Беседа школьный этикет 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Добрый день.
Прежде чем приступить к нашему занятию, я бы хотела с вами поиграть в одну небольшую игру, я начинаю говорить стихотворение, а вы должны договорить недостающее слово:

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить …(Пожалуйста!)

Прослывешь ты воспитанным, ибо
Говоришь всем – большое … (Спасибо)

Если вы друзей уважаете,
При встрече спросите: Как (Поживаете?)

Не забудьте, что на прощание
Нужно всем говорить … (До свидания)

Зазеленеет старый пень
Когда услышит (Добрый день)

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (Спасибо)

Когда нас бранят за шалости
Говорим (Извини, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (До свидания)

Вы, наверно, догадались, о чем мы будем с вами говорить. Правильно, о вежливости, этикете, правилах поведения.
Всем людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, и даже незнакомые люди относились бы к ним внимательно, по-доброму, любили и уважали их.Но чтобы к тебе так относились надо и самому быть вежливым – вот и весь секрет.
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так трудно!
Нетрудно уступить место в общественном транспорте. Нетрудно здороваться с людьми при встрече и прощаться при расставании. Не трудно быть опрятным, причесанным, умытым, чтобы окружающим было приятно с тобой общаться. Не так уж трудно помочь по дому маме. Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила, но и другие.











(Раздать ксерокопии страниц).
Кто какие правила прочитал, поделитесь.

Вот мы с вами говорим о вежливости, об этикете, а что это такое вежливость, как вы понимаете?
Вежливость – это форма общение человека с другими людьми (из словаря). Вежливыми могут быть не только слова, вежливыми бывают поступки.
Бывает, к сожалению, и так: человек может произносить вежливые слова, но совершать плохие поступки. Например, когда ученик бегает в перемену по классу, берет без спросу чужие вещи, играет с ними, кидает, портит и при этом извиняется, можно такого человека назвать вежливым?
Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид. Например, сотовые телефоны, сейчас у очень многих они есть. На улице, в толпе рядом с вами может возникнуть человек, кричащий в свой мобильник. В трамвае, автобусе невозможно проехать, не услышав чей-нибудь разговор. Рассказывают, что в Японии был случай, когда подобного говоруна по радиотелефону прямо-таки избили пассажиры, объясняя это тем, что он игнорировал окружающих и своим разговором унижал пассажиров.
А по каким поступкам можно определить вежливый человек или нет. Давайте мы с вами вместе подумаем.
Для этого я вам задам вопросы, и мы вместе на них ответим. Узнаем как в какой ситуации вести себя вежливому человеку.

Существует очень много крылатых выражений, афоризмов, пословиц о вежливости и этикете, а, как известно, пословица – это мудрость народа. Вот, например, некоторые из них:
С поклону голова не заболит
Поклоном головы не надсадишь, шеи не свихнешь.
От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить. М. Серванетс

Если вы хотите стать вежливыми, то рекомендую прийти к нам в библиотеку и посмотреть вот эти книги (показать книги об этикете).
Но не думайте, что есть правила на все случаи жизни и что, тот, кто их выучит, станет самым вежливым и культурным. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все просто невозможно. Чтобы вы не делали, всегда должны помнить, что ты живешь не один на свете. Тебя окружают люди, твои близкие, друзья, знакомые и незнакомые люди. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить и находится рядом с тобой.

• Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

- Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

- Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что такое –этикет?

Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

1. Вступительная беседа.

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

2. Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

3. Городок волшебных слов.

- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ….(здравствуй)

Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать (пожалуйста)

Ну ….(извините)

Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:. (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:. (благодарю)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:. (Спасибо)

4. Физминутка Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

– Это я, это я, это все мои друзья.

5. Правила поведения в школе.

- Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.

6. Давайте проверим как вы поняли правила поведения в школе.

Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:

На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)

Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

1. В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

2. Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

3. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

4. В школе надо учиться, а не лениться.

5. Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

6. Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

7. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

8. Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

9. на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

10. На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

11. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Цели и задачи классного часа:

• познакомить детей с правилами поведения за столом;

• научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.

Описание классного часа

Уроки воспитания

Выходят несколько ребят.

1-й ученик:

2-й ученик:

Если хочешь съесть соседа —

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире:

Если в дом заходит гость —

3-й ученик:

Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

4-й ученик:

Есть в прихожей — ни за что!

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

5-й ученик:

И красиво не забудь

А не то про нас пойдут

На обед придут бомжи

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

6-й ученик:

Это твердо изучи.

Ну, а где же ложка?

И на папку не рычи.

Что в тарелке ни лежит —

1-й ученик:

Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть —

Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им позволено ненадолго опереться на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, в некоторых семьях в старину детей учили управляться с приборами, держа под мышками большие книги.

За столом не следует играть приборами, рюмками и чашками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги — это доставит неудобство вашим соседям.

Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.

Учитель: Но перед тем, как сесть за стол, надо знать правила поведения за столом. По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку — в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Кусочки мяса едят с помощью ножа и вилки. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу (кроме специального ножа для рыбы). Не употребляют нож, когда подают на стол мягкую мясную пищу — тефтели, котлеты.

Длинные макароны едят с помощью большой ложки и вилки: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.

Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.

Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки.

• Сев за стол, выпрямьтесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение — чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.

• Не кладите локти на стол — это неприлично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.

• Привыкните к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.

• За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы сможете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.

• Не наполняйте рот большим количеством пищи — так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.

• Как бы вы ни были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.

• Если вы запиваете еду каким-либо напитком — соком или газированной водой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.

• Колбасу или сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.

• Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом конце стола, не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.

• Если блюдо вам не понравилось, то не выплевывайте его на тарелку; постарайтесь прожевать и проглотить или, не привлекая к себе внимания, выйдите в туалет.

• Неприлично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.

• Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.

• Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки. Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.

• Ложку держим всегда в правой руке — она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.

• Нож держим всегда в правой руке, вилку — в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.

• Варенье или мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.

• После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.

• Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

• Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.

• За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

• Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.

• Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но ни в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.

• Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

Учитель: А теперь представьте себе такую ситуацию: к нашим мальчикам в гости пришли девочки. Мальчики приглашают их к столу и накрывают на стол. (В данной игре должно участвовать равное количество пар. Если в классе равенство девочек и мальчиков нарушено, то в игре участвуют только несколько пар.) Итак, задание:

1. Всем подняться.

2. Мальчики предлагают девочкам сесть за стол, но при этом отодвигают стул и помогают девочкам сесть.

3. Девочки правильно кладут руки за столом.

Учитель:

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1-й ученик:

Как проснулся — так вставай:

Лени воли не давай!

2-й ученик:

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3-й ученик:

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

4-й ученик:

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь!

5-й ученик:

В школе, в классе не сори,

Сор увидишь — подбери!

6-й ученик:

Не таскай в кармане мела, —

Это, милый мой, не дело!

7-й ученик:

Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

9-й ученик:

Знай: хорошие отметки —

Как плоды в саду на ветке!

10-й ученик:

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Подведение итогов. После прослушивания стихов учитель подводит итоги классного часа, где вновь напоминает учащимся, как надо сидеть за столом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект урока или классного часа по школьному этикету в начальных классах. Урок начинается с выяснения того, что знают ученики об этикете и с формулировки определения. Учащиеся активно работают, отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд. Заканчивается урок учебной игрой.

Конспект урока

Тема: Школьный этикет

Класс: четвертый класс, общеобразовательный

Цель: развить представления о нравственных нормах и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, и формирование у учеников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных норм и норм этикета.

Развивающая. Обучить школьников способам применения этикетных норм в общественной жизни.

Воспитательная. Развить культурное восприятие мира, воспитать нравственные и этические нормы.

Средства обучения: ИКТ – презентация, иллюстративный материал, источники информации.

Принципы обучения: связи теории с практикой, наглядности, научности, систематичности и сознательности, прочности.

Методы обучения: исследовательский (самостоятельная работа с источниками информации), словесный (эвристическая беседа), практический (выполнение практических заданий, учебная игра), наглядные (иллюстрация).

Ожидаемый результат: усвоение учащимися данного материала, успешное выполнение связанных с этим заданий; инициатива со стороны учащихся к дальнейшему изучению предмета.

Давайте разгадаем маленький кроссворд и попытаемся понять, какой теме посвящен наш урок. Поехали!

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)


Правил этикета множество, запомнить их всем очень трудно. Самое главное, что человек своим поведением и внешним видом не должен смущать и доставлять неудобства окружающим. С какими правилами этикета вы уже знакомы? (ответы учеников: правила поведения в семье, в транспорте, в общественных местах). Сегодня мы с вами поговорим лишь о школьном этикете. Как вы думаете, школьный этикет – что это? (ответы учеников). Ребята, запишите, пожалуйста, что школьный этикет – это установленный порядок поведения в школе.

В школьный этикет входит множество норм, например, правила внешнего вида. Посмотрите друг на друга, в какой одежды вы пришли сегодня в школу? (ответы учеников). Рассмотрите иллюстрации, которые вы видите на слайдах. В каких ситуациях, по каким случаям надо одеваться так, как одеты персонажи этих картинок? (ответы учеников).

Молодцы, ребята. Ваши ответы правильные.

Ребята, а знакомы с правилами поведения в школе? Какие правила школьного этикета вы знаете? Давайте прочитаем стихотворение, которое лежит у вас на партах.

Школа этики зверят

Как-то в сказочном лесу,

Но не в сказке – наяву,

Звери для своих зверят,

Школу этики открыли.

Меж собою порешили:

- Будем вежливо мы жить,

И тому детей учить.

Старшим вызвался медведь:

- Перестану я реветь,

Хот и стар, но много знаю,

Не впервые обучаю

Медвежат своих, друзья,

Мудрым я зовусь не зря.

Прибежали дети в школу,

Интересно им, все ново,

Все хотят они узнать

И вопросы задавать:

- Дядя Миша, вы теперь

Наш учитель, а не зверь.

Как теперь вас называть,

В нашей школе величать?

- Я, ребята, старше вас

Имя, отчество как раз

Пригодится мне теперь,

Ведь учитель вам не зверь.

Поясняю, там и тут

Чтобы это обозначить

Я зовусь Михал Потапыч.

И ещё, кричать не надо,

В школе есть и свой порядок:

Если хочешь ты сказать,

Руку надо поднимать.

На уроках не вертитесь,

Быть внимательней стремитесь.

Ссоры, звуки не слышны.

Навострили детки уши

Стали тихо Мишку слушать:

- Завтра в город мы пойдем,

Это будет, братцы, днем.

Много в городе народу,

И дорог, и переходов,

Транспорт в городе большом

Вы увидите кругом.

Чтоб спасти свои хвосты,

Переход запомни ты.

Там стоит и светофор,

Не допустит он затор.

Красный свет – проходу нет,

Желтый шлет тебе привет,

А зеленый – проходите,

Только тихо, не спешите.

Зайка вставил робко слово:

- Надо, братцы, быть готовым

Посмотреть по сторонам -

Не попасть в беду бы нам.

Помню, Доктор Айболит

Лапку мне пришил, болит

До сих пор она. Друзья,

Под колеса лезть нельзя.

А Потапыч продолжает:

- Тот, кто старших уважает,

Пропускает их вперед

И в автобус сам не прет.

Не толкается локтями,

Не царапает когтями,

Уступает старшим место,

Инвалидам. Всем уместно,

Быть воспитанным везде –

Не один ты на земле.

В разговорах весь урок

Пролетел. Звенит звонок,

Всем домой спешить пора.

Завтра снова ждет ребят

Школа этики зверят.

Какие здесь представлены нормы школьного этикета? Давайте все вместе попробуем составить основные правила школьного этикета:

Будь всегда опрятным, поддерживай порядок на своем рабочем месте.

Надевайте в школу школьную (деловую) форму.

Вы должны быть вежливыми со своими сверстниками и работниками школы.

В школе следует быть пунктуальным и регулярно посещать уроки.

При разговоре вы должны быть вежливыми, а голос негромким.

Вывод: Мы с вами познакомились с понятием этикета и определили основные правила поведения в школе. Этикет в школе и в жизни имеет особое значение. С помощью него вы соблюдаете порядок в школе, что позволяет не нарушать учебный процесс. Этикет помогает вам ориентироваться в мире взрослых и вне школьных стен. Надеюсь, что вы, как прилежные ученики, всегда будете адекватно вести себя в общественном месте, в школе и дома.

Читайте также: