени, который выносится на выпускные экзамены базовой и средней школы, а также на вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Содержание пособия соответствует образовательному стандарту, программам и учебникам по истории Беларуси. Адресовано учащимся базовой и с.

Панов С.В. Билеты по истории Беларуси 9 класс

  • формат pdf
  • размер 4.53 МБ
  • добавлен 05 августа 2010 г.

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь. Адресуется учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений для систематизации и закрепления содержания учебного материала и подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси на уровне общего базового образования.

Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Т.ІІ. Выпуск 1. Западная Русь и Литовско-русское государство

  • формат djvu
  • размер 5.35 МБ
  • добавлен 21 ноября 2010 г.

Текст лекций, читанных А. Е. Пресняковым в Петербургском университете в 1908/09, 1909/10 гг. Воспроизведено по собственным записям автора. М. , 1939. Книга посвящена истории Беларуси в средние века, до Люблинской унии и создания Речи Посполитой в 1569 г. Особоая заслуга автора - выделение вопроса о "русских землях", а фактически о белорусских землях в составе Великого княжества Литовского и непосредственное изучение исторических судеб последних.

Чигринов П.Г Очерки истории Беларуси

  • формат djvu
  • размер 13.69 МБ
  • добавлен 05 августа 2010 г.

Шпаргалка - История Беларуси

  • формат doc, jpg
  • размер 1.11 МБ
  • добавлен 11 января 2011 г.

Шпаргалки по истории Беларуси на русском языке, Брестский университет им. Пушкина. Першабытна-абшчыннае грамадства на тэрыторыі Беларусі. Першыя дзяржаўныя ўтварэнні на тэрыторыі Беларусі. Сацыяльна-эканамічнае развіццё старажытнай Беларусі (IX-XIII стст. ). Культура старажытнай Беларусі. Феадальная раздробленасць на землях Беларусі. Утварэнне Вялікага княства Літоўскага, Рускага, жамойцкага. Дзяржаўны лад, органы ўлады і кіравання ВКЛ. Знешняя п.

Сергей Панов - История Беларуси. Билеты. 11 класс

Сергей Панов - История Беларуси. Билеты. 11 класс краткое содержание

Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь. Адресуется учащимся 11 класса учреждений общего среднего образования для подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси.

История Беларуси. Билеты. 11 класс - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

История Беларуси. Билеты. 11 класс - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Сергей Панов

Сергей Вениаминович Панов

История Беларуси. Билеты. 11 класс

1. Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси

1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40–35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24–21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.

Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют присваивающим.

После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака – первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.

Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах – вертикальных колодцах глубиной 3–5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50–70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. и до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производящему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем – подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.

Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужской работы постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род (патриархат), или большая патриархальная семья.

Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы – многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

4. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили это сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу – кричное железо. Постепенно развивалось пашенное земледелие. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

Совершенствование орудий труда привело к возникновению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить укрепленные поселения – городища.

Читайте также: