Беседа по картине грачи прилетели в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа
Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;
учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
- Правильно, это весна.
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.
- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)
- Расскажите о грачах. Что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)
- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)
- Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)
- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)
- Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)
- Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)
- Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название рассказам.
Учить устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
Развивающая задача: Развивать диалогическую речь.
Обучающая задача: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту русской природы картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели". Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными определениями, сказуемыми и др. членами предложения.
Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
1. Музыка Чайковского " Времена года".
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
2. Беседа c просмотром слайдов о весне.
-Назовите день недели, месяц (отв. детей)
-Назовите по порядку весенние месяцы (отв. детей)
-С чего начинается весна в природе? (отв. детей)
-Первые приметы весны?
-Какая из них самая главная?
3. Чтение стихов о ранней весне с использованием мнемотаблиц Ф. И. Тютчева"Весна", "Весенние воды"; А. Н. Плещеева"Весна"; И. Токмаковой "Весна"; С. Я. Маршака "Весенняя песенка"
4. Физминутка "Птички"
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят,
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
5. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной "Грачи прилетели", а написал эту картину великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.
Ребята посмотрите внимательно на картину, и рассмотрите её.
6. Рассматривание картины.
-Какое время года изобразил на картине "грачи прилетели" Алексей Кондратьевич Саврасов.
-Докажите, что это весна.
-Какая это весна, ранняя или поздняя?
-Почему вы решили, что это ранняя весна?
-Найдите в картине приметы ранней весны,
-Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину А. К. Саврасова? Подберите подходящие отрывки из этих стихов.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Ф. И. Тютчев "Весенние воды".
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
А. Н. Плещеев "Весна".
Снег уже не тот
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,.
С. Я. Маршак "Весенняя песенка".
И. Токмакова "Весна".
7. - Всмотритесь в небо на картине. Какое оно? (отв. детей)
На картине небо затянуто тучами. Какими тучами (На картине Саврасова "Грачи прилетели" небо затянуто темными тучами) .
- Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле? (Отв. детей) Земля ещё покрыта снегом. Каким снегом? (отв. детей)
- Расскажите о березах на переднем плане картины. Какие они? (отв. детей)
- что происходит на березах? (На березах хозяйничают и громко кричат грачи). Что ещё делают грачи (Отв. детей). Где были грачи? (Отв. детей)
- Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы? (Около старой корявой березы расхаживает грач). Какой грач (Отв. детей).
- Что виднеется вдали, за березами? (За березами виднеется деревянная постройка). Какая постройка? (Отв. детей).
- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд (Здесь спокойно, тихо. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков).
- Что вы видите за деревянными постройками? (За деревянными постройками - белокаменный собор).
- Что вы чувствуете, глядя на картину "Грачи прилетели? (отв. детей).
8. Рассказ детьми по картине (2-3 человека)
На картине Саврасова "Грачи прилетели" художник изобразил раннюю весну. Серое, хмурое небо затянуто темными тучами. Земля ещё покрыта мокрым, темным, грязным снегом. Вдали кое-где уже видны проталины. Около низины гордо стоят четыре молодые, тонкие, стройные, высокие красавицы березы. впереди согнулись три старые, корявые, изогнутые березы. На березах хозяйничают, громко кричат и дружно устраивают гнезда вернувшиеся из теплых стран грачи. Около старой березы расхаживает одинокий грач. За березами виднеется деревянная постройка. За деревянной постройкой- белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольне. Ёще сыро и холодно. Но в воздухе пахнет весной. Весна идет!
О чем мы узнали?
Что почувствовали? Как называется картина? Кто написал эту картину?
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Картина А.К.Саврасова "Грачи прилетели".
Цели:
- учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;
- использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…
- учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;
- использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…
Предварительная работа
Отгадывание загадок о весне.
Оборудование
План занятия. Вступление.
Приглашение на вернисаж.
Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.
Молчаливое целостное восприятие.
Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.
Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.
Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?
Что происходит на березах?
Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?
Кто главный герой картины? Почему?
Это первый секрет, грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.
Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.
3.Отправимся вглубь картины.
Пройдем по правому берегу речки. Что там?
Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?
(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?
Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет. В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.
4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?
Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? ( голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.
Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.
5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.
Это и есть новый секрет, который мы открыли.
Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперед.
Вот и дождались мы весны! Перезимовали! В народе издавна бытовал красочный обрядовый праздник день Герасима-Грачевника. Начинался он рано-рано утром с весенних закличек. После долгих зимних холодов чистыми, звонкими голосами дети зазывали весну песнями, просили хорошего урожая. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, зазывая весну. Давайте и мы с вами покличем весну!
Дети читают заклички.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Иди, матушка весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель –
Отворяй окно и дверь.
А придет месяц май –
Солнце в терем приглашай!
Жаворонок – дуда,
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела.
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
Лето теплое,
Весну красную!
Грачи-куличики,
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
Лютая зима пристоялась,
По полям – лесам разгулялась.
Холод, стужу напустила,
Ручки – ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.
Герасим-Грачевник грачей на Русь ведет.
Грач зиму расклевал.
Март – протальник.
Увидел грача – весну встречай!
Март февралю-бокогрею меньший брат.
Грач на горе – весна на дворе.
Март с водой, апрель – с травой.
Жаворонок на проталине распевает, зовет весну красную, вызывает.
Мы позвали весну-красну, вспомнили пословицы, поговорки, приметы о весне и птицах. А теперь пойдем за околицу, посмотрим, не прилетели ли к нам вестники весны – грачи. Но прежде чем пойти, давайте вспомним, как нужно вести себя в природе.
В лесу нельзя ломать деревья. В лесу, в поле на лугу нельзя кричать, бегать, шуметь, чтобы не испугать обитателей живой природы.
Мне тоже послышались эти звуки, когда я увидела эту картину. Написал ее русский художник-пейзажист А.К. Саврасов. Давайте рассмотрим пейзаж.
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Какое время года изобразил А. Саврасов?
- По каким признакам можно сказать о приближении весны?
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
- Где стоят березы? Опишите их.
- Почему ветки на березах голые?
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)
Видеть удивительный мир природы, его красоту, помогают нам художники. Вспомните и расскажите о картинах природы, которые мы наблюдали в нашем городе.
Рассказы 2-3 детей.
Вы хорошо поработали и теперь можно оформлять выставку.
Дети вместе с воспитателем отбирают и помещают рисунки на выставку.
Читайте также: