Березка паспорт растения для детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Вид проекта : долгосрочный исследовательско - творческий.

Сроки: 6 недель (январь – февраль).

Цель: Выяснить, почему именно березу считают символом России, почему она так дорога сердцу русского человека.

Задачи: Собрать информацию о березе, познакомить детей с художественной литературой, фольклором, произведениями русских художников. Провести ряд наблюдений и экспериментов. Развивать у детей наблюдательность, образное мышление, умение видеть красоту природы. Упражнять в составлении рассказов и экологических сказок, создании образов березы в продуктивном творчестве. Воспитывать у детей любовь к природе и Родине. Укрепить сотрудничество родителей с детским садом.

Участники: дети 5-6 ти лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат: У детей начал развиваться познавательный интерес, дети познакомились с возможностями самостоятельно добывать нужные знания, анализировать, делать выводы. Они приобрели новый опыт поисковой, исследовательской деятельности, изучили целебные свойства березы, начали учиться высказывать собственные суждения. Проект способствовал развитию творческих способностей детей. На основании своих исследований дети пришли к выводу: бережно относиться к символу России – березке.

Приоритетные образовательные области:

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Интеграция познавательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы проведения: совместная деятельность, непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность.

Составление плана проекта,помещение его в патриотический уголок, сбор материалов и информации, периодические отметки о выполнении пунктов плана, самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование:

Репродукции картин русских художников, энциклопедии, книги, различные художественные материалы, оборудование для экспериментирования, магнитная доска, фланелеграф, макет березы, иллюстрации, фотографии, изделия из бересты, березовый веник, березовый гриб – чага, набор аптечный с березовыми почками, березовый деготь, шапочки - маски для инсценирования и игр, русские народные костюмы, художественная и методическая литература.

Этапы реализации проекта :

1-й этап – подготовительный.

1. Составление плана работы по проекту. Определение целей и задач по теме проекта.

3. Формирование рабочих исследовательских групп :

Взять интервью у работников д/с, найти информацию и наглядный материал о березе.

4. Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций и фотографий. Сделать подборку информативного и наглядного материала.

5. Разработка предполагаемых идей по теме проекта :

- Найти в интернете, в каких странах растут березы (Артем Б.)

-Спросить у мамы и папы, что они знают о березах (Катя Б.)

-Посмотреть в лупу на кору, из чего она состоит (Настя М.)

-Взять интервью у сотрудников детского сада (воспитатель)

-Найти в книгах стихи, пословицы

загадки, картинки (Кирилл С.)

-Сделать паспорт березы (восритатель)

-Нарисовать красивые березы и сделать поделки (Полина С.)

Упражнять детей в планировании своих предполагаемых действий.

Поместить план проекта в патриотическом уголке и периодически делать

пометки о выполнении.

2 этап. Технологический.

Работа с детьми.

1. Опрос детьми сотрудников детского сада по теме проекта – интервью.

2. Выбор берез на участке. Знакомство с ними.

3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями берез. Исследование ствола березы. Использование художественного слова.

5. Оформление паспорта березы.

3. Заучивание пословиц и поговорок о березе.

6. Изготовление макета березы.

7. Рисование иллюстраций к экологическим сказкам.

5. Сочинение экологических сказок о березе.

7. Чтение детьми стихов о березе.

5. Проведение праздника русской березки.

Работа с родителями.

1. Подборка родителями стихов, пословиц, поговорок, загадок о березе, заучивание их с детьми.

3. Приглашение родителей на праздник русской березки.

5. Сбор родителями информации и наглядного материала по исследовательским группам.

7. Помощь родителей в оформлении уголка березы в патриотическом уголке.

3 этап. Заключительный.

Выводы: В результате проведенной работы дети поняли, почему березу называют символом России. У детей повысился познавательный интерес к объектам природы, в частности, к деревьям. Произошло развитие их исследовательской, практической, продуктивной деятельности. Укрепилось сотрудничество родителей с детским садом.

Заключение: Реализация проекта познакомила детей с возможностями самим добывать информацию по интересующему вопросу. Дети узнали, почему березу называют символом России, какие разновидности берез есть на ее территории, какие свойства имеет береста, познакомились с полезными свойствами березы. Дети стали бережнее относиться к березам на участке детского сада, заботиться о них.

Юный эколог: программа по экологическому воспитанию. Николаева С. Н., - М., Мозаика – Синтез, 1999 г.

Природа и художник: программа по изобразительному искусству. Копцева Т. А., - М., 2001 г.

7.Примерная высота дерева. На какой высоте дерево начинает ветвится?

8.Ширина кроны. Её форма (нарисуй и закрась зеленым цветом)

9.Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2м от ствола

(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная; покрыта или нет травой и т.д.)

10.Состояние дерева в момент заполнения карточки (отл., хор., удовлетв., неудовлетв.)

Конечно же мальчик должен пропустить девочку. Это должны рассказывать и показывать родители ещё с малых лет и уроки культуры общения в школе. Ведь в будущем мальчик станет мужчиной и если с детства привить правила этикета, то и в дальнейшей жизни он будет относиться как к своей женщине, так и к любой другой галантно, уважительно. Развив эту привычку, мальчика будет мучать совесть по поводу того, что он не следует правилам этикета и он не захочет отступаться от правил. Следовательно, прав Коля.

Что означает пословица "Приветливое слово побеждает гнев".

Она говорит нам о том, что сказанное во время приветливое слово может успокоить другого человека, погасить его негодование, остудить горячие головы.

Люди часто выходят из себя, начинают сердиться по пустякам, ругаться друг с другом. Часто это приводит к долгой и серьезной ссоре. Но ведь так легко избежать этой ссоры, если кто-нибудь просто в минуту гнева скажет другому ласковое слово. Тогда и гнев второго человека исчезнет без следа.

Например можно вспомнить такой случай:

Мама ругала меня за то, что я опять забыла помыть посуду вечером и утром на столе стояли грязные чашки. Мама сильно рассердилась, но я просто сказала ей: "Прости меня, мамочка. я так сильно тебя люблю!" и она вдруг забыла про свой гнев и улыбнулась.

Предлагаю вам для сбора информации воспользоваться различными ресурсами, чтобы побольше узнать о таком славном городе, как Москва. Посетите библиотеку в школе, поищите информацию в интернете. Обязательно изучите материал истории возникновения этого города. Как возник, опишите обязательно достопримечательнос­ ти Москвы, описание и как они выглядят. Так же вы должны в докладе обязательно рассказать в каких местах побывали вы, самые любимые опишите. Расскажите, что является символом Москвы, расскажите что изображено на гербе, символика и что они обозначают. Предлагаю ниже вам рассмотреть материал для презентации и оформления доклада, то о чём вы будете рассказывать, и наглядно показывать классу.





Предметы гигиены, которые моют, которые находятся в тюбиках или флаконах, которые не могут накапливать микробов, относятся к общим предметам гигиены - это мыло, шампунь, зубная паста.

Предметы гигиены, которые касаются тела, на которых могут сохранится микроорганизмы, относят к личным предметам гигиены - это расчески, полотенца, зубные щетки, мочалки.

Зачем нужны эти предметы гигиены?

  1. Расческа нужна для того, чтобы поддерживать порядок в волосах.
  2. Зубная щетка нужна чтобы содержать чистыми зубы
  3. Зубная пуста нужна также для чистоты зубов.
  4. Шампунь нужен для того чтобы мыть волосы
  5. Полотенце - чтобы удалить влагу с тела
  6. Мыло - чтобы мыть руки и тело.
  7. Мочалка, чтобы удалить загрязнения механическим способом - трением

При включенном газе закрыть форточки.не исспользоват электроприборы во влажном виде.не включать телевизор при грозе.не оставлять включенными приборы когда покидаете дом и без присмотра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников

г. Североморск

Познавательно-исследовательского проекта по теме

Автор: Колесникова В.С.

hello_html_14e7400d.jpg

По количеству участников проект является коллективным.

Возраст детей: 4-5 лет

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творчески - исследовательский.

Длительность: долгосрочный (15.09-16.04)

Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Воспитанники нашего детского сада и их родители являются активными участниками в области сохранения живой природа. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично.

В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Актуальность:

Я в своей работе с детьми остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний ребят о берёзе и воспитания у них экологического самосознания, познавательного интереса и желанию наблюдать и исследовать.

В основе моей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды.

Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, беседы о берёзе и о природе.

Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Недостаточные знания детей о берёзе.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.

Цель проекта:

Приобщить детей к русской культуре, посредством экологического воспитания. Повысить познавательный интерес детей, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Изучить какие обычаи и традиции русского народа связаны с берёзой.

Выяснить как используют берёзу в быту, медицине, промышленности.

Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.

Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;

Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - берёза.

Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется представление: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности, о бережном отношении к природе.

Этапы проекта:

Подготовительный:

* Определение объекта изучения.

* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.

Практический:

* Вхождение в игровую ситуацию.

*Прогулки на участке детского сада.

* Наблюдение за берёзой.

* Беседы с детьми.

* Работа с художественной литературой.

* Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную

* Совместная деятельность с родителями.

*Рассматривание репродукций картин русских художников.

Заключительный:

Схема работы по проекту "Березка русская моя"

Разделы программы

Виды детской деятельности

Программное содержание

Игровая деятельность

Игра по модели строения березы (корень, ствол, ветви, листья)

Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.

Уточнить знания детей о последовательности сезонного развития берёзы.

Непосредственная образовательная деятельность

-Дать знания о символе славянского культа России - березе;
- познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;
-приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности

Речевое развитие

Беседа « Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности

Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.

Подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.

Художественно-эстетическое развитие

Выставка творческих работ.

Вызвать у детей желание создать поделку. Развивать воображение, воспитывать самостоятельность.

Совершенствовать умение рисовать берёзу, передавая характерные особенности строения её ствола, веток, цвета; развивать технические навыки рисования карандашами.

Познавательно-исследовательская деятельность

Экспериментирование: Рассматривание бересты под лупой.

Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы- это чечевички, через которые проходит кислород дереву .

Дать представление о потребности растений в воде.

Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения. Выяснить с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растений

Художественная литература

Подбор и выставка художественной литературы о берёзе

Познакомить детей с художественными произведениями о берёзе, учить понимать замысел произведения; развивать художественный вкус.

Музыкальная деятельность

Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства.

Здоровье и физическое развитие

Наблюдение за набухшими почками берёзы.

Экскурсии ,походы с родителями в парк.

Продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года, изменениями весной;

Воспитание доброго отношения к природе через образ русской березы, бережного отношения к ней;

Работа с родителями

Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.

Сбор поделок, изделий, сувениров из бересты, березы

Результаты проекта

- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.

- Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.

- Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.

Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.

- Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности:

Цель: Дать детям представление о том, что береза – символ России. Закрепить знания об окружающем мире, о березе. Воспитывать бережное отношение к березе.

Добрый день, дети! Сегодня мы с вами будем говорить об одном замечательном дереве. А о каком дереве пойдет речь, вам поможет узнать эта загадка:

Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

О березе, которая распространена на территории нашей Родины – России сложено много песен, стихов, встречается береза и в фольклоре.

С какой любовью о березе говорил в своих стихах Сергей Есенин:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. А как еще ласково можно назвать березу?

(Березонька, березка, белоствольная, кудрявая и т.д.)

Народ давно приметил, что если береза оденется листвой раньше ольхи, то лето будет засушливым и жарким, а если позже, то холодным и дождливым.

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд.

Много исходив дорожек

Я всегда березе рад.

Русская березка красива в любое время года. Вспомните, какая береза бывает весной?

Береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые, клейкие, нежные листочки.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Повесила с тонких ветвей

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Но вот пригрело солнце, наступило лето, и чем же береза радует нас?

Зеленой густой листвой, прохладой, пением птиц.

А летним днем струится

Она живым шатром,

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

А что мы чувствуем, когда смотрим на осеннюю березку?

Зимой береза, по–своему, красива. Не страшны ей ни буйные ветры, ни холода.

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Много песен сложено про березу.

Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Словно, девочки – подростки,

За руки взялись, и вот – закружился хоровод!

Березы – символ России. Еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел. А в народе существует про это такая загадка:

Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве четыре угодья:

От тьмы – свет, разбитому – связь,

И людям наполненный колодец.

Почему так говорится?

Как вы думаете, был ли раньше электрический свет?

В старину в деревнях долгими темными вечерами при свете березовой лучины (показать лучину) , женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали (показать прялку, веретено, клубок шерсти, тканое полотенце, вышивку, вязаные варежки) .

Из березовых почек готовят лекарства (при долго незаживающих ранах готовят отвар), на березовом грибе – чаге заваривают чай (от заболеваний желудка). А березовым веничком в бане хворь выгоняют. Березовым дегтем врачуют животных.

Березу используют как топливо. Березовые дрова дают больше тепла при сгорании.

Некопаный колодец – это сладкий березовый сок, которым весной дерево угощает людей и лесных обитателей: животных, птиц, насекомых. Весной березы как мощные насосы гонят вверх по стволу березовый сок. Но что же нужно помнить, когда вы берете березовый сок у березы?

Нужно обязательно замазать ранку березы, чтобы она не погибла.

Белая береза, милая сестра,

Ты расти, не бойся, злого топора.

Белая береза, русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

(Подходим к столу)

Береза – щедрое и доброе дерево. Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Береста очень прочный и долговечный материал. Она долго не гниет в земле и даже в воде.

(рассматриваем бересту, изделия из бересты, предлагаю детям порвать кусочки бересты)

Вот такая давняя слава о березе и поныне живет у россиян.

Береза – символ России, но является ли она символом нашего родного села Большая Соснова?

У нас, куда ни глянешь – повсюду стоят белоствольные красавицы березы. Они украшают наши улицы, места отдыха. В березовой роще летом отдыхают все – от мала до велика. Выпускники детского сада сажают березки, оставляя память о себе.

Дети, я что – то слышу, кто – то зовет нас, кто – то помощи просит!

Что же случилось с вами, милые березки?

– Мы были такими красивыми, но злой колдун заколдовал нас.

Дети, давайте мы оживим березки, пусть они снова станут красивыми и будут радовать нас.

(Дети рисуют березки, которые будут украшать нашу группу)

Каждое дерево полезно и красиво. Нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, ромашка в зелени луга. Береза достойна своей многоголосой и прочной славы.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Конский каштан – дерево статное, красивое, с густой тенистой кроной. Его легко узнать по крупным резным листьям, похожим на растопыренные пальцы. И конечно, он знаменит своим цветением – пышные высокие соцветия в виде свечей, белые и розовые, видны издалека. Осенью земля под каштаном усыпана шоколадно-коричневыми плодами, заключенными в зеленую, покрытую шипами коробочку, – их так любят собирать ребятишки.

Род Конский каштан (Aesculus) относится к семейству конскокаштановые и насчитывает около 25 видов, распространенных в Европе, Азии и Северной Америке. Они относительно морозостойки, теневыносливы, но лучше развиваются при хорошем освещении. Большинство видов влаголюбивы, довольно устойчивы к вредителям и болезням, предпочитают содержащие известь суглинистые почвы.

Представители этого рода – листопадные деревья или кустарники с пальчатосложными, длинночерешковыми листьями, состоящими из 5–9 листочков, пильчатых по краю. Цветки довольно крупные, обоеполые, собраны в пирамидальные метелки длиной 10–15 см. На лепестках имеются разноцветные пятна, вначале они желтые, а затем становятся оранжевыми и, наконец, карминно-красными. Интересно, что изменение цвета пятна соотносится и с изменением его запаха. Желтый цвет – сигнал для пчел и бабочек, означающий наличие нектара, а оранжевый и красный – отсутствие его. Плод – шаровидная коробочка с шипами, обычно содержащая одно крупное темно-коричневое, будто отполированное семя.

Древесина у конских каштанов рассеянно-сосудистая, белая или кремовая, легкая, по техническим свойствам близка к древесине тополя, ольхи и липы.

Конские каштаны растут медленно, особенно в первые десять лет, переносят пересадку до 15–20 лет. Все виды декоративны в течение периода вегетации. Используются в аллейных, групповых и одиночных посадках в парках, скверах и на улицах городов. Каштаны способны накапливать в себе вредные сернистые соединения и свинец.

Размножаются посевом семян осенью или в первую весну после их сбора (лучше после стратификации), а также прививкой или окулировкой на обычные виды.


Оказавшись ранней весной в лесу, обращаешь внимание прежде всего на нарядные, как бы вымытые дождем белоствольные березки. Это дерево с развевающимися на ветру зелеными кудрями самое любимое на Руси.

Замечательно это дерево как осенью, так и зимой: береза образует чистые (березняки) и смешанные леса, березовые колки, встречается в разных типах леса. Березняки представлены в основном одновозрастными деревьями. Со временем под пологом сквозистой кроны березового леса поселяются хвойные деревья, формируя березово-еловые, березово-сосновые и березово-лиственные насаждения. На естественный процесс замены березовых лесов хвойными породами деревьев уходит примерно около 100 лет, но многочисленными рубками этот период часто сокращают.

Береза - дерево высотой 10-25 метров с диаметром ствола 25-120 см (реже - кустарники до 2-4 м.) У него яйце- или обратнояйцевидная крона с несколько устремленными вверх или свисающими ветвями. Почки сидячие (большей частью, заостренные), опушенные, клейкие, а листья очередные, черешковые, простые, яйце - или ромбовидные, по краю зубчатые или пильчатые. Береза - единственная в мире порода, у многих видов которой кора, береста, белоснежного цвета, гладкая или трещиноватая, с отслаивающимися слоями в виде тонких ленточек или крупных пластин. У нее мощная корневая система, уходящая в глубину и во все стороны, благодаря чему ветроустойчивость у нее высокая.

Береза успешно и быстро растет в разнообразных климатических условиях, но наиболее быстро растут ее белоствольные виды. Интенсивный рост наблюдают в период с 10 до 70 лет. К 40-50 годам деревья в благоприятных условиях достигают высоты 25-30 м и более, это культура светолюбивая, морозо- и засухоустойчивая, малотребовательная к плодородию и влажности почвы, поэтому ее встречают на каменистых, песчаных, суглинистых оподзоленных почвах и на дренированных черноземах, выносливая в отношении загазованности и задымленности воздуха. Продолжительность жизни березы у разных видов от 40 до 120 лет, хотя отдельные экземпляры доживают до 200 лет.

Береза Береза повислая (бородавчатая, плакучая) B.pendula достигает в высоту 20-30 м при диаметре ствола до 60-80 см. У нее ажурная крона с тонкими свисающими (повислыми) вниз ветвями (отсюда название) и с белоснежной (или серовато-белой) отслаивающейся корой (с черными точками по стволу). Молодые побеги - красновато-бурые, на них (характерная видовая особенность) имеются маленькие смолистые бугорки (железки-бородавки): "бородавчатость" - отсюда второе название. Листья длинноочередные, слегка кожистые, ромбически-яйцевидной формы с двоякоострым зубчатым краем, усеяны смолистыми железками. Наиболее ценная разновидность повислой березы - "карельская". Осуществляя селекционную работу, у березы карельской специалистами отобрана высокоствольная форма, имеющая наибольшее хозяйственное значение. Для озеленения в лесных насаждениях преимущественно используют березу повислую.

У березы однородная по строению древесина, поэтому для нее свойственна высокая прочность; она твердая, упругая, легкая при обработке и хорошо поддается полировке, поэтому в течение многих столетий нашла широкое применение в быту нашего народа и во многих хозяйственных отраслях. Из нее изготавливают фанеру, лыжи, деревянные части ружей, паркет, токарные изделия, предметы домашнего обихода


Тополь

Тополь – дерево-крупномер, его высота достигает 40-45, а иногда 60 метров. Все виды тополей листопадны. Форма кроны, в зависимости от вида, может быть шатровидной, яйцевидной, пирамидальной. Кора тополя на стволе имеет серый или буро-серый цвет, на ветвях она оливково-серая. Корневая система мощная, поверхностная, занимает большую площадь. Листья глянцевые, тёмно-зелёные сверху и белые или зеленовато-белые снизу, на опушённых черешках, ланцетной, овальной или другой формы.

Будучи быстрорастущим деревом с декоративной кроной и листвой, тополь широко применяется в ландшафтном дизайне. Все его виды отлично подходят как для одиночных, так и для групповых посадок, а тополиные аллеи являются классикой парковых ландшафтов. Тополя декоративны не только благодаря форме крон – они обладают красивой листвой, которая у некоторых видов осенью становится жёлтой или золотистой.

Для озеленения рекомендуется применять мужские экземпляры растения – они не образуют тополиного пуха. При выборе места для высадки растений следует учитывать, что мощная корневая система тополя со временем может взломать покрытие дорожки или площадки и даже фундамент строения, поэтому сажать тополь лучше на 30-60-метровом удалении от построек и не слишком близко к дорожкам.

Тополь – это эффективный воздушный фильтр, его с успехом используют для городского озеленения, а также в качестве лесообразующей породы. Применение тополя в различных отраслях народного хозяйства весьма разнообразно. Так, его древесину применяют в строительстве, мебельной и бумажной индустрии, для промышленного использования выводятся гибриды и генетически модифицированные сорта растений с заданными свойствами древесины.

Поначалу сирень не пользовалась большим спросом у европейских садоводов, потому что цвела она недолго, а неплотные соцветия с мелкими цветками не обладали высокой декоративностью. Но все изменилось после того, как француз В. Лемуан получил несколько десятков сортов данного растения, которые отличались пышным и длительным цветением, а также красивыми плотными соцветиями, обладающими правильной формой. А еще ему удалось вывести несколько сортов с махровыми цветками разнообразных цветов. Эмиль Лемуан продолжил деятельность своего отца, как и его сын Анри. Благодаря Лемуанам на свет появилось 214 сортов сирени. Из французских селекционеров сирени уделили внимание: Огюст Гушо, Шарль Бальте и Франсуа Марель. При этом в Германии над выведением новых сортов сирени трудились: Вильгельм Пфитцер и Людвиг Шпет. В Голландии в начале 20 столетия появились на свет новые сорта данного кустарника, а работали над этим Клаас Кессен, Дирк Эвеленс Маарсе, Ян ван Тол и Гуго Костер, также в этом направлении трудился и польский селекционер Карпов-Липски.

В начале 20 века сирень стала довольно популярна в Северной Америке, при этом на свет появились ее новые сорта благодаря таким селекционерам, как Джон Данбар, Гульда Клагер, Теодор Хавемейер и иным довольно известным специалистам Канады и США. Также новые сорта сирени выводились на территории Беларуси, России, Украины и Казахстана. На сегодняшний день насчитывается больше 2300 сортов данного растения, которые различаются меж собой окрасом, величиной и формой цветков, сроками цветения, габитусом и размером кустов. 2/3 всех сортов были выведены с использованием сирени обыкновенной.


Спирея – декоративный многолетний кустарник из семейства Розовые. Он распространён в лесах и лесостепях умеренного пояса, а также на склонах Альп, Гималаев и вблизи Мексики. Растения служат для декоративного оформления парков и садов. Их каскадные, изгибающиеся ветви весной и летом обильно покрываются мелкими цветами, словно пеной или снежной шапкой. Иногда спирею именуют таволгой, однако это ошибка. Таволга — травянистое растение, тогда как спирея является кустарником с деревянистыми побегами.

Спирея – листопадное многолетнее растение высотой 0,15-2,5 м. Его питает мочковатое поверхностное корневище. Побеги растут прямо, стелются по земле или приподнимаются. Со временем даже прямостоячие ветки изгибаются под собственным весом. Окраска веток бывает светло-коричневой или тёмно-бурой. Кора отслаивается продольными пластинами.

Очередные короткочерешковые листочки не имеют прилистников и отличаются узколанцетной формой с отчетливым рельефным рисунком центральной и боковых жилок. Края листвы пильчатые или зубчатые. Окраска может быть весьма разнообразной. Некоторые растения в течение всего сезона покрыты зелеными листьями, а листва других меняется несколько раз с красной на желтую, зеленую или оранжевую.

Первое слабое цветение начинается со второго или третьего года жизни спиреи. В середине весны или уже летом в пазухах листьев распускается множество зонтичных или метельчатых соцветий. Близко расположенные друг к другу мелкие венчики диаметром 6-10 мм имеют дисковидную форму. Цветы с пятью отдельными округлыми лепестками и пышной сердцевиной (до 60 тычинок и около 5 завязей) могут окрашиваться в белый или розовый цвет.

Читайте также: