Беседа берегите воду для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Цель: учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям необходимо затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Оценить 2579 0

ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НОВО-САВИНОВСКОМУ

подготовительная группа

воспитатель 1 кв.категории

Цель: учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям необходимо затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Ход занятия:

- Дети, я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать ее:

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать,

И на коне не обогнать.

- О себе она сказала бы так: «Меня льют, меня пьют, всем нужна. Что это?

- Всем живым организмам для нормальной здоровой жизни нужна чистая вода.

- Дети, вы любите купаться в ванне и под душем? Умеете ли вы плотно закрывать кран? Вы всегда следите, чтобы из крана попусту не текла вода? (Ответы детей)

- Только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт

- Для чего еще нужна вода? (Ответы детей)

- Без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь

- Дети, а не случалось ли так, что в кране не было воды? (Ответы детей)

- Возможность пользоваться ванной, душем, водопроводом – это великое благо. Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, ее приходится очищать. Текущая без нужды чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные очистные сооружения, которые не успевают очищать огромное количество грязной воды. Они работают на пределе. Если кран остался открытым, то не только впустую истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды и соответственно и нагрузка на очистные сооружения.

Надо, надо нам помыться. Хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица? Показывают руки то вверх

ладонями, то тыльной

Кран откроем – ш-ш-ш… Делают вращательное

движение кистями

Ручки моем – ш-ш-ш… Растирают ладони друг о

Шейку – шейку мы потрем Энергично поглаживают

щеки и шею движениями

сверху вниз.

И водичкой обольем. Мягко поглаживают

ладонями лицо от лба к

Кран закрыть не позабудем – Делают вращательное

движение кистями

-Чистой воды на земном шаре остается все меньше и меньше, Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах, в том числе и в нашей стране. Уже сейчас нельзя пить водопроводную воду, ее необходимо очищать специальными фильтрами, или покупать очищенную воду в специализированных киосках по продаже воды.

- Какая же она, чистая вода? (прозрачная, без запаха, серебрится на солнце)

- А теперь давайте сравним ее с водопроводной водой? Каков ее запах? (пахнет хлоркой)

- С каждым годом качество водопроводной воды ухудшается. За минуту из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель воды. За сутки это составляет уже 15 литров воды. Послушайте, о чем говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана.

Родник иссяк, ручей ослаб,

а мы из крана – кап,

Мелеют реки и моря,

не тратьте воду зря,

А то пройдет немного лет

и нет водицы – нет,

-Давайте вымоем руки, после чего каждый плотно закрывает кран, чтобы вода не лилась понапрасну.

- Дети придумайте и нарисуйте знак, который бы означал, что кран следует плотно закрывать. (Если дети затрудняются, показать им картинки, на которых зачеркнута капля или струя воды, бегущей из крана, и пусть они нарисуют по-своему. Лучшие рисунки можно прикрепить к стене у кранов в умывальной комнате, как напоминание: не забывать плотно закрывать кран. Пусть дети нарисуют еще две такие картинки и возьмут их домой, чтобы повесить у кранов на кухне и в ванной.)

Стали жить по новой моде,

Речка спятила с ума -

По домам пошла сама!

А бывало с перезвоном

К берегам ее зеленым

Шли девицы за водой

По улице мостовой

Подходили к речке близко,

Речке кланялися низко:

Здравствуй, речка – наша мать!

Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа

Захотел водицы свежей –

Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

-Все должны бережно относиться к чистой воде, иначе времена, когда мы неограниченно пользовались водой, плескались в ванне и под душем, могут навсегда уйти в прошлое. Давайте подумаем об этом, ведь жизнь кончается не завтра

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Можно выучить наизусть.

1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду4. М., 1977.

2. Букин А.П. В Дружбе с людьми и природой. М., 1991.

3. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

4. Калегина Н.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников. Казань, 1994.

Задачи: рассмотреть причины загрязнения водоемов, ознакомить обучающихся с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить пресную воду.

1) формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;

2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

1) развивать умения работать в парах, группах;

2) внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой;

3) умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1) формулировать тему урока;

2) искать и выделять необходимую информацию;

3) адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

4) анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;

5) устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

6) рассуждать, доказывать;

7) самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

• групповая работа (парная)

технология игровых методов обучения

Время реализации занятия: 40 мин.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Обучающиеся рассаживаются по местам

Мотивация к учебной деятельности

Включение обучающихся в деятельность.

Учитель читает стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В лужи, в море, в океане

И в водоворотном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом выползает

На плите у нас кипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Проверка домашнего задания.

-Кто догадался о чем сегодня продолжим разговор (о воде)

- Вспомним что мы уже узнали о воде и попытаемся разгадать кроссворд. (слайды)

1. Какой цвет имеет вода? (бесцветная)

2. Имеет ли вода запах? (нет)

3. Вода в газообразном состояние это? (пар)

4. Что происходит с водой при нагревании? (расширяется)

5. Лежал, лежал да и в речку убежал? (снег)

6. Что происходит с водой при охлаждении? (сжимается)

7. С помощью чего можно очистить воду? (фильтр)

8. Вода в реке, роса- это какое состояние вода? (жидкое)

9. Снег и лед это вода в каком состоянии? (твердом)

10. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять. (вода)

11. Нету ног и нету рук. По асфальту стук да стук. (дождь)

12. "Дыма" просто океан. Над землёй стоит.? (туман). Обучающиеся отвечают на вопросы.

Постановка цели и задач урока

-Посмотрите что получилось.

-Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Берегите воду (слайд)

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Сегодня на уроке обсудим, почему так важно беречь и охранять воду, и что для этого надо делать.

Обучающиеся формулируют тему урока

Обучающиеся формулируют вопросы.

Почему так важно беречь и охранять воду?

Что для этого надо делать?

Открытие нового знания.

Приобретение нового знания с помощью имеющихся знаний.

- Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. В природе на каждые 100 литров воды приходится лишь 3 л пресной.

Вода является домом для множества растений и животных. Вода – важный друг и помощник для человека. Она нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для работы заводов, вода - удобная дорога.

А чтобы узнать еще больше о воде и ее значении откройте учебник на стр. 59.

Работа по учебнику

-Откройте учебник стр. 59 прочитайте и подумайте почему нужно беречь воду?

Словарная работа (слайд)

-Какие слова из прочитанного текста вам не понятны?

это, вода которую можно после несложной очистки применять для приготовления пищи и употребления человеком. Озера реки ручейки и другие подземные источники как правило снабжают нас пресной питьевой водой. Также большой запас пресной воды содержаться в ледниках. И наверное в скором времени все это будет тем стратегическим запасом питьевой воды, который будет наполнять наши реки и озера пресной водой.

Сточные воды - воды, загрязненные бытовыми и производственными отходами или образующиеся в результате выпаденияатмосферных осадков в пределах территории населенных мест.

сохнуть, вянуть, блекнуть

Беседа по прочитанному тексту:

-Почему нужно беречь воду (пресной воды осталось совсем мало.)

-Для чего человек использует воду? (для разных нужд)

-Найдите в учебнике сколько человек тратит для бытовых нужд(20-50 литров воды в день)

-для производство одной тонны пшеницы нужно(1500 тонн воды)

-почему чистой воды становится меньше? (потому что в водоемы фабрики и заводы сливают нечистоты)

-кто страдает от воды? (от загрязненной воды страдает все живое)

Работа в тетради.

Откройте РТ с 35 № 1 и запишите вывод используя данные из учебника.

Прочитайте что у кого получилось.

Человеку для разных бытовых нужд необходимо 20-50 литров воды в день. Для производства одной тонны пшеницы нужно 1500 тонн воды. А для производства одной тонны куриного мяса требуется от 3500 до 5700 тонн воды.

Проверко по эталону (слайд или интерактивная доска)

Обучающиеся слушают учителя

Обучающиеся открывают учебник стр 59. Один обучающийся читает, остальные следят.

Обучающиеся отмечают непонятные слова.

Обучающиеся высказывают предположения

Обучающиеся отвечают на вопросы, ищут ответ в тексе. Важную информацию выделяют карандашом.

Обучающиеся самостоятельно выполняют работу в РТ и проверяют по интерактивной доске.

Продолжим наше путешествие.

Ведущий. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… бутылку из-под сока. Закинул невод во второй раз - выловил рваный башмак.

В – третий раз, как и полагается,попалась старику рыбка. Да не простая,а, известное дело золотая и заговорила она человечьим голосом.

- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом! (ответ детей)

-Совершенно верно, рыбка не хочет возвращаться в грязную воду. Люди не берегут реки. Вы знаете, что одна капля ядовитого вещества может загрязнить всю воду

Опыты проводились под руководством учителя.

Для начала мы взяли стакан с чистой водой и добавили с помощью пипетки одну капли бриллиантового зеленого, помешали и получили зеленоватый раствор этого красителя.

Делаем вывод: с помощью одной капли ядовитого вещества, загрязняется вся вода.

Работа с учебником

Проанализируйте схему. Какие источники загрязнения воды показаны на ней? Какие из них были упомянуты в тексте, а какие дополняют его?

Работа со схемой.

Обучающиеся разыгрывают сказку.

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Практическая работа – обучающиеся проводят опыт.

Обучающиеся рассматривают схему делают предположения.

“Как охраняют воду от загрязнений"?

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

Обучающиеся выполняют движения.

Работа в группах.

-Вспомните правила работы в группах

Игра Собери пословицы и поговорки.

В чисту водицу вся жизнь глядится.

Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться

Когда чист ручей - всем нужен, хоть и ничей.

А как вода замутится, так и хозяин отворотится.

Вода не загрязняется без причины.

Утекающая вода обратно не возвращается.

Проверяем, какие пословицы у вас получились. (проверяется коллективно используя интерактивную доску или слайд из презентации)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок.

(используется средство обратной связи)

-А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный.

• Закрывайте кран во время чистки зубов.

• Загрязняйте реки и озёра.

• Не используйте токсичные удобрения в саду.

• Когда выходишь из дома открой кран с водой.

• Вовремя устраняйте протечки.

• Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.

• Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.

• Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды

• Бросайте мусор в реки!

• Берегите и экономьте воду!

Вода - необыкновенное богатство, ее нужно ценить и беречь! Обучающиеся вспоминают

правила работы в группе.

Обучающиеся работаю в группах.

Обучающие рассуждают, высказывают свое мнение.

Обучающиеся работают со светофорчиком.

Отвечают на вопрос учителя.

Правила бережного отношения к воде- рисунки Обучающиеся формулируют правила по охране воды используя рисунки, приготовленные для урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. меня удивило… Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

(Что получилось, что не получилось)

6. Записывают д/з в дневники

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час на тему: "Берегите воду". 2 класс.

Учитель начальных классов:Висамбиева Р.С

1.раскрыть значение воды в жизни человека и пользе, которую она приносит; прививать бережное отношение к ней; бороться за чистоту воды и охрану водоёмов;

2.развивать устную речь учащихся, воображение, память, мышление, познавательную активность;

3) прививать бережное отношение к воде; бороться за чистоту воды и охрану водоёмов;

Оборудование: выставка рисунков, загадки, ребусы, викторины, глобус, презентация о воде и её охране, стихи, фотографии и творческие работы ребят.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

2. Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы с вами поговорим об очень важной жидкости. Давайте быстро раскрутим глобус. Что вы увидели? Какого цвета больше всего? (голубого). Это потому, что синей краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. Голубой краской на глобусе обозначены все океаны и моря. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

-А знаете ли вы, сколько океанов на нашей планете? (4)

-Какой океан самый большой? (Тихий)

-А какой самый маленький? (Северный Ледовитый)

Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё –водные запасы земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на земле. Вода – важнейшее условие для существования жизни растений, животных и человека.

3. Сейчас мы с вами совершим путешествие по станциям.

Собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не больше 10.

Человек без пищи может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. Растения без воды увядают и погибают. Вода есть даже в камнях, продуктах, во всех живых организмах.

Организм человека состоит в основном из воды: она содержится в крови, входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу, с её помощью удаляются из организма вредные вещества.

Например: ель весит 100кг, из них 80 кг – вода; нарцисс -100г, из них – 85г – вода; лосось 2кг, из них 1,5кг – вода.

Вывод: всему живому нужна вода, и особенно, чистая.

Запасы пресной воды на земле невелики и поэтому мы должны расходовать воду экономно! Вода – бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить напрасно!

- Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, можно ли пить сырую воду из-под крана? (нет). Верно, вода, которая течет из водопровода – хлорируется. Это нужно для того, чтобы в ней погибли болезнетворные микробы. Особо чувствуется привкус хлора в воде весной и осенью. Но, попадая в организм, хлор наносит человеку вред, разрушая внутренние ткани нашего организма.

Поэтому воду пить лучше отфильтрованной или отстоявшейся, или кипячёной.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы ни грянула беда –

Всё возвратится снова!

Я мягкая, послушная,

Но когда захочу

Даже камень источу.

На свете нет её сильнее.

На свете нет её буйнее.

В руках её не удержать

И на коне не обогнать.

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

Без крыльев – летит,

Без паруса – плывёт.

В белом бархате деревья, и заборы, и дома,

А как ветер нападёт – этот бархат опадёт. (иней)

Летит сова по синему небу,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось –

С неба на землю свалилось.

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

Где же используется вода?

-для хозяйственных нужд

- для перевозки грузов

- для отдыха на воде и т.д.

Для чего нужна вода

Расход воды в день (л)

10л + (45л туалет)

40л (ванна), 95 – 190 (душ)

Мытьё полов, окон

Полив цветов, огорода

Вывод: Вот как много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно ли что – нибудь сделать, чтобы сэкономить воду? (да)

- не забывать закрывать кран

- на отдыхе – не засорять, не загрязнять водоёмы

- на предприятиях обязательно устанавливать очистные сооружения.

Где ещё в природе встречается вода, кроме рек, озёр, океанов, морей? (дождь)

В скольких состояния может находиться вода? (В трёх: твёрдом, жидком и газообразном)

Приведите примеры трёх состояний. (лёд, жидкость и пар)

( монтаж из 6 учащихся)

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

- Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

И я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке

Нам откликнется всегда

Предлагаем вам ответить на вопросы:

Назовите 3 состояния воды. (пар, лёд, жидкость)

Почему капля круглая? (В падении капля принимает форму шара, т.к. шар имеет наименьшую площадь, а значит, и сопротивление при данном объёме)

Сколько лучей у снежинки? (6)

Для чего нужен растениям снег? (уберегает от мороза)

Почему лёд плавает? (он легче воды)

Существует ли живая вода? (Да – это минеральная вода)

Текут ли реки под землёй? (да)

Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка или пара? (гейзер)

Сколько на нашей планете океанов? (4)

Назови самый большой и самый маленький океан (Тихий и Северный Ледовитый)

Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – это? (моря)

Самое солёное море? (Мёртвое)

Самое глубокое озеро и в нём пресная вода? (Байкал)

Самая длинная река? (Нил)

(выставка фотографий и сочинений о воде)

Листику не распуститься без воды.

Не напиться, не умыться без воды.

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек!

И поэтому всегда всем везде нудна вода!

Чистой воды на земле становится все меньше.

Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.

Разные народы придумывали пословицы о воде. Хотя они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.

III Итог занятия: Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Без воды жизнь на земле невозможна!

Мелькнул бумажный парус

Над свежею волной.

Прощается со мной.

За дальним горизонтом

И мельницы, и башни

По весенней, по воде

Мелькнул бумажный парус

Над свежею волной

Прощается со мной.

По весенней, по воде

Мелькнул бумажный парус

Качается кораблик, прощается со мной.

Там пекари прохожим

Под небом на канате

Там целый день на пони

И старый лев зевает

У городских ворот.

Плывёт кораблик в гости,

Гремит салют в порту,

И каждый вслух читает

Названье на борту.

Как будто бы знакомы

Мы с ними много лет.

Частушки про воду:

Шар земной – наш дом родной,

Но теперь от века к веку

Он в опасности большой

От деяний человека.

До чего ж природу жалко!

Не губи ее красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

То бросаем, то уроним

На дороге, на траве.

Мы все в мусоре утонем,

Если мусор в голове.

Мы не будем петь про кофе О воде мы спорим много, Мы не будем петь про квас, Как её для нас сберечь.

Цели: обобщить знания учащихся о свойствах воды, значении воды в жизни человека, рассмотреть причины загрязнения водоёмов, развивать логическое мышление, воображение, восприятие, воспитывать бережное отношение к воде, прививать интерес к окружающему миру.

Ход классного часа.

Учитель:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, чтоб она -
Наша спутница всегда.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Вы уже поняли, что вода нас сопровождает повсюду: умываемся - нужна вода, готовим еду - нужна вода, убираемся - тоже без воды никак. Воду нужно беречь. Сегодня мы послушаем сказку о речке и многое узнаете. А сейчас, отгадайте загадки.

Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки,
Уселись на колючей ёлке. (снежинки)

Ни в огне не горит,
Ни в огне не тонет. (лёд)

На дворе горой, а в избе водой. (снег)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)

На доске выставляются картинки-отгадки.

Вот какая волшебница вода! Превращаться умеет в лёд, в росу, в туман, в пар.

При каком условии образуется лёд? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. В природе это называется - круговорот воды в природе. А сейчас:

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все как один плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Теперь послушайте сказку "Жила-была - река" А.А. Рыжова. Потом ответите на вопросы.

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. "Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?" - думала она.

Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

"Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой". Позвала она на помощь своих жителей. "Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей".

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем, напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

  1. Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?
  2. Какую пользу приносила река людям?
  3. Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
  4. Что случилось с горожанами, когда река ушла?
  5. Правильно ли поступили люди в конце сказки?
  6. Что они ещё могли бы сделать для реки?
  7. Выскажите своё мнение об этой сказке.
  8. Скажите, а на берегу какой красивой реки мы с вами живём? Как мы к ней относимся? Что мы можем сделать для нашей реки?

Ребята, мы сегодня много говорили о воде. Давайте мы с вами нарисуем рисунки о сказанном сегодня на классном часе. Кто-то из вас нарисует о свойствах воды (лёд, капельки росы на траве, даже можно нарисовать пар, выпускающийся из чайника). Кому- то понравилась сказка, и он нарисует реку. Может быть вы нарисуете нашу реку, на берегу которой живёте. Ваша фантазия и информация полученная сегодня, помогут вам.

  • Следите только глазами за плавающими рыбками в реке.
  • Повторите упражнение ещё раз.
  • Показ учащимися рисунков. Выставка работ.

Итак, наша беседа подошла к концу. Что нового вы узнали о воде, о значении воды для человека? Как нужно относиться к водоёмам, к воде. Чем опасно загрязнение воды. Я надеюсь, что вы многое поняли из услышанного, подумаете над смыслом сказки. Мы с вами живём на берегу великой реки - Амур. В народе его называют - Амур-батюшка или Жёлтый дракон. На берегу Амура живут различные коренные народы. Но, это совсем другая история и другой классный час. Давайте оберегать и любить нашу красивую и могучую реку! Давайте беречь воду!

Читайте также: