Бальзак беатриса краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Как я упомянула в прошлом посте, я нежно люблю Бальзака.
"Беатриса", кажется, не из самых известных его книг. Но. она прелестна). В ней Бальзак раскрывается не с драматической стороны (как в "Шагреневой коже" или "Отце Горио"), а как обожатель интриг и женщин. Хотя, собственно, как обожатель женщин он неизменно раскрывается всегда и везде).
Интересно то, что у героев книги есть реальные прототипы.
Каллист - Ференц Лист (прекрасный Ференц Лист)).
Беатриса - любовница Ференца Листа Мари/
Мадемуазель де Туш или "Камилл Мопен" (псевдоним) - Жорж Санд/

Сюжет довольно прост. Юноша по имени Каллист прекрасен. Им очаровываются три женщины (Беатриса, Камилл Мопен (или мадемуазель де Туш) и юная Шарлотта).
Кто выигрывает. Все по очереди, честно говоря). Но пальма первенства достается персонажу, который из всех наименее привлекателен внешне и внутренне. И не случайно. Это ода кокетству, пожалуй. Бальзак (и он среди французских писателей в этом не одинок) поет ее бесконечно).
Единственный момент. прекрасный Ференц Лист в данной книге позорно безлик и является пешкой в руках трех женщин). Но, наверное, Бальзак имел право на собственные симпатии и антипатии). Тем более, что, если вчитаться, становится более или менее ясно, на стороне кого именно из трех женщин он выступает). И почему ему захотелось уколоть чудесного Листа).

Он вообще многогранен). Удивительно, как он успел столько всего узнать). Хотя, вообще, он часто ходил за людьми, подслушивал и домысливал, старался прожить много жизней одновременно.

Я думаю, он гений). Эта вся "Человеческая комедия", где все знают друг друга. В моем определении гений - это невероятно умный талантливый человек). Нечеловечески умный).

Он неэмоционально несколько пишет, плюс многих напрягают его длинные описания).
Но он чудесный психолог, я за это люблю французов).
Кстати, это интересный момент, что в классике эмоции часто сглажены. Интересно, почему? Из-за миллиона редакций? Чувства узнаваемы, но они не ощущаются на бумаге (не знаю, как сказать иначе). Хотя у Толстого - ощущаются, хотя он и своеобразно относится к женщинам)

Думаю, просто время тогда было такое: жизнь текла неспешно, много времени уделялось природе, описаниям, мелочам разным. Сейчас существование более концентрировано, все происходит быстро, событий много, быстро все меняется, поэтому на классику терпения не хватает ))) Да и мир, как ни крути, изменился и знаний у человечества прибавилось.

Я не оригинальна - люблю "Шагреневую кожу".
Любила, по крайней мере, до той истории, которую расскажу.
Любовь к Бальзаку во мне убили в школе особо извращенным методом (у нас был гуманитарный класс, поэтому преподавали и русскую, и зарубежную литературу). Первой книгой в списке на прочтение были "Крестьяне" Бальзака. Список был не очень большой, книг 20, и я думала прочесть их за лето. Взяла с собой в замшелый дом отдыха "Крестьян" Бальзака, предвкушая удовольствие от прочтение, ну и еще пару книг. Ох же как они у меня тяжело шли. Очень мало книг в жизни мне давались так тяжело! Думаю, Бальзак хотел показать своим современникам психологию крестьян, в том числе неприглядную, но зачем детей-то было заставлять это читать? Помню, что я дочитала, но совсем не помню ни героев, ни содержание, только зеленую обложку и тоскливое ощущение, что эта книга никогда не закончится.
Прикол был в том, что в итоге мы эту книгу не проходили!
Что бы ты мне посоветовала, чтобы реабилитировать Бальзака для себя?

P. S. Мысль назвать свое сообщество food impressions родилось благодаря твоему журналу) (Букву s в конце пришлось потерять из-за лимита букв в названии, ну да ладно). Только сейчас заметила, что ты состоишь в нескольких сообществах, связанных с едой, но я ни разу не видела твоих постов на эту тему. Можно спросить, почему, если это не слишком нескромно с моей стороны?

В школе могут убить любовь к чему угодно(
В сотый раз скажу, что мне не нравится, как у нас преподают литературу, в принципе).

Ты знаешь. Бальзак - такой юноша. Не знаю, понравился ли он мне, если бы я большую часть его не прочитала в 15-18 лет). Он довольно суховат, но очень умен).
Но невозможно было быть эмоциональным, написав бесконечные тома - он писал постоянно, постоянно, он сгорел.

Тем не менее, то, за что я его люблю (его описание женщин и людей) хорошо выражено в обожаемом мной описании Флорины). Сухость выражена тоже). Но Флорина мне больше всех его куртизанок нравится)).

"Флорина сочетала с глубокою испорченностью тонкий ум, развившийся в общении с артистами и изощрившийся от повседневного его применения. Ум считается редким качеством у актеров. Естественно предположить, что ничего нет внутри у людей, вечно выставляющих все наружу. Но если вспомнить, как мало актеров и актрис давала каждая эпоха и как много из их среды выходило драматических писателей и увлекательных женщин, то позволительно отвергнуть это мнение, основанное на том упреке по адресу лицедеев, будто в пластическом изображении страстей они утрачивают все личные чувства. В действительности на это расходуются только силы ума, памяти и воображения. Великие артисты - это существа, которые, как выразился Наполеон, по желанию прерывают связь, установленную природой между чувствами и мышлением.(. ) "

Это из "Дочери Евы". Кратко -девушка из очень строгой семьи (не Флорина) выходит замуж за любящего ее человека (в целом, успешного - и очень - в свете и у женщин, но утомившегося) и увлекается довольно посредственнеым писателем с "роковым" имиджем, в свою очередь, живущим с актрисой (котоаря ему очень удалась в описании изначальном (потом Бальзак ее немного выводит из образа и делает почему-то резко грубой и глуповатой). Я еще в детстве любила Бальзака за его нелюбовь к слишком приторным образам (один из которых - в "Монахине" Дидро)). У него всегда слишком слащавые героини в невыгодном свете)

"Феррагус - предводитель деворантов", запутанно, но в этом рассказе чудесный образ жены). Которая дома была красивее, чем на улице и т.п. Очень нежно описано. Он кого-то такого, мне кажется, любил

"Отец Горио", конечно. Там очень выразительный Растиньяк). И самая знаменитая сцена из Бальзака, когда юноша бросает вызов Парижу, стоя на крыше здания). "Кто победит - я или ты". (Растиньяк потом покорил Париж).

Еще мне очень понравился юноша из наброска "Принц богемы" (он еще потом проскальзывает в "Беатрисе" в роковом виде и описание женщины-аристократки в эссе "Второй силуэт женщины" (там коротко, его видение элегантности).

"Блеск и нищета куртизанок", кстати, мне совсем не нравится, по отношению к названию сама книга довольно нудна.

Считается еще классикой "Лилия долины", но, на самом деле, там крайнее самолюбование - юноша разрывается между зхамужней и доброй любовницей в возрасте, которая ему практически, как мать, и парижской модной девушкой. Автобиографическая история.

---
Почему я не пишу про еду - не знаю). То есть, я люблю готовить, но мне как-то не очень естественно про это писать и фотографировать, хотя я задумывалась).
Но от твоего сообщества в восторге)). У меня, правда, нет фото снаружи (заведений), но уже начинала сегодня туда писать, потом подумала, что надо сделать фото (у меня везде я за столом))).

Бальзак заинтересовался этой историей и решил написать роман, в котором были бы выведены три главных персонажа – Жорж Санд, Лист и Мари. Под именами Фелисите де Туш (Жорж Санд), Конти (Лист), Беатриса (Мари).

Отношения Бальзака к Жорж Санд было своеобразным – он находил ее хорошим человеком, но, несмотря на безусловно яркую внешность и правильные черты, не женственной, о чем писал Эвелине Ганской (впрочем, Моруа предполагает, что это было связано с ревностью госпожи Ганской). В романе он написал крайне лестный портрет своей знакомой, сделав ее образцом благородства и безграничной жертвенности (готовой на все ради юноши по имени Каллист) – впрочем, материнские черты по отношению к наивным мужчинам не от мира сего Жорж Санд действительно были присущи.

Надо понимать, какой личностью был сам Бальзак, и какие взгляды он исповедовал. Он благоговел перед древними французскими родами, корнями, истоками аристократии, людьми, у которых родословная насчитывает столетия. С удовольствием, смакованием описывал их дома со всей обстановкой, умиляясь каждой детали, гербы, места, где молились… Все это казалось ему подобием рая, о котором он сам всю жизнь грезил (проводя ее в скромных условиях и работая ночи напролет). А уж роскошь, изобилие и вовсе приводили его воображение в детский восторг, превращая жизнь в сказку!

Бальзаку это все претило. Он считал, что люди, конечно, могут грешить (и сам ни в коей мере не претендовал на святость). Но пусть это делают тайно! Не надо устраивать из таких историй публичный спектакль, рассчитанный на публику, и вызывающий желание подражать. А тогда определенные виды свобод входили в моду. Старшее поколение глядело на это с ужасом.

Главный герой, Каллист (которого автор в шутку называет Керубино, вызывая ассоциации с Мольером), должен пройти долгий путь от увлечения сначала чуть ли не всеми женщинами подряд (потому что в начале ему явно нужен первый попавшийся объект, и им оказывается женщина старше него – Фелисите де Туш), потом поддаться гибельным чарам сирены-обольстительницы Беатрисы, несколько успокоившись после ее отъезда, жениться на молодой девушке Сабине и стать отцом, затем в Париже снова устремиться в объятия Беатрисы, которую так и не смог забыть.

Конечно, можно сказать, что главный герой не так интересен, как Люсьен де Рюбампре или Растиньяк (другие персонажи Бальзака), он не очень умен, и обладает обаянием исключительно молодости и свежести, многие могут задаться вопросом: а чем он вообще уж так привлек самых разных и достаточно интересных женщин, у которых был большой выбор? Каллист изначально – простодушное дитя, однако с ярко выраженными инстинктами: может бешено взревновать, дико стиснуть в объятиях. Играть в психологические игры с ТАКИМ – одно удовольствие. Бальзак описал, как благородно отнеслась к нему Фелисите, которая решила сыграть роль заботливой матери, и как коварно обошлась с ним Беатриса, решившая довести его до исступления, потому что ей льстила его привязанность.

Фелисите, которая долгое время исповедовала свободные взгляды на любовь и воплощала их в жизнь, в результате влюбилась в Каллиста, прекрасно понимая, что это чувство обречено… и восприняла его как божий знак, как испытание. Она долго наблюдала за тем, как играет с Каллистом Беатриса, до какого отчаяния она его довела, и решила найти ему подходящую жену, да еще и завещать капитал, после этого удалившись в монастырь. (В характере Жорж Санд действительно была своеобразная религиозность – она трактовала ее по-своему.) Как раз у меня не вызывает удивления, что Фелисите из всех своих поклонников именно ТАК полюбила только Каллиста, в ней слишком сильно материнское начало, а сильные и прозорливые (даже прожженные) в этой стороне ее натуры не нуждались. Она могла воспринять свою боль за Каллиста как возможность искупить грехи молодости (поскольку теперь явно пришла к другим убеждениям).

Лист, видимо, был Бальзаку неприятен, описывает он его с явной антипатией. Конти неискренен, он играет роль свободного художника, делает вид, что обожает женщин и искусство, а на самом деле ко всем и ко всему равнодушен, завидует тем, кого славят больше как композитора, нежели как исполнителя. (Надо сказать, действительно были люди, которые находили, что Лист как исполнитель более значим, нежели как композитор.) Здесь ему приписываются самые низменные чувства, он даже хуже, чем Беатриса. Но это мне анализировать не хочется, потому что причины антипатии мы никогда не узнаем. Оржеховская характеризует Листа как восторженного и пламенного романтика. Но Бальзак по-своему прав, предостерегая от излишней доверчивости по отношению к деятелям культуры, они могут быть на словах совсем не такими, какими являются на самом деле.

Далее автор последовательно описывает, как она манипулировала им, заставляла терять веру в себя, искать в себе недостатки, выискивать способы добиться ее расположения… И даже наличие красивой молодой жены с ребенком (некоторое время спустя) не останавливало доведенного до исступления Каллиста. И безудержное ее горе – и то на него не влияло. Он никого, кроме своей Беатрисы, не видел, не слышал, не воспринимал, став глубоко равнодушным ко всему, что не было связано с нею. Он уже был на пути к тому, чтобы стать черствым человеком.

Единственным способом разрешить ситуацию было – воссоединить Беатрису с супругом (она уже за время отсутствия сумела оценить выгоды положения официальной жены, а не любовницы). И светские люди берутся их примирить. Только так, удалив эту женщину насовсем, можно исторгнуть из совершенно больной души Каллиста разъедающий ее яд.

Временами это монотонное повествование почти усыпляет. Думается, что к такому эффекту Автор и стремился, чтобы в полной мере погрузить читателя в атмосферу полусонной, отупляющей, протекающей по раз и навсегда заведенному порядку жизни некогда блистательного семейства, младший отпрыск которого — юный Каллист дю Геник — главный герой романа и переходящий приз для нескольких героинь, женщин разного возраста, образования, развития, темперамента, но при этом удивительно похожих в чем-то основном.

Каждый женский персонаж по-своему интересен и благодаря предпринятым Бальзаком писательским хитростям самобытен.
прообраз Фелисите де Туш

Первой в повествовании и жизни героя появляется Фелисите де Туш. Личность незаурядная, человек широкого образования, достигшая известности писательница, женщина типа Жермены де Сталь или Жорж Санд. Она становится для юного Каллиста своего рода Вергилием, толкая его на путь взросления. Представляя героиню, Автор именует ее персонажем второстепенным. Это у Бальзака такой юмор, потому что на самом деле всё, что происходит в романе, срежиссировано Фелисите. Она умышленно внушила неопытному юноше страстное влечение к Беатрисе, затем устроила его брак с девушкой, которую сочла подходящей партией, весьма предусмотрительно распорядилась финансовой помощью молодым, чтобы и проблемы семейства дю Геник решить, и материальной независимости Каллисту не дать. Эта яркая, состоявшаяся и внезапно разочаровавшаяся в своей жизни женщина разыграла шахматную партию с участием героя и двух героинь, искусно манипулируя их поведением и чувствами. Ближе к финалу герои оказались во власти нового кукловода — Максима де Трай, который также манипулировал ими весьма успешно.

Второй и главный женский персонаж — Беатриса де Рошфид — роковая женщина в жизни героя, сама по себе не особенно интересна. В воображении Каллиста образ ее создан Фелисите. Если бы не пространные монологи, предваряющие появление маркизы де Рошфид, вряд ли у нее был бы шанс отвлечь на себя внимание героя. Бальзак снова шутит в своей манере, делая главным персонаж, в сущности, случайный. Фелисите с ее знанием психологии и жизненным опытом в той конкретной ситуации могла внушить Каллисту страсть к любой женщине, Беатриса просто оказалась под рукой.
Беатриса и Каллист

Если Беатриса Данте воплощала в себе Божественную Любовь. Беатриса Бальзака всего лишь изображала чувства, не умея и не желая любить кого-либо, кроме себя. Эта дама все время смотрит на себя немного со стороны, для нее главное, не настоящая собственная жизнь, а впечатление, которое она производит на окружающих. Ей надо быть на виду, блистать, пленять и т.д., при этом не важно, кого и как. Но воспитанный любящими родителями в провинции Каллист далек от парижских нравов. Он искренен в своей страстной увлеченности, он готов пожертвовать собой, убить, предать. Если бы не хитроумное вмешательство Максима де Трай, в угоду Беатрисе была бы растоптана жизнь Сабины — преданной жены, матери детей, и. тоже манипуляторше, желающей стать кукловодом.

Сабина де Гранлье — третий женский персонаж вокруг Каллиста. Ее выбрала Фелисите в жены Каллисту, можно сказать, оплатила их брак, и это еще одна важная черточка описываемых Бальзаком нравов. Сабина — персонаж симпатичный. Она любит мужа, готова смириться с его душевной драмой, серьезно относится в своему браку и борется за него. Но в жизни героя она персонаж столь же случайный, как Беатриса. Ее тоже выбрала Фелисите де Туш, усмотрев в юной, чистой, благонравной девушке нечто общее с жаждущей известности любой ценой Беатрисой. Общее же между этими женщинами то, что обе они — порождение современных нравов, обеим важна видимость, обе готовы обманывать и обманываться, если нужно.

Как почти во всех произведениях Бальзака, в романе этом присутствует эмоциональная опустошенность. Не видел Автор места для проявления подлинных человеческих чувств в современном ему обществе, и герои его этих чувств лишены, замещая их изломанными, искусственными переживаниями. Момент искренности связан только с семейством дю Геник в Геранде — родителями Каллиста и его старенькой тетушкой. Эти люди не пережили сильных страстей, но их отношение друг к другу проникнуто настоящей родственной любовью.

А за пределами старого разрушающегося замка — новый мир, новые нравы, монетизация сословных статусов, чувств и поступков, приведение жизни к единому буржуазному стандарту. Наверное, именно поэтому в романе много описаний, объяснений, диалогов, которые невозможно проговорить вслух, поскольку назначение их в том, чтобы словами одного персонажа раскрыть характер другого, и реплики растянуты на две-три страницы.
Париж. Бульвар дю Тампль (фото 1838 года)

Существует мнение, что прототипами главных героев романа послужили Ференц Лист, его возлюбленная Мари д’Агу и Жорж Санд. Если это так, Бальзак не справился с задачей — созданные им образы мелковаты для таких прототипов. Но, может быть, так кажется из дня сегодняшнего, а Бальзаку современники виделись несколько иными.

Мы в своем скоростном двадцать пером веке отвыкли от таких книг, их чтение требует сосредоточенности и терпения, ведь речь идет о судьбах человеческих в конкретном историческом времени, о людях и обществе, о чувствах и притворстве, о том, как изменение бытия меняет и ломает сознание человека, и никому не дано избежать перемен.

libking

Оноре Бальзак - Беатриса краткое содержание

Беатриса - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Подобно тому как женское имя Клара Гасуль[22] было псевдонимом мужчины великого ума, а мужское имя Жорж Санд — псевдоним женщины великого таланта, под именем Камилла Мопена долгое время скрывалась очаровательная девушка хорошего рода, бретонка по происхождению, звавшаяся Фелисите де Туш, женщина, которая причинила столько страданий баронессе дю Геник и беспокойства доброму герандскому священнику. Семейство де Туш не имело ничего общего с де Тушами из Турени, от которых происходил посланник Регента, прославившийся более своим литературным именем, нежели дипломатическими талантами. Камилл Мопен — псевдоним одной из наиболее знаменитых женщин XIX века — долгое время считался реально существующим автором, столь мужественны были по духу первые его произведения. Ныне все знают два сборника пьес, не рассчитанных на сценическое воплощение, хоть и написанных в манере Шекспира или Лопе де Вега; они вышли в свет в 1822 году и произвели своего рода революцию в литературе, ибо как раз в тот момент все газеты, все литературные кружки и даже сама Академия страстно обсуждали великую проблему романтизма и классицизма. С тех пор Камилл Мопен написала еще несколько пьес и опубликовала роман, которые поддержали славу ее первых произведений, ныне не совсем заслуженно забытых. Благодаря стечению каких обстоятельств произошло перевоплощение юной девушки, каким образом Фелисите де Туш стала мужчиной и писателем, почему, более счастливо, чем г-жа де Сталь[23], она сохранила свою свободу (а это заставляло снисходительней отнестись к ее славе), — объяснить все это нужно хотя бы для того, чтобы удовлетворить законное любопытство толпы в отношении к целой плеяде прославленных женщин, которые выделяются как некое исключительное, почти противоестественное и вместе с тем величественное явление в истории человечества, ибо в течение двадцати веков вы не насчитаете и двадцати великих женщин. И хотя мадемуазель де Туш является второстепенным действующим лицом в этой повести, ее огромное влияние на Каллиста и та роль, которую она играет в истории литературы нашего времени, позволяет нам остановиться на этой особе несколько дольше, чем того требуют законы современной поэтики.

Читайте также: