Беседы по профилактике суицидального поведения подростков в школе

Обновлено: 07.07.2024

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 920 тысяч человек, причем 20% случаев приходится на подростковый и юношеский возраст.

Общей причиной самоубийства является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для учащейся молодежи это чаще всего нарушения общения со сверстниками, с близкими, с семьей.

В связи с этим в МАОУ СОШ № 1 г. Малая Вишера разработан и действует план мероприятий по профилактике суицидального поведения среди подростков 5-11 классов. Основной целью мероприятий является профилактика и предупреждение суицидов через укрепление психологического здоровья учащихся, формирование психологических знаний.

  • создание положительного эмоционального фона в коллективе и среди учащихся;
  • разработка системы психопрофилактических, психокоррекционных мероприятий, занятий с учащимися;
  • воспитание у учащихся волевых качеств, направленных на умение противостоять трудным жизненным обстоятельствам;
  • психологическое просвещение педагогов, учащихся по вопросам профилактики и предупреждения суицидального поведения.
  1. Метод переключения (вовлечение учащихся в трудовые, волонтерские акции, культурно-массовые мероприятия).
  2. Метод упражнения (закрепления социально позитивных норм поведения в жизнедеятельности учащихся).
  3. Психологическая диагностика.
  4. Тренинги.
  5. Классные часы.
  6. Упражнения.
  7. Консультирование.
  • гуманизма;
  • целенаправленности;
  • доступности;
  • комплексности;
  • непрерывности;
  • детерминизма;
  • добровольности;
  • дифференцированности.

Подготовка к мероприятию создала определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. Школа стала единым целым в пропаганде жизнеутверждающих ценностей. Накануне учащиеся сдавали сочинения, рисунки, картинки на тему: “Я люблю тебя жизнь”, стены коридора были украшены высказываниями известных людей о силе и красоте жизни.

Неделя психологии началась со слов: “Я люблю тебя жизнь” и плавненько перешло в психологическую акцию. В рамках психологической акции “Мы выбираем жизнь!” в коридоре в МАОУ СОШ №1 находилось “дерево жизни и настроения”. Учащиеся школы, преподаватели, родители и работники имели возможность выбрать ленточку того цвета, который ассоциируется с настроением на сегодняшний день и закрепить ее на дереве. Эта акция вызвала только позитивные эмоции и большой интерес.


В коридоре школы был вывешен плакат с девизом: “Мы голосуем за жизнь!” Каждый желающий мог оставить отпечаток ладони на цветном листе, тем самым отдав свой голос за жизнь.


В некоторых классах прошли классные часы.


Классный час проходил в форме дискуссии и закончился в форме игры, после чего дети и присутствовавшие педагоги оставили комментарии на бланках.


Этот классный час был сделан в виде районного мероприятия были приглашены психологи МАОУ СОШ № 2, 4.

Сам классный час был проведен также в форме дискуссии и закончился игрой и добрыми пожеланиями друг другу.

Также не осталась в стороне и психолог МАОУ СОШ №4 Яковлева А.А.

На следующий день в коридоре школы появились новые плакаты под названием “Жизнь – это?”



Также в неделе психологии участвовали дети, которые делали плакаты дома.



Завершили неделю психологии групповые занятия направленные на положительный настрой, положительное эмоциональное состояние, выражение себя и т.д.


Для педагогов МАОУ СОШ №1 были даны рекомендации по распознаванию эмоциональных и поведенческих признаков суицидального поведения подростков с целью своевременного реагирования и предотвращения суицида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика суицидального поведения среди подростков. Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга.

Профилактика суицидального поведения среди детей и молодежи.

Профилактика подросткового суицида

Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков

Побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.

Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего.

формировать ценностное отношение учащихся к жизни.

Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.

Развивать коммуникативные умения учащихся

воспитывать способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга

Предварительная подготовка:

Подбор музыкального сопровождения классного часа

Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан, краски, кисточки, ватман.

Ход классного часа

Определение темы и цели.

Ведущий: Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы узнать тему классного часа, я предлагаю посмотреть ролик. Внимание на экран.

Ведущий: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ведущий: Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО!

Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Представление гостей (учителя-предметники, администрация).

Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос: А что такое жизнь?

2. Беседа

Что есть человеческая жизнь?

Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь.

3. Знакомство со словарем

(Все определения вывешиваются на доску под названием Словарь.)

- Какое определение вам ближе и почему?

Ведущий: Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар,

И тот, кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

Ведущий: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных. А сейчас ребята мы выполним одно упражнение.

Участникам раздаются карточки и предлагается закончить предложения:

- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

- Я пойму что, счастлив, когда…

-Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…

А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом! Ответ напишите на символическом яблоке .(отложите пока)

Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О.Хаяма.

От безбожия до Бога – мгновенье одно,

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – одно мгновенье.

Ведущий: Ребята сейчас я прошу вас посмотреть на экран.( На экране появляются картины когда человеку плохо, когда человек сломлен, а после картинки что выход есть из любой ситуации или проблемы).









Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

Ведущий: Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить, из-за каких причин человек может решить уйти из жизни. (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д)

Ведущий: Ребята, давайте выберем одну из этих ситуаций и разберем её.

Рассматриваемые ситуации:

Алкоголизм родителей

Финансовые трудности

Необоснованные обвинения

Неразделенная любовь

Насилие со стороны взрослых

Отношение со сверстниками

Пути решения:

Помощь профессиональных психологов, социологов

Поддержка друга

Помощь со стороны близких родственников

Помощь со стороны классного руководителя

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

Ведущий: Хорошо. А теперь представим разные случаи, когда у вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно, горько.

Ведущий: ребята сейчас на листочке напишите все негативные или плохие эмоции, которые вы испытывали, когда либо. Теперь про себя прочитайте их и вспомните, когда вы испытывали эти эмоции. А сейчас разорвите листочек на мелкие кусочки и выкиньте в мусорную корзину.

Ведущий: Ребята, а сейчас я познакомлю вас еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.

Памятка как управлять эмоциями:

Комкать и рвать бумагу

Бить подушку или боксерскую грушу

Высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать

Закрыть глаза и представить себе что-нибудь хорошее или любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, любимую игрушку)

Посидеть в тишине и послушать спокойную музыку.

Ведущий: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

Ведущий берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.

Ведущий: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.

Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи! Подойдите к нашему дереву и повесьте на него свои плоды

Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!

Но нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни. С одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим её каждодневно.

Ведущий: В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу вам рассказать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я желаю вам, чтобы в вашей борьбе Добро всегда побеждало, чтобы вы были здоровы и счастливы.

Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

Ход упражнения:

Ведущий: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Ведущий: наш урок мне хочется закончить притчей:

Притча об отношении к жизни.

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..


Содержимое разработки

С целью профилактики суицидального поведения среди подростков.

В начале беседы воспитаннице зачитывается притча о Черепахе.

«Жила была обычная Черепаха и постоянно таскала на своей спине тяжелый панцирь. Панцирь придавливал ее к земле, и каждый шаг Черепахе давался тяжело. Поэтому жизнь ее, измеряемая количеством этих непростых шагов, также была нелегкой.

Но зато, когда из соседнего леса прибегала голодная Лиса, Черепаха прятала голову под панцирь и спокойно пережидала опасность. Лиса прыгала вокруг, пробовала панцирь на зуб, пыталась перевернуть свою жертву, но Черепаха стояла на своем и оставалась живой.

Однажды Лиса принесла с собой большой кошелек, привела юриста и, усевшись напротив, предложила свои услуги по покупке панциря. Долго думала Черепаха, но в силу бедности фантазии вынуждена была отказаться. И опять рыжая удалилась ни с чем.

День смотрела черепаха эти передачи, два, три.

И потом в ее маленькой голове родилась мысль о том, что она дура, раз таскает на себе подобную тяжесть — панцирь. Не лучше ли сбросить его? Жить тогда станет намного легче. Страшно? Да, немного страшно, но в последних новостях телеведущая Сова заявила, что будто Лиса уже стала вегетарианкой.

Мир преображается. Почему бы не полетать? Небо — оно такое большое и такое прекрасное!

2. Почему черепаха стала легкой добычей лисы? По какой причине? – разбираемся с ответами. Черепаха доверилась ложной информации и тем самым разрушила свою систему безопасности, которую составлял панцирь.

3. У человека гораздо больше возможностей избежать опасностей, чем у черепахи. Ты согласна? Если согласны, то почему? – Человек имеет способность на более высоком уровне анализировать информацию, которая к нему поступает из разных источников.

4. Если человек настолько совершенен, почему, по твоему мнению, люди попадают в сложные жизненные ситуации? – обсуждаем услышанное.

5. Как ты думаешь, какие способности нам, необходимо развивать, чтобы реже попадать в трудные жизненные ситуации и научиться находить правильные решения по изменению ситуации к лучшему? – контроль над своими эмоциональными реакциями (например: плач, страх, паника,…); силу воли, способность к овладению новыми знаниями в различных информационных сферах .

6. С Востока к нам пришло много мудрых изречений. Вот два из них:

7. В отличие от той черепахи, которая сняла с себя панцирь (по незнанию, неопытности), мы во многих ситуациях можем получить своевременную помощь. Приведи, пожалуйста, примеры из своей жизни или из жизни своих близких и друзей – в какие трудные ситуации они попадали, как справлялись с ситуациями, и кто им в этом помог? – разбираем ответы. А у нас в детском доме к кому вы можете обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации?

Выводы по беседе:

1.- Наши возможности (при соответствующей работе над собой) не имеют границ, они бесконечны.

2.- Выход из сложной ситуации есть. Его нужно найти.

3.- Нельзя стесняться обращаться за помощью к взрослым. (Если бы черепаха посоветовалась с другими жителями леса перед тем, как снять панцирь, больше вероятности, что она осталась бы жива).

4.- Рядом с нами живут люди, которым тяжелее чем нам. Мы просто не всегда знаем об их существовании.

5.- В повседневной жизни часто встречаются люди, которые, как лиса из притчи, стараются ослабить нашу безопасность. Для того, чтобы не попасть под их влияние, необходимо:

- развивать интуицию; повышать уровень знаний во многих направлениях; развивать свои способности; обращаться за помощью к учителям и близким людям.

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

- Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей. Покушений на самоубийство – в 3-4 раза больше (П.Астахов). По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1-е место.

Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.

Основные положения беседы

- Возможности человека безграничны. Выход из сложной ситуации есть, его только нужно найти.

- Рядом всегда есть люди, которым тяжелее, чем тебе (ребенку). Ты просто не всегда знаешь об их существовании.

- Наш сегодняшний разговор о суициде закончен. Что нового ты узнал(а)? О чем задумался(ась)? Какие чувства у тебя возникли?

- Очень хотелось бы закончить нашу беседу строками из стихотворения:

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко.

Хотя у всех живущих на планете

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далеких предков размышленья

Стучатся к нам в сердца сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ведь так непросто нам порой

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Как путник, изнывающий от жажды,

Мечтает к роднику припасть,

Так человек стремится поскорей

С души привычки сбросить власть,

Стать справедливей и мудрей.

И, наконец, понять,

Каким же в этом мире быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?


-75%

Цель: формированием целостного видения проблемы профилактики суицидов среди подростков.

Выделить основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Рассмотреть причины суицидального поведения у подростков.

Рассмотрение мер профилактики суицидального поведения.

Вопросы для рассмотрения:

Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Причины суицидального поведения у подростков

Меры для профилактики суицидального поведения.

Методы: беседа, диалог, рассказ, общественное мнение, пример.

Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Самоубийство, суицид (лат. suicidium) — это преднамеренный акт лишения жизни самого себя. Эксперты называют основными причинами самоубийств - психические нарушения (такие как депрессия, проблемы личности, алкогольная зависимость или шизофрения, порой вызванные или усугубленные физическими заболеваниями (рак, ВИЧ-инфекция, увечья и др.).

Прогнозируется, что к 2020 году количество самоубийств в мире вырастет до 1,5 млн в год. Особенно высок уровень суицида среди молодёжи : он входит в первую тройку причин смерти среди людей в возрасте от 15 до 44 лет, тогда как в общей статистике смертности занимает 13-е место.

Каждой завершённой попытке самоубийства предшествует как минимум одна неудавшаяся, причём реальное число суицидальных попыток превышает официальные цифры. Количество же не отражённых в статистике неудачных попыток ухода из жизни в 20 раз превышает число завершённых самоубийств. В статистике учитываются только явные случаи суицида. Нередко истинной причиной смерти от несчастного случая — например, передозировки лекарственных препаратов, падения с высоты, ДТП с единственным погибшим и др. — на самом деле является суицид.

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т. д.) на самом деле являются суициды.

19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства…

Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.

В России за последние 20 лет покончили жизнь самоубийством 830 тысяч человек. За это время уровень самоубийств снизился практически вдвое (с 39.2 - в 1990 до 21.4 - в 2011). В Москве суицидальный показатель составляет 11, в Питере - 18. В некоторых районах России (Волго-Вятском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном, Уральском) этот показатель достигает 65-80, в Корякии - 133, Коми - 110, на Алтае - 102, в Удмуртии — 101 на 100 тыс. населения.

В настоящее время Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения. По методике ВОЗ, уровень суицида в России по-прежнему оценивается как критический, с ними согласны эксперты ГНЦ имени Сербского. Ежегодно 24 тыс. россиян кончают жизнь самоубийством. Каждый третий российский самоубийца погибает, находясь под действием наркотиков.

40 % суицидентов воспитывались в неполных и/или неблагополучных семьях, однако причинами самоубийств являются не только семейные конфликты, связанные с неправильным воспитанием или пьянством одного из родителей, но и проблемы подростков в отношениях со сверстниками. Около 95 % подростков-самоубийц имеют психологическое расстройство на момент его совершения. Факторы, которые увеличивают риск суицида среди подростков, включают раннюю алкоголизацию и употребление наркотиков. Подростки начинают употреблять пиво в среднем с 13 лет, это влечёт нарушения в психике.

Причины суицидального поведения у подростков

Несмотря на то, что, на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств, причины и мотивы суицидального поведения. Среди множества концепций выделяются три основные концепции суицида : психопатологическая, психологическая и социологическая.

Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств. Предпринималась даже попытка выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (suicidomania, а сама проблема изучалась специфическими для медицины методами, т. е. с точки зрения этиологии, патогенеза и клиники заболевания. Предлагались различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т. д.).

Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, а самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом собственно социальные факторы играют ведущую роль.

По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Это в первую очередь относится к суицидальным действиям подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения, против ситуации, сложившейся в определенной социальной группе. Речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения цели.

Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами. Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Многие исследователи, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделили четыре основные причины самоубийства:

• изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

• беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

• безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

• чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Амбрумовой А. Г., Бородиным С. В., Михлиным А. С. (1980) была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие:

• семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час, направленный на профилактику суицидального поведения

кл.руководитель 8кл.Курочкина Е.Ю.

Цель: Профилактика суицидального поведения школьников.

-Способствовать формированию осознания ценности жизни;

- научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями;

- ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим;

- формировать чувство толерантности и ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

Интересное существо - человек: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он считает это само собой разумеющимся и грустит о том, чего у него пока нет. Получив это, он, не успев поблагодарить, сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, наша жизнь в том, чего мы ещё не можем себе позволить.

Давайте задумаемся: МЫ ДОЛЖНЫ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ!

1. Как вы думаете? Что является ценным для человека? (Обучающимся предлагается ответить на вопрос.)

- Ребята, а что же мы вкладываем в само понятие жизнь? (обучающиеся отвечают на вопрос).

– Спасибо за ваши ответы, а сейчас я вам предлагаю раскрыть понятие жизни с помощью кроссворда. На доске вертикально написано слово жизнь, напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках. ( Ребята называют значения, педагог дописывает напротив каждой буквы. Например: Ж – желания, жалость; И - интересы, искусство, игра, идеал

Очень важно каждому из нас научиться превращать темные оттенки в светлые и выделять те моменты, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.

Педагог: У меня в руках два письма, одно письмо написано мальчиком 14 лет, у которого полноценная семья, хорошее здоровье и неплохие успехи в школе.

А второе письмо написала девочка того же возраста, только врачи поставили ей страшный диагноз –РАК.

Я вам хочу зачитать их.

Как вы думаете, кто из ребят выстроил неправильное отношение к жизни , к ее проблемам и ценностям?

Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 2 группы, и обсудить, как помочь нашим ребятам в сложившейся ситуации, как поддержать их. Первая группа анализирует письмо мальчика, вторая группа – письмо девочки. Пока будет звучать музыка, вы в течение 5-7 минут изложите на бумаге свои обращения(можно с советами, рекомендациями, видением ситуации).

После этого одному или нескольким членам каждой команды предлагается зачитать свои способы поддержки.

- Ребята, какие чувства и эмоции вызвало у вас это видео?(обсуждение видео)

Педагог: Ребята, вы наверно заметили, что у нас в кабинете стоит интересное дерево, но оно пока безжизненно, без лепестков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, слова благодарности жизни, т.е. за что вы любите эту жизнь, какие ценности есть у вас (друзья, семья, любимые занятия и т.д.). Вы должны будете прикрепить свой листок к ветвям дерева и загадать своё самое сокровенное желание, которое непременно сбудется! (Ребятам предлагается совершить упражнение)

Педагог: Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево. Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках.

Ребята наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

- Что вызвало у вас восхищение, грусть, взаимопонимание, раздражение?

- Что нового вы открыли для себя в окружающих людях, родителях, окружающей жизни благодаря мероприятию?

- Что полезного узнали на мероприятии?

Цените и любите свою жизнь, не забывайте благодарить её и своих родителей за каждый прожитый день!

Цель : раскрытие проблемы суицида среди подростков.

Научить распознавать признаки суицида;

Познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.

Форма проведения: тренинговое занятие

Целевая группа : учащиеся 9 – 11 классов

Оборудование: высказывания по теме, презентация, стихи.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

На доске изречения:

Мы выбираем жизнь, они – смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них… у них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

- Каждый год в России совершают самоубийства более 1,5 тысяч детей. Покушений на самоубийство – в 3-4 раза больше (П.Астахов). По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает 1-е место.

Самоубийство, другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. До 13 лет суициды редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи.

б) типы, формы и способы суицида

Специалисты выделяют 3 основных типа суицидального поведения у подростков:

демонстративное – без намерения покончить с собой;

аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;

истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Существуют следующие формы суицида:

протест – непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы ценой собственной жизни;

избежание – устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания;

самонаказание – внутренний протест, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины;

отказ – полная капитуляция.

Способы суицида:

отравления лекарственными препаратами;

отравления бытовой химией;

падение с высоты.

Самоубийство – последний шаг, к которому привели множество причин.

Можно указать следующие причины суицида:

страх перед наказанием – 19%;

душевная болезнь – 18%;

семейные конфликты – 18%;

денежные потери – 3%;

пресыщенность жизнью – 1,4%;

физические болезни – 1,2%;

Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков являются конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%. Настораживает тот факт, что 15% людей, пытавшихся совершить суицид, предпринимали повторные попытки самоубийств.

- Представьте себе, что ваш друг поделился с вами секретом: он собирается покончить жизнь самоубийством. Ваши действия.

После выполнения задания составляется памятка примерно такого вида:

1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?).

2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.

3. Не спорь в данной ситуации! Старайся не проявлять агрессии!

4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!

5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!

6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!

7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!

8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.

- Наш сегодняшний разговор о суициде закончен. Что нового вы узнали? О чем задумались? Какие чувства у вас возникли?

Очень хотелось бы закончить нашу беседу строками из стихотворения:

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней свое найти

Бывает человеку нелегко.

Хотя у всех живущих на планете

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далеких предков размышленья

Стучатся к нам в сердца сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ведь так непросто нам порой

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Как путник, изнывающий от жажды,

Мечтает к роднику припасть,

Так человек стремится поскорей

С души привычки сбросить власть,

Стать справедливей и мудрей.

И, наконец, понять,

Каким же в этом мире быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задача: формировать позитивные отношение к жизни, дать советы подросткам.

1. Понятие, что такое суицид.

Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения классных часов предотвращения самоубийств.

2. Статистика: Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству 3. Время года

4. Кто подвержен суициду.

Более всего восприимчивы к суициду следующие группы: Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30% суицидальные угрозы, прямые или завуалированные. Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия) суициды в семье алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду, хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов. Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы. Аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы). Хронические или смертельные болезни; тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери. Семейные проблемы: уход из семьи или развод.

Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции

5. Как бороться с суицидом. (Предотвращение).

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов). 6. Советы подросткам: Самоубийство? Никогда!

Если вы считаете, что ваша жизнь невыносима, попробуйте сами изменить её. Но не таким способом, как самоубийство.

Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.

Не думай, что способом самоубийством ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом никогда не узнаешь!

Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийство. Подумай – ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле?

Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!

Человек может любить, не отрицая, что иногда испытывает откровенную ненависть; смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

Читайте также: