Бауман актуальность холокоста краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Начинается приложение с того, что Бауман пытается оценить, почему же именно его книга получила престижную европейскую премию Амальфи. Стоит отметить, он полагает, что именно книга, а не он, как автор, получила эту премию. Могу предположить, что, как по Бердяеву свобода находится над бытием, так и в этом случае книга находится над автором. По мнению Баумана, произведение получилось столь злободневным и актуальным по трем причинам:

1) Книга выросла из опыта, который непременно может разоблачить популярное предубеждение о том, что Европа делится на Восточную и Западную. Только общий, неразрывный европейский опыт способен творить счастливую европейскую судьбу и историю. Разделение Европы – огромная ошибка. Подобный тезис также перекликается со множеством концепций культурологов той эпохи (например, со Шпенглером).

Далее Бауман начинает размышлять над вопросом, который он считает чрезвычайно важным для нашего человеческого существования. Что есть нравственность – навык, который приобретает человек в процессе своей жизнедеятельности и перманентного обучения или же нечто императивное, что заложено в нем с самого рождения? Можно ли обучить нравственности, является ли она неким социальным продуктом?

Автор приводит в пример социологов, которые зачастую вообще отмахиваются от этого вопроса как от чего-то академического, да и в принципе не особо нужного. Предполагается, что социология уже давно ответила на эти вопросы с помощью Гоббса и Дюркгейма. Иными словами, пользуясь языком социологии, мы можем говорить о нравственности как таковой исключительно в рамках социализации, обучения. Т.е. обо всем, что не является социально санкционированном, нельзя говорить, как о чем-то нравственном. Соответственно, дискурс этот обречен на молчание. Но какова цена подобного молчания? Это продемонстрировали нам Освенцим, Хиросима и ГУЛАГ.

Зигмунт Бауман - Актуальность холокоста

Данное исследование замысливалось как небольшой и скромный вклад в то, что в сложившихся условиях представляется давно назревшей задачей громадной культурной и политической важности; задачей по переводу социологических, психологических и политических уроков холокоста в самосознание и институциональную практику современного общества.

Эта работа не предлагает нового описания истории холокоста; в этом отношении она полностью основывается на поразительных достижениях недавних специальных исследований, которые я всеми силами старался привлекать и которым я безгранично обязан.

В большей степени данное исследование имеет отношение к пересмотру различных и достаточно важных областей социальных наук (и, возможно, социальных практик), который оказался необходимым с точки зрения процессов, тенденций и скрытого потенциала, обнаруживших себя в ходе холокоста.

Цель данного исследования состоит не в том, чтобы преумножить специальное знание и удобрить почву для некоторых маргинальных занятий, которыми увлечены специалисты в области социальных наук, но в том, чтобы сделать работы специалистов полезными для социальной науки, чтобы продемонстрировать их релевантность главным темам социологического исследования, чтобы установить обратную связь между ними и основным направлением нашей науки и таким образом лишить их сегодняшнего маргинального статуса и открыть для них центральную область социальной теории и социологической практики.

Зигмунт Бауман - Актуальность холокоста

Зигмунт Бауман - Актуальность холокоста - Содержание

  • Социология после холокоста
  • Холокост как испытание современности
  • Смысл процесса цивилизации
  • Социальное производство морального равнодушия
  • Социальное производство моральной неразличимости
  • Моральные следствия цивилизационного процесса
  • Современность, расизм, истребление
  • Некоторые особенности отчуждения евреев
  • Несовместимость с евреями: от христианства до современности
  • По обе стороны баррикад
  • Призматическая группа
  • Современные измерения несовместимости
  • Ненациональная нация
  • Современность расизма
  • Современность, расизм, истребление
  • От гетерофобии к расизму
  • Расизм как форма социальной инженерии
  • От неприязни к истреблению
  • Глядя вперед
  • Уникальность и нормальность холокоста
  • Проблема
  • Исключительный геноцид
  • Своеобразие современного геноцида
  • Последствия иерархического и функционального разделения труда
  • Дегуманизация объектов бюрократических операций
  • Роль бюрократии в холокосте
  • Банкротство современных гарантов безопасности
  • Заключение
  • Этика послушания (читая Милгрэма)
  • Бесчеловечность как функция социальной дистанции
  • Соучастие по факту действия
  • Морально оправданная технология
  • Блуждающая ответственность
  • Плюрализм власти и власть совести
  • Социальная природа зла
  • По направлению к социологической теории морали
  • Общество как кузница морали
  • Вызов холокоста
  • Досоциетальные источники морали
  • Социальная близость и моральная ответственность
  • Социальное подавление моральной ответственности
  • Социальное производство дистанции
  • Итоговые замечания
  • Мы должны помнить - но что?
  • Социальное продуцирование вины и невиновности
  • Категориальное убийство
  • Геноцид и наведение порядка
  • Жить с памятью о холокосте
  • Самовоспроизводство жертвенности
  • Бытие в одномерном мире
  • Социальное продуцирование убийц
  • Современность против homo sacer
  • Примечания

Зигмунт Бауман - Актуальность холокоста - Социология после холокоста

Для социологии как теории цивилизации, современности и современной цивилизации существуют два способа преуменьшить, недооценить или сбросить со счетов значение холокоста.

Первый способ - это представить холокост как нечто, что случилось с евреями, как событие в еврейской истории. Это делает холокост уникальным, удобно нехарактерным и как бы неуместным для социологического анализа. Самый распространенный пример - представление холокоста как кульминационной точки европейско-христианского антисемитизма. В огромном перечне этнических и религиозных предрассудков и оскорблений это явление не с чем будет сопоставить.

Какой бы из этих двух способов мы ни взяли, эффект, по сути, будет одним и тем же. Холокост будет рассматриваться в русле хорошо известных исторических событий:

О том, что холокост, равно как ГУЛАГ и Хиросима, вполне возможен в рамках модернизации, или Ещё раз о формах "эффективного менеджмента".


Мария Сергеева

Бауман — прежде всего социолог. С социологической беспристрастностью он препарирует воспоминания о Холокосте, превращая индивидуальные истории в безликую статистику. На основании этих фактов Бауман выводит закономерности, по которым воспроизводит механизмы и технологии универсальной гуманитарной машины смерти.

Социолог Бауман уверен, что выбирая между рациональностью и этическими принципами, современный человек всегда выбирает разум. Невозможно заложить этику в гуманитарную машину. И пока нет четко оговоренных этических барьеров, технологизация зла может состояться в любой момент. И тогда все разговоры о ненасилии обернутся досужими рассуждениями, не более.

Контрчтение: Зигмунт Бауман доказал социальную природу холокоста

update: 06-10-2010 (17:12)


Зигмунт Бауман "Актуальность холокоста", перевод Сергея Кастальского и Михаила Рудакова, Европа, 2010

Труд видного социолога Зигмунта Баумана "Актуальность холокоста" (в оригинале "Современность и Холокост"), который впервые вышел на русском языке, первоначально был опубликован в 1989 году и наделал много шума. Если верить аннотации на обложке данного издания, причина неоднозначной реакции на эту книгу заключалась в том, что автор "отказался свести Холокост к "немецкой вине" и "катастрофе евреев" или к (несомненной для него) преступности гитлеризма".

Что ж, лишение холокоста "эксклюзивного" статуса — это уже само по себе повод для скандала. Но для Баумана это стало не более чем одним из побочных результатов, может быть, даже правильнее сказать — побочных эффектов его работы. Его основной задачей было произвести, наконец, полноценное исследование "Катастрофы" средствами социологии.

До Баумана социология откровенно "пасовала" перед этой темой. Как с горечью отмечает автор в начале книги, в изучении холокоста историки и теологи преуспели гораздо больше социологов. Вообще у данной научной дисциплины дела идут все хуже и хуже. Возникшая в свое время как "буржуазная" альтернатива социалистическим учениям и прежде всего марксизму, социология в XX веке потерпела ряд чувствительных поражений. Эта наука не смогла предсказать ни одной крупной революции и ни одну из двух мировых войн. Однако, как демонстрирует Бауман, именно социологическое "препарирование" холокоста позволяет не только взглянуть на это событие с новой стороны, но и, возможно, даже понять его, дать ему объяснение.

О, да, понять — не значит простить. Но чуткий читатель наверняка уже понял, что тут пахнет не просто скандалом, а натуральным светопреставлением. Потому что объяснение — это всегда нечто рациональное, не так ли? На вопрос, был ли холокост рациональным явлением, Бауман отвечает однозначное "да". Более того, с его точки зрения,

именно рациональность современного общества и сделала холокост возможным.

Именно рациональность Модерна становится главной мишенью данного исследования.

Как доказывает автор, антисемитизм был необходимым, но недостаточным условием произошедшего. А тот факт, что уничтожению подлежали не только евреи, но и цыгане, гомосексуалисты, инвалиды, психически больные и прочие "неполноценные", с точки зрения исследователя, делает неправомерной политику "приватизации" холокоста, превращение его в эксклюзивное "достояние" евреев или государства Израиль.

Холокост, доказывает Бауман, был явлением социальным.

Во второй главе он делает экскурс в историю антисемитизма в Европе, анализируя его, вскрывая его опять-таки социальные корни (снова скандал). В общем, настаивает исследователь, списать произошедшее на "безумие Гитлера", "патологию нацизма", "иррациональную" юдофобию и прочие сумерки богов и полеты инфернальных валькирий — это значит просто спрятать голову в песок, всеми силами уходя от ответа на вопрос: а что же это все-таки было?

Известно, что подавляющее большинство участников истребления евреев не были ни патологическими садистами, ни убежденными антисемитами. Известно, что первоначально задача массового уничтожения евреев не стояла. Бюрократия сначала получила самое общее указание — "очистить Германию от евреев". Способы не уточнялись. Их предполагалось депортировать за территорию Рейха, и это начали делать. Однако по мере военных успехов Германии и расширения "немецкого жизненного пространства" до пределов чуть ли не большей части континентальной Европы у задачи "избавиться" от евреев осталось только одно, абсолютно, как подчеркивает Бауман, логичное и рациональное решение. Бюрократия все взвесила, подсчитала ресурсы, средства, издержки и приступила к выполнению.

Выбор между принудительным выселением и физическим истреблением был "вопросом техники". Уничтожение евреев было не целью, а средством для ee достижения.

Именно предельная рациональность холокоста, по Бауману, — это и самое ужасное в нем, и главная причина, по которой он вообще стал возможен. Дисциплина, экономия, специализация, распределение обязанностей, бюрократизация, рутинизация, разделение процесса на множество отдельных действий, технических операций, подчинение средств цели — в общем пресловутая "эффективность", которой так гордится современная цивилизация — главный "секрет" холокоста и его отличие от других геноцидных практик.

Зигмунт Бауман в свои 85 лет остается одним из гуру антиглобалистского движения. Это "новый левый" социолог (да, пожалуй, и философ). И пример холокоста он использует как отправную точку для критического анализа всей нынешней социальной организации, он "бьет" по modernity (современной цивилизации) в целом. Происходит своеобразная инверсия: Бауман выдвигает на первый план не заклинание "холокост — самое тяжкое преступление XX века", где преступление — отклонение от нормы, а, наоборот, в холокосте "как в капле воды" можно увидеть отражение того, на что способны современное общество и цивилизация с их "эффективностью", логикой и рационализмом. С их "нормальностью", в конце концов.

Таким образом, попытка полного уничтожения евреев в рамках существующего рационального и дисциплинарного общественного устройства — это не отклонение, не эксцесс и не патология.

Это выход на поверхность тех ужасных потенциальных возможностей, которые содержит в себе социум (не люди, а именно социальная организация!).

Следуя этой логике, можно сказать, что мы все по-прежнему в каком-то смысле живем в цивилизации холокоста.

"Ни один из факторов, благодаря которым холокост стал возможен, не устранен из жизни современного общества", — подчеркивает Бауман. В общем, люди, будьте бдительны. Holocaust never dies.

Таким образом, опыт холокоста используется исследователем как своего рода плацдарм, с которого он начинает свою атаку на "все вообще", на пресловутую "Систему" (сам автор, отдадим ему должное, этого одиозного и затертого слова не использует). Критика бюрократии и отчуждения в целом остается в русле "новой левой", хотя, надо отметить, что как социолог Зигмунт Бауман может предложить много новых и содержательных методов разоблачения порочного общественного устройства. Не будучи ни экономистом, ни фрейдо-марксистом, он не затрагивает пресловутый капитализм и не спускается в глубины подсознания, сосредоточившись на главном предмете своего исследования — социальных закономерностях с "заходами" в психологию человеческого поведения, подкрепляя все это статистикой и эмпирическими данными.

Там, где Зигмунт Бауман касается темы насилия, он оказывается крайне близок к другому идеологу антиглобалистов Славою Жижеку. Как и культовый словак в своем труде "О насилии" (вышедшем, кстати, тоже в издательстве "Европа" и даже в той же самой серии), Бауман доказывает, что насилия не стало меньше, оно просто изменило свои формы и сконцентрировалось в сферах, не доступных простым смертным. Видимое снижение уровня агрессии и насилия в повседневной жизни современного цивилизованного западного общества оплачено, во-первых, выносом этого насилия на периферию (локальные войны, перманентная резня в третьем мире), а во-вторых, концентрацией монополии на применение силы в руках государственной власти. Но за повышение личной безопасности на бытовом уровне обыватели заплатили возможностью того, что в любой момент "Система" может опустить на их головы такую "дубину", по сравнению с которой весь вместе взятый "негосударственный" криминал покажется безобидными шалостями.

И наконец самый фундаментальный и спорный тезис, содержащийся в "Актуальности холокоста". Даже не тезис, а вопрос, на который сам Бауман так и не решается дать окончательный ответ. Хотя задать его — это уже значит бросить вызов всей философской традиции, идущей от Гоббса, а кроме того, покуситься на основы собственно социологии. Как признает сам Бауман (и тут в строках книги читается отчаяние социолога), в рамках его дисциплины подобный вопрос — натуральная ересь, нонсенс, бессмыслица, на него просто не может быть ответа. Социология, пишет автор, исходит из того, что мораль, нравственность, вообще понятия "хорошо" и "плохо", "добро" и "зло" — категории суть социальные, вне общества они не существуют, им просто неоткуда взяться. И ничего другого социология представить себе просто не может.

Но разве именно холокост не продемонстрировал, что "аморальное" и "асоциальное" — вещи не то что не тождественные, но могут быть прямо противоположенными? Исполнители "окончательного решения" были массовыми убийцами и одновременно законопослушными гражданами, добропорядочными членами общества, патриотами своей страны и добросовестными служащими, которые "просто делали свое дело". Более того, вот если бы они отказались его делать, то именно тогда они противопоставили бы себя обществу и подверглись осуждению за асоциальное поведение.

Именно их нормальность, добропорядочность, рациональность и логичность позволяли им выполнять свою работу.

Значит, трещит по швам, рушится на глазах фундаментальный посыл, на котором стоит вся современная цивилизация: все зло идет якобы от иррациональных, животных страстей человеческих, а за все хорошее надо сказать "спасибо" обществу, которое обуздывает зверя в человеке, накидывая на него узду морали (производимой опять-таки обществом) и его величества разума. Но в случае того исторического события, которому посвящена книга Зигмунта Баумана, именно закон и порядок стали орудием преступления, его методом. Причем орудием неизмеримо более эффективным, чем любые выплески "животных страстей". Общество — это зло?

Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Актуальность холокоста"

Читайте также: