Беседа по изобразительному искусству в коррекционной школе живопись

Обновлено: 02.07.2024

В специальной психологии и коррекционной педагогики уже в начале XX века выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших коррекционных средств.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

Задачи творческого развития:

- Формирование эмоционально-чувственных связей с явлениями природы.

- Умение выражения своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.

- Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.

- Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;

ИЗО не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях, не дают забыть про обычаи наших предков. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Занятие традиционными промыслами И НЕТРАДИЦИОННЫМ РИСОВАНИЕМ развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.

Система педагогической работы и ее условия успешного овладения изобразительным искусством школьников

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Методика – совокупность рациональных / эффективных / приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Система обучения – совокупность приемов и методов обучения, объединенных общим направлением / система обучения по изобразительному искусству В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения.

Система педагогических условий и их влияние на занятия

изобразительным искусством

1. Развитие интереса к изучению изобразительного искусства – необходимое условие проявления художественного творчества. Комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы, приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Система должна иметь целостный характер, а ее компоненты взаимосвязаны. Ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции.

2. Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способностипроисходит в процессе преодоления школьниками определенных трудностей. Для каждого урока необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку.

3. Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Содержание учебных заданий должно соответствовать уровню изобразительной грамоты школьников и учитывать возможности его повышения. Надо стремится к тому, чтобы дети не ограничивались поверхностным знакомством с искусством, а по мере возможности получали более глубокие знания и навыки.

4. Обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств ведется поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в произведениях изоискусства к формированию умений применять эти средства в практической работе. В соответствии с программными требованиями для каждого класса необходимо рассмотреть средства художественной выразительности: образная выразительность произведения, формат, рациональное размещение изображения на плоскости в пределах формата, способы передачи формы предметов, выделение композиционного центра, симметрия и асимметрия в композиции, уравновешивание частей композиции, ритм в композиции, способы передачи пространства, точка зрения в композиции, светотень и цвет в композиции.

5. Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость. В начале каждого урока рекомендуется проводить эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях, настраивая на эту работу : художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые потом воплощаются в учебно-творческих работах. Беседы сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов / репродукции, открытки, иллюстрации /.

6. Отбор произведений изобразительного искусства для изучения определяется следующими принципами:

-художественно-эстетическая ценность произведений изобразительного искусства;

-виды и жанры изоискусства в их многообразии;

-качество наглядных материалов.

7. Использование на занятиях изобразительным искусством ТСО, специальных наглядных пособий. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки упражнения, карточки-задания.

8. Активное изучение детьми под руководством педагога натуры, предметов ДПИ, исторических архитектурных деталей. В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи. Это своеобразная психологическая база для творческого воображения. Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень художественно-творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Поэтому перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями, с предметами искусства, народного быта при посещении музеев. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомство с историей родного народа расширит кругозор детей.

9. Введение в урок творческих, проблемных задач по возможности необходимо делать на каждом этапе урока. Одно из главных требований при этом - представление детям самостоятельности, что не исключает оказания им, по мере необходимости педагогической помощи. Особая разновидность учебных задач – задачи на импровизацию, это высшая степень проявления творчества. От копирования образцов произведений живописи, графики, народного творчества учащиеся переходят к созданию собственных вариаций.

Формы решения проблемных задач:

- как постановка перед школьниками вопросов;

- задачи, развивающие у школьников видение новых функций уже знакомых объектов / превратить отпечаток ладошки в какие-нибудь образы, можно рисовать не ворсом кисти, а черенком /;

- задачи, направленные на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый способ / конструирование архитектурных построек, животных, машин на основе цилиндра, конуса, куба из ’’бросовых материалов’’/;

- задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение рисунка, выразительности образа, способов передачи движения в рисунке.

10. Применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими. Учащимся для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, цветная и тонированная бумага. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. В начале учитель сам предлагает детям материал, постепенно школьники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал. Введение новых художественных материалов и техник активизирует процесс художественного творчества школьников.

11. Смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года / графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа / позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет элемент новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

12. Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися - важное условие развития творчества, оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач.

13. Введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности – общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изоискусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния и стимулирует проявление творческих способностей. Главное соблюсти педагогически целесообразную меру – соединить изобразительную деятельность с игрой, а не подменять этот вид труда игрой. Используя в работе художественно-творческие игры, надо применять два аспекта: учебно-познавательный и игровой.

Программы по ИЗО в специальных (коррекционных) учреждениях

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

В базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение изобразительного искусства в 5-7 классах основной школы отводится 34 часов в неделю 1, (34 рабочие недели).

Таким образом, изучив и сравнив программы по изобразительной деятельности, для детей с нарушением в развитии, адаптированные общеобразовательные и основные программы специальных (коррекционных) учреждений, пришла к выводу, что они ставят общую основную задачу подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, к овладению доступными им профессиям, посильному участию в труде, большое место в программах отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программы предусматривают знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т. е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

А система педагогической работы по изобразительной деятельности в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях создает благоприятные условия для детей с нарушением в развитии для их развития в целом.

Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

Программы в целом определяют оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся как в общеобразовательных учреждениях в специальных классах, так и в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

Список использованной литературы:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида 5-9 классы (сборник 1) под редакцией В. В. Воронковой, 2010.

3. Никольская, О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст]/ О. А. Никольская. – М. :АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.

4. Цквитария, Т. Нетрадиционные техники рисования. [Текст]/ Т. Цквитария. – М. : Сфера. – 2011. – 128 с.

5. Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству. М. : Просвещение, 1991

6. Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2001.

Вопросы методики развития речи в педагогической системе Е. И. Тихеевой

Вопросы методики развития речи в педагогической системе Е. И. Тихеевой лизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно.

Изобразительная деятельность как средство самовыражения детей с аутизмом Дети с аутизмом испытывают трудности в общении. Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между.

Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Повышении педагогической культуры родителей в современных дошкольных учреждений Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил.

Программа составлена на основе программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида Тема урока Кол-во часов Дата проведения Вид работы Форма контроля Практическая работа Уборка спального помещения 6 18.05 19.05 20.05.

Здоровьесберегающие технологии в системе работы детского сада по формированию психического здоровья (из опыта работы) Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала.

ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомление учащихся с лучшими произведениями русских художников живописцев. Углубление понятия или идейного содержания, художественных достоинств, произведений живописи. Коррегировать память, мышление, внимание, речь. Прививать любовь к прекрасному.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: репродукции художников.

Что такое симметрия?

Каким признаком пользуются при составлении рисунка значка или эмблемы?

ЖИВОПИСЬ : существует такая легенда: однажды один греческий художник, по имени Амилес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Произведения искусства, выполненные любыми красками, называется живописью.

Позже многие художники стали писать, накладывая на холст краски так, что были заметны мазки кисти. Одни писали мелкими мазками, как будто слегка притрагиваясь к холсту кистью. Другие писали размашисто, крупными, смелыми мазками и не постепенно, а сразу добивались на холсте нужного им цвета. Сейчас художники работают и мазками и гладко. Каждый выбирает себе манеру по душе.

Художественные наклонности проявились у него рано6 мальчонкой шести-семи лет он уже вырезал из сырой картошки разные затейливые фигурки. Окончил двуклассное училище в Шитиках. И совершенно неясно, как сложилась бы его дальше жизнь, не повстречай он на своём пути человека, заслуживающего, конечно более подробного рассказа, чем тот, которым мы будем здесь вынуждены ограничиться.

Это был Сергей Александрович Рачинский (1832 – 1902 г), учёный – биолог, талантливый дилетант, писавший стихи, знакомый и собеседник Льва Николаевича Толстого, Тютчева, Чайковского. Он в 1875 году открыл на собственные деньги народную школу. В эту школу попал учиться и Николай Богданов-Бельский. Рачинский сразу приметил одарённого мальчика. Вскоре отправил его в школу рисования при Троице-Сергиевой лавры, затем в Училище живописи. Там наставниками Н. Богданова-Бельского стали Поленов, Маковский, Прянишников. В классе Поленова ему казалось, что его признание в живописи – пейзаж. Внезапно, сам, себе удивляясь, он почувствовал, что на самом деле не пейзаж, а бытовой жанр, прежде всего деревенский, - вот его дорога в искусстве.

КОНСТАНТИН ФЛАВИЦКИЙ – родился в 1830 году в Москве, на Старосадской улице, в семье чиновника среднего достатка. В самом месте его рождения – нечто знаменательное. Недалеко от Старосадской улицы, если чуть спуститься к Солянке, находится Ивановский монастырь. Во время нашествия Наполеона монастырь горел, потом хоть и был восстановлен, но уже не как монастырь: в монашеских кельях помещались чиновники и рабочие Синодальной типографии. Но память о монастыре ещё была свежа, ещё живы были очевидцы. В рассказах нянек и матушек легенды, ещё не потеряли своих первозданных красок. Какие легенды? О Салтычихе, замучившей более ста крепостных, а потом отбывавшей долгое наказание в монастырской тюрьме. О монахине Досифее, жившей совсем потаенно в одной из келий монастыря. Это была не простая монахиня. В монастыре её часто посещал митрополит Платон и лица императорской фамилии. Но она чего-то всё боялась, дала обет молчания, а все бывшие при себе бумаги сожгла. Поговаривали, что была она дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Разумовского, называли её и княжной Таракановой.

Правда, у нас нет никаких документов о том, что Константин Флавицкий слышал о княжне Таракановой в детстве. О нём вообще известно немногое, ведь он очень рано умер – тридцати шести лет. Умирал он от чахотки, не имея ни собственной семьи, ни своего угла, ни круга друзей и почитателей, которые сохранили бы его наброски, эскизы, письма.

Что же было известно о княжне Таракановой? Сама она разным людям рассказывала о себе по-разному, и имён у неё было несколько: девица Франк, девица Шель, госпожа Треймуль, Алина, Али-Эмете, княжна Владимирская и так далее. Вот как, основываясь на разных свидетельствах, описывает её Меньшиков-Печерский: Получив как видно хорошее воспитание, она знала французский и немецкий. Говорила несколько по-итальянски и по-английски, по-русски и по-польски не знала. Обладая редкой красотой, она была умна, всегда весела, любезна и обладала редкой способностью сводить с ума каждого мужчину и делать его своим покорным поклонником. И в самом деле, в продолжении трёх-четырёх лет её похождений по Европе одни, очарованные красотой её, входят из угождения красавице в неоплатные долги и попадают за то в тюрьму, другие принадлежа к известным фамилиям, поступают к ней в услужение; сороколетний князь Римской империи хочет на ней жениться, вопреки всем политическим расчётам и хотя узнает о её неверности, однако - же намеривается бросить германские свои владения и бежать с прекрасной своей очаровательницей в Персию.

И вот – серые стены казематов Петропавловской крепости, изнурительные допросы…. .

О смерти её существуют несколько версий. Одна, что она умерла в 1775 году от чахотки вскоре после родов и была тайно похоронена в равелине Петропавловской крепости. Другая версия – гибель в каземате во время наводнения в 1777 году. Существует и третья; самозванка не умерла и не погибла, а была пострижена в монахини и жила в Ивановском монастыре под именем Досифеи. Иначе как объяснить известную многим москвичам причуду графа Орлова; куда бы он ни ехал по Москве, никогда не проезжал мимо Ивановского монастыря – любой самый большой крюк делал, но мимо – никогда.

Из всех версий Флавицкий выбирает вторую, самую драматичную, по всей видимости, искренне в неё поверив. И эту свою уверенность он стремиться передать зрителям, потрясая их достоверностью изображаемого. Он останавливает внимание зрителя не только на прижавшейся, в последнем отчаяние, к стене женщине, эффектно освещая декольтированную, как на балу, шею и грудь, выписывая наряд её из бархата, атласа и кружев. С не меньшим тщанием художник пишет скользкие, покрытые плесенью стены, овчину старого тулупа, грязную подушку, набитую соломой.

А этот жбан и надломленная краюха хлеба…. . Все детали помогают созданию драматического эффекта, нагнетают драматизм. А хлынувшая в окно вода и крысы, спасающиеся от неё на том же топчане, что и княжна, рождают ощущение ужаса.

Молодой художник выступил как мастер-психолог. Этому его не учили в академии, этого он не мог заимствовать у обожаемого учителя своего – Карла Брюллова. Сказалась художественная интуиция, постижение того пути, на котором вступило русское реалистическое искусство. Александр -2 повелел в каталоге выставки, против картины Флавицкого сделать пометку, что сюжет заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины. Этим как бы умалялась историческая значимость полотна. Не сразу решается купить картину для своей галереи Третьяков, но купив, не жалеет. Картина обретает жизнь, во времени, становится фактом русской культуры, русской истории.

В мамонтовском кружке, куда входил Васнецов, царила атмосфера увлечённости русским народным искусством, большой популярностью пользовались труды исследователя русской сказки А.Н. Афанасьева, которые открывали древнейшие истоки, помогали постичь скрытую символику. Не оттуда ли потянулись нити к васнецовской картине, в которой человек безраздельно слит с природой?

Белая берёзонька – то я молоденька,

Шёлковая трава – то моя русая коса,

Чёрный тёрп – то мои чёрны очи, -

Поётся в старинной русской песне.

Очертания головы Алёнушки повторены в изгибе ветки с ожерельем сидящих ласточек. Это далеко не случайно, ведь ласточка по древним поверьям – божья птица, приносящая счастье, распущенные волосы отожествлялись с думами, тёмный омут – с несчастьем, а берёза у воды с исцелением. Тщетно было бы искать прямую связь сюжета картины с мотивами фольклора. Художник не иллюстрирует сказку, а создаёт девичий образ, полный покоя и светлой грусти. Выплакалась девушка и задумалась. Тихая печаль сквозит в глазах, в чуть заметном движении её губ. Этому способствует осеннее оцепенение природы. И хотя день пасмурен, мрачен лес, страшен таинственный бездонностью омут, тёплые краски вносят приподнятую интонацию. Золотые блески листочков рассыпаны по воде. С ними перекликаются светло-розовые цветы на тёмно-синем платье. Цвет сгармонирован ультрамариновый сарафан органично переходит в приглушённую голубоватую кофточку, охристые по тону руки и лицо – в насыщенное золото волос.

Особое значение Васнецов придавал изображению природы. Сохранилось 12 подготовительных пейзажных этюдов, но подлинной образности художник добился лишь в картине. Закройте Алёнушку рукой. Видите, само трепетное свечение листвы наполнено ожиданием чуда, словно грозят кому-то верхушки елей. А теперь потихоньку отодвиньте руку, картина обретает удивительную законченность. Достигнуто главное – мы искренне сопереживаем героине, кажется, ещё немного, и услышим шелест листьев, ощутим прохладу камня под босыми ногами.

Что такое живопись?

Рассказать о жизни художника Николая Богданова-Бельского?

Какую картину мы рассматривали на уроке Н. Богданова-Бельского?

Кто изображён на картине?

Рассказать о художнике Константине Флавицком.

Как называется картина, которую написал К.Флавицкий, и мы рассматривали на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Живопись - вид изобразительного искусства

Живопись - вид изобразительного искусства

План:

Живопись отягощена жанрами.

Жанры живописи:

Следует отличать следующие виды живописи:

Монументальная живопись

Иконопись

Миниатюра

Декоративная живопись

Театрально-декорационная живопись

Материалы и техники живописи

I группа материалов

Масляные краски

Словарь терминов:

Кроссворд

По горизонтали:

1. Работа художника на открытом воздухе.

2. Вид изобразительного искусства, произведения которого пишутся красками.

3. С французского - вид, разновидность.

4. То, на чем делается изображение.

5. Приспособление, на котором замешиваются краски.

6. Главный инструмент живописца.

7. Жанр, изобразительного искусства, предметом изображение которого являются ландшафты, местность.

По вертикали:

1. Жанр, предметом изображения которого является человек, группа людей.

2. Художник, который работает в анималистическом жанре.

3. Способность красочных составов быть прозрачными, так же живописная техника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Департамент образования города Москвы

Структурное подразделение №1

Автор: Хлестова Лидия Николаевна

педагог дополнительного образования

Центральный административный округ

Методическая разработка представляет собой план-конспект занятия для изучения

тем по живописному изображению на занятиях . Новизна методической разработки заключается в том, что на занятии определяются характерные способы живописного изображения и различные способы выполнения работ .

-Методическая разработка план-конспект занятия предназначена для наиболее рационального осуществления учебно-воспитательного процесса его организации для эффективности методов и методических приемов, формах изложения материала. Характерной отличительной особенностью, является изучение материала способом анализа живописного изображения.

Цель занятия:

- Ознакомить учащихся с искусством живописи, обогатить представление учащихся о творчестве художников, систематизировать знания об изобразительном искусстве;

- Развить художественное воображение, зрительную память, абстрактное мышление, кругозор;

- Воспитывать любовь к изобразительному искусству. Эстетическое воспитание.

Оборудование: Репродукции работ профессиональных художников, фотография, учебные детские работы, видеофильм.

Ход занятия

Организационный момент

Подготовка учащихся к восприятию материала.

Картин существует в мире огромное множество. Большие и маленькие, в рамках золоченных и простых, похожи они на открытые окна в наличниках (рамок), в которые можно заглянуть и увидеть то, что видели когда – то художники и запечатлели навсегда в красочном изображении. А видели они в разные времена - разное, и изображали в разные времена по-разному. Порой с такими секретами, которые до сих пор никто не разгадал.

Но какими бы разными, ни были картины – они всегда цветные. Поэтому и говорят: живопись – это цветное изображение мира. А точки изображения в цвете и обязательно на плоскости.

Объяснение материала.

- Каким же образом возникает красочное изображение под названием картина? Откуда берется цвет? Почему красочный цвет кажется прозрачным в технике акварели или, напротив, густо – бархатным непрозрачным - в технике гуаши. Для этого попробуем понять, как делается краска.

Старинные и древние мастера были большими знатоками своего дела. Они создавали краски редкой красоты и удивительной прочности. В наше время большинство художников уже не добывают в природе пигмент. Они покупают краски, изготовленные на специальных фабриках.

Мелкие сухие пылинки-крупинки пигмента при смешивание с клеем превращаются в краски.

Из чего состоит акварель и гуашь?

В акварели связующее вещество – некрепкий растительный клей, текучий мед или сахар, глицерин. Эти связывающие легко поддаются действию воды, работы получаются прозрачными.

Гуашь в работе похоже на цветную сметану, а высыхая становится бархатной. Связывающее это сильный клей гуммиарабик, который не растворяется в воде.

Самые прочные краски – темпера и масло. Прочность красок зависит от прочности основы – это дерево, картон, холст, стекло, металл, кроме того основу грунтуют. Грунт – это слой специального состава, который наносится на всю поверхность.

Техника темперной живописи возникла очень давно. Пигмент смешивали с яичным желтком, получают краску. Современная темпера – иная по своему составу, и нередко яйцо как связывающее вещество в ней отсутствует вовсе. Темпера - техника трудная и по исполнению – прочная, краски в ней предпочитают не смешивать, их накладывают тонким слоем одну рядом с другой без переходов: краски в работе сочные, мягкие, податливые, но высыхая, словно окаменевают.

Да, темпера – хороша! Но самая любимая техника – это техника масляной живописи. Картина, написанная в технике масла, может обладать и матовой и блестящей поверхности, но краски её всегда отличаются особой сочностью, словно они всегда влажны, никогда не высыхают, а потому сохраняют яркость.

В технике масла пигмент замешен на масле, оставляя яркий след, эта техника – гибка, податлива, а значит, пластична, потому способна передать в цвете любую форму, любой световой простор, способна она и одарить произведения чуть ли не бессмертием.

Каждый художник по- своему изображают окружающий мир разными способами письма, но у них есть общие темы – это тема цвета и колорита. Рассмотрим репродукции картин, определим колорит картин и стиль письма живописных работ.

Какие основные цвета вы знаете? ( красный, синий, желтый).

Какие составные цвета вы знаете? ( фиолетовый, зеленый, оранжевый).

Какие цвета называются гармоничными? (цвета, лежащие рядом в цветовом круге)

Какие цвета называются контрастными? (цвета, лежащие друг против друга в цветовом круге).

Как живописец изменяет тон цвета? (смешивает краску белым или черным цветом).

Что такое оттенки цвета? (небольшие различия в тоне цвета).

Как создаётся колорит? ( цветовое согласие).

Обобщение материала.

Оглянувшись вокруг, и убедимся, что мы живём в цветном мире, поэтому живописец владеющим цветом способен полно передавать в искусстве все особенности жизни, у каких техниках он бы не работал: акварель, гуашь, темпера, масло. И покидая эту художественную мастерскую, мы с вами понимаем, что язык живописи доступен всем, следует его изучать и пользоваться им в моменты общения с искусством!

Подведение итогов, поощрение активных участников.

Список репродукций работ:

1. Женский портрет. Акварель. СССР ХХв., К. Рудаков.

hello_html_692b0de4.jpg

2. Портрет Д.И. Менделеева. Акварель. Россия Х I Х в. И. Репин.

hello_html_m36b738fd.jpg

3. Икона. Дмитрий Солунский. Темпера. Древняя Русь XIV в.

hello_html_7a430337.jpg

4. Севилья. Акварель. Россия Х I Х в. В. Суриков..

5. Натюрморт. Акварель . СССР ХХ в. В. Конашевич.

hello_html_m5b584b00.jpg

6. Арлекин и дамы. Гуашь. Россия Х I Х- ХХ в.в.. К Сомов.

hello_html_m754436fd.jpg

7. Женевское озеро. Масло. СССР ХХ в.И.Машков.

hello_html_3b4be806.jpg

8. Цветы и плоды. Масло. Россия Х I Х в.И. Хруцкий.

Список используемой литературы:

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 2005.

Читайте также: