Бертолуччи под покровом небес краткое содержание

Обновлено: 01.05.2024

Продолжительность 138 минут.

Режиссёр Бернардо Бертолуччи.

Авторы сценария Марк Пиплоу, Бернардо Бертолуччи по роману Пола Боулза.

Оператор Витторио Стораро.

Жанр: приключенческий фильм, драма

Краткое содержание
1947-й год. Композитор Порт Морсби ( Джон Малкович ) и его жена-писательница Кит ( Дебра Уингер ), а также их друг Джордж Таннер ( Кэмпбелл Скотт ) прибывают из Нью-Йорка в Танжер. Офицер французской таможенной службы ( Том Новембр ) не может поверить своим ушам, слыша, что гости намереваются задержаться здесь на год или на два. Но чего хотят сами супруги? Что надеются найти в песках Сахары.

Также в ролях: Джилл Беннетт (миссис Лайл), Тимоти Сполл (Эрик Лайл), Эрик Ву-Ан (Белькассим), Амина Аннаби (Махрниа), Филипп Морье-Гену (капитан Бруссар), Сотиги Куйат (Абделькадер), Бен Смэйл (Смэйл), Камель Шериф (продавец билетов), Николетта Браски (француженка), Пол Боулз (рассказчик-повествователь).

Рецензия

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Под покровом небес / The Sheltering Sky (1990): кадр из фильма

Сахара и красота

Бернардо Бертолуччи предложил в этом фильме один из самых оригинальных нарративных приёмов. Рассказчик-повествователь появляется собственной персоной, предстаёт во плоти, пристально, с невыразимой грустью взирая на персонажей, сидящих за соседним столиком в кафе вскоре после прибытия из Нью-Йорка. Он же под занавес встречает Кит, пережившую массу потрясений: затяжную болезнь и смерть Порта, сожительство с Белькассимом, прерванное ссорой с другими наложницами, избиение рыночными торговцами и существование в полузабытьи в христианском приюте… Достаточно внимательно прочитать вступительные титры, чтобы понять, кто этот интеллигентный пожилой джентльмен, хорошо знающий американских путешественников и выдающий на прощание проникновенную философскую сентенцию об иллюзии бессмертия, которой тешат себя люди. И, право, сложно не выразить недоумение по поводу того, что Пол Боулз остался неудовлетворён экранизацией своего одноимённого романа (вышедшего из печати в 1949-м году и считающегося вершинным в его творчестве 1 ) и что настаивал на необходимости как можно меньше сравнивать первоисточник с киноверсией. Дело даже не в степени сюжетно-фабульных расхождений: Бертолуччи и Марк Пиплоу предложили тонкую художественную игру с оригинальным текстом, которая сама по себе несёт эстетическую ценность, придавая дополнительную глубину мотивам поиска человеком себя и прихотливости памяти, возвращающей нас (увы, ограниченное количество раз) к событиям, оставившим в душе яркий эмоциональный след.

Поездка в гарем

Под покровом небес / The Sheltering Sky (1990): кадр из фильма

В ожидании судьбы

__________
1 – Мало того, часто (допустим, журналом Time, издательством The Modern Library) относившегося к числу лучших литературных произведений в XX столетии.
2 – Согласившись на меньшие гонорары, чем Уильям Хёрт и Мелани Гриффит, Джон Малкович и Дебра Уингер получили редкие для лицедеев возможности.


Крик отчаяния супружеской пары в пустыне. В меру эротичная драма о разочаровании супругов друг в друге. Почему смотреть, а кому лучше не стоит? Подробный отзыв + фото

Всем привет!

Сегодня хочу рассказать Вам о фильме Бернардо Бертолуччи "Под покровом небес".

Английское название: The Sheltering Sky

Год: 1990

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

Страна: Великобритания, Италия

Хронометраж: 2 часа 12 минут

В главных ролях: Джон Малкович, Дебра Уингер, Кэмпбелл Скотт


Сюжет:

Главные герои (супружеская пара - Порт и Кит Морсби) и их друг Таннер (красавец!) отправляются в путешествие по Северной Африке.

У них проблемы в браке (они даже не останавливаются в одном номере), они не удовлетворены друг другом (интересно бы узнать почему и что привело к этому) и сами представляют из себя типичный пример заскучавшей интеллектуальной буржуазии и надеются, что путешествие принесет решение их проблемам.


Но вскоре Порт начинает подозревать, что у его жены роман с их другом. А затем события разворачиваются с потрясающей быстротой (хотите узнать больше, посмотрите фильм!)


Главные герои:

Порт Морсби


Главный герой (композитор), не удовлетворен браком (хотя и говорит, что ему нужна только Кит). После того, как он оставляет жену наедине с Таннером, он начинает подозревать, что у них начался роман.

Кит Морсби


Писательница, написавшая всего одну пьесу.

Верит, что всё происходит неслучайно и выискивает знаки судьбы в любых (даже мелких) событиях. Нервная и легко возбудимая женщина со своими страхами и тараканами в голове.


На протяжении фильма с ней происходят странные события.

Джордж Таннер


Красавец-бизнесмен, который сразу же начинает проявлять чувства к Кит. Но очень быстро пара оставляет его в Алжире и продолжает путешествие без него.


(Моего любимчика безумно мало в это фильме, поэтому была чуть расстроена)

Плюсы:

  • интересный сюжет, люблю драмы про взаимоотношения;
  • натуральная съемка Африки, полная иллюзия присутствия в фильме;



Минусы:

  • эротика (если Вы хоть раз смотрели фильмы Бертолуччи, то вы знаете о чем я. Здесь эротика не пошлая, не вызывающая, не отторгающая, смотреть можно)
  • есть очень 2 неприятных, просто мерзких персонажа!
  • в конце фильма уже полная какафония началась (мне не близка режиссура Бертолуччи, понимаю, что он хотел передать всем этим действом - но мне это было совершенно неблизко и не понравилось).
  • фильм на любителя, кому-то понравится, кому-то нет. У меня какая-то личная непереносимость Бертолуччи (может из-за его методов работы), но мне его фильмы, в большинстве своем, не нравятся. Но этот неплох.


Я фильм рекомендую к просмотру, все-таки это дело вкуса, может понравится, а может и нет.

Стоит посмотреть, если Вы:

  • фанат Бертолуччи, Малковича или Уингер;
  • любите фильмы про Африку;
  • предпочитаете смотреть интеллектуальные фильмы;
  • вас не страшит эротика;
  • хотите посмотреть что-то нетипичное.

Бертолуччи надо смотреть самому, никакой отзыв не передаст атмосферы его фильмов.

Тут уж совершенно вкусовщина и дело случая - понравится или нет.

Я не фанат, понимаю смысл и идею фильма, но средства и манера повествования, сама режиссура, его приемы для меня не близки и не нравятся.

3/5

Другие отзывы на фильмы и сериалы:

"Север и юг" - мини-сериал для тех, кто хочет провести уютный вечер с Патриком Суэйзи

Под покровом небес1

Если вы хотите просто насладиться красивым фильмом, то ничего и не нужно. Прекрасную игру актеров все, думаю, оценили. Если же вы хотите понять что-то, то, конечно, надо смотреть и пересматривать его очень внимательно, а также почитать об авторах, так как некоторые факты их биографий могут пролить свет на кое-какие неясности или символы.

Я не претендую, естественно, на полный разбор, я не кинокритик, но надеюсь, что моя рецензия будет кому-то интересна и полезна.
Итак, несколько важных фактов:

Пустыня1

2. В 18 лет Пол Боулз едет путешествовать по Европе, Северной Африке, Мексике и Центральной Америке. По возвращении начинает изучать музыку – то есть довольно поздно, в возрасте около 20 лет.

3. В 1931 году впервые посещает Танжер (город на севере Марокко – буквально через пролив от Испании), который сильно впечатлил его.

4. В 1937 году он знакомится со своей будущей женой, начинающей писательницей Джейн Ауер, которая в 1939 или 1940 году (то есть в начале Второй мировой) уходит от Боулза к любовнику.

5. После Второй мировой войны Боулз снова едет в Танжер, а в 1948 году Джейн к нему возвращается, и они вместе живут в Танжере (ср. пункт 1).

6. С 1957 по 1973 Пол ухаживает за больной женой, страдающей от алкогольной и лекарственной зависимости – до самой ее смерти.

7. Отношения с женой, как и жизнь в Танжере, нашли отражение в нескольких его романах.

8. Свои дни Пол Боулз заканчивает опять же в Танжере, успев многое сделать для марокканских писателей.

9. Бернардо Бертолуччи (р. 1941 – Вторая мировая+Италия) – итальянский кинорежиссер, драматург и поэт. Увлекался идеями коммунизма и фрейдизма. Последователь Годара и Пазолини.

12. В некоторых фильмах исследует психологические истоки фашизма.

Мешавшего супругам Джоржа Таннера (дополнительный источник раздражения, подозрительности и ревности) здесь уже нет с ними, и их чувства готовы возродиться, но ужасная городская привычка интеллигентов все анализировать сводит к нулю усилия чувств.

И вот теперь природа, Бог, судьба – как угодно – словно начинают им мстить за неумение почувствовать друг друга. Болезнь Порта, плохие условия жизни, отсутствие транспорта, песчаные бури – это мщение, мщение и мщение высших сил за разлад в душах и нежелание его преодолеть.

Я думаю, многим показалось странным и непонятным, почему Кит после смерти мужа не предприняла попыток вернуться в цивилизацию, в Танжер, а оттуда в Штаты, почему она пошла с караваном в неизвестном песчаном направлении.

Мне кажется, здесь важно вспомнить ее разговор с Портом о том, что они все время куда-то едут, а можно бы уже и остановиться, хоть ненадолго. Этой остановкой для Порта стала смерть, и Кит поняла, что ей необходимо двигаться дальше, но при этом не она выбирает свой путь, а судьба неотвратимо ведет ее туда, где она должна быть, пока еще остался инстинкт самосохранения (и как составная часть его – сексуальный инстинкт). И долгий путь каравана в пустыне – это вовсе не случайные этнографические зарисовки увлекшегося оператора, важно было показать именно движение, днем под палящим солнцем, ночью под меняющейся луной… Движение – это жизнь… Небеса снова стали твердыми, защищающими, укрывающими – обратили внимание на их синеву?

А потом снова все изменилось – как только Кит (все-таки осознавшая свою любовь к Порту), пусть и в оцепенении от смерти мужа (все-таки осознавшего свою любовь к жене), смирившаяся с судьбой, остановилась в поселке жителей Сахары… она же так хотела остановиться… судьба-то снова и показала себя. Небольшое счастье сидеть взаперти, ведь даже жены Белькассима имеют возможность двигаться и общаться. Непонимание друг друга (в данном случае = неприятие чужой культуры, ревность) изгоняют Кит из дома Белькассима, бросают ее в готовые убить руки торговцев на рынке…

А теперь вспомним фашизм и Гитлера с его идеей одной, высшей нации. Нежелание разных культур понять друг друга, враждебность ко всему, что непонятно, – это путь к фашизму. Сейчас это актуально, возможно, более, чем в 1990 году.
Никто не заставляет вас принимать чужую культуру, религию, обычаи. Понять действительно сложно, но вполне возможно при наличии желания, конечно. А что такое понять – это осознать право других народов, культур, религий, обычаев на существование под небесами. Тогда не будет войн, резней, гетто и прочих страхов, как это ни банально звучит. А перед Богом, судьбой, природой – все равны.

Но взаимное непонимание культур (в фильме это Запад и Восток) начинается с непонимания между отдельными людьми (Порт и Кит). Так что неизбежность, неотвратимость судьбы усилена у Бертолуччи еще и этой составляющей. Хотя неважно, конечно, американцы и марокканцы схлестнулись или другие народы, просто уж у Боулза так попалось, что он американец, а жил в Марокко. На месте Порта и Кит могли быть и люди с другим цветом кожи, другой страны, другой религии. На месте берберов могли быть тоже кто угодно. Это не противостояние именно Запада и Востока, именно христианства и ислама… Это просто противостояние разных культур, которые не понимают друг друга.

А вы обратили внимание, что композитор, написавший музыку к фильму Бертолуччи – японец? Рю́ити Сакамото написал музыку ко многим фильмам различных режиссеров из разных стран. Прекрасный пример понимания других культур. Сюда же можно отнести и космополитизм Бертолуччи и Пола Боулза.

Вот тут я все-таки не совсем понимаю. Как вообще можно трактовать возвращение Кит в цивилизацию? Судьба спасла ее и вернула в привычное русло? Ведь выжить в естественных природных условиях оказалось труднее, чем в суетливом разобщающем людей городе. Или она дала еще один шанс женщине, чтобы та нашла себя, разобралась со своими чувствами, самоидентифицировалась в потерянном поколении (отсылка к Ремарку)? А может, этот шанс – очередное испытание? И что означает вопрос старика и ответ Кит? Нашлась ли она теперь? Или это только начало поиска дороги?

Этот открытый финал не дает мне покоя. А вот Боулз, говорят, остался не совсем доволен работой Бертолуччи. Так что, возможно, книга значительно отличается от фильма. Может, она более понятна?

И тут я хочу добавить только, что картина старого мастера говорит больше, чем я могу понять…

Под покровом небес кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Под покровом небес (1990): смотреть онлайн

информация о фильме

Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи , Марк Пепло

Витторио Стораро

Рюити Сакамото , Ричард Хоровиц

Уильям Олдрич , Джереми Томас

Джон Малкович , Дебра Уингер , Кемпбелл Скотт , Тимоти Сполл , Амина Аннаби , Филипп Морье-Жено , Сотиги Куяте , Том Новембр , Камель Шериф , Кэролин Де Фонсека , Вероника Лазар , Николетта Браски , Пол Боулз , Джилл Беннетт

В центре сюжета картины, снятой по роману Поля Боулса, - рассказ о трёх американцах, супружеской паре Порте и Кит и их друге Джордже, путешествующих по Северной Африке. Они движутся из одного селения в другое, ещё более отдаленное, и в конце концов, оказываются среди кочевников-бедуинов в песках Сахары. А вскоре Порт засомневавшийся в верности своей жены попытается избавиться от Джорджа.

последнее обновление информации: 30.07.21

"Золотой Глобус" и приз ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса за музыку.
Приз общества кинокритиков Нью-Йорка оператору.

критика

Окрыленный "оскарным" дождем, омывшим "Последнего императора", Бернардо Бертолуччи вновь устремляет свой взор на загадочный и таинственный Восток.
Его психологическая драма "Под покровом небес" с Джоном Малковичем ("Опасные связи") и Деброй Уингер ("Преданный", "Забыть Париж") в главных ролях помимо традиционного для режиссера анализа сложных взаимоотношений между Мужчиной и Женщиной, Любовью и Стартью, Судьбой и Смертью, Насилием и Мазохизмом обращалась к проблеме столкновения двух цивилизаций.
Европейского и восточного менталитетов, обреченных на вечное непонимание и отчуждение. Фантастическая по цвету фотография Витторио Сторраро превратила камерную историю трех европейцев, путешествующих по Северной Африке "в поисках утраченного времени", в масштабную симфонию с грандиозными пейзажами, багрово-тревожными закатами, дивной синью раскаленного неба, песчаным маревом барханов. Плюс удивительно объемный, насыщенный тонкими штрихами шумовых нюансов звук в системе "долби".
Быть может, этот фильм стал пиком творческой карьеры Джона Малковича, сыгравшего роль композитора, приехавшего в Сахару. Бертолуччи необходимо было психологически тонко, на полутонах показать драматическую попытку обретения героями смысла жизни. И Малкович, как мне кажется, полностью оправдал режиссерские ожидания. Его герой словно хочет обмануть сам себя.
Ощущая свою несовместимость с экзотическим, порой изумительно красочным миром Востока, его менталитетом, он до поры до времени надеется найти здесь истинные чувства, отбросить прошлое, суету цивилизации, начать все с нуля. Наверное, самая сильная сцена фильма - предсмертные минуты заболевшего лихорадкой композитора. Когда он говорит о своей любви. Джон Малкович играет в этом эпизоде с поразительной искренностью. На пороге смерти его герой, возможно, впервые ощущает себя "под покровом небес".
Ему кажется, что он наконец-то получает недоступную ранее душевную гармонию.
И все прежние разочарования, опустошенность, комплексы и измены видятся теперь далекими и не имеющими никакого значения перед Вечностью.
На съемках фильма Малкович познакомился с ассистенткой Бертолуччи - итальянской Николетт. И кто знает, быть может, именно их любовь помогла Джону сыграть свою роль с особым магнетизмом и чувственностью.
Являясь горячим поклонником этой картины Бертолуччи, я был, признаться, удивлен более чем сдержанному ее приему в Америке. Наверное, после "Императора" от Бертолуччи ждали еще одного суперколосса с бюджетом в несколько десятков миллионов долларов. "Под покровом небес" показался американцам слишком европейским фильмом.

Читайте также: