Беседа о чистоте в школе

Обновлено: 05.07.2024

Методическая разработка конспекта классного часа для 1 класса

Цели и задачи

— прививать навыки чистоты и опрятности;

— закрепить умение пришивать пуговицы.

Оборудование

Зеркала, листы бумаги, карандаши, кусочки ткани, нитки, иголки, пуговицы.

Предварительная работа

На уроках труда дети учатся пришивать пуговицы.

Ход классного часа

Тротуар ему не нужен:

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет, —

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок,

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно —

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином?

И расстегнут воротник?

Кто он — этот ученик?

Вопросы для обсуждения

— Как можно назвать этого ученика? (Неряха)

— Кто такой неряха? (Это грязный, неопрятный, немытый человек.)

— Как вы думаете, приятно находиться рядом с неряхой?

Учитель. Внешний вид человека сразу бросается в глаза и очень многое говорит о человеке. Опрятный человек всегда вызывает симпатию. А с детьми постоянно грязными, неаккуратными никто не желает сидеть рядом, играть. Опрятность свидетельствует и об уважении к другим людям, об общей культуре человека.

Учитель. Посмотрите на себя в волшебное зеркальце и поставьте плюс, если вы:

— имеете подстриженные ногти;

— имеете носовой платок;

— у вас чистая одежда;

— у вас есть обложки на книгах, на тетрадях;

— у вас все предметы в пенале, а не разбросаны по портфелю;

— у вас аккуратно лежат предметы на парте;

Если вы набрали 6 — 7 баллов, то вас можно считать опрятным, аккуратным учеником.

Если вы набрали менее 5 баллов, то вам надо задуматься, не превращаетесь ли вы в грязнулю.

Учитель. Послушайте рассказ про двух девочек и подумайте, почему же девочкам стало стыдно?

Идет Лена по улице, все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Лени- ном платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены. У старичка одного в опрятном летнем костюме от такого зрелища даже очки съехали на кончик носа.

— Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная?

Лена посмотрела на себя:

— Я. это. потому. — Это все, что она могла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.

— Где же ты была? — спросил старичок.

— И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

— Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.

— Гм. — кашлянул старичок.

А Лена стала скорее приводить себя в порядок, стыдно глядеть ей в глаза старичку.

Вопросы для обсуждения:

— А кому должно быть еще стыдно, как вы думаете? (Вере)

— Почему ей должно быть стыдно?

— А вы прибираете у себя в комнате?

Правила аккуратистов

Организуется работа в парах, дети составляют правила.

Что я должен уметь делать сам

1. Почистить свое платье.

2. Вычистить обувь.

3. Пришить пуговицы.

4. Выстирать носовой платок, носки.

5. Собрать портфель.

Соревнуются все дети. Один — эксперт.

Все дети высыпают содержимое портфелей и по команде начинают собирать портфель. Через некоторое время педагог и эксперт идут проверять. Тот, кто собрал портфель аккуратно, становится также экспертом.

Учитель. Вежливо ли девочка ответила своей бабушке? Права ли она?

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.

— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать пуговицы?

— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а вот пришивать-то все больше бабушкам достается.

— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Практическая работа

Учитель. А вы, ребята, умеете пришивать пуговицы? Давайте поучимся пришивать пуговицы.

Детям раздают кусочки ткани, нитки, иголки и пуговицы.

Подведение итогов

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Человек должен быть всегда аккуратен и опрятен, тогда с ним будет приятно общаться, у него будет много друзей. Для этого он должен всегда заботиться о своем внешнем виде, о своих вещах и чистоте своего жилища.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование убеждения, что чистое помеще­ние, в котором находятся люди, это залог здо­ровья. Развитие у детей основных пра­вил поддержания чистоты в классе и жи­лой комнате.

Цель: Формирование убеждения, что чистое помеще­ние, в котором находятся люди, это залог здо­ровья.

Формирование у детей практических навыков санитарии и гигиены.

Воспитание навыков здорового образа жизни.

Развитие у детей основных пра­вил поддержания чистоты в классе и жи­лой комнате.

Ход занятия:

Учитель: сколько часов обыч­но находится каждый из вас на воздухе в дни заня­тий?

Обычно дети бывают на воздухе лишь несколько часов в день (3-4), остальное же вре­мя, т. е. большую часть суток, они проводят в поме­щении: дома, в школе.

Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нем удобно было жить, зани­маться.

Пыль и грязь в комнате вредны для здоровья человека. Если люди живут в грязном помещении, они могут заболеть.

Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке в комнате надо постоянно заботиться, не жалея труда.

-Откуда берутся грязь и пыль в комнате?
(Пыль и грязь заносят­ся в комнату, когда человек входит туда в пыльной, грязной обуви и одежде, могут собираться в комнате, когда мы точим карандаш, бросаем на пол бумажки, выре­заем что-либо из картона, бумаги, когда выпилива­ем, — вообще, когда что-нибудь мастерим)

Для поддержания чистоты в комнате необходимо соблюдать следующие правила:

1) при входе в помеще­ние - вытирать обувь, очищать ее от пыли, грязи и снега;

2) войдя в комнату - сни­мать обувь (особенно важно снимать валенки), наде­вать домашние туфли, тапочки;

3) не сорить на пол;

4) не плевать на пол - это вредно для здоровья лю­дей, это некрасиво;

5) вещи следует держать в поряд­ке, не разбрасывать их по комнате (тогда будет мень­ше собираться пыли, убирать помещение будет лег­че).

Как бы ни старались не допускать попадания пыли в комнату, она все-таки будет туда проникать с ули­цы, со двора через открытые двери, окна, щели.

Надо почаще удалять из комнаты скопившуюся пыль и грязь. Ежедневно один раз, а иногда и несколь­ко раз нужно подметать пол влажным веником, щет­кой, обернутой влажной тряпкой или с влажными опилками.

-Почему необходимо подметать только влажным способом? (Потому, что при подметании сухой щеткой или сухим веником. Большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять осе­дает на пол, на стены, на мебель, на продукты и т. д.)

Пыль оседает и на нашу кожу. Она попадает в глаза! Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.

Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой (только не той, которой вытирают пол).

Запомните следующее правило: надо ежедневно протирать пол влажной тряпкой или подметать влаж­ным веником.

В классе мы часто пишем мелом на доске. При неак­куратном обращении с мелом может образоваться очень много пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой. Дежурный должен следить за тем, чтобы к каждому уроку была приготовлена влажная губка, подушечка (тряпка). Это одна из самых важных его обязанностей.

Дощатые полы необходимо мыть не реже раза в неделю, тщательно вымывать грязь под кроватями, шкафами. Паркетные полы протирают каждую неде­лю щеткой с воском.

Каждый школьник и взрослый должен заботиться о том, чтобы воздух в комнате и классе всегда был свежим, хорошим (почти таким же, как и наружный воздух).

-Что же надо делать для этого?

(Надо почаще и получ­ше проветривать помещение).

В теплое время надо дер­жать окна открытыми весь день, а если возможно, то и круглые сутки. В холодное время нужно несколько раз в день открывать форточки, фрамуги или окна. Когда мы открываем окно или форточку, воздух, ко­торый стал плохим, вредным для здоровья, удаляется из помещения, а взамен его в помещение проникает чистый, свежий воздух снаружи (со двора, с улицы, из сквера, сада и т. д.).

В классе находится много детей. Поэтому, если окна и форточки закрыты, к концу урока в нем начинает чувствоваться духота, воздух в классе становится неприятным, спертым. Такой воздух вреден для здо­ровья. Понятно, что класс надо проветривать возмож­но чаще: утром, до начала занятий, во время каждой перемены и после окончания занятий. Как только на­чалась перемена, все учащиеся должны выйти из класса, класс проветривается в течение всей перемены.

Итог занятия:
Для поддер­жания чистоты требуется большой и упорный труд, дома - труд матери (старшей сестры или других чле­нов семьи), в школе — труд уборщицы и школьни­ков. Каждый мальчик, каждая девочка должны це­нить и уважать этот благородный труд, который идет на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим со­рить, надо требовать, чтобы и другие дети этого не делали. Надо по мере своих сил помогать родителям убирать комнату. Надо помогать уборке своего класса и в поддержании чистоты во всей школе.

Правила Чистоты:
1. Очищайте обувь от пыли, грязи и снега при входе в помещение.
2. Не сорите на пол.
3. Держите в порядке все вещи.
4. Стирайте мел с доски влажной тряпкой.
5. Пол подметайте влажным веником или щеткой, обернутой влажной тряпкой.

Материал для учителя об уходе за помещением (классной комнатой)

Когда позволяет погода, фрамуги и форточки сле­дует оставлять открытыми весь день. В холодную по­году проветривание классов проводится во время каж­дой перемены. По окончании занятий, вечером и ут­ром, перед началом занятий, а также в перерыве меж­ду сменами проводится сквозное проветривание поме­щений — одновременно открываются фрамуги (фор­точки, окна) в классах и коридорах и двери, ведущие из классов в коридоры. Сквозное проветривание еле-
дует проводить и во время перемен, но обязательно в отсутствие учащихся; продолжительность такого про­ветривания в зависимости от наружной температуры колеблется от 10 до 1 минуты в малые перемены и от 20 до 5 минут в большие перемены. При этом способе проветривания воздух в помещении освежается зна­чительно быстрее и лучше.

Коридоры и залы проветривают во время уроков. При таком условии они являются резервуарами чис­того воздуха для классов и обеспечивают детей све­жим воздухом во время перемен.

Открывание фрамуг, а иногда и форточек может оказаться для учащихся младших классов непосиль­ным делом. В таком случае это проводится учителем, или обслуживающим персоналом, или старшими школьниками. Однако не следует освобождать учащих­ся от заботы о проветривании класса. Дежурные по классу и санитары должны приучаться следить за от­крыванием окна, фрамуги или форточки. Это являет­ся одной из важных их обязанностей.

- Утром почтальон принес почтовую посылку, вот она (показываю).

- Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети читают и узнают, что посылка из Москвы).

- Интересно, что там лежит? А вам, ребята, интересно? ( открывают посылку и достают оттуда: фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки).

- Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить белье, тряпочки, чтобы вытирать пыль, мыть посуду или игрушки).

- Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, дети читают и выясняют, что письмо от Феи Чистоты).

- Дети, какие службы по оказанию помощи населению вы знаете? (служба спасения, газовая служба, пожарная служба, милиция, скорая помощь).

- А как вы понимаете, что такое служба быта? (дети отвечают).

- Правильно, служба быта оказывает помощь людям по стирке белья, ремонту одежды, уборке помещений.

2. Деление детей на бригады.

- Предлагаю вам разделиться на 4 бригады.

1 бригада — протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки.

2 бригада — моет кукольную посуду.

3 бригада — стирает кукольное белье.

4 бригада — моет стульчики.

Дети с помощью взрослого делятся на 4 группы.

- Я себя назначаю директором службы быта. Прошу бригадиров подойти к столу и вытянуть для своей бригады листочек-заявку, т. е. кто, чем будет заниматься.

- В каждой бригаде должно пройти обсуждение, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки, распределить обязанности: кто, что будет делать. От работы каждого в отдельности будет зависеть качество выполненной работы всей бригады.

Проверяю, какое оборудование готовят дети, как его располагают. При необходимости задаю наводящие вопросы (как мы бережем столы от лишней влаги, советую, напоминаю, поощряю.

-Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

- Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

- Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

- Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

- Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

- Как молчишь? – Вот так (прикрыть ладонь рукой)

- А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

- дуть теплым воздухом на руки, потирать их.

5. Практическая работа.

- Все хорошо подготовили свои рабочие места. Бригадиры правильно распределили обязанности внутри бригады.

- Но прежде, чем начать трудиться, давайте вспомним правила коллективного труда и безопасного обращения с предметами труда.

- все, что можешь, делай сам;

- не забывай убирать за собой;

- уважай труд других людей;

- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;

- делай все аккуратно, не торопясь;

- не отвлекайся, когда трудишься;

- правильно пользуйся орудиями труда;

- не оставляй работу незаконченной;

- если трудишься не один, работай дружно;

- если окончил дело раньше, помоги другим.

6. Подведение итогов работы.

Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие. За это время мы побываем попутно во многих городах, посмотрим, как там живут дети, отгадаем загадки и многое для себя запомним из путешествия.
Город Грязнулька.

Жил на свете мальчик страшный-
Просыпался по утру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите-верьте, хотите- нет.

Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер.
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырках до сих пор.
Хотите-верьте, хотите- нет.

Сыну мама запретила
Умываться по утрам,
Убрала подальше мыло,
Перекрыла в ванной кран.
Хотите-верьте, хотите- нет.

Мальчик этот был упрямый,
Маму слушать не хотел,
Умывался по утрам он
И, конечно, заболел.
Хотите-верьте, хотите- нет.

Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты?

Правильный ли диагноз поставили врачи?

А почему неправильный?

Школьники в городе Грязнулька очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.

Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.

Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно,
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином
И расстегнут воротник?
Кто он- этот ученик?
Учитель. Нам страшно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких девочек и мальчиков нет, потому что все мы знаем следующие правила:

Чистота- залог здоровья.

Грязь и неряшливость в одежде- это пренебрежение к своему здоровью.

Нечистоплотность- это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.

Город Лентяйск.

Учитель. -Внимание! Мы продолжаем свое путешествие. Следующий на нашем пути город- город Лентяйск. Город Грязнулька и город Лентяйск находятся близко друг от друга. Люди, проживающие в них,- дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете, чем они похожи? (Ответы детей.)

-Да, ребята! Грязнульками, как правило, бывают ленивые люди. Ленивые школьники не слушают на уроках, и конечно же, плохо учатся.

Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик.

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать,
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!

Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места,
Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала:
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я- лентяй.

Учитель. Некоторые девочки и мальчики забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Порядок необходимо соблюдать во всем.

-А как вы думаете, ребята, почему нужно соблюдать порядок? (Ответы детей.)

-Правильно, ребята, порядок нужно соблюдать во всем, чтобы не тратить время на поиски нужной вещи. Портфель не должен валяться на полу, мокрые кеды нельзя ставить в ящик с обувью, не просушив их. Кожуре от апельсина, оберткам от конфет не место на полу.

В уголке школьника тетради и книги должны лежать в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать- все всегда под рукою и в нужный момент вещи легко взять. А сейчас давайте послушаем один разговор.

- Почему короткий день?

- Ты искал с утра ремень, А потом резинки, а потом ботинки!

Убирай все с вечера,
Искать будет нечего.
От себя прогонишь лень-
И длиннее станет день.
Полустанок Угадай-ка.

Учитель. Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути полустанок Угадай-ка. На этом полустанке живут очень любознательные люди. Здесь взрослые и дети очень любят читать книги. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах. Школьники здешней школы предлагают путешественникам пословицы, поговорки, загадки.
Я прочитаю вам пословицы, а вы попробуйте мне объяснить, как вы их понимаете.

(Учитель читает пословицы, а дети объясняют их смысл.)

Кто аккуратен- тот людям приятен.

Чистота- лучшая красота.

Чисто жить- здоровым быть.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Чистая вода- для хворобы беда.

Учитель. А еще, ребята, школьники полустанка Угадай-ка приготовили для вас загадки.

Итак, слушайте внимательно.

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец- глупца, баран- барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяну- обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Паратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)

Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа.)

Ношу их много лет,
А счету не знаю.
Не сеют, не сажают,
Сами вырастают. (Волосы.)

Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было ……
Что, ребята? (Мыло.)

Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы там
По утрам. (Зубная щетка.)

Лег в карман и караулю
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок.)

Вот такой забавный случай:
Поселилась в ванной туча,
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят ….. (Душ.)

Учитель. А еще для вас, ребята, есть ребусы. Попробуйте их отгадать.

Станция Бережливых.

Учитель.
Ребята, сейчас мы находимся городе Чистоты и Порядка. В этом городе чистые и нарядные улицы, по тротуарам ходят веселые и аккуратные дети. Одежда у них в полном порядке, воротнички и манжеты рубашки белоснежные. Хорошо жить в таком городе, где нет лентяев и грязнуль.

Откуда берутся лентяи?
Может лентяи с луны прилетают?
Откуда берутся грязнули?
Может грязнуль с Сатурна столкнули?

А может в созвездии Львов
Разгадка загаданных слов?

Учитель.
-Взрослые и дети в этом городе очень любят трудиться. И, поэтому, так чисто и нарядно в городе.

2. Заключительная часть.

Подведение итогов путешествия.
Учитель.

-Ну как, ребята, понравилось вам в городе Чистоты и Порядка?

-Ребята! А ведь город Чистоты и Порядка не какой-нибудь сказочный город. Таким городом может стать ваш класс, школа, ваш родной город, если все мы не будем лениться, будем соблюдать чистоту везде.

-Ну, что, ребята, сделаем наш класс, нашу школу городом Чистоты и Порядка?

-И теперь, ребята, перед тем, как бросить на улице бумажку, станчик от мороженого, вспомните, что наше село – город Чистоты и Порядка. Но этого, ребята, мало. Давайте с этого дня ухаживать за растениями, весной озеленять школу, класс, наше село. Давайте с этого дня сделаем так, чтобы у нас повсюду было красиво.

Читайте также: