Бердяев русская идея краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Согласно стилю изложения своих философских мыслей и основных темах, которые в своих произведениях рассматривал Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 годы), его философию можно отнести к новой, неклассической форме разновидности экзистенциальной философии.

Философские воззрения Н. А. Бердяева не образуют целостную законченную систему с выделенным в ней понятийным аппаратом. В качестве особенностей его подхода к философии следует выделить соотнесение определенных идей и паттернов с индивидуальными формами внутреннего опыта, чувствования и переживания действительности.

В качестве основы предмета и задач философского знания, Бердяев выделяет экзистенциально-антропологический подход. Так, философии необходимо определять сущность бытия из личности человека, и с помощью человека, при этом, в качестве собственного содержания выделяя природные и исторические формы мирового устройства.

Дух является свободой и свободной энергией, которая стремится вырваться в природные и исторические формы мироздания. В духовной силе человека, согласно Бердяеву, изначально содержатся не только человеческие, но также и богочеловеческие особенности характера, так как ее основу составляет высшее духовное существо – Бог.

Несмотря на то, что при определении сущности философских задач Бердяев исходит из позиций экзистенциальной философии, его понимание содержит в себя и некоторые смысловые отличия.

Экзистенциализм, согласно Бердяеву, не может трактоваться в качестве нерелигиозной, либо недостаточно религиозной философии. Себя он, в свою очередь, считал представителем религиозной, спиритуальной формы экзистенциализма. В отличие от представителей экзистенциального направления, Бердяев обращает внимание не на особенности трагичности человеческих форм жизнедеятельности, а на личностную свободу человека, совместно с человеческим творчеством.

Жизнь, по Бердяеву, невозможна без существующих в ней творческих, духовных, ответственных и совестных начал. Так, философу необходимо скорее причислить статус философа, обладающего экзистенциальным мышлением, а не звание обычного последователя экзистенциального направления философии, как отдельно сформированного направления, в которой существует отдельная собственная терминология.

Бердяевым был внесен значительный вклад в развитие философии XX века. Не стремясь делать глубокий анализ многообразным формам его размышлений о философии, кратко опишем его вклад в развитие данной отрасли:

  1. Он выдвинул идеи о свободе, как об области, которая предшествует и Богу и бытию.
  2. Он рассматривал идеи о творчестве, основы которого находятся в начальных формах свободы, которые формируют и определяют бытие.
  3. Им была выдвинута и развита антропологическая идея о существовании у человека личности, которая является воплощением непосредственно творческих паттернов свободы.
  4. Им была широко освещена идея об истории, как о форме существования личности с творческими способностями, которая при этом обладает свободой.

В этом и заключаются основные идеи и проблемы, которые он определил перед собой, чтобы в последующем решать на протяжении жизни.

Философия творчества и свободы

Развивая данную идею, которая является одной из главенствующих у него, им признавалось наличие внебожественных источников человеческой свободы. Свобода, согласно Бердяеву, не является божественным созданием, свобода является категорией, которая предшествует Богу, и, следовательно, ее нельзя ограничить, либо сдержать никакими формами чуждого для нее бытия, включая и Божье.

Людям сложно осознать причины того, что Бог не создал идеальный мир, в котором не существует болезней, детский слез и страданий. Ответом на это служит то, что в этом мире не было бы места для свободы, которая составляет основу мироздания, следовательно, Бог не обладает полномочиями в ее ограничении.

Бердяев причислял себя к числу пророков мирового творческого и христианского переустройства. Согласно его позиции, если Боя является Творцом, а человек выступает в качестве образа и подобия Бога, то человека тоже необходимо определять в качестве творца, поскольку в противном случае он не будет оставаться человеком.

Согласно позиции Бердяева, результатом творчества, вне зависимости от того, будет это социальным движением, либо новым направлением искусства, либо научной теорией, является то, что конечный его результат обретает собственную новую жизнь, без привязки к ее создателю. Человек не обладает властью над продуктами собственного творчества, и это составляет человеческую трагедию.

Учение о личности и обществе

Являясь личностью, человек лишь отчасти становится объектом общества и коллектива, поскольку основной его составляющей – личностью, он стремится следовать духовным формам мироустройства и Богу, стараясь найти пути экзистенциальной коммуникации с Ним.

Понимание личности, как высшей ценности стало основой для определения философом соотношения между личностью и обществом. Согласно позиции Бердяева, личность является более приоритетной, нежели общество. Личность определяет собственные формы бытия в качестве высшего смысла мироздания, он намного ценнее как общества, так и целого космоса.

Бердяев пытался донести до людей, что не личность выступает в качестве части общества, а наоборот, общество необходимо рассматривать в качестве части личности. Личность лишь частично может быть соотнесена с обществом, так как личность обладает определенной глубиной, которая никогда не станет доступной для общества.

Проблема смысла истории

Для полного осмысления конечности истории значимым является вопрос соотношения вечности и времени.
Само по себе, течение земного времени является лишь этапом, периодом внутри вечности вселенной, оно расположено в границах вечности и прочно там укреплено.

При выходе за пределы вечности, совместно с осуществлением определенных задач, для нашей истории наступит конец. Процесс течения истории происходит в своем историческом временном периоде, однако история не может не выходить за ее пределы. Имея начало, человеческая история со временем придет к завершению.

В следствии уверенности в конечном существовании истории Земли, и в том, что время, которое является отдельным этапом вечности рано или поздно закончится, формировались взгляды автора и на процессы прогресса. Существование бесконечной истории было бы бессмысленным, и, в случае обнаружения в ней непрерывного прогресса, он являлся бы неприемлемым, так как являлся бы средством отражения становления определенного поколения средством существования для последующих поколений.

Из этого следует, что теории прогресса ложны и безнравственны – говорил в своих работах философ. История не является прогрессом, протекающим по восходящим линиям, также как и не является регрессом, история – это трагическое противостояние противоположных паттернов – полюсов добра и зла.

Однако, если прогресса не существует, значит не существует и идеальных форм существования общества, к которому тянется все человечество. Исходя из этого, верованиям в то, что создание такого Божьего Царства является возможным, в любых его ипостасях – коммунизма, или теократии, не суждено свершиться в человеческой истории.

История является дорогой к иным формам организации мира, следовательно, задачи, сформулированные в истории, могут быть разрешены за пределами ее границ – в сфере метаистории, которая представлена вечностью.

Согласно позиции Бердяева, спасение может приобретать только общие формы, и наступить в том случае, если случатся религиозные изменения в структуре бытия, возможные благодаря творческим усилиям всего человеческого сообщества. В этом случае произойдет падение закрепощающего материального мира.

Исходя из этого, согласно позиции Бердяева, конец необходимо трактовать в качестве преображения, перехода человеческого общества в новые измерения собственного существования, в новую форму – эпоху духа, в которой центральным фактором будет являться любовь, способная творить и преображать.

Судьба России: Русская идея

Мысли о значении и роли, которую играет Россия в своей истории, совместно с ее судьбой и предназначением в контексте мирового человеческого сообщества – то есть область вопросов, которая связана с трактовкой русской идеи, особое значение имела в работах философа.

Он начал задаваться этими вопросами в годы Первой мировой войны, где произошло острое формулирование вопросов касательно русского национального самосознания, и, впоследствии он постоянно обращался к ним в процессе осмысления опыта русской революции и особенностей Второй мировой войны.

Россия, в его понимании, должна выступать в качестве Востоко-Запада, и реализовывать возникновение нового состояния общественного уклада, которое должно появиться в качестве альтернативы буржуазности: «Россия может быть осознанной и находить свою мировую миссию исключительно в рамках проблем Запада и Востока. Россия находится в центре западного и восточного миров, и, следовательно, выступает в качестве Востоко-Запада.

Да, именно так. Русская национальная идея. Ни больше, ни меньше.

Многие поколения мыслителей пытались сформулировать её. Но не смогли.

А меня тут вдруг осенило. Нужно было просто внимательно просмотреть наши сказки, былины и предания. Вспомнить, как вели себя русские люди последнюю 1000 лет. Тогда всё станет понятно.

Да, звучит несколько нагло и самонадеянно. Многие мыслители пытались сформулировать, что такое Русская идея. Наиболее известны труды на эту тему Соловьёва В.С. и Бердяева Н.А.

Впрочем, не только Соловьёв и Бердяев пытались разобраться, что такое Русская идея. Ильин, Розанов, Федотов. Всех не перечесть.

И нельзя сказать, что у них ничего не получилось. Получились отличные научные труды и философские трактаты. Но просто и ясно сформулировать эту идею, чтобы было понятно каждому, получилось разве что у Уварова (Православие, Самодержавие, Народность).

Но, пожалуй, слишком просто и однобоко. Без глубины народной мудрости и его чаяний.

А вот народный фольклор передаёт эти чаяния и ценностные установки русского народа. Впрочем, не только фольклор. Многие поэты и писатели тоже передают это в своих произведениях. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Лесков, Есенин, Гумилёв.

Главное, что составляет Русскую Идею - это Доброта . Доброта к людям и ко всему живому. Я бы даже сказал - некая разновидность космоцентризма, противопоставление западному антропоцентризму.

Притом это вовсе не непротивление злу, как у Толстого, а доброта сильного, способного защитить тех, кого любит, и тех кого поклялся защищать.

Отсюда вторая составляющая - уважение к Силе. Но Силе не захватнической, а защищающей. Признание факта того, что "добро должно быть с кулаками". И обретение силы в русской традиции - не способ самовыражения и получения личного могущества, а путь личного самосовершенствования и формирования некоего сообщества защитников, способного защитить общество и государство от посягательств "тёмных сил". Которые могут быть как внешними, так и внутренними.

"Отстоять в борьбе дело правое, силой силушку превозмочь" - эти строки из песни группы Стаса Намина как нельзя более точно передают отношение русских к Силе. Без поклонения ей, но и без розовых соплей и стеснения.

Третья важнейшая составляющая Русской Идеи - это Справедливость. Если творишь добро, то оно обязательно тебе вернётся. Доброта и честность обязательно должны быть вознаграждены. Это основная идея всех русских сказок.

Справедливость может запоздать, но всегда неотвратима. Справедливость всегда вершит свой суд в Русской истории. Если народ и правители отступают от доброты, справедливости, силы - судьба наказывает и очень жестоко. Но верных и стойких судьба вознаграждает. От сказочного Ивана-Дурака и пушкинского князя Гвидона, до русских полков на поле Куликовом и защитников Сталинграда.

Три основные составляющие Русской Идеи: Д оброта, спокойная Сила, Справедливость.

Но есть ещё несколько понятий, которые вытекают из этих трёх основных.

Жизнь по Правде . Творить Добро и Справедливость. "Не в силе Бог, но в Правде".

Самоуважение . Самоуважение как к себе, так и к народу, и к стране. Уважение к истории и культуре.

Многие отмечали, что русский солдат, попав в плен, крайне редко унижался, чтобы вымолить пощаду. Терпел пытки и издевательства, но не склонял голову.

Уважение к мудрости и старости. К предкам и накопленным ими знаниям и опыту.

А также к смекалке "На Бога надейся, а сам не плошай". Силу используй, но с умом. Отсюда и суворовское "Не числом, а уменьем" . Нестандартные ходы стали стандартом и отличительной чертой русских.

Жертвенность . Жизнь положить за други своя - высшее достоинство. И это не просто так. А ради Веры .

Веры в то, что всё в итоге будет хорошо. Добро и Справедливость восторжествуют, не смотря ни на что. Может, Конёк-горбунок поможет. Может, Илюша, что 30 лет на печи лежал, возьмёт, да и встанет. А Может и воевода Боброк из засады выскочит. Но это если сами не справимся, но не дрогнем. Не предадим себя.

Не отступать и не сдаваться. Погибаю, но не сдаюсь. Мёртвые сраму не имут. Это всё часть русского цивилизационного кода. Выстоять, не смотря ни на что. И победить.

Ну и последняя составляющая Русской Идеи - стремление побеждать. Быть во всём первыми. Лучшими. Ведущими за собой. Вдаль. Туда, где ещё никто не был.

Чтобы Добро и Справедливость торжествовали. И чтобы не оскудела силушка богатырская.

Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и главная цель ее развития. В доказательство этому можно процитировать его слова: “Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет.”1 По своему объему она общенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Н. А. Бердяев - русский философ 5
3. Русская идея в философии Бердяева.
3.1. Национальные особенности русской души 7
3.2. Русский коммунизм и революция 9
3.3. Россия - клубок противоречий 12
4. Заключение 15
5. Литература

Содержимое работы - 1 файл

Философия.doc

Министерство информационных технологий и связи

Российской Федерации

Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики

философии

Домашняя письменная работа

Н.А.БЕРДЯЕВ

Ежов В.С.

Новосибирск 2005
Содержание

1. Введение 3
2. Н. А. Бердяев - русский философ 5
3. Русская идея в философии Бердяева.
3.1. Национальные особенности русской души 7
3.2. Русский коммунизм и революция 9
3.3. Россия - клубок противоречий 12
4. Заключение 15
5. Литература 16

Русская идея вновь волнует умы россиян. Это и понятно: Россия стоит перед очередным историческим выбором. Социально-политическое самоопределение страны детерминирует размежевание не только политически активного населения, но, думается, подавляющего его большинства.

Споры о национальной идее будут злободневными до тех пор, пока наше отечество не обретет тот путь, который поддержит большинство его граждан и который объединит их. Общенациональная объединительная идея такой страны, как Россия, несомненно, имеет и всемирно-историческое значение. Ее смысл и способы реализации не могут быть безразличными для мирового сообщества.

Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и главная цель ее развития. В доказательство этому можно процитировать его слова: “Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет.” 1 По своему объему она общенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте.

Русская идея, как великая национальная идея (цель, мечта, идеал) зарождается в недрах народа, зависит от родовых черт национального характера - менталитета, как сейчас говорят - специфики его исторического развития и религиозной веры.

Русская национальная идея в точном смысле сложилась в период возникновения российской нации и российской государственности. Появление национальной идеи, понятной, доступной большинству людей, разделяемой ими, свидетельствовало о мощном национальном самосознании народов, составляющих нацию, т.е. о понимании и приятии принципов общественного бытия, государственного устройства, духовной жизни, а также целей и путей исторического движения нации.

Крушение коммунистической диктатуры в нашей стране определило взрыв интереса россиян к вопросу о национальной идее. О ней много пишут и еще больше говорят. Изданы самые крупные труды, посвященные осмыслению этой проблемы. Но наиболее глубоко вопрос о русской идее был разработан в произведениях классической русской философии, начиная с В.Соловьева и заканчивая А.Лосевым, т.е. в работах мыслителей, живших в переломный для судеб России исторический момент.

Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира. Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что русская идея есть “идея коммюнитарности и братства людей и народов” 2 . Каждая национальная идея имеет свои преимущества, основное же преимущество русской идеи - универсальность, по причине чего она принимает форму стремления ко всеобщему спасению.

Н. А. Бердяев - русский философ

Николай Александрович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различным философским, социологическим, политическим проблемам, проблемам искусства, морали.

Он родился в 1874 году в Киеве. Экзамены за гимназию Бердяев сдал двадцати лет от роду. В молодости увлекался марксизмом, но прославился как религиозный философ, один из редакторов и авторов знаменитого сборника “Вехи” (1909).

Бердяев был, пожалуй, единственным популярным русским философом. Свои идеи он излагал эмоционально и доходчиво. Некоторые его формулировки стали афоризмами. Коллеги философы глядели на него свысока: им не нравилась его публицистичность.

Бердяева, оставшегося в России и после 1917 года, дважды арестовывали. Первый раз в 1920 году, а второй - в 1922 году. Насмотревшись на ужасы советского режима, в эмиграции Бердяев исповедовал проблемы сущего и существования. Человек, считал он, не должен приносить себя в жертву или подчинять свою волю ни одной структуре, будь то церковь, государство или семья.

Обладая удивительной прозорливостью, Бердяев писал, что “Русский народ есть народ будущего” 3 . А это было за 12 лет до Хиросимы и за 53 года до Чернобыля…

На Западе Николая Александровича считали наиболее характерным философом в русской православной традиции, философским выразителем православия. Бердяев отрицал такую трактовку, считал ее недоразумением. И действительно , одна из характернейших черт философии этого удивительного человека, его, сильнее сказать, первоначальная философская интуиция выводит его далеко за русские рамки. До определенной степени будет верным сказать, что он вообще мыслитель не очень русский. Или так это выразим: в русскую мысль он внес оглушительно новую ноту. Это его персонализм. Сам Бердяев, проецируя себя на русскую традицию, видел своим предшественником Достоевского, у него он находил то, что сам назвал антропологическим откровением, откровением о человеке.

Умер Николай Бердяев 24 марта 1948, на 75-м году жизни. Смерть застала его за работой, то есть жил он до последней секунды самой напряженной духовной жизнью.

По его словам, для него, как для философа, было слишком много событий: он сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозившим ему вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и предполагал, что закончит свою жизнь в изгнании.

Так и случилось. В городе Кламоре недалеко от Парижа, в доме, где он жил, сейчас размещается музей.

Русская идея в философии Н. А. Бердяева

Национальные особенности русской души

Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы. Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и есть черты индивидуально-национальные.

Нацию можно сравнить с неким постоянно изменяющимся течением реки, истоки которой лежат в таинственной глубине жизни. Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться, как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. Уход из национальной жизни, странничество - чисто русское явление, запечатленное русским национальным духом. Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определении. Национальность - сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик. И в результате всех исторических и психологических исследований остается неразложимый и неуловимый остаток, в котором и заключена вся тайна национальной индивидуальности. Национальность таинственна, мистична, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие.

В основу формирования национальных особенностей русской души, русского национального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала: 1) природная, языческая стихия; 2) аскетически ориентированное православие.

Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. “Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности” 4 . Россия - христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое объединил в себе все западные идеи. Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.

Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента. Душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозное предназначение. И это религиозное предназначение сохранилось и до нашего времени, до русских нигилистов и коммунистов. Но в душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. У русских природа, стихийная сила сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры. Природно-языческий элемент вошел и в русское христианство. В типе русского человека всегда сталкиваются два элемента - первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру.

Русский коммунизм и революция

Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни русского коммунизма, его определенность русской историей.

Русская революция универсальна по своим принципам, как и всякая большая революция, она совершалась под символикой интернационала, но она же и глубоко национальна и национализуется все более и более по своим результатам. Трудность суждений о коммунизме определяется именно его двойственным характером, русским и международным. Только в России могла произойти коммунистическая революция. Русский коммунизм должен представляться людям Запада коммунизмом азиатским. И вряд ли такого рода коммунистическая революция возможна в странах Западной Европы, там, конечно, все будет по иному. Самый интернационализм русской коммунистической революции - чисто русский, национальный. Н. А. Бердяев писал, что даже активное участие евреев в русском коммунизме очень характерно для России и для русского народа.

В XVIII в. единственным духовно-общественным движением в России было масонство: главным деятелем русского просвещения в то время был масон Новиков, многие представители интеллигенции были масонами, русская литература имела связь с масонством. Первые масонские ложи возникли в 1731 г. Однако в 1783 г. Екатерина II, которая была вольтерианкой и враждебно относилась к мистицизму масонства, закрыла масонские ложи.
Влияние масонства подготовило у нас пробуждение философской мысли в 30-е годы, хотя в самом масонстве оригинальных философских мыслей не было. Огромным авторитетом пользовался Я. Беме, переведенный в масонских изданиях. В начале XIX в. Александровская эпоха была эпохой мистических течений, масонских лож, Библейского общества, Отечественной войны, декабристов, Пушкина и развития русской поэзии. Александр I был связан с масонством (молился с квакерами, сочувствовал мистицизму). Первыми культурными свободолюбивыми людьми в России были масоны и декабристы. Декабристы прошли через масонские ложи. Среди них были братья Муравьевы-Апостолы, Трубецкой, Волконский, Пестель и др.

Об увлечении немецкой классической философией

Русская интеллигенция обнаружила исключительную способность к идейным увлечениям. Русские были так увлечены Гегелем, Шеллингом, Фейербахом, Марксом, как никто никогда не был увлечен на их родине. Увлечение Гегелем носило характер религиозного поклонения. Гегель был для русских вершиной человеческой мысли, и у него искали разрешения всех мировых вопросов. Он имел такое же значение, какое имел Платон для патристики и Аристотель для схоластики. Гегель решительно утверждал господство общего над частным, универсального над индивидуальным, общества над личностью. Его философия была антиперсоналистической. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель имели определяющие значение для русской мысли. При этом исключительный интерес к немецкой философии в 30-е – 40-е годы XIX в. не привел к созданию самостоятельной русской философии, которая не отличалась особенной оригинальностью. Важно то, что в России не было философов такого уровня, как Достоевский и Толстой среди писателей.

Герцен если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 40-х годов. Он первый представитель революционной эмиграции. Герцен стоит у истоков народнического, своеобразного русского социализма. От Гегеля он один из первых пришел к Фейербаху, на котором и остановился. Философски он был близок к материализму и атеизму. Он не был по натуре верующим энтузиастом, как Белинский. Для него материализм и атеизм не были религией. Разочарованный в Западной Европе, Герцен верил в русскую крестьянскую общину. Из западных социальных мыслителей ему ближе всех был Прудон. С Марксом он не имеет ничего общего. Он не верил в прогресс человечества. Мысли его были направлены против философии Гегеля, против подавления человеческой личности прогрессом.
Он вышел из западнического лагеря, но защищал особые пути России. Он верил, что русский мужик спасет мир от торжествующего мещанства, которое он видел на Западе. Герцен во многом сходится со славянофилами, но не имеет их религиозных основ. Типичный народник по своему социальному миросозерцанию, он остался индивидуальной и оригинальной фигурой в истории русской социальной мысли.
Он был очень начитанным человеком, читал Гегеля, Беме, но настоящей философской культуры он не имел, и его философия носила поверхностный характер. Он был более художник, чем философ.

В молодости Достоевский принадлежал к кружку Петрашевского и за это претерпел каторгу. Он пережил духовное потрясение и из революционера стал реакционером и обличал неправду революционного миросозерцания и атеистического социализма.
Национальное сознание Достоевского наиболее противоречиво по отношению к Западу. С одной стороны, он решительный универсалист, для него русский человек – всечеловек, призвание России – мировое. Достоевский – наиболее яркий выразитель мессианского сознания. Русский народ – народ-богоносец, русскому народу свойственна всемирная отзывчивость. С другой стороны, Достоевский обнаруживает настоящую ксенофобию, он терпеть не может евреев, поляков, французов и имеет уклон к национализму.
Достоевский критически относился к славянофилам и не производил себя от них. Он ценил западников за их новый опыт, за динамизм воли, за усложненное сознание. Достоевский был самым страстным и крайним защитником свободы человека, какого только знала история человеческой мысли. Его читал Ницше, на которого он оказал влияние.
От Достоевского начинается новая эра во внутренней истории человека. После него человек уже не тот, что до него. Только Ницше и Киркегор могут разделить с Достоевским славу зачинателей этой новой эры. Достоевский высказывает гениальные мысли о том, что человек совсем не есть благоразумное существо, стремящееся к счастью, что он – есть существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, и что страдание – есть единственная причина возникновения сознания. Страдание искупает зло.
Русский атеизм родился из сострадания, из-за невозможности перенести зло мира, зло истории и цивилизации. Достоевский защищал наказание только потому, что видел в самом преступнике потребность наказания для ослабления муки совести, а не по причинам социальной полезности.
О Л. Толстом

Русский гений, богатый аристократ Л. Толстой всю жизнь мучился от своего привилегированного положения, каялся, хотел от всего отказаться, опроститься, стать мужиком. Такого отречения от своего аристократизма, от своего богатства, от своей славы Запад не знал. Наиболее радикально он отрицал земельную собственность и видел в ней источник всех зол. Этим он отрицал свою собственную помещичью природу. Он не был последователен, он не умел осуществить своей веры в жизни и сделал это лишь в конце жизни своим гениальным уходом. Он не был человеком вегетарианского темперамента. Он был человек гордый, склонный к гневу, любил охоту, был картежником, проигравшим в карты миллион, его соблазняли женщины.

Религиозная драма Толстого была бесконечно глубже его религиозно-философских идей: его религиозная философия была слабой и его учение практически неосуществимым. Несмотря на то, что Толстовская мораль считалась неосуществимой, она была самой высокой, какую только можно себе представить.

Толстого нельзя назвать гуманистом в западном смысле. Его религиозная философия ближе к буддизму, чем к христианству. Но русская человечность ему очень свойственна. Она выразилась в его бунте против истории и против всякого насилия, в его любви к простому трудовому народу. Толстовское учение о непротивлении могло возникнуть лишь на русской духовной почве. Толстой – есть антипод Ницше. Наиболее чужд ему был марксизм. Определенное влияние на Толстого оказал Руссо, которого Толстой любил. Но Толстой глубже и радикальнее. У него было русское сознание своей вины, которой у Руссо не было.

В необыкновенно правдивой русской литературе XIX в. он был самым правдивым писателем. Толстой стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Лао Цзы, Будду, Соломона, Сократа, стоиков, Шопенгауэра. К мудрецам он причислял и Иисуса Христа, считая его величайшим из мудрых. Но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни.

Религиозная метафизика Толстого менее глубокая и менее христианская, чем религиозная метафизика Достоевского. Но он имел огромное значение в русской религиозности второй половины XIX в. Он был пробудителем религиозной совести в обществе религиозно-индифферентном или враждебном христианству. Он вызвал искание смысла жизни. Достоевский, как религиозный мыслитель, имел влияние на сравнительно небольшой круг интеллигенции, на души более усложненные. Толстой, как религиозный нравственный проповедник, имел влияние на более широкий круг, он захватывал и народные слои.

Толстой стал гениальным обличителем неправд исторической церковности. Но следует отметить, что в своей критике, в которой было много правды, он зашел так далеко, что начал отрицать самые первоосновы христианства и пришел к религии, более близкой буддизму.

Он был отлучен от церкви Святейшим Синодом, органом малоавторитетным. Между тем как православная церковь не любила отлучать. Это отлучение было возмутительно потому, что оно было применено к человеку, который так много сделал для пробуждения религиозных интересов в обществе безбожном, в котором люди, мертвые для христианства, не отлучались.

По своим исканиям правды, смысла жизни, исканиям царства Божьего, своим покаяниям, своему религиозно-анархическому бунту против неправды истории и цивилизации он принадлежит русской идее. Он есть русское противопоставление Гегелю и Ницше. В русскую идею Толстой входит, как очень важный элемент, без которого нельзя мыслить русского призвания.

Из русских мыслителей XIX в. наиболее универсальным был Соловьев. Мысль его имела славянофильские истоки. Но он постепенно отходил от славянофилов, и когда в 80-е годы у нас была оргия национализма, он стал острым критиком славянофильства. Он говорил, что нельзя подражать народной вере. Нужно верить не в народную веру, а в самые божественные предметы. Его большой заслугой было обличение неправды национализма, когда он принял зоологические формы. Соловьев был представителем русского универсализма и более очищенной формы, чем близкий ему Достоевский.
Он увидел миссию России в соединении церквей, т. е. в утверждении христианского универсализма.

Соловьев пытался религиозно осмыслить опыт гуманизма. Это одна из главных его заслуг. Его мысль входит в русскую диалектику о человеке и человечности и неотделима от нее. Его религиозная философия проникнута духом человечности, но она внешне выражена слишком холодно, рационализирована, в ней – присущая ему личная мистика.

В отличие от славянофилов он написал ряд философских книг и создал целую систему. Образ его, если взять его в целом, более интересен и оригинален, чем его философия в собственном смысле. С ним себя связывали и ему поклонялись, как родоначальнику, русские символисты – Блок и Белый. Вяч. Иванов готов был признать его своим учителем. Правые и левые, православные и католики одинаково ссылались на него и искали в нем опоры. И, вместе с тем, Соловьев был очень одинок, мало понят и очень поздно оценен. Лишь в начале XX в. образовался миф о нем. Он был из тех, которые не раскрывают себя в своем творчестве (в отличие, например, от Достоевского). Гоголь и Соловьев – самые загадочные фигуры в русской литературе XIX в.

Он был не только рациональным философом, признававшим права разума, но также теософом. Ему близки были не только Платон, Кант, Гегель, Шопенгауэр, но также христианские теософы – Я. Беме, Баадер, Шеллинг последнего периода.

У Соловьева была своя первичная интуиция, как у всякого значительного философа. Эта была интуиция всеединства, которая делает его универсалистом по своей основной направленности.

Соловьев, как и Достоевский, выходил за пределы исторического христианства, и в этом его религиозное значение. Также его огромная заслуга в том, что он последовательно вел борьбу с национализмом, торжествовавшим в 80-е годы. Кроме этого он вел борьбу за свободу совести, мысли, слова. Уже в XX в. от богатой, разнообразной, часто противоречивой мысли Соловьева, пошли разные течения:
– религиозная философия С. Булгакова и князя Е. Трубецкого;
– философия всеединства С. Франка;
– символизм А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова.
Соловьев входит в русскую идею как самый замечательный представитель русской религиозной философии XIX в. Он признается самым выдающимся русским философом XIX в.
О Федорове

В учении Федорова очень многое должно быть удержано, как входящее в русскую идею. Я не знаю более характерно русского мыслителя, который должен казаться чуждым Западу. Он хочет братства людей не только в пространстве, но и во времени, и верит в возможность изменения прошлого. Но предложенные им материалистические методы воскрешения не могут быть удержаны. Вопрос об отношении духа к природному миру не был им до конца продуман.

Читайте также: