Беседа о пришвине в доу

Обновлено: 03.07.2024

Обобщить и закрепить полученные знания детей о М. Пришвине и его произведениях. Развивать память и диалогическую речь. Формировать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения, любовь и бережного отношение к природе и желание сделать её ещё краше. Ожидаемые результаты

Познавательная ценность

Становление субъективной позиции дошкольников в познании природы через рассказы М. Пришвин

Развивать познавательную активность и любознательность.

Предварительная работа

Непосредственная образовательная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействия с родителями

Рассматривание картинок, иллюстрации, книг.

Экскурсия в библиотеку.

Заучивание стихов загадок о природе. Чтение произведение М. Пришвина. Просмотр презентации о М. Пришвине.

Активизация словаря:

С Дамиром, Астемиром, Камиллой, Эмиром, Галей.

Принести книги по рассказам М. Пришвина.

Посмотреть документальные фильмы о природе.

Обогащение словаря

Идти в пятку – идти друг за другом

Промысел – добывать чего либо

Методы и приемы

1. Создание игровой ситуации

3. Использование методов и приёмов ТРИЗ

Ход НОД

Ребята все люди здороваются по разному, и мы можем поздороваться, так как мы пожелаем.

1 раз – здороваемся за руки

2 раз – здороваемся плечами

3 раз – здороваемся спинками

Какое у нас сегодня настроение?

Воспитатель Ребята я хочу сегодня повести вас в библиотеку.

Там открывается интересная выставка.

(музыка играет дети проходят к выставке)

Посмотрите внимательно на картины они из разных рассказов.

Как вы, думаете, кому посвящена это выставка?

Портрет открывает ребенок

Да, ребята это выставка посвящена М. Пришвину. О чем он любил писать

Все его произведение о природе.

Больше всего он любит детей и природу.

Друг его соратник поэт М. Цуранов посвятил свое стихотворение

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревья знал язык, птиц различал по голосам

Знакомый мне старик,

Всегда он ведал на перед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто Не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек.

Используя вот эти картинки и книги, мы с вами вспомним и пройдемся по произведениям М. Пришвина

Чтобы вспомнить первый рассказ нам поможет загадка

Горел в травке росистой

Цветочек золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух (одуванчик)

Какой рассказ вам напомнила загадка?

слова в загадке подсказали вам правильный ответ.

Нужно выбрать картины, поэтому рассказу и выложит по содержанию.

Молодцы, вы хорошо знаете рассказ.

А сейчас используя, одуванчики выполним упражнения

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок-

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует – Лепестки волнует.

Здесь у нас на выставке картинки, книги, а что не обычного вы видите.

Ребята как вы думаете, почему эти предметы здесь появились?

Ёж сделал свой дом из газеты вместо сухих листьев.

Это действительно так, вы правильно угадали.

(читает строки из рассказа)

И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда я не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму забуду съесть, назад принесу. А Зиночка, когда увидела по заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

Отрывок из, какого рассказа?

И это правильно угадали.

Можно я покажу картину из своего любимого рассказа, а дети отгадают.

Заходит утка с утятами

Помогите пожалуйста ребята преодолеть путь к озеру.

Работа с карточками (в клетку)

Спасибо ребятишки вы меня выручили.

детям предлагается представить себя на лугу и жестами показывать то, о чем будет говорить воспитатель:

-п роснулось солнышко

- распустились одуванчики

-подул ветерок

-заколыхалась трава

-пчелки полетели собирать мед

-в травке запрыгали кузнечики

-паук плетет паутинку

Какие еще произведение вы знаете?

И так ребята мы сегодня убедились, что ….

Человек часть природы

Вырубит человек лес, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет, прожит на мертвой планете.

Поэтому и обращается М. Пришвин к детям, такими словами.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах, в степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Птицам – небо, воздух - будем охранять наше все живее.

А человеку, нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Актуальность.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Программное содержание: Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в путешествие, а куда вы узнаете из загадки. Слушайте внимательно.
автор: Курдюков Серж
Травою поле зарастает,
Траву домашний скот съедает.
Всё лето скот на нём пасётся.
Скажи, как поле то зовётся.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво на лугу. Что вы видите ?

Дети: На лугу растёт много одуванчиков.

Воспитатель: Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. А будем любоваться красотой этого цветка.


Одуванчик
Людмила Сухачева
Одуванчик громко плачет,
Кто то взрослый и большой,
Наступил ему на ножку,
Больно ножку-ой,ой,ой.

Вы ходите осторожно,
травочку не мните,
мы красивые, живые,
Вы нас берегите.

Нас ласкает ветерок,
Солнышко ласкает,
Дождик нас всех веселит,
С неба поливает.

Ну ,а травку -неваляшку
Зря не обижайте,
Берегите детки травку,
Ласково играйте.

Вы не дергайте нам косы,
Ножки берегите,
Одуванчики-цветы-
Солнечные блики.
Вот и закончилось наше путешествие на золотой луг, пора возвращаться .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

по речевому развитию на тему

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: продолжение знакомства детей старшего дошкольного возраста с

творчеством М. М. Пришвина

Образовательные:

учить понимать содержание рассказов М.М.Пришвина и передавать своё отношение к прочитанному;

расширять и уточнять знания об окружающей природе и животном мире;

упражнять в образовании относительных (белая, мятная) и притяжательных (лисий, заячий) прилагательных;

закреплять навыки составления рассказа по серии картинок;

совершенствовать навыки драматизации.

Развивающие:

развивать память, мышление и моторику.

Воспитательные:

прививать любовь к родному краю;

воспитывать интерес к литературному, художественному наследию Орловского края.

Использовать здоровьесберегающие аспекты: пальчиковую гимнастику, физминутку.

Оборудование: портреты писателей – орловцев, свечи, фотографии кабинета, усадьбы М.М.Пришвина, детские рисунки по произведениям, запись пения птиц, картинки для игры, ароматизированные мешочки, следы зверей, выставка книг М.М.Пришвина.

Ход занятия:

1 – й ребёнок: Орловский край, просторы полевые

Родимая навеки страна

Как дочь великой матери России

Одним дыханием живёт она.

2 – й ребёнок: С берёзовыми рощами раскинулись поля,

Поля моей Орловщины – Российская Земля.

Иду тропинкой узкою, стеной встают Хлеба,

Сторонка наша русская –

3 - й ребёнок: Пройду над тихим Орликом

И над Окой пройду

Услышу снова горлинку.

4 – й ребёнок: Роса на травах вешняя

Светла как небеса.

В огнях заводы здешние

И стройки все в лесах.

5 – й ребёнок : В лугах я встречусь с ливнями
И с тёплым ветерком

Под Мценском и над Ливнами

С Орловским говорком.

6 – й ребёнок: Не раз ты мною пройдена

Под песни соловья

Частица нашей Родины

Воспитатель: дети, о каком крае вы сейчас прослушали стихотворение?

Дети: мы прослушали стихотворение об Орловском крае.

Воспитатель: Чем знаменит Орловский край?

Дети: Орловский край знаменит лесами, полями, парками, памятниками и писателями - орловцами.

Воспитатель: давайте с вами вспомним писателей – орловцев и назовём их.

Дети: И.А.Бунин, Е.А.Благинина, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.С.Тургенев, М.М.Пришвин, Н.С.Лесков.

Воспитатель: молодцы! Сегодня мы с вами более подробно остановимся на творчестве одного из них. А кто это будет, вам придётся угадать. Давайте с вами присядем на стулья. Я буду зачитывать отрывок, а вы должны назвать произведение.

Воспитатель: кто автор этих произведений?

Дети: автор этих произведений М.М.Пришвин.

Воспитатель: молодцы! Сегодня встреча в литературной гостиной посвящена творчеству М.М.Пришвина. О чём писал М.М.Пришвин?

Дети: он писал о природе и в защиту природы.

Воспитатель: на какую сказку похож этот отрывок?

Воспитатель: дети, у М.М.Пришвина есть книга, которая называется

Воспитатель: Михаил Михайлович Пришвин родился в селе Хрущёво Орловской области 4 февраля 1873 года. В этой деревне он провёл своё детство. А сейчас давайте обратим внимание на фотографии дома, в котором родился М.Пришвин.

Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.

Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родных местах открылась будущему писателю красота русских лесов и полей. М.Пришвин очень любил природу.

Воспитатель: какое открытие сделал автор?

Дети: Вечером луг был зелёным, а утром – золотым.

/Воспитатель зачитывает отрывок до конца/.

Воспитатель: молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А наш с вами колобок покатился дальше, и попал он в лес. А в лесу М.М.Пришвин любил проводить время и наблюдать за живой и неживой природой. Посмотрите, перед вами дорожка. Если хорошо присмотреться, то, наверное, можно многое узнать.

Вот рисунок на дорожке,

Видно, это чей – то след:

Толи лисий, осторожный,

Толи птичий, как букет.

Может, белка здесь играла,

Шишки лапками катала?

Или заяц сгоряча от лисы дал стрекача.

И уж точно, лось сохатый,

Здесь не раз ходил, ребята.

Угадаете, чей след,

Будет фишка за ответ.

Воспитатель: чьи же следы мы видим перед собой?

Дети: перед нами заячьи, лисьи, беличьи, птичьи, лосиные следы.

/ребёнок рассказывает отрывок, пользуясь картинками - схемами/.

Ребёнок: «Вечер тёплый, и такая тишина, словно должно что – то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: белая берёза с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на полянку, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку – осинку, помахивая веточкой;

Черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.

Воспитатель: о каких деревьях идёт речь в этом рассказе?

Дети: о белой берёзе, о молодой осинке, о зелёной черёмухе.

Воспитатель: чем перекликаются деревья и растения?

Дети: деревья и растения перекликаются ароматом.

Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем воспользоваться языком

растений и деревьев и узнать их по аромату.

Воспитатель : в нашем сказочном лесу всё возможно. Предлагаю вам послушать разговор деревьев. А какие это будут деревья, вам придётся угадать.

Ель: - Какой ты сегодня весёлый!

Дуб: - Привет! И ты сегодня такая необыкновенная красавица!

Дуб: - А ты вся пушистая и очень колючая.

Ель: - У тебя такой могучий ствол, ты самый сильный из всех деревьев!

Дуб: А ты всегда зелёная, даже зимой, а иногда ещё бываешь нарядной.

Сопровождение занятия: компьютерная презентация (Приложение).

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина; познакомить с художественными особенностями произведения;
  2. Корригировать логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие, развивать речь учащихся; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  3. Воспитывать интерес к уроку, доброжелательное отношение друг к другу, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, сегодня такой прекрасный день, вы все такие красивые, весёлые, добрые. Так давайте такими и будем весь день.

Встанем полукругом, возьмёмся за руки за руки и будем проговаривать такие слова:

Становитесь, шире круг.
Слева друг и справа друг

(Дети поочередно поворачивают голову влево – вправо и улыбаются рядом стоящему).

Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём
И бегаем кругом.

II. Актуализация знаний

1. Рассказ о М. Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Скажите, какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: (слайд 2)

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

2. Викторина по творчеству М. Пришвина.

– Какие еще произведения М. Пришвина мы уже читали? (слайд 7)

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М. Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М. Пришвина. (слайд 8)

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел живых маленьких утят?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. (слайд 9)

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 10)
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 11)
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 12)
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 14)

Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели – 2 раза
И на землю тихо сели… (Пауза)

Ветер снова набежал и листочки все поднял… (шшшш)

– Какие звуки мы ещё слышим осенью? (Кап-кап – моросит дождик, у-у-у – завывает ветер, кур-кур – курлычут журавли, улетая на юг…)

3) Чтение рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М. Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа педагогом)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Найдите строчки из произведения в тексте.

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

– Что значит для утят свобода?

– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

– Найдите строчки из произведения в тексте.

– Сколько надо было идти до озера?

– Сколько это километров?

Чуть больше 3 километров.

– Это много или мало для человека?

– А для маленькой уточки?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

– Почему уточка-мать шла позади утят?

– Какие враги были у уток?

– Докажите строчками из произведения.

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Найдите строчки из произведения.

– Зачем ребята это делали?

Просто так, для забавы.

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

– Докажите строчками из произведения.

– Могла ли утка кричать?

– Докажите строчками из произведения.

– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

– А какое чувство пережили утята?

– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

– А какое слово вы кричите, когда боитесь?

– А ваша мама переживает за вас?– Как она ведет себя при этом?

– Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– А какая она мама?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать.

– Утята пойманы, что собираются делать ребята?

– Докажите строчками из произведения.

– Кто помешал мальчишкам?

– Какое приказание дал им взрослый?

– Назовите слова, которые показывают строгость автора.

– Что делали бы вы, оказавшись рядом?

– Что можно сказать о ребятах?

– Как их назвал рассказчик?

– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

– Как шла уточка-мать в начале рассказа?

– А почему сейчас она побежала впереди?

– Хотела быстрее увести детей от врагов.

– Как Пришвин попрощался с утятами?

– Докажите строчками из произведения.

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

– Перед кем этот знак уважения?

– Почему?– Как мальчишки на это прореагировали?

– Что пожелали люди уточке?

5) Работа над иллюстрацией.

– Кто изображен на переднем плане?

– Кто изображен на заднем плане?

– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

– Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

– Что его волновало?

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица

Я начну, а вы продолжите пересказ текста.

Продолжит Ваня: Утка шла за утятами, она боялась. Их увидели дети и бросали шапками. И Пришвин, сказал, чтобы их отпустили. Мать спряталась. Её увидели ребята и отнесли утят к ней. Мать побежала, а дети – утята за ней побежали. Пришвин сказал ребятам, чтобы махали шапками. Они помахали, а утята быстрее побежали к матери.

Молодцы, у вас тоже получился хороший рассказ.

7) Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)

– Прочитайте их про себя.

– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Вслух прочитает вторую пословицу Даша.

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

7) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? (слайд 16)

– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

– Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (слайд 17)

Какой он? а) добрый; б) строгий; в) неравнодушный.

V. Заключительное слово

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

«Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

VI. Итог занятия

Домашнее задание. Все работали хорошо, мне понравилось. Вам домашнее задание, прочитать ещё раз рассказ и на следующий урок пересказать.

Читайте также: