Бенджамин франклин проблемы в школе

Обновлено: 31.05.2024

Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 года в Английском городе Бостоне. Даже по тем временам его семья считалась многочисленной. У его отца - Джозайа Франклина было семь детей от первого брака и десять детей от матери Бенджамина - Абии Фолгер. Бенджамин был пятнадцатым ребенком в семье, а имя он получил в честь своего дяди по отцовской линии. Спасало семью то, что его отец занимался достаточно прибыльным ремеслом. Его небольшая мыловаренная мастерская поставляла на бостонский рынок мыло и сальные свечи. Джозайа Франклин вел свое немудреное, но достаточно трудоемкое хозяйство с помощью одного из своих старших сыновей. Даже при самых скромных потребностях, прокормить огромное семейство было очень сложной задачей. И Джозайа трудился с утра до ночи не покладая рук. Подрастая, дети обучались какому-либо мастерству, обзаводились собственными семьями. Девочки, достигая семи-восьми лет, начинали оказывать посильную помощь матери по хозяйству, ухаживали за малышами. Все в семье носили старую грубую одежду. С ранних лет были приучены к умеренности в еде, в бережливости во всем. Несмотря на бытовые трудности в семье сохранялись теплые и добрые отношения, каждый день они собирались за большим обеденным столом и, пообедав, могли еще долго сидеть и разговаривать о различных, интересных вещах. Семья, в которой он рос, во многих отношениях могла быть примером правильного воспитания детей в моральном, духовном и физическом отношении.

Несмотря на то, что достаток был довольно редким гостем в семье Франклинов, между отцом и матерью никогда не возникало ссор по материальным вопросам. Ровное, спокойное отношение друг к другу и к детям было постоянной нормой взаимоотношений в этой семье. Требуя или запрещая что-либо детям, родители всегда объясняли им, почему они так поступают. И, очевидно, это было одной из причин того, что воля родителей была законом для детей и беспрекословно выполнялась ими.

Дети росли физически крепкими, жизнерадостными. Бенджамин еще в детстве прекрасно научился плавать, был хорошим гребцом. Одно время он, исходя из коммерческих соображений, даже подумывал о том, чтобы открыть нечто вроде профессиональной школы обучения плаванию. Пешеходные прогулки, плавание, гребля, путешествия, специально подобранные физические упражнения, любовь к физическому труду - все это являлось неотъемлемой частью жизни Бенджамина Франклина до глубокой старости.

Атмосфера семьи, в которой рос и воспитывался Бенджамин Франклин, благоприятствовала развитию тех выдающихся талантов, которыми так щедро наградила его природа.

Однако на жизненном пути Франклина было и серьезнейшее препятствие - бедность семьи, не позволившая ему получить даже начального систематического образования. Франклину выпала возможность обучаться в грамматической, а потом и арифметической школе. Но обучение его длилось совсем недолго, так как у отца не хватало достаточных средств для полноценной учебы. Читать и писать Бенджамин научился самостоятельно в возрасте около пяти лет, наблюдая, как старшие братья и сестры готовят уроки.

С десяти лет Бенджамину приходилось помогать отцу в мастерской, хотя мыловарение и вызывало у него отвращение, но отец старался не нагружать его и не лишать детских радостей - игр с детьми. Позже отец стал брать его с собой на прогулки и дал ему возможность познакомиться с работой плотников, каменщиков, токарей, медников и других ремесленников.

Франклин был действительно мастер на все руки, в зрелые годы он прославился не только своими знаменитыми опытами по электричеству, но и стал автором целого ряда ценных изобретений. Достигнуть этого можно было, только имея определенное представление о различных ремеслах.

Процесс познания нового ремесла доставлял большое удовлетворение молодому ученику. Удачно выполненная работа укрепляла уверенность в своих силах, рождала желание работать с еще большим упорством. И, пожалуй, самое главное заключалось в том, что Франклин получил возможность читать много новых и интересных книг. В единственный свой выходной - воскресенье, он старался оставаться один в типографии, чтобы полностью посвятить себя книгам. Арифметика, геометрия, риторика, логика - книги по этим и другим отраслям знаний привлекали теперь его внимание. С особым интересом читал Франклин работы, посвященные жизни Сократа. Также, под впечатлением прочитанных книг, он решил стать вегетарианцем, что кстати не только являлось здоровым образом жизни, но и значительно помогло ему сэкономить в затратах на еду и оставить деньги для приобретения новых книг.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учимся у великих: уроки успеха Бенджамина Франклина (к вопросу о конкурентоспособности современных школьников).

Введение

По мнению современных педагогов и социологов, школа в настоящее время реализует две стратегии: во-первых, это эффективность образовательной деятельности, основанная на прямых результатах учебных достижений, демонстрируемых учащимися (знания, умения, навыки), а во-вторых, формирование и развитие человеческого капитала и конкурентоспособности учащихся, данная стратегия выражается в достижениях учащихся после окончания школы. Основная цель среднего образования – развитие целостной, творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстроменяющейся социально-экономической среде. Современный выпускник должен быть способен стать победителем, лидером в конкурентной борьбе в целях удовлетворения собственных интересов и интересов обществ[8].

Выпускник является субъектом культуры, истории, жизни. Как субъект культуры он должен показать высокий уровень общей культуры, широкую образованность, эрудицию, способность к диалогу и творчеству. Как субъект истории должен проявлять социальные качества – самостоятельность, активность, инициативность и свободу. Как субъект жизни должен уметь грамотно ставить и достигать собственные цели, осмысленно действовать в ситуации выбора, проявлять терпение, продуктивно действовать в образовательных, профессиональных и жизненных областях[3].

С одной стороны есть педагогический модели и стратегии, а с другой стороны есть обыкновенные бесплатные средние школы, расположенные на окраинах городов, где население не отличается высоким уровнем жизни, в этих школах учатся дети из семей с невысоким достатком, зачастую неблагополучных. К сожалению, многие выпускники таких школ отличаются нерешительностью, нешироким кругозором, стесненностью относительно более успешных сверстников. Именно в таких трудных социальных условиях велика роль положительных примеров из жизни великих людей. Ведь для полноценного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.

Одним из таких примеров трудолюбия и жизнеспособности является история жизни и деятельности Бенджамина Франклина.

Новизна проводимого исследования заключается в отсутствии опыта по применению стратегий и техник лидерства в рамках средней школы. Данное направление только набирает обороты в связи с введением новых образовательных стандартов, где основной целью является сформировать разносторонне развитую личность, способную конкурировать в современных социально-экономических условиях.

Объект данного исследования – Бенджамин Франклин, как пример становления великой личности, путем саморазвития и самосовершенствования.

Мы предполагаем, что методика самосовершенствования Б. Франклина, разработанная им в XVIII веке, будет актуальна в XXI веке и мотивирует современных школьников на личностный моральный, психологический и интеллектуальный рост, что позволит повысить их конкурентоспособность.

Цель данного исследования – показать актуальность и практическую значимость методики самосовершенствования Б.Франклина, разработанной им в XVIII в. в условиях современных тенденций развития образования в РФ.

2. Выделить наиболее интересные факты из жизни Б.Франклина, как примеры для подражания;

3. Адаптировать методику, приведенную Б.Франклином для применения в среде старшеклассников, свести в единую таблицу;

4. Применить данную методику с целью выявления наиболее проблемных моментов в уровне личного развития учащихся;

5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы о возможности применения данной методики в среде будущих выпускников средней общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в обобщении и применении на практике плана достижения нравственного совершенства, разработанного Б.Франклином, для обеспечения всестороннего нравственного, физического и интеллектуального развития современного выпускника средней школы, для повышения его конкурентоспособности в современном мире.

Некоторые факты из биографии Б.Франклина

Портрет Бенджамина Франклина украшает собой стодолларовую купюру государственной резервной системы США с 1928 года.

Своим высоким умственным развитием и общественным положением Бенджамин Франклин был обязан исключительно самому себе, своей честной, правдивой натуре, своему обширному уму и непоколебимой энергии[4].

Семейство Франклинов не всегда жило в достатке, мать и отец не ругались и не спорили по денежным вопросам. Ровное, спокойное отношение друг к другу и к своим детям было непоколебимой нормой отношений в их семье. Б. Франклин был семнадцатым ребенком в семье.

Франклин учился читать и писать в очень раннем возрасте, стал делать это самостоятельно с пяти лет, наблюдая, как старшие братья и сестры готовят уроки[II, 2, С.7].

Любовь к чтению определила жизненный вектор Бенджамина Франклина. Джозайя Франклин, отец Бенджамина, пришел к выводу, что единственная специальность, которая подойдет сыну-книголюбу, – это печатное дело.

В 1717 году Джемс Франклин – брат Бенджамина вернулся из Великобритании, где изучал типографское дело. Он привез в Бостон …… печатный станок, шрифты и все, что было необходимо для создания типографии. Между братьями Франклинами был подписан трудовой договор, о том, что Бенджамин на девять лет поступал к Джемсу в ученичество.

План самосовершенствования

Потребность Франклина в систематизации добродетелей вылилась в составление следующего списка:

Воздержность – не ешь до отупения, не пей до опьянения. В наше время актуально было бы придерживаться правильного питания и не злоупотреблять вредной пищей – фастфудом, газировкой, ненатуральной пищей.

4. Решительность – решай делать то, что должно; а то, что решил, выполняй неуклонно. Залог успеха – четко определенные цели, важно не боятся их ставить, и если уж поставил идти к ним прилагая максимум усилий.

5. Бережливость – позволяй себе только те расходы, что принесут пользу другим или тебе самому; ничего не растрачивай попусту. Умение экономить деньги и не растрачивать их на пустяки, как никогда актуальное умение в наши дни.

6. Трудолюбие – не теряй времени; всегда будь занят чем-нибудь полезным; отменяй все необязательные дела.

8. Справедливость – никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг. Для юношеской психологии это крайне важная добродетель, обратимся к мнению психологов: формирование представлений у подростка о справедливости связано с формированием жизненного смысла в данном возрасте. Вместе с чувством справедливости повышается степень осознанности, самоконтроля, специфической активности [6, С.94].

9. Умеренность – избегай крайностей; не держи обиды за причиненное тебе зло, даже если думаешь, что оно того заслуживает. Умение прощать освобождает нас от переживаний и негативных эмоций, оставляя время для личностного роста.

10. Чистоплотность – не допускай ни малейшей грязи, ни на себе, ни в одежде, ни в доме.

11. Спокойствие – не волнуйся из-за пустяков, из-за происшествий мелких либо неизбежных. В наше беспокойное время у многих выработалась привычка тревожиться практически обо всем. Это очень снижает качество жизни, заставляет отклоняться от цели.

13. Кротость – следуй примеру Иисуса и Сократа. Древнегреческий философ Сократ – воплощение идеала мудреца и кристально честного человека, который ставил честность, справедливость и законность превыше личной выгоды. Иисус Христос – идеал нравственности и духовности. Одним из самых парадоксальных и ярких применений его учения о любви к Богу и любви к ближнему является призыв любить врагов своих, что Христос доказал личным примером.

Практическое применение методики Б.Франклина и его результаты

Опыт великих помогает нам сократить путь к совершенству. Добродетели Франклина всегда будут актуальны, для современного школьника полезным было бы иметь у себя такую табличку и периодически проводить самоанализ, особенно важно это для выпускника, которому предстоит столкнуться со сложными социально-экономическими условиями современности. В приложении 1 приведена таблица, адаптированная для практического использования учащимися средней школы.

В целях практического применения данной техники нами проведено исследование, участие в котором приняли учащиеся 10 класса общеобразовательной школы №37 г. Калуги – 13 человек. Будущим выпускникам было предложено понаблюдать, согласно системе Б.Франклина за своими поступками и поведением в течение недели и сделать в случае нарушения той или иной добродетели отметку в предложенной таблице, данное исследование проводилось анонимно. Целью стало выявление наиболее часто нарушаемых добродетелей. Для создания наглядной картины результатов исследования нами была составлена диаграмма (приложение 2).

Исследование показало, что в течение недели учащиеся нарушали все перечисленные добродетели, но с разной частотой. Наиболее проблемным является контроль над собственной речью (32 отметки), что свидетельствует о низком уровне речевой культуры, и может стать поводом для разработки рекомендаций и тренингов по ее повышению.

Следующим по частоте нарушений проявилось – спокойствие (20 отметок), что может отражать особенности подросткового возраста, связанные с повышенной эмоциональностью, это также может корректироваться с помощью широко растиражированных в СМИ техник.

Все остальные добродетели представлены количеством отметок меньше 10.

Заключение

Подводя итог, отметим, что Бенджамин Франклин является тем самым большим примером, суть которого показать, что труд, любовь к чтению и постоянная работа над собой приводят человека к успеху, помогают видеть цели и достигать их.

Цель, поставленная нами в начале исследования достигнута, посредством решения обозначенных задач.

На наш взгляд данное исследование в перспективе может быть продолжено в рамках внеурочной работы с будущими выпускниками. При этом, применение методики Б.Франклина должно быть более длительным по времени и сочетаться с применением современных техник личностного роста как самостоятельно, так и под руководством педагогов для повышения уровня конкурентоспособности выпускников сельских и малокомплектных школ.

Список источников и литературы:

Франклин В. Избранные произведения. – М.: 1956

Франклин Б. Жизнь Вениамина Франклина. Автобиография / Философский век. Альманах. Вып. 32. Бенджамин Франклин и Россия: к 300-летию со дня рождения. Часть 2 / Отв. Редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. – СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2006.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Ростов-на-Дону. 1990. – с. 56

Иванов Р.Ф. Жизнь замечательных людей. Франклин. – М.: Молодая Гвардия. – 1972. – С.37-40

1 Вы дома у друга. Вы внезапно вспоминаете, что обещали позвонить матери. У вас нет мобильного телефона.

Найдите интересную информацию об известных людях, у которых были проблемы во время учебы в школе. Напишите небольшую статью об одном из них и добавьте его / ее портрет. Вместе с одноклассниками используйте все свои статьи для плаката “Нет ничего невозможного!”.

The scientist hated the educational system and routine and did badly at school simply because he did not understand why he needed all this abstract knowledge. Only mathematics and physics interested the future creator of the table of chemical elements.

Ученый ненавидел образовательную систему и рутину и плохо учился в школе, просто потому что не понимал, зачем ему все эти абстрактные знания. Только математика и физика интересовали будущего создателя таблицы химических элементов.

Beethoven is one of the most performed composers in the world. He still has no equal in writing music. It is known that musical education was instilled in him in childhood - from an early age he studied playing the organ, violin and harpsichord. But there were serious problems with his studies - Ludwig was completely at odds with mathematics and writing. His story reminds us that often people who are talented in one area are completely not gifted in others. Indeed, why does a musician need mathematics?

Бетховен – один из самых исполняемых композиторов в мире. В написании музыки ему до сих пор нет равных. Известно, что музыкальное образование ему прививали в детстве – с ранних лет изучал игру на органе, скрипке и клавесине. А вот с учебой были серьезные проблемы – Людвиг был совершенно не в ладах с математикой и письмом. Его история напоминает нам о том, что зачастую люди, талантливые в одной сфере, совершенно бездарны в других. И действительно, зачем музыканту математика?

studied very poorly at school. Little Kostya had serious hearing problems. He hardly heard the explanations of the teachers. The teachers were strict with him. He was expelled from school when he was 14. After that, he studied only on his own: he spent many hours in the library every day, he passed the exams, began to give private lessons in physics and mathematics, and did scientific work.

Константин Циолковский, великий ученый и основоположник теоретической космонавтики, в школе учился очень плохо. У маленького Кости были серьезные проблемы со слухом. Он почти не слышал объяснений учителей. Учителя были с ним строги. Его исключили из школы, когда ему было 14 лет. После этого он учился только самостоятельно: каждый день проводил по много часов в библиотеке, сдал экзамены, начал давать частные уроки физики и математики, и занимался научной работой.

ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН (1706 - 1790)

Франклин был очень самокритичен и, может быть, он немного преувеличивал те ошибки и недочеты, которые допустил, особенно в молодости.

Однако юные годы Франклина могут быть интересны и поучительны, так как в детстве и юности, в основном, закладываются характер человека, его отношение к жизни и деятельности, направление его интересов и особенности отношений с людьми.

Детство и юность (Бостон, Новая Англия).

Бенджамин Франклин родился 17 января 1706 года в Бостоне, Новая Англия (Северо-американские колонии Англии) в семье мыловара. В то время мыловарение было прибыльным ремеслом. Семья была многочисленной: семь детей от первого брака отца и десять - от второго. Бенджамин был пятнадцатым ребенком.

Отец Бенджамина был менее образован, чем его братья (старший брат стал адвокатом, а средний писал стихи и политические брошюры). Но он хорошо рисовал, и сыну передались эти его способности; он также играл на музыкальных инструментах и прекрасно пел. Однако главным его достоинством, как писал Бенджамин Франклин в своих воспоминаниях, было умение глубоко разбираться в сущности сложных вопросов, здравый смысл, доброжелательное отношение к людям, сильно развитое чувство справедливости. Это привлекало к нему многочисленных друзей и соседей, и их интересные беседы были поучительной школой для детей.

Бостон в то время состоял из нескольких незамощенных улиц вдоль которых стояли одно- и двухэтажные дома. Город лежал в лощине между берегом удобной Массачусетской бухты и бескрайним дремучим лесом с огромными вековыми деревьями. По ночам жителей будил рев диких зверей. Но еще больше тревожили их костры индейцев, которые часто горели у самого городка.

Дети Франклинов росли на лоне природы. Девочки с семи-восьми лет помогали матери, а мальчики, освоив азы грамоты, шли в ученики к какому-либо ремесленнику, приобретали специальность и помогали содержать семью. Атмосфера семьи благоприятствовала развитию тех талантов Бенджамина, которыми щедро наделила его природа. Сохранились много писем Франклина к отцу, матери, братьям, сестрам, детям и другим родственникам. Даже став известным человеком, он находил время для встреч и переписки с родными и оказывал помощь тем, кто в ней нуждался.

Был он физически крепким и жизнерадостным, прекрасно умел плавать, увлекался греблей. Он даже собирался открыть школу обучения плаванию. Пешеходные прогулки, плавание, гребля, путешествия, физические упражнения и любовь к физическому труду - все это было неотъемлемой частью жизни Франклина до глубокой старости.

С восьмилетнего возраста Бенджамин переписывался со своим тезкой - дядей Бенджамином, который жил в Англии. Письма мальчика были столь глубоки и содержательны, что Бенджамин настоятельно посоветовал своему брату (отцу маленького Бенджамина) отдать мальчика в грамматическую школу, которая готовила к поступлению в университет. Однако, по воспоминаниям Франклина, ему довелось посещать школу менее года, несмотря на успехи в учебе и освоении за один год учебного материала, рассчитанного на два года. Ограниченность семьи в средствах вынудила отца перевести мальчика в школу более низкого уровня, где обучали лишь письму и арифметике, то есть тому, что могло пригодиться ремесленнику.

К сожалению, материальные трудности семьи прервали и это обучение - в десять лет отец забрал сына из школы, так как ему потребовалась помощь в мастерской. К мыловарению Бенджамин питал отвращение, он грезил о море, путешествиях, далеких странах. Он очень хорошо плавал, владел веслами и парусами. Ему также очень нравилось изобретать: однажды он использовал в качестве ластов небольшие дощечки, привязанные к кистям рук и стопам, и продемонстрировал их способность увеличивать скорость. В другой раз он запустил у моря огромного бумажного змея и, держась руками за бечевку, поплыл, как под парусами.

Детская любовь к запуску змеев понадобится Франклину и впоследствии, когда он станет крупным ученым!

В зрелые годы он прославился не только своими опытами по электричеству, но и стал автором целого ряда изобретений. Франклин любил и умел делать все хорошо и ценил высокий профессионализм у других людей.

В 1717 г. сводный брат Бенджамина Джемс вернулся из Англии, где изучал типографское дело, и привез необходимое для типографии оборудование. Бенджамин не сразу согласился на подписание контракта, так как его смущало рабское положение ученика и необходимость исполнять любые приказания хозяина. Как показало время, его колебания не были напрасными: брат относился к нему отнюдь не по-родственному.

Однако были и положительные моменты. Очень пригодились Франклину его изобретательность и способность все делать своими руками. Он чинил оборудование, предлагал усовершенствования техники печатания, научился самостоятельно отливать новые шрифты (в двенадцать лет!). Удачно выполненная работа укрепляла уверенность в своих силах.

Главная же привлекательность новой работы была в том, что Франклин получил возможность читать много новых и интересных книг. Он просиживал иногда в типографии за книгами ночи напролет. Появились новые знакомые, например, Мэтью Адамс, у которого была прекрасная библиотека: он предложил Бенджамину брать для чтения любые книги. Нашел юноша также интересного собеседника в лице Джона Коллинса, ученика грамматической школы. Поскольку времени для встреч было недостаточно, Франклин предложил переписываться. Однажды, случайно познакомившись с этими письмами, отец похвалил качество его правописания, но посоветовал поработать над литературным стилем.

Для того, чтобы иметь деньги на приобретение книг, Бенджамин в шестнадцать лет даже решил стать вегетарианцем.

Круг интересов молодого типографа расширялся - теперь сюда входили книги по арифметике, геометрии, риторике, логике и другим знаниям. С особым интересом он знакомился с жизнью Сократа, в частности, с его методом ведения полемики. Франклин овладел этим методом, в течение ряда лет шлифовал его и стал непревзойденным мастером полемики. Однако со временем лет он понял, что категорические суждения не убеждают, а раздражают собеседника, и стал искать формы более убедительной манеры общения.

В 1724 -1726 гг. Франклин работал в типографиях Лондона, куда он отправился совершенствовать знания и желая немного заработать. В Лондоне у него расширился круг знакомств не только среди книгоиздателей и книголюбов, но и среди ученых. Например, он познакомился с известным английским ученым Гансом Слоуном, преемником Ньютона на посту президента Лондонского Королевского общества. Вспоминая этот период, Франклин отмечал, что познакомился с интересными людьми и много прочел.

Возвращение на родину.

Франклин считал, что он вступает в новую жизнь. Он составил план морального самоусовершенствования, где основными пунктами были: быть экономным, всегда стремиться говорить правду, быть трудолюбивым во всем и никогда не говорить плохого ни о ком, даже если он этого и заслуживает. Этому плану Франклин следовал всю жизнь.

Охрана общественного порядка.

В своей газете Франклин ратовал за благоустройство города: бедствием были грязь, пыль, пожары. Проблемой был также вопрос об охране порядка и имущества горожан. Франклин начал с организации охраны города. Он предложил обложить граждан специальным налогом, в зависимости от величины дохода, для содержания постоянной стражи. Это предложение обсуждалось в общественных клубах, а через несколько лет был принят закон, в который вошли все основные пункты предложения Франклина.

Создание пожарных команд.

На эту тему Франклин сделал доклад на заседании Юнты, а позднее опубликовал его для ознакомления всех жителей Филадельфии. Он предлагал создать то, что сейчас называют добровольной пожарной дружиной. На общие средства приобретался противопожарный инвентарь, жители обучались приемам борьбы с огнем.

Все это, на первый взгляд, казалось простым и естественным: и библиотека, и охрана общественного порядка, и создание пожарных команд. Но заслуга Франклина заключалась в том, что он первым осознал необходимость этих начинаний и ввел их в жизнь.

Мощение и уборка улиц.

Прежде всего, Франклин обратил внимание на состояние улиц в месте большого скопления людей (возле рынка) и организовал общественные работы по мощению подходов к нему. Что касается уборки улиц, то здесь Франклин провел эксперимент: он нанял человека, чтобы узнать, сколько времени нужно для уборки одной улицы и сколько это может стоить. После чего опубликовал в газете статью, в которой с привычной для него практичностью доказал жителям своего квартала, что за ничтожную плату они получат чистые улицы.

Участие в создании системы образования

Попечительский совет, учитывая большую роль Франклина в создании академии, а также то, что он не был связан ни с одной из религиозных общин, и, следовательно, мог представлять объективно интересы всех их, избрал его попечителем академии. Обязанности попечителя были очень сложны и многогранны, начиная от хозяйственных и финансовых проблем и кончая научными вопросами.

Успехи Пенсильванского университета были во многом связаны с деятельностью его попечителя. Франклин был опытным и внимательным педагогом, и его познания в этой области были особенно ценными, может быть, потому, что они были приобретены практическим путем и проверены многолетним опытом. Например, Франклин выработал собственную систему обучения иностранным языкам, так как придавал этому большое значение. Он считал, что знание иностранных языков является необходимым условием успеха в научной и педагогической работе для представителей самых различных профессий.

Франклин начал самостоятельно изучать иностранные языки в 1733 году. Сначала он занялся французским языком, затем последовательно приступил к изучению итальянского и испанского. Всеми этими языками он овладел в такой степени, что мог на них свободно читать.

Первой государственной должностью, которую занял Франклин, была должность секретаря Законодательного собрания Пенсильвании в 1736 году. В 1737 году он получил еще один пост - почтмейстера Филадельфии. Он также принял активное участие в организации обороны Пенсильвании от вторжения французов, испанцев и союзных с ними индейских племен. Активная военная карьера его продолжалась шесть недель.

Ученый - энциклопедист.

Когда говорят о Франклине как ученом, в первую очередь речь идет о его известных опытах по электричеству: об изобретении громоотвода, особого, очень удобного камина, об исследовании Гольфстрима, о работах в области теплопроводности металлов, о распространении звука в воде, о его работах в судостроении, геологии, ботанике и др.

Меньше известны труды Франклина в области гуманитарных наук. А ведь ему принадлежат и глубокие исследования по политэкономии. Очень интересны также философские труды Франклина. Он по праву считается одним из лучших писателей своего времени, с именем Франклина неразрывно связано и становление американской журналистики.

Франклин оставил ценные исследования и в области истории. Именно он рекомендовал преподавать в младших классах историю Древней Греции и Рима, чтобы заложить основу изучения последующих периодов истории.

Исследования в области электричества

Франклину принадлежит открытие стекания электрического заряда с острия (так называемого электрического ветра), он доказал, что электричество при трении не образуется заново, а только перераспределяется между телами. Франклин наугад выбрал знаки электрических зарядов, не зная об электронах - основных носителях зарядов в металлических проводниках. Чтобы не изменять сложившуюся еще тогда терминологию, за направление тока условно принимают направление движения положительных зарядов - и поэтому оно противоположно направлению движения отрицательно заряженных электронов.

Теория статического электричества помогла Франклину сделать открытие - он первым доказал, что молния и искра, полученная с помощью лейденской банки, - это одно и то же явление, только в сильно отличающихся масштабах. Тем самым Франклин положил начало исследованиям атмосферного электричества.

Эксперимент был очень опасен. Кант сказал, что Франклин - новый Прометей, доставший людям огонь с неба.

В 1780 году во Франции проходил громкий процесс по поводу обвинения громоотвода. Защитником последнего выступал никому еще не известный адвокат Максимилиан Робеспьер, а экспертом на стороне противников выступал Жан-Поль Марат (кстати, его перу принадлежат три популярных книги по электричеству - одни из первых. И тем не менее он выступал на стороне противников громоотвода!).

В дальнейшем выяснилось, что независимо от Франклина громоотвод был применен еще в 1754 году, когда чешский священник Прокопий Дивиш из Прендице (Богемия) установил на своем доме хорошо заземленный десятиметровый железный шест. Крестьяне разрушили громоотвод, считая, что он стал причиной неурожая в том же году. Возможно, священник использовал идеи Франклина о природе электричества, а, возможно, он дошел до них самостоятельно, но факт остается фактом: он построил громоотвод раньше Франклина на 6 лет. Но не смог дать жизнь этому изобретению, и поэтому изобретателем громоотвода во всем мире заслуженно считается Франклин.

Франклину принадлежит также заслуга открытия положительного и отрицательного полюсов в электричестве; он выдвинул и обосновал гипотезу о материальной природе электричества, изобрел плоский конденсатор, результаты Франклина подводили близко к пониманию одного и основных законов электростатического поля - закона Кулона.

Международная деятельность.

Как это часто бывает, идеи Франклина получили сначала признание за границей, и только потом на родине. В Париже его лекция о тождестве молнии и электричества, переведенная на французский, была напечатана и сразу привлекла внимание ученых, правда, с разноречивыми отзывами. Статья его была переведена на итальянский, немецкий и латинский языки. В Париже в присутствии короля и членов двора были повторены опыты по притяжению молнии из облаков. Резонанс был огромный. Лондонское Королевское общество наградило Франклина золотой медалью Копли за 1753 год. За свои открытия в области электричества и в других областях науки Франклин был избран почетным членом большинства академий и ученых обществ многих стран. Различные университеты присвоили ему звание почетного доктора наук.

Почему же именно Франклину, только-только начавшему исследования по электричеству, удалось опередить других ученых, уже много лет работавших в этой области? Вот что говорит по этому поводу академик П. Л. Капица:

«…Франклин первый правильно понял существо электрических явлений и поэтому открыл правильный путь для дальнейших исследований в этой области… На таких начальных этапах развития науки точность и пунктуальность, присущая профессиональным ученым, может мешать выдвижению такого рода смелых предположений.

Франклин интересовался работами русских ученых Г. В. Рихмана, М. В. Ломоносова, Ф. Эпинуса. Он достаточно хорошо знал экономику и историю России, следил за развитием англо-российской торговли.

Готовясь к первому полету на воздушном шаре, один из братьев Монгольфье добивался, чтобы его пассажиром был Франклин.

Интересные случаи с Франклином во время игры в шахматы:

Последние годы жизни

Франклин демонстрировал поразительную для своего возраста работоспособность и организованность, отменное здоровье. Даже в восьмидесятилетнем возрасте он давал своему внуку уроки плавания и переплывал Сену.

Вернувшись на родину, Франклин отдал остаток своих сил в первую очередь борьбе за уничтожение рабства негров.

В начале 1790 года приступы болезни, мучившие Франклина, прекратились, и появилась надежда, что болезнь отступает. Однако затем наступило неожиданное ухудшение, и 17 февраля 1790 года Франклин скончался.

Только после смерти стали очевидны масштабы уважения и любви к Франклину в Америке и других странах. За гробом великого американца шли двадцать тысяч человек; в гавани Филадельфии суда приспустили флаги в знак траура, и артиллерийская батарея пенсильванской милиции отсалютовала своему создателю и первому полковому командиру. Америка проводила своего великого гражданина в последний путь.

Читайте также: