Берг лулу краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

* На основе музыки этой оперы Берг создал Лулу-симфонию (1934).

создавалась в 1929—1935 годах на материале одноименной драматической дилогии немецкого драматурга Франка Ведекинда, с весьма пикантными, подчас рискованными подробностями, разоблача­ющими лицемерие буржуазного общества.

В центре оперы – образ обольстительной женщины-хищни­цы, которая губит всех подпавших под власть ее рокового оча­рования: одни скоропостижно умирают или кончают с собой, пораженные глубиной ее безнравственности, других она уби­вает сама, третьи рядом с ней деградируют. В сюжете оперы наблюдается ракоходная симметрия, в ней последовательно от­ражены все этапы восхождения Лулу по общественной лестни­це и все пройденные ею ступеньки, неуклонно ведущие по этой же лестнице вниз. При этом каждая жертва Лулу в первой по­ловине оперы (три картины первого акта и первая картина второго) во второй половине (вторая картина второго акта и две картины третьего) имеет своего двойника, роль которого, по замыслу автора, поручается тому же исполнителю. Каждый из двойников обращается с Лулу примерно так, как она сама ранее обращалась со своей жертвой, – двойники осуществля­ют возмездие.

Несмотря на очевидную вопиющую безнравственность главной героини оперы, музыка любовных сцен с ее участием высвечивает высочайшую поэзию человеческих чувств. Так Берг выразил свое безусловное преклонение перед красотой. И в этом главное противоречие оперы. Примером выраженно­го в музыке на редкость вдохновенного любовного томления может служить лейттематический фрагмент, всплывающий во время сложных объяснений Лулу с доктором Шёном – дель­цом, ловкость, предприимчивость и мужественная энергия которого все же пробуждает в холодной красавице женщину, чего не мог добиться никто из остальных ее поклонников. Эта музыка выльется в прекрасное развернутое Grave между второй и третьей картинами первого акта.


Еще сильнее озадачивает основное противоречие оперы в заключительной сцене последней картины третьего акта -дуэте Лулу и Джека Потрошителя, патологического убийцы, являющегося двойником доктора Шёна. К тому времени геро­иня, преследуемая невзгодами и шантажом, оказывается на самом дне общества и вынуждена выходить на панель в Лон­доне, где она оказалась, скрываясь от преследователей. Дуэт построен на музыкальном материале, который ранее выражал любовь Лулу к впоследствии убитому ею доктору Шёну. Слу­шая поэтичнейшую музыку, можно подумать, если не вникать в смысл поющихся слов, что звучит один из прекраснейших любовных дуэтов мировой оперной литературы. На самом же деле здесь речь идет о том, во сколько обойдется Джеку Потрошителю обладание уже увядшими (и опасными для здоровья) прелестями Лулу (притом вовсе не о них помышляет Джек: он жаждет крови своей очередной жертвы).


ЛУЛУ
А. Берг
Продолжительность: 2 ч. 45 мин.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Музыкальный руководитель - Владимир Понькин
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева

Премьера состоялась 26.07.2002

Пресса о спектакле:

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

АКТ 1-й
Сцена первая
Рождение шедевра
Лулу замужем за доктором Голлем, медицинальратом,но она к тому же - любовница Доктора Шёна, шеф-редактора одной из крупнейших и весьма влиятельных газет. Доктор Шён и его сын, композитор Альва, встречаются в квартире Лулу в то время, пока Художник рисует её портрет. Когда они уходят, Художник затевает со своей моделью любовную возню. Вернувшегося мужа от неожиданной пикантности этой сцены хватает удар.

Сцена третья
Последний танец Соломен, или Долгая жизнь Короля
Театральная танцовщица Лулу в своей гримёрке. Она приходит в себя после внезапно случившегося с ней прямо на сцене обморока. Тонкая душевная организация актрисы не выдержала известия о том, что Доктор Шён и его невеста пришли посмотреть на её выступление. Доктор Шён, Альва и другие её поклонники в гримёрной. Выпроводив всех, она оставляет Доктора Шёна и заставляет его написать письмо своей невесте с отказом от помолвки. Доктор покорно исполняет её волю.

Сцена четвертая
Венера в мехах, или Кошмар рогоносца
Теперь Доктор Шён муж Лулу, но радость существования ему отравляет присутствие Графини Гешвиц, тайной воздыхательницы его супруги. Ненадолго отлучившись, он возвращается и застаёт жену в окружении трёх новых поклонников, на ей раз мужского пола: своего сына Альвы, циркового атлета и безусого гимназиста. В ярости он протягивает ей пистолет, чтобы она покончила с собой. Лулу убивает его.

Сцена вторая
Сад радостей земных, или Сошествие в Ад
Новый роскошный парижский салон. Лулу и Альва принимают гостей. Играющая в карты по-крупному, жующая и пьющая компания беззаботно слоняется по салону. Однако Лулу, разыскиваемая полицией не только у себя на родине, но и здесь, в Париже, постоянно находится под перекрёстным огнём разнокалиберных шантажистов. Светский хлыщ, а на самом деле сутенер Маркиз угрожает выдать Лулу полиции, если та не украсит своим присутствием бордель в Каире.

С помощью Шигольха ей удаётся навсегда избавиться от другого шантажиста - Алета. Известие о крахе акций, в которых большинство из присутствующих держало все свои сбережения, рождает панику, во время которой Лулу и Альве удаётся скрыться от полиции и преследований Маркиза.

Сцена третья
Последнее искушение Лулу, или Прогулка Смерти
Живя на чердаке где-то в лондонских трущобах вместе с Альвой и Шигольхом, Лулу занимается банальнейшей проституцией. Разыскавшая её Графиня Гешвиц привозит ей
весточку из прошлой жизни - портрет Лулу в костюме Пьеро. Один из клиентов, Негр, убивает Альву. Графиня Гешвиц мечтает о начале новой жизни, однако новый клиент Лулу Джек-Потрошитель весьма цинично расправляется с обеими мечтательницами.

Содержание

История создания

Опера Лулу, написанная А.Бергом, осталась неоконченной — 3-й акт её был не закончен композитором. Фрагмент из неё был впервые исполнен 2 июня 1937 году в цюрихском Оперном театре. Опера была закончена современным австрийским композитором Ф.Чергой, дописавшим третий акт, и премьера её полной версии состоялась в Парижской опере 24 февраля 1979 года в постановке Пьера Булеза [1] (с Терезой Стратас в заглавной роли). Длительность Лулу — около 3 часов.

Содержание

Пролог

Первый акт

Первая сцена Лулу замужем за врачом, доктором Голлом, и в то же время находится в любовной связи с шеф-редактором, доктором Шёном. Женщина приглашает Художника, чтобы он написал её портрет и тот, сражённый красотой Лулу, домогается её. В этот момент домой возвращается муж Лулу и, увидев развернувшуюся перед ним картину, умирает от инфаркта.

Третья сцена Лулу, по протекции доктора Шёна, работает танцовщицей в Кабаре. Когда она перед своим выходом видит среди публики доктора Шёна с его невестой, Лулу отказывается танцевать перед ними. Лишь после того, как ей за кулисы приносят письмо от Шёна, в котором он сообщает, что расторгает свою помолвку, девушка выходит для выступления.

Второй акт

Первая сцена Теперь Лулу замужем за доктором Шёном. После того, как он, однажды вернувшись домой, застаёт её окружённой кучей поклонников Шён, вне себя от ревности, достаёт револьвер и требует, чтобы Лулу застрелилась. Взяв оружие, Лулу стреляет не в себя, а в Шёна, и убивает его. Лулу арестовывают.

Вторая сцена Через несколько месяцев друзьям Лулу удаётся организовать её побег из тюрьмы, при этом каждый из них желает её заполучить. В конце концов Лулу бежит за границу с Альвой, сыном доктора Шёна.

Третий акт

Первая сцена Лулу и Альва принимают гостей в своём парижском доме. Гости неспокойны из-за просочившихся слухов, что Лулу разыскивается в Германии по обвинению в убийстве. Женщина подвергается шантажу. Лишь внезапная паника, вызванная биржевым крахом, помогает Лулу и Альве без помех вновь пересечь границу.

Вторая сцена Лулу живёт с Альвой и Шигольхом в Лондоне в нищете. Для того, чтобы заработать какие-либо деньги, она занимается проституцией. Один из её клиентов убивает Альву. Другой клиент — это Джек-Потрошитель — убивает сначала Лулу, а затем и её лесбийскую приятельницу, графиню Гешвиц.



Действующие лица и исполнители






Доктор Шён / Джек-Потрошитель


Над спектаклем работали

Художник по костюмам

Художник по свету

О спектакле

Уильям Кентридж — художник и режиссер, собирающий динамические коллажи, из осколков подлинного мира выклеивающий собственную реальность. К неоконченной опере Альбана Берга его излюбленная техника подходит как нельзя лучше: фрагменты жизни Лулу фантасмагоричны и реальны в одно и то же время.

Краткое содержание

Лулу позирует для портрета в присутствии своего любовника доктора Шёна, состоятельного шеф-редактора. Художник домогается Лулу, но тут в комнату входит её муж, Врач, и умирает от потрясения и разрыва сердца. Лулу понимает, что она теперь богатая вдова.

Лулу замужем за Художником. Она с удивлением узнаёт, что Шён – когда-то подобравший Лулу на улице, давший ей образование и сделавший своей любовницей, – помолвлен. Приходит старик Шигольх, то ли отец Лулу, то ли бывший любовник. Шён теперь хочет расстаться с Лулу, чтобы выгодно жениться. Он рассказывает Художнику о прошлом его жены, и тот в ужасе перерезает себе горло. Шён поражён равнодушной реакцией Лулу на самоубийство мужа, а она говорит Шёну, что он всё равно женится на ней.

Через какое-то время Лулу выступает в балете, который сочинил сын Шёна Альва. У себя в гримёрке она рассказывает Альве о своём последнем воздыхателе, принце. Заметив в зрительном зале Шёна с невестой, Лулу отказывается выходить на сцену. Приходит Шён и просит Лулу не препятствовать его браку, но в итоге понимает, что не в силах расстаться с ней. Под диктовку Лулу он пишет письмо своей невесте и расторгает помолвку.

Шён и Лулу женаты, но у Лулу по-прежнему масса поклонников, в том числе – лесбиянка графиня Гешвиц. Графиня, Шигольх, Акробат и Гимназист собираются в особняке Шёна, и трое мужчин признаются в любви к Лулу. Приходит Альва и тоже признаётся ей в любви. Разгневанный Шён требует, чтобы Лулу застрелилась и не портила ему репутацию. Лулу отвечает, что она такова, какая есть, и никогда не притворялась другой. Когда Шён толкает её на колени, Лулу стреляет ему в спину и умоляет Альву не выдавать её полиции.

Оркестровая интерлюдия, изображающая арест Лулу, суд над ней, заключение в тюрьму, заболевание холерой и побег из больницы, устроенный графиней, которая поменялась одеждой с Лулу и заняла её место.

Альва, графиня и Акробат ждут Лулу в прежней квартире Шёна. Когда она появляется, Акробат, видя, как она подурнела, уходит, пригрозив выдать её полиции. Оставшись один с Лулу, Альва вновь уверяет её в своей любви и соглашается уехать с ней в Париж.

В парижском особняке Альвы на праздновании дня рождения Лулу несколько мужчин пытаются шантажировать её, угрожая выдать полиции за убийство Шёна. Лулу разражается слезами.

Поднимается суматоха, когда становится известно, что акции компании, куда инвестировали многие из гостей, рухнули, и все разорены. Лулу удаётся воспользоваться этим и бежать, разминувшись с полицией.

В грязной лондонской мансарде Шигольх и Альва, немощный и больной, ждут, когда вернётся Лулу, ставшая проституткой. Она приводит клиента. Когда тот уходит, приходит потерявшая всё своё состояние графиня Гешвиц и приносит портрет Лулу. Лулу и трое её воздыхателей размышляют о том, как их судьбы оказались связаны с этим портретом. Лулу снова уходит на улицу и приводит очередного клиента. В неловкой попытке защитить Лулу Альва нападает на него, тот проламывает ему череп и уходит. Лулу в отчаянии убегает на улицу. Шигольх оттаскивает тело Альвы подальше и исчезает. Графиня с тоской подумывает о самоубийстве, но тут приходит Лулу с очередным клиентом – Джеком-Потрошителем. Они спорят о цене и уходят к ней в комнату. Раздаётся крик Лулу – Джек убил её. Графиня бросается на помощь, но Джек наносит ей удар ножом и уходит. Графиня умирает с именем Лулу на губах.

Читайте также: