Беседа по картине грачи прилетели в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

- Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

- Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.


- Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

- Расскажите о грачах. Что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

- Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

- Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

- Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

- Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

- Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название рассказам.

Учить устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Развивающая задача: Развивать диалогическую речь.

Обучающая задача: Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту русской природы картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели". Составление и использование в речи распространенных предложений с однородными определениями, сказуемыми и др. членами предложения.

Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

1. Музыка Чайковского " Времена года".

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

2. Беседа c просмотром слайдов о весне.

-Назовите день недели, месяц (отв. детей)

-Назовите по порядку весенние месяцы (отв. детей)

-С чего начинается весна в природе? (отв. детей)

-Первые приметы весны?

-Какая из них самая главная?

3. Чтение стихов о ранней весне с использованием мнемотаблиц Ф. И. Тютчева"Весна", "Весенние воды"; А. Н. Плещеева"Весна"; И. Токмаковой "Весна"; С. Я. Маршака "Весенняя песенка"

4. Физминутка "Птички"

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят,

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

5. Сегодня мы с вами познакомимся с картиной "Грачи прилетели", а написал эту картину великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

Ребята посмотрите внимательно на картину, и рассмотрите её.

6. Рассматривание картины.

-Какое время года изобразил на картине "грачи прилетели" Алексей Кондратьевич Саврасов.

-Докажите, что это весна.

-Какая это весна, ранняя или поздняя?

-Почему вы решили, что это ранняя весна?

-Найдите в картине приметы ранней весны,

-Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину А. К. Саврасова? Подберите подходящие отрывки из этих стихов.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Ф. И. Тютчев "Весенние воды".

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

А. Н. Плещеев "Весна".

Снег уже не тот

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,.

С. Я. Маршак "Весенняя песенка".

И. Токмакова "Весна".

7. - Всмотритесь в небо на картине. Какое оно? (отв. детей)

На картине небо затянуто тучами. Какими тучами (На картине Саврасова "Грачи прилетели" небо затянуто темными тучами) .

- Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле? (Отв. детей) Земля ещё покрыта снегом. Каким снегом? (отв. детей)

- Расскажите о березах на переднем плане картины. Какие они? (отв. детей)

- что происходит на березах? (На березах хозяйничают и громко кричат грачи). Что ещё делают грачи (Отв. детей). Где были грачи? (Отв. детей)

- Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы? (Около старой корявой березы расхаживает грач). Какой грач (Отв. детей).

- Что виднеется вдали, за березами? (За березами виднеется деревянная постройка). Какая постройка? (Отв. детей).

- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд (Здесь спокойно, тихо. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков).

- Что вы видите за деревянными постройками? (За деревянными постройками - белокаменный собор).

- Что вы чувствуете, глядя на картину "Грачи прилетели? (отв. детей).

8. Рассказ детьми по картине (2-3 человека)

На картине Саврасова "Грачи прилетели" художник изобразил раннюю весну. Серое, хмурое небо затянуто темными тучами. Земля ещё покрыта мокрым, темным, грязным снегом. Вдали кое-где уже видны проталины. Около низины гордо стоят четыре молодые, тонкие, стройные, высокие красавицы березы. впереди согнулись три старые, корявые, изогнутые березы. На березах хозяйничают, громко кричат и дружно устраивают гнезда вернувшиеся из теплых стран грачи. Около старой березы расхаживает одинокий грач. За березами виднеется деревянная постройка. За деревянной постройкой- белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольне. Ёще сыро и холодно. Но в воздухе пахнет весной. Весна идет!

О чем мы узнали?

Что почувствовали? Как называется картина? Кто написал эту картину?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Картина А.К.Саврасова "Грачи прилетели".

Цели:

- учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

- использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

- учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

- использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

Отгадывание загадок о весне.

Оборудование

План занятия. Вступление.

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет, грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет. В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? ( голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед.

Вот и дождались мы весны! Перезимовали! В народе издавна бытовал красочный обрядовый праздник день Герасима-Грачевника. Начинался он рано-рано утром с весенних закличек. После долгих зимних холодов чистыми, звонкими голосами дети зазывали весну песнями, просили хорошего урожая. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, зазывая весну. Давайте и мы с вами покличем весну!
Дети читают заклички.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Иди, матушка весна,
Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель –
Отворяй окно и дверь.
А придет месяц май –
Солнце в терем приглашай!

Жаворонок – дуда,
Прилети к нам сюда.
Нам зима-то надоела,
Всю соломушку поела.
Прилети ты к нам,
Принеси ты нам
Лето теплое,
Весну красную!

Грачи-куличики,
Из-за моря летите,
Весну красную несите!
Лютая зима пристоялась,
По полям – лесам разгулялась.
Холод, стужу напустила,
Ручки – ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Все тепло унесла.

Герасим-Грачевник грачей на Русь ведет.
Грач зиму расклевал.
Март – протальник.
Увидел грача – весну встречай!
Март февралю-бокогрею меньший брат.
Грач на горе – весна на дворе.
Март с водой, апрель – с травой.
Жаворонок на проталине распевает, зовет весну красную, вызывает.

Мы позвали весну-красну, вспомнили пословицы, поговорки, приметы о весне и птицах. А теперь пойдем за околицу, посмотрим, не прилетели ли к нам вестники весны – грачи. Но прежде чем пойти, давайте вспомним, как нужно вести себя в природе.

В лесу нельзя ломать деревья. В лесу, в поле на лугу нельзя кричать, бегать, шуметь, чтобы не испугать обитателей живой природы.

Мне тоже послышались эти звуки, когда я увидела эту картину. Написал ее русский художник-пейзажист А.К. Саврасов. Давайте рассмотрим пейзаж.
- Нравится, ли вам картина?
- Что именно в ней нравится?
- Какое время года изобразил А. Саврасов?
- По каким признакам можно сказать о приближении весны?
- Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?
- Где стоят березы? Опишите их.
- Почему ветки на березах голые?
- Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
- Как бы вы назвали картину?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)

Видеть удивительный мир природы, его красоту, помогают нам художники. Вспомните и расскажите о картинах природы, которые мы наблюдали в нашем городе.
Рассказы 2-3 детей.

Вы хорошо поработали и теперь можно оформлять выставку.
Дети вместе с воспитателем отбирают и помещают рисунки на выставку.

Читайте также: