Белая береза бубеннов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Роман о настоящих советских людях написанный простым языком. Зачитывалась им с детства.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В ИНТЕРНЕТЕ. Можно ли остаться в стороне? Интернет уже стал той средой, где большинство людей проводит по несколько часов ежедневно – работая, общаясь, обмениваясь информацией, просматривая фильмы, слушая любимых блогеров или листая ленту в соцсетях. При этом многие привыкли считать глобальную сеть относительно свободным пространством, где каждый может заниматься тем, чем хочет. Ведь пользователи сами выбирают интересующие их сайты, сообщества, платформы, сами решают, что

Белая береза, Михаил Бубеннов - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза, Военное дело, техника, оружие

Наука и общество, Художественная литература

О книге

Краткое содержание

Роман "Белая береза", удостоенный Государственной премии СССР, воссоздает события первых месяцев войны - наступление гитлеровских войск под Москвой осенью 1941 года и отпор, данный захватчикам советскими воинами. Автор показал, как проявлялись силы народа на фронте и в тылу врага. В образе главного героя романа Андрея Лопухова воплощены лучшие черты русского характера: сила, ум, стойкость, мужество. Ещё осенью 1942 года, в дни сражений у Сталинграда, А.Бубеннов задумал и начал писать свой роман. К осени 1946 года он закончил первую книгу романа, которая впервые была опубликована в 1947 году в журнале "Октябрь", а затем издана московскими и областными издательствами.

Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!

Обширная статья Бубеннова, уничтожающая роман на корню, не подошла ни одной газете. Тогда смелый писатель вручил бандероль дежурному офицеру Кремля.

Или такой пассаж:

Отповедь Бубеннову дал Константин Симонов. Но Бубеннова поддержал Шолохов. Намечалась очередное рубилово, конец которому положил временно уставший от этих дрязг Иосиф Виссарионович. Замах ему показался мелким и на Политбюро Сталин заявил:

«И вот в те времена, о которых я рассказываю, летним жарким утром стоят люди перед Третьяковкой и вдруг слышат, что в доме напротив за распахнутыми окнами скандал. Сначала слышат, а потом и видят: в комнате дерутся два почему-то голых человека. Крик, шум, ругань. И это напротив храма искусства. Люди возмутились, позвали милицию.
Короче, замять это не удалось. В сражении участвовали Бубеннов и Суров. Конфликт разбирался на заседании парткома.
Присутствовавшие рассказали, что в наиболее драматичный момент Суров спустил брюки и продемонстрировал четыре запекшихся точки ниже спины — след удара вилкой. Упоминалось еще сломанное в пылу битвы кресло.
В то время степень наказания обычно не соответствовала весомости проступка и значительно колебалась — в ту или иную сторону.
В данном случае провинившиеся отделались, что называется, легким испугом. И этот прискорбный факт, несмотря на всю его чудовищность и фантастичность, наверняка бы забылся, скрытый пеленой времени и других событий, если бы не искусство.
Да, Твардовский в соавторстве с Казакевичем написали сонет. Не уверен, сохранился ли он где-либо еще, и привожу его здесь, — прекрасно написанный, безжалостный и элегантный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа

hello_html_m45a4f2a0.jpg

Исследование провела Кулдыркаева Марина Винадьевна,

учитель русского языка и литературы

hello_html_6ee39734.jpg

Жизнь и слово

1.Нить Ариадны.

1.2.В краеведческом музее г. Заринска.

2.3. Средства художественной изобразительности в романе.

Список литературы

Документальные источники

Жизнь и слово

Михаил Семёнович Бубеннов,

писатель-земляк, участник Великой Отечественной войны,

рядовой миномётчик, лауреат Государственной премии СССР(1948г.)

Комиссия по литературному наследию писателя, лауреата Государственной премии СССР и премии Министерства Обороны СССР постановляет:

Поддержать инициативу однополчан:

Присвоить имя М.С. Бубеннова средней школе №4 города Заринска Алтайского края и школе в городе Зубцове Калининской области, где особо отличился рядовой миномётчик, гвардеец – писатель М.С. Бубеннов.

Присвоить имя Михаила Бубеннова одному из судов Обь-Иртышского пароходства речного флота СССР.

Особое отношение у Михаила Семёновича Бубеннова с детства было к природе. Любовь к ней, усиленная поэзией, развивала в душе будущего писателя прекрасные чувства, пробуждала высокие порывы и мечты.

И проходит немало времени, пока ты, неопытный путник, по малейшим признакам все же догадываешься, куда лежит твоя тропа. Бывает, иной раз даже покажется, что ты совсем сбился с неё и блуждаешь в лесной глухомани. Тут тебя так и пронзит! И назад поворачивать поздно, и жутко брести наугад вперёд. В такие минуты может выручить только необыкновенная выдержка. Надо призвать всё своё спокойствие, все силы своего духа.

А душа слышала многое, что возникала потребность всё записать.

М. С. Бубеннов, работая в селе учителем русского языка и литературы, предложил своим коллегам объединиться в литературный кружок и попробовать свои силы. Вскоре была установлена связь с Москвой, с Всероссийским объединением крестьянских писателей. В мае 1929 года М.С. Бубеннова, как руководителя литературного кружка в Заобье, пригласили в

Москву на первый Всероссийский съезд крестьянских писателей. М.С.Бубеннову выпадает великое счастье слушать речь Алексея Максимовича Горького и Луначарского. Вернулся из Москвы очень задумчивым. Нужны были новые впечатления, которые бы способствовали написанию задуманных произведений. И вскоре он отправляется путешествовать по Алтаю, Красноярскому краю, Казахстану. Так стали появляться его произведения.

3 октября 1985 года М.С. Бубеннова не стало.

М.С. Бубеннов писал: «Я и сейчас не могу сказать с полной уверенностью, что не ошибся в юности, отправляясь в таинственную даль малозаметной тропой. Одно могу сказать определённо: я не видел тогда для себя иного пути и не в силах был никуда свернуть с той тропы, на какую однажды ступила моя нога. Не в мой власти было не пойти на тот далёкий зов, какой слышала моя душа.

Однако с горечью сознаю, что немногое мне удалось сделать на избранном пути за 50 лет. Но если писатель был честен в своём труде, если мечтал, лишь о беззаветном служении народу и родной стране – он во всем другом, я думаю, заслуживает снисхождения: всё остальное в его жизни – от его природы и судьбы.

1.Нить Ариадны

Мировая художественная культура и русская литература учат познавать жизнь, формируют взгляды и убеждения людей, воспитывают нравственные качества, направляют их на достижение высоких жизненных целей.

Разбирая в начале изучения произведения смысл его названия, мы проходим долгий, иногда очень трудный путь. Но мы должны – этого требует логика пути – вернуться туда, откуда вышли – к началу пути, к входу – выхода из Лабиринта. Но придём мы туда, обретя новое духовное и душевное знание. Такая работа позволит самостоятельно проводить изыскания, проникать в самые сокровенные тайны культурного и литературного процессов.

Своё исследование я начала с экскурсии в краеведческий музей города Заринска.

1.1.В краеведческом музее города Заринска

hello_html_m45a4f2a0.jpg

hello_html_m45a4f2a0.jpg

на финском языке на албанском языках

hello_html_m45a4f2a0.jpg

на французском языке на немецком языке

hello_html_m45a4f2a0.jpg

на чешском языке на словенском языке

Воспринимать искусство столь же трудно, как и творить его

Отправляясь в долгий путь по страницам русской литературы, по её бесконечным лабиринтам, столбовым и просёлочным дорогам, необходимо вложить нам, читателям, путеводный клубок, спасительную нить, которая выведет на свет из любых, самых запутанных коридоров. Нужно только не выпускать эту ниточку на протяжении всего пути, держать её крепко-крепко. Этот путеводный клубок, эта спасительная нить и есть смысл названия литературного произведения.

Материалы данного исследования можно использовать на уроках литературы во время изучения произведений о Великой Отечественной войне, на факультативных занятиях учителями - словесниками и на уроках мировой художественной культуры преподавателями МХК, в решении сложнейших образовательных задач на современном этапе развития отечественной литературы и культуры ХХ века не только в школах нашего города, но и Алтайского края, в проявлении интереса к литературно-краеведческой работе регионального компонента.

Объект исследования: отечественная литература и мировая художественная культура ХХ века.

(о смысле названия романа)

Задачи исследования:

1.Найти источники всепоглощающей народности в романе. Определить связь с фольклорными традициями.

2.Рассмотреть этимологический аспект в названии романа .

культуры во время ознакомления и изучения с произведений о Великой Отечественной войне в рамках регионального компонента.

3 С элементами этимологического анализа.

Научная новизна.

Структура работа.

Исследовательская работа состоит из трёх разделов. Во введении даётся анализ того, зачем проведено исследование, о месте данного произведения в современной литературе и мировой художественной культуре.

В первом разделе найдены всепоглощающие источники народности в романе. Определена связь с фольклорными традициями.

Военная тема всегда была особым явлением в отечественной литературе и мировой художественной культуре ХХ века, поэтому изучение произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, заслуживает особого внимания. Война – движение миллионов людей по планете, и, конечно, её можно увидеть в разных источниках по-разному. М.С. Бубеннов

Берёза – русское дерево. Оказывается, только в России берёза растёт чистыми сплошными рощами – березняками. Нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал. Но главное в том, что издавна на Руси берёза была верным помощником и неизменным спутником человека.

Берёза согревала дом, потому что её поленьями топили печь. Берёзовая лучина освещала его в долгие зимние вечера. Из коры берёзы (берёсты) делали кузовки для грибов и ягод, небольшие кастрюльки для хранения творога или сметаны. Дома любили ходить в берёзовых лаптях. А для ленивых и непослушных берёза, вернее берёзовые розги, были наукой, средством наказания. Об этом напоминают нам старые русские поговорки: берёза ума даёт; накормить берёзовой кашей (то есть постегать розгами).

Иногда берёзу называют некопаным колодцем. Почему? Как из бездонного колодца черпают люди силы, энергию, красоту и здоровье, обращаясь за помощью к берёзе. Она обладает огромной целительной силой. Ранней весной нельзя было отыскать на Руси девушки, которая не умывалась бы холодным берёзовым соком. Сохранилось поверье, Будто берёза помогает в горе, забирает головную боль, быстро заживляет раны. Особую целительную силу приписывали (и, как оказалось, совершенно справедливо) обыкновенному берёзовому венику, с которым и поныне ходят в парную баню: он очищает и оздоравливает воздух и тело.

Берёза использовалась в разных народных обрядах, сопровождала русского человека и в радости, и в горе. Берёзовая ветка – знак согласия

девушки выйти замуж (ветка сосны, ели или дуба, наоборот, отказ).

О берёзе сложены бесчисленные сказки, песни, поговорки, пословицы,

припевки, загадки, частушки. В старину девицы украшали берёзу лентами и водили вокруг неё хороводы, пели песни, плясали, завивали ветки венками. Народное восприятие белоствольной красавицы разнообразно – её зовут весёлкой и плакучей. Но в одном неизменно отношение к берёзе – народ

Редко авторам удается так удачно подобрать эпиграф, полностью соответствующий художественной идее романа. И это воспринимается

людских получили рану, которая вот уже более 70 лет болит, и боль эта не утихнет никогда. А своеобразные слезы березы – это слезы не только русского народа. Это плач всей России.

hello_html_4d98cfc4.jpg

Из полученной диаграммы мы видим, что не только человек в романе стремится к Победе, но и активно действующая природа, потому что именно среди берёз и был проложен путь солдат к Великой Победе. Рассмотрим крупные, на мой взгляд, эпизоды романа М.С.Бубеннова и посмотрим, как действительно борются две силы: народ и природа.

1глава романа

«На склоне небольшого пригорка, у самой дороги стояла молоденькая берёзка. У неё была нежная и светлая атласная кожица. Берёза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце.

Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от неё, как от сказочного светильника, струится тихий свет.

2 глава романа

«На площади перед домом правления колхоза, стояло несколько старых берёз с шершавой, потрескивающейся на комлях корой, длинные ветви, точно струи, стекали с их покатых вершин почти до самой земли. Под белыми берёзами были поставлены несколько скамеек. В свободные часы

«Под берёзами толпились немцы. В руках у них поблёскивали топоры. Немцы пришли сюда не затем, чтобы срубить берёзы, а затем, чтобы установить между ними перекладину толстой слеги…

3 глава романа

«На крайнем дворе деревни, занятой немцами, у выезда из деревни Андрей увидел множество заготовленных берёзовых крестов, аккуратно, в наклон, составленных около сарая…

-А хреновые у них дела, Семён!

4 глава романа

5 глава романа

на врага ужас. Метафора-символ говорит о враждебности захватчиков самой природе страны, куда они принесли только смерть и разрушение.

6 глава романа

«… Это случилось ранней весной. К их деревне на светлом взгорье, заново строящейся после войны, по дороге со стороны ближнего военного аэродрома подъехали грузовики с солдатами, а следом шла машина с хищным клювом крана над кабиной. Грузовики остановились у крайнего

дома, и со всей деревни к ним тут же бросились по лужам ребятишки в лохмотьях, потянулись женщины и старики и, немного смущаясь, молодой лейтенант сказал:

- Мы ищем молоденькие берёзки.

- А вот за околицей, сколько угодно, - ответили ему из толпы.

- Нужны такие, у которых красивая крона, - пояснил лейтенант.

- Наши берёзки – одно загляденье!

- А зачем они вам? Куда повезёте?

Эпилог романа переносит нас в Берлин, в Трептов-парк, где на кургане стоит высокий, вздымающий монумент. А вокруг русские берёзки, которые были привезены из родной Ольховки. Солдат, стоящий на постаменте с опущенным мечом, и берёзка.

Мужество и Женственность никогда не расставались. Они вместе проделали этот путь от Волги до Берлина. Солдат спит вечным сном под белой берёзой, но новая жизнь играет на зелёной траве, светит доброе солнце, и мир знает, что свет одолел тьму. Эти отмеченные эпизоды ещё раз доказывают, что образ белоствольной красавицы поистине является символом России. Для русского народа – это родное и любимое дерево, которое помогло в годы Великой Отечественной войны выстоять. Как можно не защищать такую землю, которая славится берёзовыми лесами и перелесками? Для русского народа берёзовая роща – самое заветное место, где каждый чувствует себя хорошо.

Раньше я думала, что берёза – это самое обыкновенное дерево, но,

проведя исследование и прочитав немало книг, поняла, что берёза, такая привычная, радостно обыденная для меня, вдруг оказалась и загадочной, и занимательной, а самое главное – очень и очень непростой.

2.3. Средства художественной изобразительности в романе.

Пейзаж - неизменный спутник героев, который нередко определяет художественную выразительность природы.

Немало в романе и световых эпитетов. Вот некоторые из них: «серебристый, золотистый, металлический, холодный, солнечный, звёздный,

Выводы по работе.

Изучение произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, в современной школе становится проблемой, требующей пристального внимания, что связано со многими причинами. Это и разнообразие подходов к событиям войны в современной исторической науке. Это и различные, порой совершенно не совпадающие трактовки понимания

военного подвига. Это и неоднозначные оценки состояния души воюющего человека и появляющиеся рассуждения о том, что не было никакой Великой, а тем более Отечественной войны.

Список литературы

5. Шанский. Краткий этимологический словарь русского языка, с.- 543.

Документальные источники

Архив Заринского краеведческого музея. Вспомогательный фонд:

Читайте также: