Кружок акварелька в начальной школе
Обновлено: 04.07.2024
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
1. воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
2. художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
3. технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МБОУ Ветошкинская ООШ
директор школы _________ /О.Ф.Пугина./
Рабочая программа кружка
для учащихся начальной школы
Руководитель: Морозова Галина Петровна
"Акварелька" - программа кружка по ИЗО для 1-4 классов
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений
Пояснительная записка
Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности .
Основные задачи:
Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства
Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению
Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.
Оснащение кабинета для занятий:
Учебно-наглядные пособия: учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.
Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.
Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Формы проведения:
Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.
Обновленное содержание художественного образования предусматривает два вида художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно - правовой базе:
1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2. Базисный учебный план.
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Стандарт основного общего образования.
5. Программы, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки: по изобразительному искусству для учащихся 7-10 лет
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Ожидаемые результаты реализации программы:
Метапредметные
развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
умение организовать рабочее место;
бережное отношение к инструментам, материалам;
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
ознакомление с художественными терминами и понятиями;
развитие наблюдательности зрительной памяти;
развитие художественного вкуса
овладение основами художественной грамоты
знание цветов и рисовальных материалов
умение передавать форму, величину изображения.
соблюдение последовательности выполнения работы.
Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
приобретение навыка работы в паре, группе;
диагностирование причин успеха (неуспеха) и формирование способности действовать в различных ситуациях;
Участие в коллективном обсуждении.
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах. Портфолио обучающихся.
Планируемые результаты
Возможные виды деятельности
Возможные формы контроля
Возможные направления творческой, исслед-ой, проектной деятельн-ти
Базовые понятия
Золотая осень ( 9 часов)
Красота природы русского леса
Многоцветие земли в произве-дениях художников
Знать/понимать
- начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре;
- об основных цветах спектра; - основные жанры и виды искусств;
художественные росписи по дереву, фарфору, глине;
- об особенностях работы акварелью и гуашью.
высказывать простейшие суждения о картинах
Расширять кругозор учащихся.
Формировать умение составлять композиции по рисункам.
Познакомить с ролью художественных произведений.
Формировать у уч-ся умение подбирать тематические рисунки.
Правильно подбирать цвета.
Нарисуй свой город, поселок, село
Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.
Рисование на заданные темы. Декоративная композиция
И снова осень к нам пришла
Рисование с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином.
Рисунок, рисунок пластилином, лепка
Отобрать рисунки к выставке
Форма в живописи и графике
Рисование с натуры натюрморта
Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)
Рисование на заданную тему
Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция
Декоративная композиция по мотивам филимоновской игрушки
Готовимся к выставке
рисунков к выставке
Мы рисуем сказочную птицу
- основные жанры и виды искусств;
художественные росписи по дереву, фарфору, глине; -
- об особенностях работы акварелью и гуашью
- об основных цветах спектра.
- высказывать простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения.
Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.
Дать учащимся первоначальное представление об оформлении своего рисунка, своей работы. Познакомить учащихся с различными художественными понятиями (напр. – палитра). Формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам.
Развитие связной речи.
Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.
Рисунки в цвете и карандаше.
Рисование по памяти.
Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки.
Мы готовимся к рисованию любимой сказки
Выполнение набросков по памяти.
Иллюстрирование любимой сказки
1) Рисунок в карандаше.
2) Рисунок в цвете
Гжельская роспись на предметах быта
Вариации по мотивам гжельской росписи
Чародейка-зима в произведе-ниях художников
Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.
Нарисуй красавицу зимнего леса
Самостоятельное выполнение эскизов, украшений для елки
Работа с цветной бумагой (украшение для ёлки)
Зимний пейзаж в произве-дениях художников
Знать: основные жанры и виды искусств;
художественные росписи по дереву, фарфору, глине;
- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет;
- отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- лепить животных, игрушки;
- составлять простейшие аппликационные композиции.
Развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Формировать умение составлять композиции к известным учащимся сказкам, называть главных героев.
Пополнятьсловарный запас учащихся.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке.
Расширять кругозор учащихся.
Формировать умение составлять композиции по рисункам.
Рисование по памяти и по представленю
Рисование по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.
Изображение фигуры человека в рисунке и лепке.
Зимние развлечения с друзьями
Рисование на заданную тему:
1)беседа о творчестве И. Шишкина;
2)выполнение рисунка в цвете
Лепка тематической композиции
Рисунок, рисунок пластилином, лепка
Рисование по представлению
Волшебный мир русского костюма
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Рисование по представлению
Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки)
Нетрадицион ные формы рисования
Подготовка своей лучшей работы к выставке.
Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.
- основные жанры и виды искусств;
- об основных цветах спектра.
- высказывать простейшие суждения о картинах;
- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет.
Знать о роли художников и их произведений в жизни человека.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Учиться работать в паре.
2.Основной образовательной программы начального образования
3.Устава МБОУ Юбилейненская СОШ
4.Учебного плана МБОУ Юбилейненская СОШ на 2020/2021 уч. год
Место курса в учебном плане
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) ;
· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД :
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД :
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
· слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности :
знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);
-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
-использовать навыки компоновки;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);
-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;
-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);
-составлять аппликационные композиции из разных материалов.
-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
-анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
-пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;
-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
-применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности
-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
цветом передавать пространственные планы;
-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;
пользоваться техникой аппликации;
-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;
-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;
-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;
-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
-проводить экскурсию по выставке работ.
Содержание программы
В чем красота зимы? Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии.
Дерево в зимнем уборе
Ледоход на реке
Портрет красавицы Весны
Золотой листопад.
Идёт Волшебница-зима
Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии.
Мир, в котором мы живем
Орнамент из геометрических фигур.
Городецкие цветы. Знакомство с творчеством городецких мастеров
Городецкие птицы. Элементы городецкой росписи.
Городецкий конь. Приемы выполнения отдельных элементов.
Весеннее пробуждение
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью. Экскурсии. Беседы по картинам русских художников. Составление сюжетной композиции Упражнение на смешивание красок. Техника работы с гуашью (набивка, растяжка, набрызг).
В гостях у осени (8 ч.)
В мире сказки (4 ч.)
В гостях у чародейки-зимы (10 ч.)
Мир, в котором мы живем (6 ч.)
Весна-красна! (6 ч.)
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Композиция. Основные правила композиции:
объединение по однородным признакам;
соблюдение закона ограничения;
основа живой и статичной композиции;
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
Экскурсии. Беседы по картинам русских художников.
Снова осень стоит у двора
В мире сказки
Зимняя сказка
Мир в котором мы живем
Интересная программа по кружковой работе. Реализована в 2015 году. дети - 3-4 класс - занимались с удовольствием.
Рабочая программа кружка
для обучающихся 4 класса
Подготовила:
учитель начальных классов
С.В.Акулинина
Останино, 2016г
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.
Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Основные задачи:
Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства
Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению
Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
сознательность и активность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. В 4 классе 34 часа, 1 раз в неделю (34 рабочие недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Формы организаций занятий:
Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.
информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений
2. Прогнозируемые результаты освоения программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России.
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;
сравнивать различные виды и жанры искусства;
использовать различные художественные материалы;
применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,
декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений искусства;
оценки произведений искусства при посещении выставок.
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
умение организовать рабочее место;
бережное отношение к инструментам, материалам;
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
ознакомление с художественными терминами и понятиями;
развитие наблюдательности зрительной памяти;
развитие художественного вкуса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
приобретение навыка работы в паре, группе; диагностирование причин успеха (неуспеха);
формирование способности действовать в различных ситуациях;
участие в коллективном обсуждении; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Читайте также: