Белорусская хатка в детском саду описание

Обновлено: 07.07.2024

3 Наши гости: Ваня и Маня, они живут в Древней Руси

6 Наши друзья из республики Беларусь: Олеся и Юрась

7 Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем

8 Беларусь страна большая Главный город Белоруссии - Минск Президент Белоруссии Лукашенко Александр Григорьевич

9 В Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн

10 Беларусь богата лесом

11 В Белоруссии ещё добывают торф

12 Торф – это болотная земля, его используют для удобрения почвы и даже топят печи

13 В Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свёклу

14 Один из самых древних промыслов у белорусов – гончарное дело

15 Изделия народных мастеров Белоруссии мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки

16 Ткачихи проявляют свой художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников

22 Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь. Длинным поздним вечерком, хорошо сидеть рядком. Мы играли и плясали, много нового узнали. Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час. Бывайте здоровы, живите богато, А мы уезжаем до дому, до хаты.

23 А на следующем нашем занятии мы с вами ребята будем продолжать знакомство с Белоруссией, и будем учиться украшать элементы одежды белорусскими узорами (рушник, пояс или костюм) с помощью красок.

Этнографический уголок "Беларуская хатка " в нашем учреждении дошкольного образования создан для ознакомления воспитанников с культурой и бытом белорусского крестьянства и,исходя из того, что в возрасте 5-7 лет для детей важно показать определенные примеры и наглядность, что является мощным средством воздействия. Экспонаты собирали вместе с детьми, родителями и педагогами. В основном экспонаты были привезены из деревень Могилевской области, где живут родные некоторых сотрудников яслей - сада и родителей. Это были разные старинные предметы: горшочки для приготовления еды, прялка, утюг, сельскохозяйственные инструменты для труда. Уголок "Беларуская хатка" постоянно пополняется.

Экспонаты этнографического уголка используются на занятиях по ознакомлению с обычаями и традициями белорусского народа, на занятиях по изобразительному искусству, при проведении праздников "Масленiца", "Купалле", "Запрашаем на Калядкi", "Свята восенi" и другие. С целью воспитания чувства принадлежности к белорусской нации, мы разработали цикл занятий, содержанием которого стали стародавние белорусские традиции и обычаи, взаимодействие человека с природой, отражение жизни белорусов в труде и быте. Были разработаны конспекты, развлечений и игр.

Программное содержание: Воспитывать любовь к малой Родине, продолжать знакомить с историей ст. Каневской. Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло; врубель.

1.Одеть детей в музей

Воспитатель: Ребята, я хочу поговорить о маленькой Родине. У нас с вами много прошло бесед, экскурсий, рисовали, ходили в парк. Не так давно прошёл праздник ст. Каневской.

1.Как называется станица, в которой мы живём?

2.Как называется река, которая протекает в нашей станице?

3.У нашей станицы есть герб, может кто-то сможет о нём рассказать, но а если будут затруднения мы все вместе поможем?

4.Если мы живём в ст. Каневской, как о нас можно сказать?

Если в Привольной, как у Дани бабушка с дедушкой?

5.Мы знаем много с вами о нашей станице стихотворений. Кто хочет прочитать?

Стихотворение: У реки Челбасс, выросла станица

У реки Челбасс, ивы, тополя

Я хочу всегда тобой гордиться

Маленькая родина моя.

6. Может кто-то сказать, сколько же лет нашей станице? (215 лет)

Да это целая эпоха, очень много лет.

Воспитатель: Спасибо ребята, вы очень хорошо мне ответили на вопросы. И я, хочу пригласить вас в прошлое нашей станицы, как жили казачки, ваши прабабушки. А отправимся мы с вами в наш музей. Вы знаете, где он находится? А направляющим будет…..

Казачка: Встречаем гостей!

В руках хлеб, соль . - Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!

Вот и я, вас дорогие казачата встречаю хлебом и солью.

Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

В прошлый раз я вам рассказывала, чем занимались раньше мужчины-казаки.

Загадка про ухват: Рогат, да не бык

Хватает, да не сыт

Людям на стол подаёт

Сам в угол идёт.

- А что же он хватает этими рогами? (ответы детей)

Слушайте казачата другую загадку.

Загадка про чугунок: Дед в нём живёт

Дел не в проворот

Кормит весь казачий род.

Да, ухватом чугунок берёт, обратите внимание на форму чугунка, сверху пузатый, а к низу сужается. Берёт хозяйка чугунок ухватом, да и в печь сажает.

- А как ваши мамы готовят кушать? (рассказ ребят: кастрюли, газовая плита, прихватки и т. д.)

Казачка: Ой, наши молодцы! Слушайте другую загадку.

Загадка про коромысло с ведрами :

Три братца пошли к реке купаться,

Два купаются, а третий дожидается.

Вот и ходили казачки к реке, с коромыслом и вёдрами.

-А как же река называется? (Челбассы).

Коромысло расписное два крючка по краям.

-А как вы думаете для чего эти крючки? (ответы детей)

Давайте попробуем пройтись с коромыслом. Раньше казачки по воду ходили, что лебёдушки плыли. В косы ленты яркие вплетали, бусы одевали, чтобы себя показать.

-А ваши мамы, где воду берут? (ответы детей).

Ну что, принесла воды казачка, борща наварила, за стол всю семью усадила.

А раньше за стол первый отец присаживался, называли его батюшка – уважительно.

Он резал хлеб, всем по кусочку раздавал, а посуда была глиняная, деревянная.

А вот и ещё одна загадочка поспела. Слушайте мои казачата.

Загадка про ложку: Маленький черпачок

Три раза в день берётся

И опять на место кладётся.

А про ложку вот что, хочу рассказать.

Кушала вся семья из одной тарелки, первый батюшка набирал, да под ложку хлеб подставлял, чтобы не одной капельки не проронить, а хлебные крошки в ладошку сметали. А если кто-то шалил за столом, батюшка ложечку облизывал, да по столу стучал, а то и мог по лбу щёлкнуть. Воспитывали казачат в уважении и послушании. Покормила хозяйка свою семью, обстирать нужно.

-А как ваши мамы стирают? (ответы детей)

А казачки в корыте. Постирают, просушат, а как разгладить? Ещё одна загадка.

Загадка про врубель : Деревянный он резной

Разгладит вещи нам с тобой.

Белье в трубочку. Предлагает по пробовать, у кого сильные руки. (Выходят, помогают казачке разгладить).

Вот так казачки изо дня в день трудились.

Слушайте правила игры.

Продавец перечисляет, а покупатель перебирает по своему вкусу горшочек. Потом ведут торг о цене, что дашь?

Если девочка то: ленточка, бусы, зеркальце и т.д.

Если мальчик: папаха, конь, седло, сапоги и т.д.

Считалочка: Катилась торба с высокого горба,

Кто торбу найдёт, тот и водить пойдёт.

После игры казачка спрашивает:

-Ну что ребята понравилось у меня в гостях, узнали в какие игры играли маленькие казачата, как жили и трудились ваши бабушки и прабабушки?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Закреплять знания детей о Белоруссии ее символике: флаг, герб (символика цвета, значение символов); и о столице - городе Минск.

2. Расширять знания детей о некоторых традициях, обычаях,

3. Познакомить с убранством белорусской хаты.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

1. Организационный момент.

Давайте рассмотрим их.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во что одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Ребята, Маня и Ваня хотят пригласить нас в гости к своим друзьям Олесе и Юрасю, которые живут в Республике Беларусь.

2. Основная часть.

Появляются куклы Олеся и Юрась.

Одна из славянских традиции встречать гостей с хлебом-солью. Вот Олеся и Юрась нас встречают по традиции с хлебом-солью.

Воспитатель: Дом строился из бревен: сосны, ели. Крышу делали из соломы, камыша, черепицы, а позднее из железа.

А теперь давайте заглянем вовнутрь дома.

1. В правом или левом углу от входной двери стояла печь. Напротив ставилась лавка с деревянными ведрами для воды. иллюстрации

2. Угол с иконами в доме назывался красным углом. В этом же углу ставились стол с лавками. иллюстрации

3. Шкафов в доме не было, вещи хранили в сундуках, а посуду на деревянных полках. иллюстрации

4. Кроватей в доме не было, строился настил из досок, который назывался полатями. Так же спали на печи, а летом на сеновале. иллюстрации

Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают)

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите, какие они красивые.

– Ребята, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский.

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, штаны, жилет, соломенная шляпа. И у тех и у других на ногах надеты сапоги.

Чтобы вы не забыли о сходствах и различиях народных костюмов Олеся и Юрась дарят вам эскизы белорусских костюмов.

Физминутка

3 часть - Ребята, Олеся и Юрась приглашают наших гостей на экскурсию в современную Беларусь.

1. (иллюстрация с изображением карты.) Республика Беларусь расположена на востоке Европы и граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.

2. (иллюстрация с изображением столицы Белоруссии.)

Ребенок - Главный город в Белоруссии – Минск. Это красивый благоустроенный город. В нем широкие улицы, хорошие дороги. Минск очень зеленый город в нем много деревьев и парков.

3. (иллюстрация с изображением президента.)

Ребенок : В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом Александром Лукашенко. Город, расположенный в самом центре страны.

4. (иллюстрация с изображением геральдики)

Воспит: - У Белоруссии, как у каждой страны имеется государственный флаг, герб и гимн.

Ребенок : Государственный флаг Белоруссии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Около древка вертикально размещён белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне.

Воспит. – Ребята, красный цвет символизирует цвет - цвет жизни и надежды. Зелёный цвет – полей, лугов, лесов. Белорусский орнамент -единство белорусского народа.

В Беловежской пуще произрастают большое количество видов растений, в том числе редких и исчезающих. Парк знаменит своими древними именными дубами, возраст которых превышает 500 лет. Есть древние сосны, ели.

В заповеднике обитает множество видов птиц. Некоторые из них занесены в Красную книгу - орлан-белохвост, черный аист.

6. (иллюстрация с изображением белорусской библиотеки)

Воспит: - Одна из главных современных достопримечательностей Минска Национальная библиотека Беларуси.

Воспит: Брестская крепость – крепость герой, которая встала на пути врага – первой. В этой крепости гитлеровские войска впервые получили настоящий жесткий отпор. Около месяца продолжалась оборона Брестской крепости.

Это крупнейший мемориальный комплекс мужеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Читайте также: