Бегство в египет краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Усмирение диких зверей

Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё:

Чудо с пальмой

…говорю тебе, пальма, и приказываю, чтобы одна из твоих ветвей была отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего, и Я дарую тебе в знак благословения, что всем, кто победит в битве за веру, будет сказано: вы удостоились пальмы победы.

Сокрушение идолов

По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.

И так как они не знали там никого, у кого могли бы попросить гостеприимства, то вошли в храм, который египтяне называли Капитолием. В этом храме стояли сто семьдесят пять идолов, и они каждый день служили этим божествам кощунственной службой. И случилось, что когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю, на лица свои, и оказались разрушенными и разбитыми.[6]

Исцеление бесноватой

Исцеление немой невесты

Изгнание змея-насильника

Исцеление прокажённых

Чудо с мулом

Основными персонажами выступают Дева Мария, едущая на осле, младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла. Дополнительно изображаются фигуру женщин-служанок и детей Иосифа Обручника (чаще всего это апостол Иаков). Символически движение процессии в Египет обозначается направлением движения путников слева направо, а их возвращение — справа налево.

В западной иконографии сюжет бегства в Египет появляется довольно поздно, ещё позднее (XIV век) появляются сцены отдыха Святого семейства. К концу XV века в живописи начинает доминировать Мария с младенцем, а Иосифу отводится второстепенная роль.
К числу наиболее поздних сюжетов относится переправа Святого семейства на лодке через реку.

На картине художника Джотто ди Бондоне изображен ранний период жизни Иисуса Христа, описанный в Евангелии от Матвея. Как то Иосифу приснился сон, в котором ему явился крылатый ангел. Ангел был послан Иосифу Господом, он велел Иосифу вместе с Марией и младенцем срочно собираться в путь и уходить из Иудеи в Египет.

В те кровожадные времена в Иудее правил безжалостный и трусливый царь Ирод. Он услышал о рождении младенца — царя всего Мира, но не хотел расставаться с властью. Ирод решил избавиться от ребенка, но не мог знать, где точно он находится. Тогда Ирод разослал повсюду своих людей, которые должны были уничтожить всех младенцев, родившихся в ближайшие дни и до двухлетнего возраста.

На картине изображена торжественная процессия, которая неторопливо движется вперед через пустынную местность. Художник сумел передать важность процессии и историческую ценность сюжета. В центре зритель видит осла,на котором восседает Мария с Иисусом на руках.

Осел символизирует смирение, с которым Сын Небесный вошел в этот мир. Он появился не как Великий Властелин, а как обычное дитя человеческое, вынужденный бежать от гонений и смерти. Матерь Божию с младенцем Иисусом сопровождает Иосиф, ведя под уздцы ослика.

Рядом с Иосифом шествует один из его старших сыновей, а чуть сзади идут еще двое отроков — сыновья Иосифа и помощница Марии. Три центральных героя картины — Мария, Иосиф и Иисус изображены с нимбами вокруг головы – показывающих их святость и смирение.

На плечи Иосифа накинут бледно оранжевый плащ, а Мария одета в красное платье и светлую накидку. По дороге на фоне идущих зритель видит деревья, предположительно пальмы, которые по свидетельству апокрифических источников спасали их от голода и жажды.

В пути святое семейство сопровождали ангелы, освещая путникам дорогу и уберегая их от невзгод. В картине художник использовал мягкие полу-тона, передающие всю важность и глубину сюжета. Этот Библейский сюжет был изображен на южной стене Капеллы Скровеньи, где его можно наблюдать и по сей день.

Разрыв шаблонов

Бегство в Египет святого Семейства случилось не ранее чем через 40 дней после Рождества, хотя в Евангелии от Матфея рассказ о нем и помещается сразу за Рождеством.

Во-первых, если бы Семейство бежало в Египет сразу после Рождества, как бы оно принесло Младенца на посвящение Богу в Иерусалимский Храм? Возвращаться обратно по столь трудному пути? Невозможно.

Во-вторых, у евангелиста Матфея сказано во 2-ой главе, что волхвы пришли, когда Иисус уже родился, то есть, в ближайшие дни после Рождества. Ирод опережает их поклонение своим повелением избить младенцев.

Ясно, что в дни избиения Семейство было не в Вифлееме. Они или успели вернуться в Назарет, или же отправились Иерусалим, вероятнее всего, в нагорную страну (сейчас предместье Иерусалима), где жили дядя и тетя Богоматери - первосвященник Захария и Елисавета.

Этот вывод я делаю на основании того, что именно Захария посвящал Младенца Христа Богу в Иерусалимском Храме. Вскоре после Сретения Иосифу явился ангел и повелел бежать в Египет.

begstvo_v_egipet4

Если первые события - Рождество, ангельский хор, поклонение пастухов и волхвов – основываются на новозаветных канонических Евангелиях от Матфея и Луки, то последующие события базируются в основном на апокрифах, сказаниях и легендах.

Бегство в Египет упоминается очень кратко и только в Евангелии от Матфея (глава 2; 13-15). Но по мере того, как христианство распространялось среди простых людей, а богословские тонкости трактовались не только отцами церкви, но и гностиками, события, последовавшие за Рождеством Христовым, обрастали все новыми и новыми деталями.

Так появилось псевдо Евангелие с рассказами и историями о младенческом и отроческом периодах Иисуса, сведения о которых в четвероевангелии практически отсутствуют, за исключением проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме.

В Евангелии от Матфея есть только те детали, которые необходимы для богословской программы евангелиста: доказать евреям, для которых писалось Евангелие, что Христос – истинный Мессия, Который произошел от царя Давида в соответствии со всеми ветхозаветными о Нем пророчествами.

begstvo_v_egipet5

Николя Пуссен. Бегство в Египет. 1657 г.

Но свято место пусто не бывает. По мере того, как Иисус Христос становился в глазах людей всемогущим Богом, появилась потребность в рассказах и о том, что Он не просто возрастал в силах и премудрости, согласно Евангелию от Луки, а уже изначально был способен творить чудеса.

Т.е. исцелять, воскрешать умерших, подчинять Себе природу и стихии, разрушать идолов и изгонять бесов. В соответствиями с запросами в начале XIII века широкое распространение среди народа получило Евангелие детства (Евангелие от Фомы).

begstvo_v_egipet6

Тициан. Бегство в Египет

Ирод, надеявшийся, что волхвы вернутся и расскажут о новорожденном Царе Иудейском, в гневе приказывает убить всех Вифлеемских младенцев, младше двух лет. В их число должен был попасть и Иисус Христос. Иосифу Обручнику снится сон, в котором Ангел извещает его об этом и приказывает взять Матерь с Младенцем и срочно бежать от гнева царя в Египет.

Египет издавна был местом спасения евреев: в голод ли, или в другой какой напасти, они находили убежище в соседней стране. Здесь с давних времен жило несколько тысяч евреев и всегда можно было найти у них приют. Проснувшись, Иосиф взял Младенца и Матерь Его, а также своего сына от первого брака, Иакова.

Взял он и старицу Саломию, сродницу Девы Марии, принимавшую у Нее роды. Иаков и Саломия должны были помогать им в дороге, поскольку путь предстоял неблизкий, минимум в десять суток.

begstvo_v_egipet7

Джотто. Бегство в Египет. В центре - Богородица с Младенцем. Иосиф Обручник ведет осла. Рядом с ним Саломия. Сзади три отрока (сыновья Иосифа?) помощники в пути.

Вся история бегства в Египет и обратного возвращения Святого семейства в изложении апокрифов – это череда эпизодов, каждый их которых маленькое чудо, демонстрирующее могущество Иисуса, Его силу и премудрость. Маленькие сказки, в которых проявляется представление народа о Всесильном и Могучем Боге, аналогичное тем, что они читали в греческих сказаниях о богах.

Приведем только две прекрасных легенды из этой серии. Первая о том, что убежав от преследователей, Святое семейство решило заночевать в пещере. Стояла ночь, и было холодно. Так холодно, что на полу пещеры был иней.

Тут БогоМладенца увидел маленький паучок и ему очень захотелось сделать для Него что-нибудь. Он решил сплести паутину, которая бы согрела Его и закрыла вход в пещеру. Увидев пещеру, воины хотели уже начать ее обыскивать, но увидели на входе паутину, покрытую инеем, и решили, что в пещере никого нет.

Если бы туда кто-нибудь вошел, то паутины бы не было. С тех пор в честь такого чудесного спасения Младенца принято украшать елочки разноцветными паутинками и бусами, напоминающими об этой легенде.

Второе чудо связано с разбойниками. Попав в засаду, Святое семейство должно было погибнуть или как минимум отдать своего осла, на котором ехала Дева Мария с Младенцем, и весь свой скарб. Но один из разбойников, посмотрев на Младенца, так Им залюбовался и настолько Младенец ему понравился, что разбойник запретил другим трогать это семейство.

За такой поступок Матерь Иисуса сказала, что это зачтется ему в будущем, что Сей Младенец воздаст ему за то, что он не посмел Его тронуть. По легенде этим разбойником был тот, которого распяли справа от Иисуса и который первым вошел в Царство Небесное по слову Господа.

begstvo_v_egipet9

Бегство в Египет. Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Есть также эпизод о дереве, из которого бежали бесы, как только Иисус приблизился к нему. Потом дерево согнулось, как бы отдавая честь Иисусу, и одновременно стало охраной для Девы Марии с Младенцем от жары. Это чудо известно как чудо с пальмой. В честь этого события дорогу при входе в Иерусалим покрывают пальмовыми ветвями.

На сюжет об отдыхе по дороге в Египет и о чуде с деревом созданы картины таких замечательных художников, как Мурильо, Ельсхеймера, Караваджо, Дюрера и других. Есть также на этот сюжет несколько православных икон.

Существует также несколько картин западных художников на эпизод с разрушением в Египте идолов. Согласно легенде было разрушено 365 идолов только в одном храме города Ермополя. В русских иконах, посвященных бегству в Египет, тоже присутствуют детали с разрушением идолов.

begstvo_v_egipet10

Сокрушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год)

Сколько пробыло Святое семейство в Египте, достоверно неизвестно. По одним источникам – несколько месяцев, по другим – два, три, пять или семь лет. Евангелие детства в средневековье было переведено на многие языки, в том числе и на церковно-славянский.

В ней описывается еще больше деталей и подробностей бегства в Египет и пребывания там Святого семейства. Евангелия Детства были чрезвычайно популярны среди простого народа, поскольку носили черты фольклора, вселяли надежду на чудо в повседневной жизни и укрепляли веру.

begstvo_v_egipet11

Коптская икона "Бегство в Египет"

Склонность римлян к настенным росписям и поощрение религиозной живописи на любые библейские сюжеты без ограничений, способствовали созданию целой галереи картин и фресок на сюжет бегства в Египет с разными его вариантами.

В православии изображения на библейские темы были строго ограничены каноничностью. Сюжет, связанный с бегством в Египет, строгой каноничностью не обладал. По этой причине он не получил широкого иконографического развития. Русских икон на эту тему чрезвычайно мало. Зато очень много их у коптов.

Западная галерея картин и икон на сюжет "Бегства в Египет" необыкновенно широка и разнообразна. Картины "Бегство в Египет" писали Тициан, Джотто, Рембрандт, Питер Брейгель, Дюрер, Джаниле да Фабриано, Гюстав Доре, Николя Пуссен и другие.

begstvo_v_egipet12

Прибытие в Сотин (деталь иконы Рождество Христово, Синайский монастырь, XII век). Одной из сцен иконы Рождества является Бегство Святого семейства в Египет от царя Ирода. Богородица с Младенцем, Иосиф Обручник и Иаков, сын Иосифа. Встречает их Женщина , олицетворяющая Египет

Каждый из них давал собственную трактовку сюжета, отличавшуюся одна от другой как детализацией, так и драматизмом истории. Закончить сюжет о бегстве в Египет хочется стихотворением Иосифа Бродского из Рождественского цикла поэта :

Бегство в Египет

. погонщик возник неизвестно откуда.

В пустыне, подобранной небом для чуда
по принципу сходства, случившись ночлегом,
они жгли костер. В заметаемой снегом
пещере, своей не предчувствуя роли,
младенец дремал в золотом ореоле
волос, обретавших стремительный навык
свеченья - не только в державе чернявых,
сейчас, - но и вправду подобно звезде,
покуда земля существует: везде.
25-е дек. 1988

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Related posts

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.

Читайте также: