Баннер школа территория здоровья

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

казенная муниципальная Пановская средняя

общеобразовательная школа

«Школа – территория

    Формирование культуры здорового образа

жизни и ценностного отношения к нему участников

образовательного процесса

формированию здорового образа жизни , охране и

укреплению здоровья;

здоровьесберегающих технологий в образовательной и

воспитательной деятельности.

«Здоровье до того перевешивает

А.Шопенгауэр

В основе проекта лежат следующие

  • позитивный характер всех дел;
  • оптимизм и вера детей в себя, свои способности;
  • разнообразие форм и направлений деятельности;
  • ориентация на личность, учёт разнообразия
  • потребностей и интересов;
  • обмен позитивным опытом среди сверстников

Сроки и этапы реализации проекта.

Подготовительный (проектировочный) этап:

сентябрь, 2013 год

Практический (основной) этап:

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

Рефлексивно- обобщающий этап:

май- июнь, 2015 год

  • Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья школьников .
  • Положительная динамика охвата учащихся спортивно- оздоровительной досуговой деятельностью.
  • Уменьшение доли учащихся с вредными привычками ( от общего количества учащихся).
  • Увеличение доли учащихся, активно стремящихся к здоровому образу жизни

Наши социальные партнёры.

  • Администрация Пановской СОШ
  • Администрация Пановского сельского поселения (заключён договор о взаимном сотрудничестве)
  • Пановский ФАП (заключён договор о взаимном сотрудничестве)
  • Палехский ОВД (заключён договор о взаимном сотрудничестве)
  • Палехская ЦРБ (заключён договор о взаимном сотрудничестве)

Ст. 27. Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, социального развития личности.

- Конституция РФ.

Ст. 41. В Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию

- Федеральный закон об образовании.

Ст. 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников:

Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

  • Что такое, на ваш взгляд, здоровый образ жизни?
  • Является ли твой образ жизни здоровым?
  • На сколько активно вы занимаетесь

физкультурой и спортом?

1. Что такое, на ваш взгляд, здоровый образ жизни?

2. Является ли твой образ жизни здоровым?

3.На сколько активно вы занимаетесь физкультурой и спортом?

Употребляешь ли ты алкоголь , табак?

Первое направление: «Организация здоровьесберегающего

Школьный турнир по настольному теннису

Школьный турнир по баскетболу

Третье направление: « Организация спортивно-

Классный час «Курить- здоровью вредить

Четвёртое направление – творческое: « Под знаком

Наши достижения

Команда -победитель по

настольному теннису

Призёры районных соревнований по баскетболу:

команда юношей- 2 место

команда девушек- 2 место

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья, повышения индекса здоровья, развития и обучения детей в школьном образовательном учреждении и семье, способа посредством использования ИКТ создать новые условия для обучения и воспитания здоровой личности при взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательного процесса (родителей, воспитаников и педагогов). Программа "Школа - территория здоровья" направлена на формирование у школьного возраста потребности к здоровому образу жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационной здоровьесберегающей технологии.

Программа "Школа- территория здорвья" может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парционально на разных уровнях образовательной системы.

ВложениеРазмер
programma_shkola-territoriya_zdorovya.doc 870.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района Тамбовской области

на 2015 – 2018 годы

Срок реализации – 3 года

План подготовки к созданию

Все имеет смысл, пока мы здоровы.

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Принято считать, что напряженная ситуация со здоровьем школьников возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.

К сожалению, статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения в школе, состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 6-11 лет. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, склонностям, потребностям и интересам.

Концептуальное обоснование программы:

Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В работе с обучающимися :

1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:

  • обучать жизненно важным умениям и навыкам;
  • развивать двигательные качества;
  • обеспечивать обретение знаний в области физической культуры и спорта;
  • формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.

2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, проработав специальные программы для разных категорий обучающихся, детально проработать программы для:

  • детей с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
  • освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
  • обучающихся специальной медицинской группы;
  • обучающихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.

В работе с педагогическим коллективом:

1) Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися и сами ведут здоровый образ жизни (отсутствие больничных листов в течение учебного года). Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:

  • эффективности уроков физической культуры ;
  • приросту физической подготовленности обучающихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;
  • охват обучающихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
  • педагогической активности учителя (участию в педсоветах школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
  • организации туристической работы с обучающимися.

2) Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме “Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры”.

3) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива

  • совместные соревнования учителей и учеников школы
  • участие учителей школы в Спартакиаде работников образования района по видам спорта.

4) Систематически проводить консультаций для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в каникулярные совещания методических объединений.

В работе с родителями:

1) Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:

1. Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости обучающихся школы.

5. Использование научных исследований в практике оздоровительной работы школы;

6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

7. Отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы.

8. Организация полноценного сбалансированного питания.

9. Нормирование учебной нагрузки, дозированный объем домашнего задания, использование педагогами методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.

10. Внедрение кружковой, внеклассной, внешкольной работы формирование здорового образа жизни учащихся.

  • улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям и взрослым;
  • формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников;
  • повышение мотивации обучающихся к здоровому образу жизни;
  • здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
  • эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния вашего ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

Система управления и контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

  1. Витаминизация.
  2. Диспансеризация.
  3. Профилактические прививки.
  4. Дни и недели здоровья.
  5. Спортивные школьные праздники.
  6. Беседы о здоровье с учащимися и родителями.
  7. Оформление классных и школьных уголков здоровья.

Принципы программы, на которых строится воспитание здорового образа жизни:

Формы организации занятий:

• интеграция в базовые образовательные дисциплины;

• проведение часов здоровья;

• проведение классных часов;

• занятия в кружках;

• проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

ЦЕЛЬ: Построение здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада учреждения образования.

- организация здоровьесберегающей образовательной среды;

- формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах;

- повышение уровня знаний учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно- массовых мероприятий;

- оптимизация системы психологической помощи учащимся;

- повышение уровня знаний педагогов в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования;

- расширение взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

План мероприятий по реализации проекта "Школа - территория здоровья" на 2021 гг.

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1. Общие организационные мероприятия:

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

заместитель директора по УВР

Ознакомление всех педагогических работников учреждения, обучающихся, законных представителей несовершеннолетних с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов, заседаний педсовета

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

Бурдук А.С., педагог-организатор

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

Проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в УО

Ежегодно при проведении плановой проверки

2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

Содержание, мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Вырезка старых деревьев на территории школы

Полхович Ж.М., заведующий хозяйством

Нанесение разметки на территории школы о принципах здорового питания

учителя физической культуры и здоровья

В каждом классе обеспечить наличие схем зрительно-двигательных траекторий на стене (офтальмотренажеры)

Оформление учебных кабинетов I ступени общего среднего образования плакатом

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

В течение проекта

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

Худяева М.М., учитель биологии и химии

Высадка зеленых насаждений

Худяева М.М., учитель биологии и химии

2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

В течение проекта

Педагогические работники учреждения образования

Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.)

По учебным программам в течение проекта

Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащихся и отклонений в здоровье

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники

Организация работы в пункте коррекционно-развивающего обучения с воспитанниками разновозрастных групп

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

По срокам военкомата

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

- через проведение уроков по ОБЖ;

- проведение классных часов, бесед,

круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

- привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья

В течение проекта

В течение проекта

В течение проекта

Организация оптимального двигательного режима в течение учебного дня

- правильное размещение учащихся при посадке;

- гимнастика до уроков (1- 11 классы);

- физминутка на уроках (1-11 классы);

- гимнастика для глаз на каждом уроке;

- динамические паузы между уроками

Классные руководители 1-11 классов

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

В течение проекта

Хлопонина И.Р., заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Бурдук А.С., педагог-организатор,

В течение проекта

учитель физической культуры и здоровья,

Использование методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

В течение проекта

законные представители обучающихся

Проведение мероприятий по оптимизации двигательного режима.

В течение проекта

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

Одним из таких этапов, из первых этапов в жизни любого человека является школа. И тогда, для того, чтобы этот путь был легким и плодотворным, надо сформировать понятие о здоровье, здоровом образе жизни и способах его сохранения и укрепления.

Эта проблема сохранения и укрепления здоровья школьников сегодня выходит на первый план. Резко ухудшившаяся экологическая ситуация, постоянно культивируемые большими и малыми средствами мультимедиа вредные привычки, стресс большого города, отсутствие навыков решать конфликты цивилизованным путем … привели к тому, что здорового (прежде всего в физическом смысле) человека можно встретить все реже и реже.

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. Физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды.
  2. Психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием.
  3. Социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

Это мы должны учитывать в своей деятельности.

Понятно, что мы не можем в полной мере повлиять на физическое здоровье, но психо-эмоциональное и социально-нравственное здоровье наших учащихся находится, в том числе, и в сфере нашей деятельности.

Укрепление здоровья - это дело государственной важности.

По итогам опроса, большинство опрошенных одной из главных жизненных ценностей называют здоровье. Однако отношение к здоровью как к самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Большинство детей слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют поддержки родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию, отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях.

Т.е. основная проблема не в здоровье, а в отсутствии знаний и навыков здорового образа жизни.

Это дни здоровья для учащихся и педагогов: совместные спортивные праздники учащихся, педагогов, родителей; спартакиады, соревнования, участие в Специальной олимпиаде и, конечно же, профилактическая работа: лекции, классные часы.

Осуществляемая работа положительно влияет на успешность обучения в школе:

  • повышен уровень успеваемости, сведен к минимуму процент второгодников;
  • улучшено качество обучения;
  • повышен уровень мотивации на обучение. По сравнению с прошлым учебным годом значительно увеличилось количество учащихся, участвующих в конкурсах школы, города и региона. Есть призеры и победители;
  • постоянно повышается психолого-педагогическая компетентность преподавателей. В этом учебном году курсовую переподготовку уже прошли 13 учителей, модульные курсы 32 педагога;

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:

  1. проведение ежегодной диспансеризации обучающихся;
  2. учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
  3. обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классах;
  4. нормализация учебной нагрузки учащихся;
  5. организация горячего питания;
  6. введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
  7. применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Однако еще не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся. Следует заменить школьные парты в соответствии с ростом, оптимизировать световой режим в помещении школьного здания, улучшить работу по формированию здорового образа жизни учащихся. На сегодняшний день недостаточно высок охват учащихся занятиями в спортивных секциях. Низкий уровень вовлечения педагогов, учащихся и родителей в совместные занятия спортом.

Сейчас в школах действует система работы, состоящая из пяти компонентов:

  1. Организация режима учебных занятий с учетом умственных и возрастных особенностей. Школьное расписание составляется так, чтобы чередовалась умственная и физическая деятельность не только в течение учебного дня, но и учебной недели.
  2. Мониторинг состояния физического и психического здоровья школьников. Это работа психолога, врачом, прививки по графику, диспансеризация. (Мониторинг ведут специалисты из ДГБ № 3)
  3. Использование здоровьесберегающих технологий: посадка учащихся, физминутки для глаз, динамические паузы и перемены (нововведение), прогулки в группе, проветривание и влажная ежедневная уборка кабинета, группы.
  4. Соблюдение норм и требований гигиены: мытьё рук с мылом, индивидуальные средства гигиены.
  5. Воспитательная работа по формированию навыков здорового образа жизни: тематические беседы по правилам дорожного движения, противопожарной и личной безопасности, классные часы, занятия по изучению тем по охране здоровья.

Психолог Козлова Е.А. провела обследование учащихся 1-х, с 5 по 8 классы. И действительно, опросы показали что:

  1. В сегодняшнем мире ребёнок не всегда чувствует себя безопасно и комфортно.
  2. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.
  3. Состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

Поэтому перед нами возникает проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию школы

Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Это необходимо для развития ребенка и усвоения им знаний, от этого зависит физическое состояние детей. (анализ адаптации обучающихся школы, прибывших из других школ- классные руководители, учителя предметник, анализ открытых уроков, анализ анкет)

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Ни всегда семья в силах решить эту проблему самостоятельно, а иные семьи и не проявляют желания участвовать в становлении здоровой личности. И в этом случае всё ложится на плечи общества и, конечно же, на школу. Современная образовательная система предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной, общественной жизни, т.е. быть успешным во всём. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своём здоровье, психологически ущербен, не адаптирован в реальной жизни, а, значит, неуспешен. Ребенок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом.

Делая анализ, надо помнить о факторах, составляющих окружение школьника, влияющие на психологическое состояние:

  • психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
  • социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
  • физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Школьные факторы риска

В нашей школе – интернате на уроках учителя демонстрируют этикетную речь, ненасильственные приемы обучения, поощряют инициативу и самостоятельность учащихся, индивидуальные учебные достижения, вовремя заканчивают урок, используют технологию диалогового обучения, а также приемы, исключающие утомляемость и перегрузку учащихся.

Большая работа, проводимая по укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, требует систематизации и дальнейшего развития. В связи с этим возникла необходимость создания в школе Центра культуры здоровья.

Урок, занятие – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. Все педагоги школы используют технологии, признанные здоровьесберегающими: педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии. Данные технологии решают проблему эргономичности обучения, так как они являются эффективными, безопасными для здоровья обучаемых и способствуют развитию личности.

Существенные изменения внесены в преподавание физкультуры. Учебный план школы предусматривает три урока физической культуры в неделю. Третий урок физкультуры проводится в виде соревнований по базовым видам спорта, народных подвижных игр.

Учителя-предметники используют общепедагогические приёмы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, позволяющие повысить эффективность учебного процесса, сберегать силы ребёнка и ресурсы его здоровья.

С целью предотвращения утомляемости учащихся на здоровьесберегающих уроках учителя-предметники планируют и поддерживают: чередование видов учебной деятельности на уроке; число видов преподавания; психологический климат в классе; темп и особенности окончания урока.

В школе введен спортивно-двигательный режим, включающий в себя утреннюю зарядку, подвижные перемены, динамические паузы, физкультминутки на уроках, дни здоровья, работу спортивных секций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; смету расходов; ожидаемые результаты

Областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

"Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

ОГКОУ "Приволжская школа-интернат VIII вида"

155550, Ивановская область, г.Приволжск,


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2013 – 2019 учебный год

Актуальность проекта …………………………………………………… 5-10

План мероприятий по реализации проекта….………………………. 13-21

Критерии эффективности деятельности ОУ

при реализации проекта…………………………………………………. 22

Мониторинг в рамках проекта. «Сохранение и укрепление

Этапы реализации проекта "Школа - территория здоровья"…….….. 25-28

Управление реализацией проекта………………………………………….29

Калинина Н.А., Кирпичников Е.А.

Рабочий телефон: 3-29-67

Акимова Е.Л., Цветков С.А.

Сроки реализации проекта

2013-2016 учебный год

Учителя, воспитатели, учащиеся, родители, администрация, пассивные участники, медицинские работники

Партнеры уровня активного взаимодействия

Цель и задачи проекта

Формирование целостной системы культуры здоровья обучающихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории здоровья, формирующей культуру здоровья.

воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);

организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);

формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;

организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;

диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.

Краткое описание проекта

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; смету расходов; ожидаемые результаты.

Этапы реализации Проекта

Подготовительный (проектировочный) этап –сентябрь2013 г.

Формирующий этап – октябрь 2013 г.

Практический (основной ) этап – октябрь2013 г. – май 2016г.

Обобщающий этап – июнь 2016 г.

Сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.

Включение школьников в деятельность физкультурно-спортивных секций.

Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.

Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:

- сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

-удовлетворенность школой детей: родителей и педагогов – комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.

Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).

Система организации контроля реализации проекта

Контроль над ходом выполнения Проекта осуществляет руководитель проекта. Один раз в год авторы проекта информирует педагогический коллектив о реализации Проекта.

Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.

Кроме содержательно- организационных инноваций при разработке проекта учитывались социально-экономические факторы, экологические условия, которые отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица – все эти факторы влияют на школу в целом и на каждого отдельного ребенка. Известно, что достаточно длительное воздействие неблагоприятных условий жизни детей в семьях вызывает негативное психическое, физическое и др. изменения в организме ребенка. Именно поэтому, при разработке проекта эти условия учитывались при разработке перспективного планирования.

Опыт работы показывает, что у таких детей наблюдается значительные отклонения в поведении и в их личностном развитии. Многим воспитанникам школ-интернатов присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, не способность адаптироваться к незнакомой среде, отсутствие ценностных ориентаций, гиперсексуальность, жестокость, агрессивность, дурные привычки (употребление спиртного, курение, токсикомания и т.д.).

Проблемы сохранения здоровья воспитанников и привития навыков здорового образа жизни является одним из важных направлений в деятельности образовательного учреждения.

Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе.

Практика индивидуального обучения, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе видов внеурочной деятельности, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

С чем же связано столь пристальное внимание к проблеме здоровья школьников со стороны государства? Повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся негативные тенденции, характеризующиеся ростом заболеваемости детей в процессе обучения. Большинство специалистов отмечают, что в целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Известно, что частота нарушений здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (1-й класс), переходе к предметному обучению (5-й класс) и на третью ступень школы (9-й класс). Установлено, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генез. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения. Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков - на 35%.

Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию.

Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся.

Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.

В современных условиях коррекционная школа выполняет новые социально- педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне коррекционной школы. К таким функциям можно отнести:

реабилитацию и охрану здоровья обучающихся в процессе обучения;

социально-педагогическую поддержку семьи;

социально-психологическую помощь детям, родителям, педагогам;

защиту прав детей;

социально-педагогическую помощь в жизненном и социально-профессиональном самоопределении обучающихся.

Именно с этих позиций и разрабатывался данный проект, который включает в себя следующие этапы и виды работ.

Деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в школе, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Проект ориентирован на применение таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения. Такие технологии впоследствии могут и должны применяться в любой школе.

Поскольку главное ради чего существует сегодня школа-это ребенок, его нравственное, духовное, социальное и физическое самочувствие, то проблемой для школы сегодня является проблема сохранения укрепления здоровья школьников.

В школе осуществляется мониторинг здоровья учащихся на основе:

диспансеризации и профилактического осмотра;

показателей заболеваемости учащихся в течение года;

анализа медицинской документации

Данные диспансеризации и профилактического осмотра позволили выявить динамику распределения учащихся по группам здоровья.

Читайте также: