Кружок акварелька в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
1. воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
2. художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
3. технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Ветошкинская ООШ

директор школы _________ /О.Ф.Пугина./

Рабочая программа кружка

для учащихся начальной школы

Руководитель: Морозова Галина Петровна

"Акварелька" - программа кружка по ИЗО для 1-4 классов

информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений

Пояснительная записка

Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности .

Основные задачи:

Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства

Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению

Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.

Оснащение кабинета для занятий:

Учебно-наглядные пособия: учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.

Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.

Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Формы проведения:

Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.

Обновленное содержание художественного образования предусматривает два вида художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно - правовой базе:

1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

2. Базисный учебный план.

3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.

4. Стандарт основного общего образования.

5. Программы, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки: по изобразительному искусству для учащихся 7-10 лет

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Ожидаемые результаты реализации программы:

Метапредметные

развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

умение организовать рабочее место;

бережное отношение к инструментам, материалам;

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;

ознакомление с художественными терминами и понятиями;

развитие наблюдательности зрительной памяти;

развитие художественного вкуса

овладение основами художественной грамоты

знание цветов и рисовальных материалов

умение передавать форму, величину изображения.

соблюдение последовательности выполнения работы.

Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

приобретение навыка работы в паре, группе;

диагностирование причин успеха (неуспеха) и формирование способности действовать в различных ситуациях;

Участие в коллективном обсуждении.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах. Портфолио обучающихся.

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности

Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исслед-ой, проектной деятельн-ти

Базовые понятия

Золотая осень ( 9 часов)

Красота природы русского леса

Многоцветие земли в произве-дениях художников

Знать/понимать

- начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре;

- об основных цветах спектра; - основные жанры и виды искусств;

художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

- об особенностях работы акварелью и гуашью.

высказывать простейшие суждения о картинах

Расширять кругозор учащихся.

Формировать умение составлять композиции по рисункам.

Познакомить с ролью художественных произведений.

Формировать у уч-ся умение подбирать тематические рисунки.

Правильно подбирать цвета.

Нарисуй свой город, поселок, село

Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.

Рисование на заданные темы. Декоративная композиция

И снова осень к нам пришла

Рисование с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином.

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

Отобрать рисунки к выставке

Форма в живописи и графике

Рисование с натуры натюрморта

Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)

Рисование на заданную тему

Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция

Декоративная композиция по мотивам филимоновской игрушки

Готовимся к выставке

рисунков к выставке

Мы рисуем сказочную птицу

- основные жанры и виды искусств;

художественные росписи по дереву, фарфору, глине; -

- об особенностях работы акварелью и гуашью

- об основных цветах спектра.

- высказывать простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.

Дать учащимся первоначальное представление об оформлении своего рисунка, своей работы. Познакомить учащихся с различными художественными понятиями (напр. – палитра). Формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам.

Развитие связной речи.

Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.

Рисунки в цвете и карандаше.

Рисование по памяти.

Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки.

Мы готовимся к рисованию любимой сказки

Выполнение набросков по памяти.

Иллюстрирование любимой сказки

1) Рисунок в карандаше.

2) Рисунок в цвете

Гжельская роспись на предметах быта

Вариации по мотивам гжельской росписи

Чародейка-зима в произведе-ниях художников

Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.

Нарисуй красавицу зимнего леса

Самостоятельное выполнение эскизов, украшений для елки

Работа с цветной бумагой (украшение для ёлки)

Зимний пейзаж в произве-дениях художников

Знать: основные жанры и виды искусств;

художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет;

- отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- лепить животных, игрушки;

- составлять простейшие аппликационные композиции.

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

Формировать умение составлять композиции к известным учащимся сказкам, называть главных героев.

Пополнятьсловарный запас учащихся.

Учиться выполнять различные роли в группе.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке.

Расширять кругозор учащихся.

Формировать умение составлять композиции по рисункам.

Рисование по памяти и по представленю

Рисование по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.

Изображение фигуры человека в рисунке и лепке.

Зимние развлечения с друзьями

Рисование на заданную тему:

1)беседа о творчестве И. Шишкина;

2)выполнение рисунка в цвете

Лепка тематической композиции

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

Рисование по представлению

Волшебный мир русского костюма

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Рисование по представлению

Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки)

Нетрадицион ные формы рисования

Подготовка своей лучшей работы к выставке.

Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.

- основные жанры и виды искусств;

- об основных цветах спектра.

- высказывать простейшие суждения о картинах;

- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет.

Знать о роли художников и их произведений в жизни человека.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Учиться работать в паре.

2.Основной образовательной программы начального образования

3.Устава МБОУ Юбилейненская СОШ

4.Учебного плана МБОУ Юбилейненская СОШ на 2020/2021 уч. год

Место курса в учебном плане

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) ;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД :

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД :

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

· слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности :

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической ком­позиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобрази­тельных средств выражать свое отношение к персонажам изобра­жаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное рас­положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенно­стями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, компози­ции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюр­морте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты ос­вещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акваре­лью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

-делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;

цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

-проводить экскурсию по выставке работ.

Содержание программы

В чем красота зимы? Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии.

Дерево в зимнем уборе

Ледоход на реке

Портрет красавицы Весны

Золотой листопад.

Идёт Волшебница-зима

Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии.

Мир, в котором мы живем

Орнамент из геометрических фигур.

Городецкие цветы. Знакомство с творчеством городецких мастеров

Городецкие птицы. Элементы городецкой росписи.

Городецкий конь. Приемы выполнения отдельных элементов.

Весеннее пробуждение

Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

Гравюра на картоне.

Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

Связь с рисунком, композицией, живописью. Экскурсии. Беседы по картинам русских художников. Составление сюжетной композиции Упражнение на смешивание красок. Техника работы с гуашью (набивка, растяжка, набрызг).

В гостях у осени (8 ч.)

В мире сказки (4 ч.)

В гостях у чародейки-зимы (10 ч.)

Мир, в котором мы живем (6 ч.)

Весна-красна! (6 ч.)

Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.

Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению. Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Композиция. Основные правила композиции:

объединение по однородным признакам;

соблюдение закона ограничения;

основа живой и статичной композиции;

группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

Экскурсии. Беседы по картинам русских художников.

Снова осень стоит у двора

В мире сказки

Зимняя сказка

Мир в котором мы живем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная программа по кружковой работе. Реализована в 2015 году. дети - 3-4 класс - занимались с удовольствием.

Рабочая программа кружка

для обучающихся 4 класса

Подготовила:

учитель начальных классов

С.В.Акулинина

Останино, 2016г

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Основные задачи:

Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства

Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению

Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. В 4 классе 34 часа, 1 раз в неделю (34 рабочие недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Формы организаций занятий:

Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.

информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений

2. Прогнозируемые результаты освоения программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

 узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;

 сравнивать различные виды и жанры искусства;

 использовать различные художественные материалы;

 применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,

декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

 самостоятельной творческой деятельности;

 обогащения опыта восприятия произведений искусства;

 оценки произведений искусства при посещении выставок.

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

умение организовать рабочее место;

бережное отношение к инструментам, материалам;

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;

ознакомление с художественными терминами и понятиями;

развитие наблюдательности зрительной памяти;

развитие художественного вкуса.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

приобретение навыка работы в паре, группе; диагностирование причин успеха (неуспеха);

формирование способности действовать в различных ситуациях;

участие в коллективном обсуждении; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Читайте также: