Беседы о часах в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: Дать представление о разных видах часов, их предназначении. Познакомить детей с историей возникновения часов, формировать умение ориентироваться в прошлом часов, расширять знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни. Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них, воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени, расширять кругозор, обогащать словарь детей. Развивать мышление, формировать творческие навыки, совершенствовать умение работать с пластилином; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе, интерес к познанию нового.

Демонстрационный материал: картинки с изображением солнечных часов, песочных часов, механических часов, картинка - петух, разные виды часов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром, когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт.

В: Чтобы узнать от кого оно, вы должны отгадать загадку.

У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш … (НЕЗНАЙКА)

Посмотрим, что же он нам пишет?

В: Ребята, в чем причина его постоянных опозданий вы узнаете, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает загадку:

Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день и ночь стучим, стучим. (часы)

В: правильно, это часы, и вот причина его опозданий, мы поможем ему?

Если бы не было часов, то человек мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то? (ответы детей)

Итак, мы отправляемся в путешествие, вернёмся в далёкое прошлое.

Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Петя рано встает, голосисто поет,
Деткам спать не дает!

- По пению петуха трудно определить точное время. Он может пропеть пораньше, попозже, может заболеть или проспать.

- Какие же первые часы придумал человек?

Древние люди определяли время по солнцу. Как назывались эти часы? Кто знает? (картинка) Верно, солнечные. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы – пришло время людям идти по домам. И вдруг человек обратил внимание на тень, которая падала на землю от дерева, и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

В. В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца, нет тени.

А сейчас наши часы в группе показывают нам, что пора отдохнуть.

Физкультминутка

(ходьба на месте)
(повороты влево, вправо)
(хлопки над головой)
(руки вниз, приседание)
(хлопки перед собой)
(бег на месте)

Думал человек думал и придумал другие часы. (картинка).

В высокий и узкий стеклянный сосуд наливали воду. На дне есть отверстие, капля за каплей вода вытекала из этого отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Как только вода вся вытечет, надо налить новую, т.е. завести водяные часы.

В. Как вы думаете, удобны были эти часы? (нет, потому что постоянно приходилось доливать воду). И решили люди другие часы придумать.

И придумал песочные часы (картинка и образец). Вы знакомы уже с песочными часами. Они представляют собой два небольших стеклянных сосуда, имеющих форму конусов, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой сыплется сквозь отверстие в нижний сосуд.

Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. Часы переворачивают и счет времени продолжается.

В. Прошло много времени, и человек изобрел часы с механизмом (картинка и образец). Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки. У них есть циферблат, на котором по кругу расположены что?

Д. Цифры

В. Правильно, от 1 до 12. А что находится в центре? (стрелки)

В. Что показывает короткая стрелка? (часы)

В. А длинная что показывает? (минуты)

В. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь их завести, они остановятся.

А есть часы, которые не надо заводить каждый день. (электронные часы)

Они работают от батареек, очень удобны в применении.

- Ребята, в настоящее время изобретено множество разнообразных часов. Все они разного размера, разной формы. Человек позаботился и о внешнем виде часов. (картинка)

Как называются часы, которые стоят на полу? …(напольные)

А часы, которые висят на стене, называются – как. (настенные)

Часы, которые носят на руке, называются – как. (наручные)

Нас по утрам будят часы, которые называют – как. (будильник)

Часы, которые носят в кармане, называются – как? . (карманные)

Самые знаменитые часы России — это Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля (картинка).

В: Ребята, а давайте мы немного разомнем свои пальцы и сделаем полезный и нужный подарок для Незнайки, и тогда он перестанет опаздывать.

Пальчиковая гимнастика

Тики – так, тики – так

указательные пальцы поднять

Так ходики стучат

вверх и покачивать ими вправо - влево

Туки – так, туки – так,

пальцы обеих рук широко раздвинуть,
ладони прижать друг к другу, выполнить
скользящие движения пальцами от себя, к себе, не отрывая ладоней друг от друга

Так колеса стучат

Туки – ток, туки – ток,

сжать пальцы в кулаки и

Так стучит молоток.

стучать кулачком по кулачку

Присаживаемся, приступаем к работе. (часы из картона и пластилина)

Итог: ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем? (с историей часов)

Какие часы изобретали люди? (перечисляют). Какими часами мы пользуемся сейчас?

Материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а так же для родителей, которые развивают детей самостоятельно


Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:
1. Можем ли мы потрогать время? Почему?
2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
6. Что помогает определить время?
7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
8. Должны ли мы ориентироваться во времени?




Цель: знакомство детей с солнечными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:



• Вертикальные (эти часы, соответственно, расположены на вертикальной поверхности, а их гномон как бы торчит в строну. Чаще всего их устанавливают на стенах башен, высоких зданий и сооружений).



Если вы скажете, что такие часы нельзя взять с собой. Я отвечу – ребята, можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время.



Но, стоит отметить, что установка солнечных часов требовало определенных знаний астрономии и географии. Для каждой местности необходимо было правильно рассчитать, куда поставить гномон, и где устроить циферблат. Без этих расчетов солнечные часы перестали бы быть точными. Это сейчас можно проверить по обычным механическим или электронным часам, правильно ли показывают время солнечные часы, а раньше люди не имели такой возможности.
Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.
Давайте подведем итоги нашей беседы:
1. Где появились первые солнечные часы?
2. Кто такой бог Ра?
3. Как пришла мысль к созданию солнечных часов?
4. Из чего состоят солнечные часы?
5. Легко ли их самим сделать?
6. Какие бывают солнечные часы?
7. Где устанавливали солнечные часы?
8. Какие недостатки есть у солнечных часов?



Цель: знакомить детей с песочными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Продолжаем знакомиться с видами часов. Сегодня мы узнаем, что такое песочные часы.
Песочные часы, как и всякие любые другие часы, - это, прежде всего, прибор для измерения времени. Состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Это зависит от размера сосудов: маленькие сосуды – маленький промежуток времени, большие сосуды – большой промежуток времени, так как они могут вмещать много песка. Кроме того, размер горловины (самой узкой части часов) тоже имеет значение: шире горловина - песочек быстрее пробегает из одного сосуда в другой, времени тратиться меньше, Уже горловина – песок медленно просачивается, поэтому время тратится больше.
Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки. Представляете, какими должны быть сосуды и сколько понадобится песка, чтобы все 24 часа он перетекал из одного сосуда в другой. Кроме того, песочные часы со временем перестают быть точными: песчинки стачиваются, превращаются в пыль, и быстрее пересыпаются.
Изготовлением песка для песочных часов занимались лучшие мастера. Ведь именно от него зависела точность времени. Умельцы брали морской или речной песок, просеивали его с помощью сита, делая его однородным, промывали и сушили на солнце. Другой песочек делали из толченой яичной скорлупы. Такой песок имел красивый кремовый оттенок. Еще песок делали из древесного угля (сгоревшего кусочка дерева), уголёк так же, как и яичную скорлупу, толкли. Какой цвет получился у песка? Правильно, черный.
Сосуды, или колбы, мастера делали из стекла. В те времена уже могли изготавливать стекло. А стекло, как вы знаете, делается так же из песка. Внутри сосуды должны быть идеально гладкими, чтобы песочек не задерживался и не застревал.
В настоящее время песочными часами пользуются редко. В основном их ставят для украшения. Но их можно встретить, например, в санаториях, когда мед.сестра отсчитывает время процедуры. А где вы встречали песочные часы?
Настало время подвести итог тому, что мы сегодня узнали:
1. О каких часах мы сегодня беседовали?
2. Из чего состоят песочные часы?
3. Как делали песочек?
4. Почему сосуды должны быть гладкими?
5. Какие плюсы у песочных часов?
6. Какие недостатки у них?
7. Где сейчас можно встретить песочные часы?


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с водяными часами, их историей, назначением
Задачи:
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о времени и часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, давайте вспомним, какие виды часов мы уже знаем. Молодцы! Мы знаем, что такое солнечные. А помните, мы вскользь говорили, что есть еще водяные, песочные, масляные, механические, электронные и атомные часы. Как вы думаете, о каких из них мы будем беседовать сегодня? О водяных часах.
Название данных часов говорит само за себя. Они исчисляют время благодаря чему? Правильно, воде, жидкости. Мы знаем, что древние люди, как и вы, очень наблюдательны. У них не было всяческих современных приспособлений, какие имеем сейчас мы. Они полагались на собственную интуицию, кое-какие знания о природе и ее силах, на свой опыт и не боялись совершать ошибки.
Итак, кто-то говорит, что в Египте, а кто-то утверждает, что в древнем Вавилоне у одного из служителей храма прохудился глиняный сосуд. Трещинка была очень мала, и из нее капля за каплей стала вытекать вода. Вода капала медленно. И так как служителю нечем было заняться в ту ночь, он стал наблюдать за этим процессом. В итоге, наступило утро, и его позвали завтракать. На следующую ночь служитель взял этот же дырявый сосуд, наполнил его водой, поставил его на табурет, а на пол подставил другой сосуд, чтобы вода из дырявого не вытекала на пол. И знаете что! Этот человек заметил, что вода отмеряет промежуток времени, равный его ночному служению в храме. Так и появились первые водяные часы, прибор для измерения времени.
А потом начались эксперименты: водяные часы представляли собой и два сосуда, описанные выше, и одну большую чашу с дырочкой на дне, которую подвешивали, и из нее капля за каплей вытекала вода, так же измеряя время. А китайцы вообще что придумали – в бассейн, наполненный водой, ставили такую же круглую чашу с дырочкой на дне. Дырявая чаша, плавая в бассейне, наполнялась через дырочку водой и тонула. Не очень практично для измерения времени, правда?!
Но самые интересные и самые полюбившиеся водяные часы были – клепсидра.




Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с огневыми и масляными часами, их историей, назначением
Задачи:
• Формировать представление об определении времени;
• развивать познавательную активность и логическое мышление;
• способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
• закреплять знания о часах;
• воспитывать бережное отношение ко времени;
• развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
• воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, отгадайте загадку:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Правильно, это свеча. А причем тут свеча, когда мы говорим о часах? Сейчас всё узнаете.
На Древнем Востоке, а именно в Китае, три тысячи лет назад появились огневые, или огненные часы. Китайцы же любят всё, что связано с огненной стихией. Они придумали до удивления простую конструкцию: брали длинную плошку с бортиками, клали в нее свечу, на бортиках делали равномерные надрезы, обозначающие промежуток времени, через надрезы натягивали нитки, на краях которых были шарики (обычно металлические или из слоновой кости). Зажигали свечу, свеча потихоньку сгорала, нитка плавилась, разрывалась, шарик падал на металлическую тарелочку под плошкой, издавал бой, тем самым сигнализируя, что прошло какое-то время. И так до тех пор, пока свеча не сгорит. Потом свечу меняли. И до бесконечности.


В эту плошку могли добавить благовония, ароматические масла, могли украшать ее всякими статуэтками и фигурками. Ну, очень красивое и ароматное изобретение. А главное, полезное, ведь по нему древние люди могли четко строить свой распорядок дня и ориентироваться во времени.
Огневые часы были разных конструкций. Вот, например, свечные цилиндрические часы: это подставка (некий подсвечник) с металлическим вертикальным штырьком с одинаковыми делениями по всей его длине. Рядом со штырьком ставили свечу (вертикально), зажигали, она горела и указывала прошедшее время. Как вы думаете, удобная конструкция? Да, удобна, но, по-моему, свеча быстро сгорает. Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.







Но в середине прошлого века во Франции придумали такие часы, которыми мы все с вами пользуемся – электронные. Маятник и электромагнит электрических часов заменили элементом электрического питания – аккумулятором или батарейкой. А привычный нам циферблат вытиснился электронным табло, на котором светились электронные цифры. Кроме того, инженеры стали придумывать электронные часы с калькулятором, с будильником (сейчас нас, конечно же, этим не удивить, а раньше это было неслыханное чудо техники), и даже встроенным миникомпьютером. Постепенно электронные часы и электронные будильник стали встраиваться в различные бытовые приборы и устройства, что позволяло управлять ими при наступлении определённого времени. Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее. Сегодня мы привыкли к электронным часам и даже не помним, что есть что-то иное для определения времени.
Давайте подведем итог:
1. Электронные и электрические часы – это одно и то же?
2. Что было самым важным в электрических часах?
3. А что важно в электронных?
4. Где мы встречаем электронные часы?
5. Чем же они нас покорили?



Пока ученым из разных стран есть над чем работать. И думаю, что в недалеком будущем мы сможем использовать атомные часы так же, как и любые механические и электронные.
Итак, давайте посмотрим, как легко вы запомнили информацию из нашей беседы:
1. Что дает атом?
2. Какие они – первые атомные часы?
3. Кто изобрел атомные часы?
4. Сложен ли механизм атомных часов?
5. Кто-нибудь следит за Временем в мире?
6. Зачем нужно следить за временем?
7. Почему у нас с вами до сих пор нет атомных часов дома?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беседа с детьми старшей группы

Возрастная группа : старшая группа

Подготовила:

Деренская О.А., воспитатель ввк,

hello_html_m7ac8b440.jpg

Цель: обобщение и закрепление знаний детей о разных видах часов.

ХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ –

Сегодня мы будем знакомиться с часами как таковыми, с атрибутом времени. С тем предметом, который нам больше всего помогает ориентироваться в пространстве. Без часов мы не представляем свою жизнь. Они висят на стене, стоят на полочке, они есть на мобильном телефоне у взрослых, и на руках тоже! Что это такое? Часы – это прибор для измерения времени.

Зачем нам нужны часы?

Правильно, чтобы не опоздать, чтобы знать, когда идти на работу, в музей, когда начнется любимый мультфильм.

А как раньше люди жили без часов? Как ориентировались во времени?

Вот вы говорите, что вместо будильника пробуждал всех петух, с его пения начинался день. А что же делать, если нет петуха? А что делать, если мне нужно куда-то не утром, а в обед? Стоит придумать что-то иное.

Основная часть.

Древние люди ориентировались во времени по Солнцу. Они наблюдали за окружающим миром. Солнце встало – утро, Солнце прямо надо головой – день, Солнце садится – вечер. Люди даже придумали солнечные часы. Удобно, конечно. Но всегда ли на небе солнышко?

Люди стали думать и гадать, что же делать, как изобрести прибор для измерения времени. И придумали водяные часы и песочные часы.

Песочные часы состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.

Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки.

Водяные часы – это что такое? Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день. И чем меньше был сосуд, тем точнее можно было определить время. Этими изобретениями древние люди пользовались тысячелетиями.

Ребята давайте мы с вами немного разомнёмся.

Физкультминутка.

А часы идут, идут

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт ( Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. ( Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, ( Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. ( Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. ( Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, ( Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. ( Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! ( Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. ( Дети останавливаются.)

Но прогресс не стоит на месте, люди учатся, становятся умнее, всегда появляются изобретатели, которые что-то новенькое да придумают.

Так были выдуманы:

-масляные часы (это глиняная чаша с фитильком, наполненная маслом). Это жидкие часы. Люди поджигали фитиль, он горел, масло испарялось. На боку глиняной чаши были нанесены цифры. Люди смотрели, какой был уровень масла, столько значит и времени.

Ни огненные, ни масляные часы были ненадежны. Ведь за ними нужно было наблюдать, чтобы не потухли. А вдруг сильный ветер или дождь?

Умельцы придумали знакомые нам механические часы. Считают, что придумали их в Византии. Как вы думаете почему механические?

Да потому, что они состояли из бесчисленного количества гаечек, болтиков, винтиков, пружинок, зубчатых колесиков, маятника, цепей и прочее. Сначала было одна стрелка, вероятно, она показывала только часы. Соответственно делений было 24. Их совершенствовали и совершенствовали, потому что за механизмом тоже надо было следить, смазывать детали, иногда проверять их время по солнечным часам. И спустя века в каждом городе большие механические часы висели на главной башне или соборе. Люди делали их и маленькими, и большими. Механические часы дошли и до наших дней.

Мы с вами долго смотрим на экране красивые интересные картинки и нашим глазкам надо сделать небольшой перерыв.

Гимнастика для глаз

Кроме механических не так давно (в начале прошлого века) люди изобрели электрические и электронные часы. Здесь потрудились физики, которые работали с электромагнитным полем. Они были очень точные и самые надежные по сравнению с механическими, которые могли выйти из строя из-за одной сломанной пружинки или из-за попадания пыли внутрь сложного механизма.

Но во время открытия атомной энергии люди изобрели наиточнейшие, очень надежные часы – атомные. Они работают на атомной энергии вместо батареек или электричества электронных часов, вместо механизма механических часов. Считается, что атомная энергия неиссякаема. А значит, эти часы могут послужить человечеству аж много миллионов лет. У нас с вами атомных часов конечно же не будет, ведь они очень громоздки и за ними наблюдают только ученые. А вот механические и электронные часы вполне доступны и есть у каждого.

А какие вы знаете или видели виды часов? У кого какие часы есть дома, или может у кого-то из вас есть свои личные часы?


Заключительная часть.

Итак, давайте вспомним что нового мы узнали с вами сегодня.
1. Почему человек стал задумываться над изобретением механизма для определения времени?
2. Какие часы наиболее надежны?
3. Как работают водяные часы?
4. Зачем люди находились возле водяных и масляных часов?
5. Почему ни у одного из нас нет атомных часов?

- Расширять знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека, назначении.

ВложениеРазмер
zanyatie_chto_my_znaem_o_chasah.doc 88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Воспитатель: Брычкова В.П.

Цель: Формирование представлений детей о часах, времени.

- Расширять знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека, назначении.

- Учить определять длительность процессов с помощью песочных часов.

- Учить детей ориентироваться во времени по часам.

- Развивать чувство времени, умение беречь время.

- Развивать умение регулировать свою деятельность в соответствии с

- Развивать исследовательский интерес и любознательность.

- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

- Воспитывать умение слушать педагога, действовать в соответствии с ним.

- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

- Воспитывать интерес к разным видам часов.

- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных видов часов.

- Ориентироваться во времени по часам.

- Познавательные рассказы воспитателя о часах.

- Просмотр видео роликов.

- Рисование разных видов часов.

- Часы песочные, будильник.

- Циферблат с подвижными стрелками.

- Карточки с цифрами от 1 до 12.

- Сосуд для проведения опыта, вода.

- Опыт с водяными часами.

Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости давайте с ними поздороваемся.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали хлопок.

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Воспитатель: - Давайте передадим тепло своих рук друг другу.

Неожиданно пение петуха из-за ширмы:

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночка темная прошла.

Воспитатель: - Дети, узнали, кто это поет? (Петушок) Слайд Петушка

Воспитатель: - Давным-давно люди узнавали время по пению петуха.

Воспитатель: - А можно ли по пению петуха определить точное время? (Нет) Почему? (Петушок может заболеть или закричать раньше времени.)

Воспитатель: - Ребята посмотрите, сегодня нам пришла посылка от петушка. Интересно, что в ней. Сейчас мы откроем и посмотрим. (воспитатель удивленно)

Не открывается. А вы хотите узнать, что в посылке? ( Да)

Воспитатель: - Как можно узнать?

Воспитатель: - На ощупь мы можем определить? (Нет)

Воспитатель: - А увидеть? (Нет)

Воспитатель: - Подумайте, как еще можно узнать?

(Поднести к уху и послушать)

Воспитатель: - Давайте послушаем. (Часы)

Воспитатель: - Сейчас проверим, правильно ли вы отгадали.

(Открываю посылку и достаю из нее часы – будильник)

Воспитатель: - У вас дома наверняка есть часы - будильник. Зачем нам нужны такие часы? (Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Воспитатель: - Что, мы по часам определяем? (Время, когда ложиться спать, просыпаться, идти в детский сад)

Воспитатель: - А, что было бы, если бы не было часов?

(Если бы не было часов, то человек не мог бы определить, когда ему вставать, когда идти на работу, в детский сад, на встречу с кем-то?)

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: - Дети, а когда еще не было часов, как люди узнавали время?

(По солнцу, всходило солнце, значит, пора вставать.) Слайд

Воспитатель: - Первые солнечные часы, появились в Египте.

Расскажите, как человек сделал солнечные часы?

(Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу.)

Воспитатель: - Солнечные часы были разнообразны. Посмотрите.

Слайды солнечных часов (5 слайдов)

Воспитатель: - Пользоваться такими часами человек не всегда мог. Как вы думаете, почему? (К ним нужно постоянно бегать, пользоваться такими часами можно было только в светлое время суток.)

Воспитатель: - Солнечные часы показывают самое точное время, но основным недостатком солнечных часов в том, что невозможно определить ночное время. Почему? (Нет солнца и нет тени.)

Воспитатель: - Как люди определяли время по водяным часам?

(В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна, наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. А деления на сосуде определяло, который час.)

Воспитатель: - А сейчас мы с вами проведем опыт и посмотрим, так ли это было. И так, чтобы сделать водяные часы, нам нужен сосуд, мы можем использовать бутылку, дно срезаем, переворачиваем, вкручиваем крышку с отверстием и наливаем сверху воду, наблюдаем, что у нас получилось.

Воспитатель: - Как вы думаете, удобны были эти часы? (Нет)

Воспитатель: - Почему ? (Потому, что постоянно приходилось доливать воду).

Воспитатель: - Как часы работают? (Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло определенное количество времени, например одна минута.)

Воспитатель: - Скажите, удобны ли такие часы? (Нет) Почему?

(Потому что их хватает на несколько минут, а затем их надо переворачивать).

Воспитатель: - Как определяли время по огненным часам?

( Часы – свеча, на ней были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени)

Воспитатель: - Посмотрите, еще были огненные часы – лампа, по которым определяли время, по количеству сгоревшего масла в лампе .

Воспитатель: - У огненных часов были свои недостатки, скажите какие?

(Они не точно показывали время)

Воспитатель: - Затем люди придумали часы, которые можно было повесить в каждом доме. В настоящее время изобретено множество разнообразных часов. И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.

Воспитатель: - Посмотрите и подумайте, как можно назвать эти часы? (Настенные) Почему? (Потому что они висят на стене).

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Настольные) Почему?

(Потому что они стоят на столе)

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Напольные) Почему?

(Потому что они стоят на полу).

Воспитатель: - Как называются эти часы? (Карманные) Почему?

(Потому что их носят в кармане).

Воспитатель: - Ребята, а это что за часы? (Уличные) Почему?

(Потому что они висят на улице).

Воспитатель: - Как можно назвать эти часы? (Наручные) Почему?

(Потому что их носят на руке).

Воспитатель: - Дети, послушайте, сейчас Саша прочитает стихотворение:

Живет в резной избушке

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас:

Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!

Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!

Живет кукушка не в лесах,

А в наших стареньких часах!

Воспитатель: - Ребята, скажите, о каких часах прочитала Саша стихотворение?

Воспитатель: - Что вы знаете о часах с кукушкой, расскажите. (Часы с кукушкой изготовлены в виде узорной деревянной избушки, в которой прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.)

Воспитатель: - Знаменитые часы с кукушкой появилась в Германии.

Мастер собирался засунуть в часы "петуха", но его "голос" оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании.

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем.

В доме кто умеет так? Наклоны головы влево - вправо

Это маятник в часах.

Отбивает каждый такт. Поочередно поднимать плечи

А в часах сидит кукушка, Дети садятся в глубокий присед

У нее своя избушка. Руки вверх, домик

Прокукует птичка время, Ку-ку, ку-ку

Снова прячется за дверью Приседания

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга Ходьба по кругу друг за другом

А часы идут, идут Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают Замедление темпа ходьбы

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! Быстрая ходьба на месте

Если их не заведут,

То они совсем встают Дети останавливаются, поворачиваются в круг

(Цифры от одного до двенадцати, циферблат без цифр, стрелки – 1 длинная и 1 короткая. Песочные часы)

Воспитатель: - Ребята, петушок в посылку положил песочные часы. Эти часы на одну минуту . (Показываю) Как вы думаете, можно что – нибудь, сделать за одну минуту? (Да)

Воспитатель: - Петушок предлагает вам собрать за одну минуту часы. И так, что есть у часов? (Показываю детям, а они говорят: - цифры, стрелки и циферблат.)

Воспитатель: - Длинная стрелка – показывает, что? ( Минуты.) А короткая ?(Час.)

Задание: - А сейчас ребята, за одну минуту, надо собрать часы.

(Дети самостоятельно собирают часы.)

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием петушка.

Воспитатель: - А сейчас, дети мы с вами поиграем. Вставайте около цифр и повторяйте вместе со мной:

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(После окончания слов дети садятся рядом с ближайшей карточкой.

Воспитатель говорит: - Пять часов. (Два часа, восемь часов и т.д.)

Дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12 должны встать.)

После игры дети садятся на стульчики

Воспитатель: - Ребята, а механические часы, надо заводить? (Да)

Воспитатель: - Если забудешь завести часы, что будет? (Они остановятся)

(Электронные часы без стрелок, на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой, их не надо заводить, они работают на батарейках.)

Воспитатель: - На городских улицах и площадях тоже есть часы.

Где их устанавливают? (На башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.) Слайды часов

Воспитатель: - Где они установлены?

( На Спасской башне Московского Кремля).

Воспитатель: - Эти часы показывают самое точное время. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились.

Часы на башне занимают три этажа. Заводят часы два раза в сутки.

К курантам ведут 117 каменных ступеней. Слайд

За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, Слайд

ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов. Слайды

Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, Слайд который расположен под шатром башни в открытом 10-ярусе. Слайд Ежедневно в 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации.

Воспитатель: - Ребята, петушку очень понравилось, как вы занимались. Он узнал, что у нас в группе есть мини – музей часов, он дарит нам для музея еще одни часы. А сейчас мы будем передавать часики и расскажем, что вам понравилось или что вы нового узнали о часах.

Дети передают часы друг другу и рассказывают, что понравилось.

Воспитатель: - На этом наше путешествие закончилось.

Давайте скажем гостям: - До свидания. Дети уходят в группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД по математике "Волшебные часы" в подготовительной группе

В сценарии НОД "Волшебные часы" используется сказочный персонаж Гном-часовщик, который помогает закрепить знания и умения детей о временных понятиях. Задания представленыи в игровой форме.


Проект "Что мы знаем о часах"


Формировать представления детей о разнообразных видах часов, их устройстве и предназначении.


Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"

данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам.


"Что мы знаем о часах" интерактивная игра

Викторина "Что мы знаем о часах" интерактивная игра.


Презентация музея часов , конспект досуга "Путешествие в прошлое часов".

Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.Программные задачи: -Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями.


Беседа "Что мы знаем о часах"

Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями; учить ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа).Материал: экспонаты музея, картинки "Режимные.

Читайте также: