Береги огонь константин эрендженов краткое содержание
Обновлено: 06.07.2024
Константи́н Эрендже́нович Эрендже́нов (калм. Өрҗәнә Константин , 12.05.1912 г., Бага-Чонос, Астраханская губерния, Российская империя (сегодня — Целинный район, Калмыкия) — 1991 г., Элиста, Калмыцкая АССР, РСФСР) — советский калмыцкий поэт, писатель, переводчик, общественный деятель Калмыцкой АССР, народный поэт Калмыкии.
Содержание
Биография
Константин Эрендженов родился 12 мая 1912 года в хотоне Бага-Чонос Астраханской губернии в семье батрака. До 1930 года батрачил у местных богатых калмыков. После окончания сельской интернатской школы Константин Эрендженов учился в элистинской школе имени Т. Д. Юрковой. В 1929 - 1930 гг. учился на курсах по подготовке в ВУЗы в селе Кануково Приволжского района Калмыкой автономной области.
В 1930 году поступил на факультет калмыцкого языка и литературы при Саратовском университете. После окончания третьего курса Саратовского университета решением Калмыцкого обкома ВКПб был отозван в Элисту для работы на государственных должностях.
В 1936 году был избран членом ЦИК Калмыцкой АССР, в 1937 году — депутатом Верховного Совета Калмыцкой АССР. С 1934 по 1937 года Константин Эрендженов работал ответственным секретарём Правления Союза писателей Калмыцкой АССР и заведовал отделом культуры и искусства в газете "Улан хальмг".
В 1938 году Константин Эрендженов был незаконно репрессирован.
С 1957 года преподавал калмыцкий язык и литературу в калмыцкой студии при Ленинградском театральном институте имени А. Н. Островского. Потом работал редактором в Калмыцком книжном издательстве. С 1963 года работал редактором художественной литературы в Калмыцком книжном издательстве. В 1967 году закончил Высшие курсы Литературного института имени М. Горького
В 1971 году удостоен звания Народный поэт Калмыкии.
Творчество
Целью своей работы я считаю изучение образа огня в калмыцкой поэзии. Объектом исследования являются стихи Лии Петровой, Давида Кугультинова, Санджи Каляева, Басанга Дорджиева.
Республиканская конференция туристско-краеведческого движения
(Образ огня в калмыцкой литературе)
МКОУ «Яшкульская МГ
руководитель Убушаева А.Т.
II. Основная часть.
1. Огонь - священная стихия, почитавшаяся калмыками.
3. Образ огня в творчестве Лии Петровой.
4. Образ огня в творчестве Давида Кугультинова.
5.Образ огня в творчестве Санджи Каляева и Басанга Дорджиева.
Огонь - священная очищающая все стихия, почитавшаяся калмыками и их предками. Метафорический образ огня, символизирующий яркую, неординарную личность, широко используется
Целью своей работы я считаю изучение образа огня в калмыцкой поэзии.
Объектом исследования являются стихи Лии Петровой,
Давида Кугультинова, Санджи Каляева, Басанга Дорджиева.
Материалом исследования стали стихотворения
Я надеюсь, что моя исследовательская работа будет способствовать тому, чтобы школьники чаще обращались к национальному достоянию отечественной словесности и понимали глубину мысли наших поэтов.
Образ огня в калмыцкой литературе
В мировой литературе превалирует ориентация на героя, имеющего лучшие черты человека.
Творческие поиски такого героя у калмыцких писателей ведутся не только на тематическом и идейном уровнях, но углубляются, наполняясь историзмом, психологизмом, национальным своеобразием.
Писатели и поэты опираются на различные виды художественной условности, позволяющие заострять образ, сгущать его, сообщать ему метафоричность. Они используют условные формы: мифы, легенды, сказки, притчи, образы-символы, с помощью которых решаются проблемы, поставленные реалистическим методом.
Элементы фольклорной поэтики несут в себе не только заряд поэтической мысли, но и раскрывают идею художественного произведения. Значительна их роль и сюжетно- композиционной структуре произведений, в раскрытии характеров, построении образов.
Образы-символы отражают духовный мир героя. Образ огня, о котором я пишу данную работу, именно такой символ, который раскрывает движения души, философию яркой личности…..
Огонь – священная очищающая все стихия, почитавшаяся калмыками и их предками.
Перед любым значимым событием следовало очищение огнем.
Священная стихия огня оберегалась от осквернения. Огонь в очаге воспринимался как живое существо, поэтому существовал запрет на прикосновение к нему острыми предметами. У калмыков принято было благодарить Небо и Землю, Огонь и Воду, молиться им, просить у них покровительства.
В период распространения буддизма божеством, выполняющим функции хозяйки очага, стала считаться hалын Окн тенгр.
Символика жертвоприношения огню и очагу хорошо отражена в йоряле, произносимом во время Гал Тяклгн:
Потряхивая круглой головой,
Короткими коленями преклонясь,
Выбрав лучший из месяцев,
Выбрав лучший из дней,
Приношу в жертву белого барана с желтой головой.
Прошу у Окон Тенгри счастья и благоденствия.
Да возвратятся оторвавшиеся, заблудившиеся!
Да восторжествует благополучие от желто-пестрых коров,
Похожих на львов, с саженными ногами
И аршинными бедрами. Хурэй! Хурэй!
Как земное продолжение солнечной стихии огонь наделяется свойствами обеспечения плодородия, богатства, жизни, счастья; он выполняет функцию взаимосвязи среднего и верхнего миров, что позволяет рассматривать его как символ мирового дерева.
К.Эрендженов имел в виду, что огонь – обновление, очищение. Огонь- символ прометеевского дерзания, творчества.
Этот огонь Эрендженов не только пронес в течение всей жизни, но и сохранил для преемников.
К. Эрендженов показывает, как в столкновениях с жизнью формируется мировоззрение героя, как расширяется его кругозор. Бате, как и его сверстникам, не хватало теоретической подготовки. И он едет учиться дальше. В те годы многие юноши и девушки национальных окраин были направлены на учебу в разные города страны: Москву, Астрахань, Саратов, Сталинград. Это было вызвано необходимостью подготовки национальных кадров народов нашей страны, ранее отсталых, теперь ставших на путь социалистического строительства. Первые посланцы народа, направленные в те годы на учебу, составили потом ядро молодой калмыцкой интеллигенции.
Герой романа и его современники строят новую жизнь и сами живут по-новому, создают новый быт. Бата (во 2-й части романа) предстает уже в новом качестве: он окончил университет и приобщается к литературному делу.
В этом авторском монологе подводятся итоги пути, пройденного героем книги: чего он добился, ради чего жил и работал. Поиски истины и смысла жизни были порой нелегки как для Баты и его друзей, так и для всей страны, для всего народа.
Издавна литература ставила вопрос о значении поэта, писателя и его творческого труда в общественной жизни.
Он метался, он бился в печи,
Словно в клетке большая птица.
Я пыталась его приручить
И хотела с ним подружиться.
Я тянула к нему ладони,
И кормила кусками дровин –
Он упрям был и непреклонен,
Долго тлела в печи головня…
Он куснуть меня норовил.
Угасал.…Но со смертью споря,
Жизнь! Даруй мне в борьбе и горе
Неуемную ярость огня!
Л.Петрова рисует и вполне реальную и аллегорическую картины, передающие глубокий философский смысл: поэт в этом тревожном мире – символ непреклонности, мужества, человечности и любви к людям.
..И чувство, схожее с наитием
Явилось к сыновьям степей.
И песня стала вдруг открытием:
Они себя познали в ней.
Родина для Санджи Каляева – это, прежде всего, просторы калмыцкой степи. Любовь к ней, тончайшее чувство родной природы и стихии национальной жизни слиты в стихах воедино; пейзаж и психологический мир автора сливаются в некое нерасчлененное единство. И тогда рождаются чарующие искренность музыкальные строки.
…Я зернышко в маке,
Который весною багров.
Я искра во мраке
Горящих пастушьих костров.
Он одержим искусством, счастлив оттого, что может всюду находить поэзию. В поэтизации мироощущения жителя степи он доходит до самых исконных национальных воззрений, отлитых в формах народных поэтических представлений.
Применяют люди к жизни мерку –
Сколько прожил: двадцать, сорок, век…
Но приходит вечность на поверку –
И не жил как будто человек.
Был и нет. Но он пришел не тенью.
Яркой искрой выпал из огня,
Будто пыль взметнулась на мгновенье
Под копытом быстрого коня.
Горит тюльпан. Дарит он людям радость.
Пылает жарким светом сквозь траву.
И лучшей, кажется, судьбы не надо.
Да я и сам для этого живу.
Природа ты здесь явно не права.
Ты что же не могла устроить разве,
Чтоб жил тюльпан всё лето, как трава?
Хочу и я, вспыхнув, пропылать тюльпаном,
А не расти травою много дней!
Костер в степи, далекий огонечек,
Тепло и свет – хвала тебе, хвала.
Как ты приветлив средь беззвездной ночи,
Средь тьмы густой и плотной, как смола,
Не пропаду я. Ведь огонь костровый
Всегда есть дело человечьих рук.
Словно в свете костра, оживают воссозданные им характеры, мысли, чувства, характеры эпохи.
Таким образом, я считаю, что сумела показать на примере произведений Д.Кугультинова, С.Каляева, К.Эрендженова, Л.Петровой, Б.Дорджиева, что огонь в калмыцкой литературе означает не просто тепло, свет, но и символизирует жизнь, счастье, одухотворенность человека, его яркую индивидуальность, мужество, человечность, любовь к людям, чистоту души.
Презентация книги была организована кафедрой калмыцкой литературы и журналистики, на которой трудится Мингиян Алексеевич. В мероприятии, прошедшем в актовом зале ИКФВ, приняли участие президент вуза Г.М. Борликов, директор института Е.Э. Хабунова, заместитель министра культуры РК Н.Д. Санджиев, народные поэты Калмыкии В.Д. Нуров и Э.А. Эльдышев, дочери К.Э. Эрендженова – Светлана Константиновна и Зоя Константиновна, заведующая кафедрой калмыцкой литературы и журналистики С.Н. Цеденова, преподаватели, студенты ИКФВ.
О проекте, связанном с изданием книги, подробно рассказал один из его организаторов Г.М. Борликов. Герман Манджиевич поблагодарил супругов Лиджиевых, подготовивших сборник, и дочь известного калмыцкого ученого А.Ш. Кичикова – Байрту Анатольевну, участвовавшую в проекте.
Нелли Халгинова
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Читайте также: