Беседа о сказках в начальной школе
Обновлено: 04.07.2024
Цель: познакомить воспитанников с различными жанрами сказок.
Задачи:
- развивать умения узнавать сказки и их героев, творческое воображение, ассоциативную память, выделять главную поучительную мысль;
- формировать умение воссоздавать художественные образы,
- воспитывать потребность в чтении книг, к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Оборудование:
иллюстрации различных сказок,
карточки с названием персонажей сказок,
детские рисунки,
сказочные предметы (цветок, яйцо, зеркало, яблоко, клубок, игла),
звукозапись сказок,
сундук.
Беседа.
А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
“Сказки это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению” (Френсис Бэкон).
Знакомимся мы со сказками по разному: вначале их рассказывают родители, мы с удовольствием смотрим сказки по телевизору , а позже, научившись читать, зачитываемся ими сами.
Все, что создано умом
Все, к чуму душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Ведь в каждом доме есть книги и среди них обязательно найдутся сказки. Дом без книги - день без солнца.
Выставка книг. (Сказки писателей и русские народные сказки)
Сказки бывают разных жанров: бытовые, о животных и волшебные сказки. Бытовые сказки это сказки о быте и жизни людей. (Примеры).
В сказках о животных главные герои- животные. (Примеры).
Волшебные сказки-сказки с волшебными предметами. (Примеры).
Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.
Что всегда побеждает в сказках?
III. Работа над сказками.
Предлагаю вам конкурс “А терем тот высокий, и кто же в нём живет?”
“Очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, покрытой золотой парчой…Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят.” (С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”)
“Он жил в каморке под лестницей, где кроме очага, нарисованном на старом холсте, ничего не было.” (А.Н.Толстой “Золотой ключик, или приключение Буратино”)
“В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна и ждет, когда добрый молодец на коне запрыгнет и поцелует её”. (Царевна Несравненная красота, русская народная сказка “Сивка-Бурка”)
О какой сказке идет речь?
1.
Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят,
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Русская народная сказка “Гуси- лебеди”.)
2.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (“По щучьему велению”)
3.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (“Василиса Прекрасная”)
Загадки из сундучка.
• Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…
• Как позвать Сивку-бурку?
• Какое мужское имя чаще всего дают героям сказок? (Иван)
• Кого величают по отчеству - Патрикеевна?
• Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
• Кому принадлежали эти слова? “Через много испытаний провела меня судьба: огонь и воду прошёл я, и скажу вам главное - не потерять мужества, держаться стойко, и тогда все удары судьбы можно выдержать достойно. Для меня многое значат слова: долг и честь.” (Г.Х.Андерсен. “Стойкий оловянный солдатик”)
Путаница.
Дайте правильное название сказок и литературных героев.
• Царевна-индюшка.
• По собачьему велению.
• Сивка-будка.
• Иван-царевич и зеленый волк.
• Сестрица Алёнушка и братец Никитушка.
• Мальчик с кулачок.
• У страха уши велики.
• Лапша из топора.
• Василиса Преглупая.
• Елена Некрасивая.
• Крошечка- Говрошечка.
• Сестрица Гулёнушка.
• Баба Бяка.
• Кощей Бесстрашный.
• Царевна-жаба.
• Жар- муха.
Игра “Составь пару”
• Красная Шапочка - (волк)
• Кай - (Герда)
• Золушка - (принц)
• Пьеро - (Мальвина)
• Лиса Алиса - (кот Базилио)
Героев вы знаете ,а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы?
Зеркальце и яблочко - “Сказка о мертвой царевне”
Игла - “Василиса Прекрасная” (смерть Кощея Бессмертного)
Цветок - “Аленький цветочек”
А какие слова произносят в сказках, чтобы произошло волшебство?
“Крекс, фекс, пекс.” - (“Золотой ключик”)
“Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой” - (“Сивка- Бурка”)
“По щучьему велению, по моему хотению”
IV. Рефлексия.
Чему учат эта сказки? Что всегда побеждает в сказках?
На этом мы не прощаемся со сказками, ведь с ними мы всегда можем встретиться, открыв книгу сказок.
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам.
приобщать детей к народному творчеству;
формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
элементы костюмов для инсценировки сказки.
Ход классного часа
I. Объявление темы классного часа
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Светлана Георгиевна.
(Фрагмент презентации. Рисунок1)
II. Вступительное слово учителя
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Как вы думаете, почему я пришла к вам в таком необычном наряде? (Ответ детей)
Я сегодня не просто Светлана Георгиевна, я – Сказочница. И я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.
Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)
Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
(Фрагмент презентации. Рисунок 2)
III. Путешествие по русским народным сказкам
(Звучит музыка)
Вот мы и в сказочном лесу. А вот и мышка-норушка! Она будет нашим проводником в путешествии.
(Ответы детей)
Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. Мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: необходимо прочитать записку, которая находится рядом с избушкой.
Сказочная викторина
Текст записки.
1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше.
(Звучит музыка)
(Дети зачитывают текст телеграммы, угадывают, кто её оставил)
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (Колобок)
Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?
В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела.
(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.)
Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.
(Звучит музыка)
Посмотрите, перед нами изба. Кто живёт в ней? (Ответ детей)
А встречает нас Колобок, румяный бок. Из какой сказки этот герой? (Ответ детей)
Колобок предлагает вам стать героями его сказки.
Вам понравилась сказка в исполнении ребят? (Ответ детей)
Колобку тоже понравилась. Но он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его.
Кроссворд по русским народным сказкам
Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки кроссворда.
1. Гуси – … (лебеди)
2. Василиса – … (Прекрасная)
3. Коза – … (Дереза)
4. Кот, Петух и … (Лиса)
5. Сестрица Алёнушка и братец – … (Иванушка)
(Проверка кроссворда)
Мы вышли с вами на полянку. И мышка говорит, что наше путешествие подходит к концу. Попрощаемся с мышкой, снова возьмёмся за руки и на мгновение закроем глаза.
IV. Подведение итогов классного часа
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)
А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.
Цели: расширить знания детей о сказках; развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, читательский интерес, речь, воображение, тренировать память; воспитывать у детей чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.
Оборудование: рисунки сказочных героев, костюмы, карточки с буквами, маркеры.
Оформление зала: детские рисунки к сказкам, воздушные шары, снежинки, плакаты.[/h2]
Музыкальный конкурс для зрителей.
- Приглашаются 5 мальчиков и 5 девочек. Они становятся по парам, между ними воздушный шар, руками держаться друг за друга и за шар нельзя. Какая пара лучше станцует, не уронив шарик.
Жил мужик, а с ним 3 сына
Старший умный был детина.(выходит)
В школе знанья получал,
Да науки постигал,
Все пятёрки получал.
Средний спортом занимался,
Умом средним отличался.
Но и он прекрасно знал:
Средний сын: - Неученье – это тьма.
Чтец:
Младший – в сказках так бывает-
И умом – то не блистал,
И прославлен тут и там Иван
Как известный хулиган.
Обижал девчонок в школе,
Не любил работать в поле,
Мебель портил, стекла бил,
И учиться не любил
Его любимые слова:
Иван -дурак: - Кол да два и то дрова.
Чтец:
С тех пор много времени прошло
Брать старшие уж работают, женились.
Вздумал и Иван – дурак жениться.
Иван-дурак:
-Мне давно уже не спится,
На царевне я жениться
Так хочу, что мочи нет.
Чтец:
И пошел Иван - дурак в столицу
свататься к Василисе Прекрасной
Василиса Прекрасная:
- Чей ты родом? Кто таков?
Иван - дурак:
- Я из пришлых дураков.
Ванькой кличут все подряд,
Али дурню ты не рада?
Василиса Прекрасная:
- И зачем ты мне в столице
Без ума, работы, денег!
Чтец:
И отправился Иван -дурак светлицу
свататься к Шапочке Красной.
Шапочка Красная:
- Чей ты родом? Кто таков?
Иван -дурак:
- Я из пришлых дураков.
Ванькой кличут все подряд,
Али дурню ты не рада?
Шапочка Красная:
- И зачем ты мне в светлице
Без ума, работы, денег!
Чтец:
Отказали две богатые невесты
Брёл да брёл Иван - дурак
И забрёл он в лес встретил здесь он Бабу - Ягу.
Чтец:
-Всё в ваших руках!
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Вы посмотрели сейчас друзья,
Что учиться в школе плохо нельзя.
В будущем у двоечников нет ни работы, ни денег, а за такого и замуж идти никто не хочет.
Наши артисты очень старались:
Учили роли, переживали,
Трудные были у них моменты,
Они заслужили аплодисменты.
- воспитывать нравственные ценности, уважение к людям разных национальностей.
Ход мероприятия.
I Организационный момент.
- Тихо, тихо на снежок
Пусть сейчас вот также тихо
С неба к нам упал снежок
И тихонечко лежит.
Пусть сейчас вот также тихо
Создание психологического комфорта и мотивации к учебной деятельности
- А сегодняшний классный час я предлагаю начать с игры.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-во всем (безымянный)
-и везде (мизинец)
-удачи тебе на уроке! (рукопожатие)
- И я желаю вам всем удачи на занятии, уверена, у вас все получится, и мероприятие у нас получится непременно увлекательным и интересным.
II Определение темы, целей занятия
- Закроите глаза, послушайте стихотворение, попытайтесь определить, чему посвящен наш классный час
О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спиться,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И снова меняются лица,
Меняются звуки и краски,
И снова скрипит половица,
По комнате бродит сказка.
- Чему будет посвящен наш классный час?
- Совершенно верно! Мы вспомним сказки, любимых сказочных героев, выясним, какое значение имеют сказки в жизни ребенка, чему нас они учат и воспитывают.
– Сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок. Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями. В пути не забудьте о песнях, играх, шутках
Наш маршрут - в СКАЗКУ!
Но попасть туда не просто, нужно получить пропуск-билет. Вам нужно назвать одного сказочного героя. Тот, кто назовет героя, получит билет на паровозик.
III. Основная часть.
Вступительное слово учителя
- С малых лет и в школьном возрасте ребенок знакомиться со сказками. А как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)
- Давайте обратимся к толковому словарю В.И. Даля и выясним значение этого слова.
-Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
-Давным – давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. И об этом люди сочиняли сказки.
-Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
- Вспомните и назовите, какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые, авторские и народные, зарубежные и отечественные)
- А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
- Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Рассказывали сказки сказатели – гусляры. Затем их стали записывать в свитки, старинные книги. После появления телевидения сказки стали показывать по телевизору. Существовала такая передача ,которая так и называлась в гостях у сказки. Затем уже сказки записывались на видеокассеты, а теперь на компакт диски. Мы можем включить компьютер и посмотреть любую сказку через Интернет.
- Чему учат нас сказки? (ответы детей)
- Со сказками вас знакомили с самого раннего детства ,например, родители на ночь читали вам сказки,в детском саду,в школе. Обратите внимание на эти книги,в них есть такие интересные сказки как… ,вы можете взять их в школьной библиотеке.
- Сегодняшний наш классный час пройдет в форме соревнования. Мы поделимся на три команды, члены которых проявят знания сказок, сказочных героев.
3. Конкурс капитанов команд .
-Первые баллы для своей команды заработают капитаны
- Дополните, пожалуйста, имя героя сказки. (слайд)
Кощей –… Бессмертный
Василиса –…. Премудрая
Сестрица –… Алёнушка
Мальчик –… с -пальчик
Иван –… царевич
Змей –…Горыныч
Старик –…Хоттабыч
Доктор –…Айболит
Муха –…Цокотуха
Крокодил –…Гена
- А сейчас мы проверим знание сказок нашими участниками. Читаю отрывок из сказки,а вы говорите ее название
А) Побежала Аленушка к подружкам, заигралась с ними, да и забыла про братца. Вернулась домой, глядь, а его ужи нет нигде.
Б) Не послушался братец свою сестрицу, побежал к козьему копытцу, напился водицы и превратился в козленочка.
В) Появился на птичьем дворе маленький птенец. И до того он был безобразный – с большой головой и длинной шеей – что все птицы не приняли его в свою семью.
Г) У одних родителей мальчик был. Очень умный мальчик, поэтому все его называли дядя Федор.
Д) Правду молвить, молодица,
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем в зла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Е) Ночь настала, месяц всходит,
Поле все Иван обходит, озираючись кругом,
И садится под кустом. Звезды на небе считает
И краюшку уплетает.
Ж) В трети раз он закинул невод –
Пришел невод с одною рыбкой.
З) Испеку пирожков, положу их в короб, а ты отнеси их бабушке и дедушке. Да смотри по дороге не ешь.
И) Он рос вместе с волчатами, и отец Волк учил его. Воспитателями его были медведь Балу, пантера Багира.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите –ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
-Раз, два, три, четыре, пять!
Повторите – ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
- В этом ящике лежат вещи. Ваша задача отгадать, какому сказочному герою или героине они принадлежали.
- я вам буду загадывать загадки. А вы постарайтесь отгадать героя и название сказки. А если вы назовете еще и автора сказки, получите дополнительное очко.
А) Он был самым добрым
Из всех докторов,
Хотел, чтобы каждый зверек был здоров.
Лечил все болезни: корь, свинку, бронхит -
Скажите скорее, кто он? (Доктор Айболит).Чуковский
Б) Была у злодея до пят борода.
В театре всех кукол он мучил всегда.
"Падайте мне плетку"! - гремел его бас.
Скажите скорее, кто он? (Барабас).Толстой
В) В лесу жил в избушке смешной толстячок,
С ним был неразлучный сосед Пятачок!
Читал он вопилки, приятелю вслух.
Скажите, кто он? (Винни Пух).Заходер
Г) Вот она какая, большая, пребольшая.
Вытащить решили, вшестером одну тащили.
Но уселась крепко-крепко.
Кто же это? (Репка).народная
Д) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха та девочка спала.
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).Андерсен
Ж) Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю и невод забросил.
Кого тот поймает и что, то попросит?
О жадной старухи пойдет наш рассказ,
А жадность, ребята к добру не ведет.
И кончиться дело все тем же корытом,
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о золотой рыбке).Пушкин
И) Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота, выглянул в окошко. (Лиса и петушок).народная
- Вспомните слова героев и произнесите их
А) Позовите Сивку – Бурку.
Б) Как Лиса приманивала рыбу Волку на хвост.
В) Что наказывала Маша Медведю?
Г) Как звал Иванушка Аленушку?
Д) Какую песенку пела Мама – Коза.
- Проинсценируйте отрывок из сказки.(в конверте на выбор)
9. Подведение итогов конкурсов.
Подсчет баллов,награждение команд.
IV. Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро вовеки побеждает зло!
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества.
Конкурс капитанов
Минутка отдыха
Читайте также: