Безмолвный пациент краткое содержание концовка

Обновлено: 04.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

(без темы)

Меня не покидает настойчивое ощущение, что не на ту профессию я своего мужа отправила учиться. Вместо инженерии надо было послать его обучиться…

(без темы)

Я знаю одного человека, который сегодня утром встал раньше обычного, быстро оделся, почистил зубы, поел на скорую руку и с огромной радостью помчался…

Один день в карантине

Встали, Надав сразу построил всю семью и ровным строем отправил во двор играть с ним в футбол. Очень быстро Михальке надоело играть в футбол, мы с…


Неожиданный финал, который вызвал скорее недоумение, чем вау-эффект. Но зато Безмолвный пациент еще раз показал, почему мне точно не стоит быть психологом :)

Всем привет!

В последнее время на меня напал страшный нечитун, и бороться я с ним стараюсь при помощи захватывающих триллеров и детективов.

И в какой-то момент мой выбор пал на Безмолвного пациента - дебютную книгу Алекса Михаэлидеса, получившую множество наград.


Лауреат: 2019 г. — Выбор сайта Goodreads (Лучшая тайна и триллер)
Номинант: 2020 г. — Премия Барри (Лучший дебютный роман)
2020 г. — Премия международной Ассоциации авторов триллеров (ITW) (Лучший дебютный роман)
2020 г. — Премия критиков журнала "Стрэнд" (Лучший дебютный роман)
2019 г. — Выбор читателей Лайвлиба (Детектив)
2019 г. — Выбор сайта Goodreads (Лучший дебют)
2019 г. — Rock&Book (Лучшая озвучка в жанре художественной литературы)

Smile

На самом деле, я уже давно поняла, что все подобные награды по сути ничего не значат, но все же Плюс мне советовали эту книгу в Новогоднем флешмобе на сайте Livelib как психологический триллер с неожиданной концовкой. Так что звезды сошлись, и я, ожидая от книги достаточно многого, скачала ее и приступила к чтению.


Аннотация

Жанр - триллер, зарубежный детектив. От себя я бы еще добавила драму и мелодраму, так как их тут, пожалуй, даже больше, чем триллера.

Место действия - Англия. Вообще я люблю английские триллеры-детективы (хотя автор и не совсем англичанин, но все же), в них меньше вероятность появления реалистичных описаний пыток, буйных психопатов и всякой дичи привет французам.

Я читала Безмолвного пациента в электронном варианте, на моем телефоне вышло 879 страниц.

Laughing out loud

В печатном варианте их 352. Книга совсем небольшая, но читала я ее долго, больше месяца. По моим субъективным ощущаниям страниц в ней раза в 3 больше

Главным героем является психотерапевт Тео Фабер - глубоко травмированный мужчина, который и стал невольным виновником того, что я так долго "осиливала" Безмолвного пациента. Тео пытается помочь безмолвной Алисии вновь заговорить, а заодно проводит собственное расследование, желая выяснить, что же на самом деле произошло в тот роковой день.


Сюжет построен по достаточно распросраненному принципу: события настоящего сменяются дневником Алиссии, который девушка начала вести незадолго до трагедии. Кроме того, отдельная линия посвящена самому Тео - его детству и личной жизни.

👤Вообше персонаж Тео с самого начала навевал на меня жуткую тоску, хотя, надо отдать должное, его история очень драматична. Отец Тео - агрессивный и озлобленный на сайте запрещены оскорбления мужчина - постоянно третировал и избивал сына, и поэтому молодой человек при первой же возможности сбежал из отчего дома. Однако призраки прошлого так и не отпустили его, и поэтому в анамнезе Тео значится попытка суицида и долгие годы психотерапии. Надо сказать удачной - Тео нашел в себе силы жить дальше. Более того, он захотел помогать людям и тоже стал психотерапевтом.

Настоящая причина, по которой я ввязался в психотерапию, была сугубо эгоистическая. Я хотел помочь самому себе. Уверен, большинство из тех, кто связал свою жизнь с лечением душевнобольных, пришли в профессию примерно так же. Она притягивает нас потому, что мы сами надломлены. И тогда изучение психологии становится попыткой излечить себя. Осознанной или неосознанной попыткой – это уже другой вопрос.

Вообще первая часть книги буквально пропитана фрейдизмом. Травмы, психотравмы, проблемы, тянущиеся из детства, травмированные взрослые - в какой-то момент у меня создалось ощущение, что я читаю не триллер, а учебник по психоанализу. Я полностью согласна с теорией, что все мы родом из детства, но здесь я буквально завязла во всей этой постоянно упоминающейся драме Тео.

Тут стоит отметить, что раньше я очень увлекалась психологией, и после окончания бакалавриата даже решила поменять специализацию и в магистратуру поступила на психолога. И быстро осознала, что так психология, которую я так люблю, не имеет практически ничего общего с тем, что мне предстояло изучать. Так что проф выгорание неожиданно настигло меня еще до того, как я приступила к практике. Работать по этой профессии я, естественно, не стала, и окончательно поняла, что усердное копание в чужой травмированной голове не приносит мне абсолютно никакого удовольствия.

И поэтому читать об ужасном детстве Тео мне сначала было грустно, а вскоре стало откровенно скучно. Не говоря уже о том, что и он сам, и его образ мышления меня скорее раздражали, чем увлекали. Вообще очень не люблю, когда специально и неоднократно давят на жалость (грустный ребенок, прячущийся по кроватью от неадекватного отца; несчастный младенец, о котором некому позаботиться; мокрый щенок, которого выкинули и тд) - как-то это дешево и нечестно, что ли.

Запомните, младенчество – вовсе не период блаженства, а период страха! Новорожденные – это узники в страшном, непонятном мире; они толком не могут видеть. Собственное тело для них загадка. Ветер, холод, голод, движения внутренних органов неимоверно пугают, заставляя испытывать шквал эмоций. На малыша немилосердно обрушивается действительность. Младенец нуждается в матери, чтобы его успокоили и помогли понять, что с ним происходит. Получая от нее помощь и защиту, он постепенно учится справляться с эмоциональными и физическими состояниями самостоятельно.

👤 С Алисией все еще сложнее. Если Тео у меня вызывал жалость и желание понять (а, если бы информацию о его тяжелой жизни меньше переливали их пустого в порожнее, уходя в психоаналитичские дебри, то его история вполне могла меня тронуть и заинтересовать), то Алисия казалась просто невероятно скучным персонажем с претензией на возвышенность. Она вся такая творческая, молчаливая и непонятая. Видимо, это должно было охарактеризовать ее как очень интересую личность, но в моем случае получилось с точностью до наоборот. И даже истории о прошлом Алисии, которые должны были приоткрыть завесу ее тайны (естсетвенно, она в прошлом тоже была глубоко травмированна) не поменяли моего мнения - пустой и какой-то амебный персонаж.


👥 Со второстепенными персонажами дело обстоит гораздо лучше - мне было интересно узнать больше и о Кэти (жена Тео), и о Габриэле, и о его брате Максе (не понравилось, что линию их отношений просто зарубили на самом интересном месте), и о Жан-Феликсе, и о брате Алисии, и о Кристиане, и о Диомидисе. Но им уделялось куда меньше времени, чем хотелось бы, так как мы бродили по чертогам разума Тео, который раз за разом возращается в прошлое (нет, наверное, я погорячилась, говоря об успешности его психотерапии).

Труднее всего, Тео, осознать, что нас не любили тогда, когда мы больше всего в этом нуждались. Ужасное ощущение - боль человека, которого не любили.

Laughing out loud

Одним из основных мест действия является психиатрическая больница для преступников, и если вам сразу пришла в голову ассоциация с Островом проклятых, то вы сильно ошибаетесь Здесь больные преступники могут спокойно гулять, драться и вести себя с врачами практически на равных. Я, конечно, не знаю, возможно, в Англии действительно такие лечебницы, но мне это казалось чем-то диким. Хотя о ее обитателях мне было достаточно интересно читать (правда, в какой-то момент все вновь скатывалось к травмам детства).

Но основная моя претензия вовсе не к героям и к некоторой нереалистичности распорядка в психушке для убийц(!), а к заятянутости повествования. Многие сцены хотелось поскорее пролистать, а реально интересные и захватывающие моменты (да, они тут тоже есть, поэтому бросать чтение не хотелось) постоянно сменялись тягомотными переливаниями из пустого в порожнее.

🔪 При этом основная сюжетная интрига мне понравилась. Она достаточно оригинальна, и я до самого конца не могла предстоить, как же автор сумеет поставить все точки над i. Было несколько весьма неожиданных сюжетных твистов, саму концовку я тоже могу назвать скорее неожиданной, хотя какие-то догадки начали появляться примерно с середины.

В личности человека кроются два начала: хорошее и плохое. Здоровый рассудок способен выдерживать эту двойственность и жонглировать хорошим и плохим одновременною Суть психической болезни в нарушении этого баланса - мы теряем контакт с нежелательными (плохими) частями своего "я".

Правда, истинные мастера детективного жанра, которые в свое время нашли в чем упрекнуть даже Агату Кристи, назвали бы финал нечестным - автор просто не дает читателю все элементы пазла (а точнее скрывает одну очень существенную деталь), и поэтому самостоятельно цельную картину получить практически невозможно. Но я к этому придираться не буду - я люблю неожиданные финалы, поэтому появление козырей из рукава меня скорее радует.

А вот, что мне не понравилось, так это итоговая мотивация некоторых персонажей. Она получилось какой-то оборванной и недоработанной, как будто герои просто надоели автору и придумывать происходящему обоснуй уже не хотелось. Плюс финал получился достаточно открытым, я бы хотела больше завершенности по некоторым вопросам.

Так что вау-эффекта от финала не было из-за того, что мотив главного "злодея" показался мне странным. Хотя он все же мне скорее понравился, чем нет.

Еще хочу отметить довольно интересный ход - связь происходящего с древнегреческой трагедией Еврипида Алкеста. Я никогда о ней не слышала, поэтому узнала для себя много нового.

ПЛЮСЫ:

  • интересный и необычный сюжет
  • популяризации психоанализа; возможно, кому-то будет полезно для осознания связи своих проблем с прошлым и воспитания обственных детей (но это же можно отнести и к минусам, потому что психологии, в том числе очевидной, очень много и читать скучновато) + показано, как работает психоанализ
  • неожиданные сюжетные повороты и непредсказуемый финал
  • интересный ход с отсылками к Алкесте (плюс краткий пересказ самой трагедии)
  • есть несколько интересных персонажей
  • общая затянутость (особенно, когда речь заходит о Тео и последствии различных психотравмирующих факторов)
  • раздражающие главные герои (особенно Алисия)
  • неоднородное повествование, захватывающие моменты сменяются откровенно скучными, и поэтому нет желания "проглотить" книгу за 1 ночь
  • странная мотивация действий главного злодея
  • слишком много сумасшествия
  • больше драмы, чем триллера

Smile

Долго думала, какую оценку поставить Безмолвному пациенту - в итоге остановилась на 3 звездах. В целом, мне скорее понравилось, но уж слишком много но. Книгу я скорее советую, но только, если вы готовы к перечисленным недостаткам (тот же перебор с психоаналихом для кого-то может оказаться достоинством и тд). Приведенные выше цитаты примерно показывают, в каком стиле идет повествование И да, я бы не назвала Безмолвного пациента триллером, это скорее детективная драма.

Так что я рекмоендую Безмолвного триллера, но с оговорками.

Общие черты сюжета можно вычитать из аннотации к книге, сделать для себя более содержательный вывод по прочтению самого произведения, но ведь далеко не сам ход истории в её постепенном развитии является сутью книги. Наверное в каждом произведении, что в прозе и поэзии, музыке и других видов искусства, всегда есть нечто застывшее, спрятанное под камнями букв, звуков и мазков, которые, если разобрать, можно обнаружить гнездо змеи, уставившейся глаза в глаза. Её можно назвать идеей, но это не совсем так. Идея — это и ход сюжета, а вот суть — это то, на чём стоят буквы, образы героев и не только героев: на ней покоится всё произведение.

Пожалуй, слишком многообещающе начато, будто читателю вот-вот преподнесут книгу с невероятно глубокими и шумными подземными водами, протекающими между строк и букв. К тому вышесказанное, что, наверное, стоит всякое произведение рассматривать с этой позиции, или большинство, а возможно только те, что требуют такового по неоднозначному всеобщему признанию. Идея — одно, а суть — другое.

Безмолвным пациентом и является наша загадочная героиня, которая обвинённая в убийстве мужа, отказывается или не может говорить. После предполагаемого совершенного ею убийства она пишет картину, где стоит обнаженная у полотна и лицо её с открытым ртом не выражает абсолютно ничего. После вынесения приговора не в пользу Алисии Беренсон, её — склонную к суициду — помещают в психиатрическую клинику.

Можно рассказывать дальше, как другой герой истории, однажды услышавший историю Алисии, буквально стал одержимым ей помочь. Он увольняется из своей клиники и переходит в ту, будущее которой неоднозначно и скорее подлежит закрытию управляющей компанией, но, где, соответственно, содержится Алисия Беренсон. И т. д. и т. п., что может узнать всякий, кто возьмётся за это не сложное, но, признаться, довольно увлекательное, как триллер и детектив, чтение.

Хотелось бы остановиться на двух моментов. Первый: в каком состоянии обнаружили Алисию в доме с прострелянной несколько раз головой мужа из винтовки и ею впоследствии написанной картины. Представляется, что выражение лица идентичное: открытый рот на застывшем лице, и, на картине — как говорит наш несчастный герой, от лица которого ведётся повествование, - без всякого выражения эмоций.

Другими словами — пустота. Желание сказать, а говорить нечего. Проявить бы хоть одну живую эмоцию, даже страх, да невозможно и это, потому как не заставишь явиться тому, что отсутствует. У Алисии бьётся сердце и по венам течёт горячая кровь, а она уже умерла, и во второй раз поняла это окончательно, крепко и без сомнений.

Из книги мы узнаем, что произошло в тот злополучный день, когда обнаружили окровавленную в руках Алисию и труп её мужа с прострелянным лицом. Но одно ясно уже с первых страниц, что умерла Алисия прежняя, то есть её представления, надежды может быть, возможно чаяния, но главное: именно образы. Она что-то поняла тогда и это понимание разрушило всё ранее сложенное ею представление о её жизни. Другими словами, словами юнгианской психологии, можно сказать, что она наконец осознала имаго, проявленное её бессознательным, словно обнаруженное под лучом фонарика среди ночи. Теперь нет проекций, по крайней мере сейчас, либо такой величины, энергии в их проявлении, а потому пустота, отсутствие эмоций. Может потому и молчание? Несущий камень башни выбит, основание рушиться, а колокол упав на землю разбит и более никогда не прозвенит на округу.

А может нет? Разрушено быть может только такое представление, которое было ложным, а это удивительный шанс через вынужденную боль начать жизнь новую. Удастся ли Алисии заговорить вновь или нет? Поможет ли ей её новый психотерапевт?

Одиночество будет всегда, будь оно не очень ощутима, либо нестерпимо, но отсутствие её - это иллюзия.

Одиночество будет всегда, будь оно не очень ощутима, либо нестерпимо, но отсутствие её - это иллюзия.

Дальше читать не стоит, особенно тем, кто собирается прочесть эту книгу. А хочется сказать о замеченном мною втором моменте. Конец книги буквально пропитан пессимизмом. Самый человечным метод психотерапии — посредством общения, кратко говоря — оказывается безнадёжным. Он не помог ни несчастной Алисии, ни столь же безрадостному Тео — её психотерапевту, такому же обреченному, как и она, переживать комплексы детства.

Впервые пациенткой Тео видит Алисию накаченной лекарствами. Он добивается, чтобы дозу уменьшили. Это вроде как помогает — Алисия открывает рот и начинает рассказывать. Но нет! Случай подворачивает судьбу Алисии не в лучшую для неё сторону и здесь она по существу разделяет участь своего психотерапевта.

Умерла, или выжила Алисия — не важно. В истории напрашивается мрачный вывод — Тео так и будет страдать, и Алисия тоже, если ей не посчастливится умереть в коме. Иначе уже никто не будет разговаривать с нею, а каждый день, вновь и вновь, будут вкалывать ей в вену седативные лекарства, а с губ будет струиться слюна.

Тео смирился со своей незавидной жизнью с женой и он прекрасно понимает, что будучи привязан к ней, в лучшем случае не любящей его, он сам одинок, как и был всегда таковым, и тюрьма, которая светит ему, ничего существенного в жизни не меняет. Он это прекрасно понимает.

Снежинка, которая упала на его ладонь, вытянув он руку из окна, и в тюремном дворе упадёт и растает точно также.

Не забудь поставить лайк и подписаться на канал . Очень удобно отслеживать новые публикации из социальных сетей Facebook , Вконтакте, Instagram , а также в Twitter .

Ну, а во-вторых, у меня много лет сохранялся жесткий принцип отсева бестселлеров: я не читала книгу, пока не проходило четверть века со дня её опубликования — тогда становилось понятно: уцелела она в вечности или канула в Лету. Этот принцип спасал от прочтения многих тонн мусора, но сегодня метод стал подводить: интернет ускорил книгообмен на полках, и почти мгновенное погружение новых книг в Лету приводит к тому, что, блюдя верность принципам, полностью отрезаешь себя от современной литературы.

Ну, что сказать. Меня снова нае. кинули. Начнём с того, что это книга, позиционируемая как психологический детектив-триллер, оказывается вовсе не детективом. Никакого расследования у автора так и не вышло, как не вышло и динамичного повествования, роман затянут и нуден. И главный герой, который зачем-то играет роль детектива, сам просто врёт читателю в лицо. Триллер, который я ждала с первых страниц, тоже так и не случился. Тут вина, наверное, аннотации, которая пускает пыль в глаза читателя. Что до психологизма, то в романе изложена абсолютная чушь, не имеющая вообще ничего общего с психотерапией. Книга будто написана человеком, который внезапно узнал о психоанализе и напичкал рукопись банальностями на эту тему. Фрейдизм из всех щелей, нестыковка ранее озвученных фактов, скука.

И это психоанализ? Ну, взялся за такую тему, так хоть проработай ее получше и перестань эксплуатировать заскорузлый бред фрейдизма. Так нам еще и врут, что автор изучал психотерапию, работал в каком-то психиатрическом отделении. Но даже сомнительной достоверности сайты говорят, что Михаэлидес ходил в школу на Кипре, затем изучал английскую литературу в Кембридже, имеет степень магистра сценарного мастерства Американского института киноискусства. А где же его медицинское образование?

Сюжет дырявый. Персонажи выписаны примерно никак. Главный герой Тео Фабер. Политкорректно сказать, что это женщина с биполярным расстройством: слишком много страданий, мытарств, душевных терзаний. Как специалист Тео полный ноль, а как личность откровенное ничто. Повествование же построено по схеме: дневниковая запись Алисии, немного о прошлом Тео, немного о родственниках Алисии, и снова по кругу. Все это никуда не ведет: дневники не раскрывают ни характер Алисии, ни деталей ее жизни. Вдобавок слишком заметно, что дневник написан той же рукой, что и монологи героя: ты не чувствуешь ни малейшей разницы при переходе от одного "я" к другому. Для претензий на "психологизм", Алекс, так не пойдёт.

Концовка романа основана на нечестной игре, это полный провал. Все зацепки, вроде Алкесты, разбросанные по сюжету,лживы. Об этом догадываешься, поэтому суть концовки заранее ясна, но ощущение надувательства не уменьшается, ибо мотивы у персонажей совершенно бредовые. Повествование от первого лица тут оказывается умалчиванием половины фактов. Будь это история от третьего лица или от автора, ложь могла бы сойти с рук, но от первого лица приемчик не работает, из-за чего развязка кажется нарочитым обманом, к которому, может, и могли привести события, но не откровения героев. И тем больше хочется плюнуть, когда понимаешь, что герой половину романа расспрашивал всех о том, что сам прекрасно знал. И причём тут Алкеста-то?

Итог: плохо написанная безвкусная книга с притянутой за уши якобы неожиданной развязкой. Распиаренные рецензии и разочарование от завышенных ожиданий.

Но, чёрт возьми, если там умеют зарабатывать на таких книгах, за державу становится как-то особенно обидно.

Читайте также: