Балет сотворение мира краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

А в это время Бог создаёт Еву из ребра Адама. Она тут же осознаёт себя хозяйкой положения. Ева просто очаровательна и в то же время любопытна. Вот она бес­страшно кладёт пальчик в удивлённо раскрытый рот Адама. Беспечные и весёлые, они играют и резвятся в саду. Но вот Ева замечает яблоко — яркий красный плод. Как от нелепо раскрашенной игрушки, они отма­хиваются от яблока, которым так настойчиво пытают­ся их соблазнить чёрт и чертовка. Звенящая тишина этого мгновения. Оркестр еле слышен, робко тянутся навстречу друг другу руки Адама и Евы.








«Вместе фантазировали. Сочиняли танцы. Отвлекаясь от рисунков Эффеля, представляли уже иначе, по-своему, бога не лысым озадаченным добряком, а этаким сказочным русским добрым молодцем с кудрями и бородкой. Изобретали костюмы для Адама и Евы.







«Утро 23-го выдалось ярким, солнечным. Настроение у всех авторов взволнованно – приподнятое – как пройдет спектакль, как примет зритель? Дома не сидится, хочется скорее попасть в театр, там спокойнее. Выезжаем заранее. Но что-то неладное начинает твориться с погодой. Чем меньше времени остается до спектакля, тем мрачнее становится небо. Вместо солнечных лучей над головами нависает пугающая темнота, нагнетается ощущение какой-то тревоги и какого-то протеста природы, а, быть может, и еще каких-то высших сил.

Балет в 3 актах по мотивам рисунков Ж. Эффеля.

Композитор А. Петров, сценаристы и балетмейстеры В. Василёв и Н. Касаткина, художник Э. Стенберг, дирижер В. Федотов.

Премьера состоялась 23 марта 1971 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр).

Бог проводит разъяснительную беседу среди ангелов о том, что ночь — для сна, а день — для игр, музыки и нектара. Бог устремляется на созданную им Землю и решает построить рай. Трудясь самозабвенно, Бог не замечает, как Черт ухитряется на самом краю Земли посадить яблоню. Ах, если бы знал создатель, сколько неприятностей принесет это деревце участникам нашей истории!

В раю красиво, но пустынно. Никто не может оценить достижений Бога. И тогда он решает создать человека по своему образу и подобию. И он сотворяет Адама и оживляет его. Адам появился на свет взрослым и красивым, но наивным как дитя. Воспользовавшись его простодушием, Черт пытается увлечь Адама в преисподнюю. Бог спешит на помощь своему детищу. Черт побежден, но, проваливаясь сквозь землю, грозится отомстить всему человечеству за свое поражение.

2. В раю Адаму скучно. Все время он один да один. Черт подсовывает ему очаровательную Чертовку. Но добрый Бог вовремя спасает Адама от искушения и в ответ на слезные жалобы создает ему подругу.

Происходит великое событие — рождение Евы. Она прелестна и, в противоположность Адаму, едва родившись, чувствует себя хозяйкой положения. Адам и Ева познакомились, подружились. Они играют и резвятся, им вдвоем весело. Правда, чуть было не случился маленький грех: они захотели попробовать запретного плода с чертовой яблони. Но Бог хорошенько напугал их, прогнав за ворота рая. Там было холодно, пусто и очень страшно. Проучив проказников, Бог милостиво пустил снова в рай. Черт хочет увлечь Адама и Еву в свой мир и, таким образом, приобрести власть над людьми. Черт с Чертовкой соблазняют Адама и Еву яблоком. Но когда, поддавшись соблазну, они устремляются к яблоку, то случайно попадают в объятия друг друга. Возникает новое чудо, они полюбили. Черт опять остался ни с чем.

Грустит Бог, лишившись своих любимцев, плачут ангелы. Только Черт стремительно вылетает вслед за людьми. Теперь это уже не мелкий хулиган и повеса, а страшный и грозный Демон. Он обрушивает на людей катастрофу, которая уничтожает на своем пути все живое. Адама и Еву разметало в разные стороны, они не слышат и не видят друг друга. И тогда, собрав последние силы, каждый из них, жертвуя собой, спасает другого. Дьявол в бессильном гневе взрывает Землю.

В безмолвии лежит израненная Земля. Но перед силой настоящей любви нет препятствий. Силы зла отступают, Адам и Ева снова вместе. Пробуждается и расцветает вся Земля.

История создания спектакля началась не в Ленинграде, а в Москве. Большой театр предложил композитору Андрею Петрову написать балет по мотивам известных и популярных в то время в СССР рисунков французского художника Жана Эффеля. Либретто уже было готово — его написал известнейший отечественный писатель Валентин Катаев.

К премьере готовились две пары исполнителей главных партий Евы и Адама: Ирина Колпакова и Михаил Барышников, Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Заметим, что исполнительницы женских партий поставлены нами впереди мужчин по традиции — роль Адама была в балете центральной.

У Гуляева Адам — несомненно, эффелевский персонаж, выдержанный в традиции французских мимов: глаза-щелочки, чуть приоткрытый рот-треугольник, то и дело растягивающийся в наивной и доверчивой улыбке. Его герой по-своему элегантен и артистичен, его движения робки, но на удивление пластичны, эмоциональные всплески застенчиво сдержаны.

Постоянная партнерша Вадима Гуляева Наталья Большакова была необычайно красива в партии Евы: длинноногая стройная блондинка с огромными глазами и с распушенными до талии волосами. Смешная и очаровательная в своей властной грации, ее героиня быстро овладевала наукой, как управлять Адамом. Стремительная, порывистая, страстная она вместе с Адамом активно боролась за независимость, за достижение человеческого счастья. Возможно, что пара Гуляев — Большакова и не выиграла творческое соревнование с другой парой, танцевавшей премьеру, но образы их героев были по-своему интересны.

Ева Ирины Колпаковой — нежная, хрупкая, беззащитная. С какой наивностью рассматривала она свои ноги, руки, как была удивлена, обнаружив на лице Адама рот, как по-детски трепала волосы на голове у Черта! Очень эмоционально танцевали Колпакова и Барышников свой первый любовный дуэт. Душевное смятение возникшей любви гнало Адама и Еву по сцене, как ветер гонит листву, то в полете соединяя их, то разбрасывая в разные стороны. Серьезные, даже немного печальные, они покидали рай по своей воле. В последнем дуэте, после гибели Черта и Чертовки, после спасения от грозившей им смерти, любовь Евы и Адама становилась более глубокой и осмысленной.

В партии Бога неожиданно раскрылся яркий, характерный талант до той поры сугубо классического танцовщика Юрия Соловьева. Вся виртуозная техника артиста, его феноменальный мягкий прыжок пришлись здесь как нельзя кстати. Соловьев создал своего героя полусмешным, полугрустным. Коренастый, круглолицый Бог работяга, Бог творец, Бог хлопотун, Бог любящий отец, Бог печальный раб своих принципов, Бог, познавший утрату и сердечную боль.


Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 23 марта 1971 г.

Действующие лица: Бог. Дьявол. Адам. Ева. Чертовка, ангелы, черти, человечество.

Действие первое

Во тьме первозданного хаоса среди облаков летают ангелы в ожидании Бога, носится изнывающий от безделья Дьявол.

Появляется Творец Вселенной. В сопровождении анге¬лов он летает в пространстве и неожиданно в темноте натыкается на Дьявола. Бог и Дьявол сталкиваются лбами. Во все стороны сыплются искры. От них ярко разгорается солнце. Ангелы радостно приветствуют рождение светила и заводят хоровод. Дьяволу удается, правда ненадолго, нарушить тор¬жество: он пачкает солнце, оставляя на нем пятна.

Установив смену дня и ночи, Бог отправляется на уже созданную им землю и принимается за устройство земного рая. Дьявол и здесь ухитряется напакостить. Он сажает яблоню, которая принесет в будущем много неприятностей создателю рая.

Рай сотворен, но он пустынен: некому оценить плоды великих трудов. И тогда Бог решается создать по образу и подобию своему человека.

Адам наивен и беспомощен, как дитя. Дьявол пытает¬ся заманить его в преисподнюю, но Бог вступается за свое творение. Между ними завязывается борьба, из которой Создатель выходит победителем. Дьявол грозит отомстить за поражение.

Действие второе

Адам скучает. Дьявол подсовывает ему обворожительную Чертовку, но Бог вовремя спасает Адама от искушения. Человек жалуется на одиночество, и Бог создает ему подругу. Ева разгоняет тоску Адама, они играют вместе и резвятся. Но Дьявол готовит новые соблазны. Он подталкивает Адама и Еву попробовать запретное яблоко с дьявольской яблони. Бог, решив припугнуть людей, прогоняет их за ворота рая, в холод и пустоту, но, проучив, пускает назад.

Дьявол вновь пытается добиться власти над людьми, увлекая их соблазнами. Запретный плод становится непреодолимо желанным для людей. Но, кинувшись к яблоку, Адам и Ева попадают в объятия друг друга. И вот уже столь притягательный плод забыт, новое волнующее чувство овладело Адамом и Евой. Люди вновь ускользнули из-под власти взбешенного Дьявола, они полюбили друг друга.

Действие третье

Дьявол не сдался. Нарушив безмятежный покой, в котором пребывали Бог и ангелы, он и Чертовка указывают им на целующихся Адама и Еву. Бог разгневан, думая, что люди нарушили его запрет и вкусили плод яблони.

Бог и ангелы бросаются в погоню за провинившимися людьми, настигают их и пытаются разлучить. Но теперь разлука для влюбленных страшнее смерти и изгнания из рая. Они сами решаются уйти во тьму и холод неизведанной земли, чтобы или погибнуть вместе, или построить жизнь своими собственными руками.

Бог и ангелы грустят, лишившись своих любимцев. А Дьявол пускается вслед за Адамом и Евой, надеясь увлечь их в преисподнюю. Он устраивает на земле страшную катастрофу, которая уничтожает на своем пути все живое. Адаму и Еве грозит гибель, но, собрав последние силы, они, жертвуя собой, спасают друг друга. Разгневанный Дьявол решается на последний шаг и взрывает землю.

Земля изуродована, изранена, мертва. Недвижимы Адам и Ева. Но сила их любви побеждает смерть. Зло отступает. Пробуждается и расцветает земля. Адам и Ева снова вместе.

Сотворение мира является балет из балета хореографа Жан Борлин на перегородке Дариуса Мийо , соч. 81а, либретто Блеза Сендрара и декорации Фернана Леже для Шведских балетов . Премьера состоялась в Театре Елисейских полей в Париже на 25 октября 1923 г. под руководством Владимира Гольшмана .

Резюме

Контекст

Аргумент

Состав

Партитура написана для небольшого оркестра из семнадцати инструментов с сольной партией для саксофона . Он посвящен Полю Коллаеру и Роже Дезормиеру . На его выполнение уходит около четверти часа. Произведение состоит из шести частей, сыгранных в одной части:

  • Открытие
  • Хаос до творения
  • Рождение флоры и фауны
  • Рождение мужчины и женщины
  • Желание
  • Весна или умиротворение

Есть более поздняя обработка для фортепиано и струнного квартета , соч. 81b.

Музыкальный контент

Инструментальный коллектив напоминает джаз-бэнд из-за наличия духовых и альт-саксофона, но также и большой ритм-секции (перкуссия, фортепиано, контрабас). Но использование инструментов также похоже: духовые инструменты являются привилегированными (например, саксофон играет тему увертюры), в то время как фортепиано и струны отстранены от мелодической точки зрения и используются ритмично.

Работа содержит три основные темы, которые будут часто возвращаться, все три связаны с аспектом сотворения мира (растительное и животное царства, божества). Эти темы иногда накладываются или изменяются путем ритмического увеличения или зеркальной экспозиции, создавая таким образом очень сложный контрапункт. Наложение музыкальных тем и / или мотивов создает эффекты звуковой массы, достигающие кульминации тембров и интенсивности конца 4-й части.

Костюмы

Декоры и сценография

Хореография

В первую очередь, хореография была подчинена декорациям Леже, желавшего единства танцоров с декорациями. На них были большие маски и костюмы. Главный танцор и хореограф шведских балетов Жан Бёрлин был вдохновлен африканскими статуэтками и документальными фильмами об африканских танцах для хореографии балета.

Хореография на премьере 25 октября 1923 г. в Театре Елисейских Полей, было следующее: спутанная куча тел переплетается еще до сотворения. Вокруг медленно развиваются три гигантских божества, мастера творения, они советуют и произносят магические заклинания. Центральная масса возбуждена, дерево мало-помалу растет и растет, когда одно из его семян падает на землю, появляется новое дерево. Когда лист падает на землю, он разбухает и становится животным. Сцена постепенно загоралась во время создания, и с каждым новым животным она ярко загорается. Каждое существо - танцор или танцор, возникающий из центра, оно развивается индивидуально, делает несколько шагов, а затем входит в круг, который постепенно начинает перемещаться вокруг трех божеств. Круг открывается, светятся прожекторы, бесформенная масса кипит, все волнуется, появляется чудовищная нога. Затем Мужчина и Женщина внезапно узнают друг друга, лицом друг к другу. Пара обнимается, круг успокаивается и очень медленно умирает, расходится небольшими группами. Наконец пара замыкается в поцелуе, это весна.

Обзоры в 1923 году

Тем не менее, некоторые видят в партитуре Мийо большую оригинальность и легкость написания в стиле джаза, соблазняя тем самым парижскую публику: «Партитура La Création du monde - новое свидетельство плодородия г-на Дариуса Мильо и его восхитительной легкости. в покрытии ничего более или менее сильным лаком, но действие которого даже на публику начинает блекнуть ".

Критика после 1923 года

В 1923 году балет был показан всего трижды в связи с турне американского шведского балета. Когда его отдали еще в 1924 году, музыка все еще не была оценена критиками. Шведские балеты распались в 1925 году, дав двенадцать спектаклей балета.

Последние выступления

Повсюду растянут купальник двух танцоров в спортивных костюмах, а остальные двадцать восемь танцоров одеты в двухцветные комбинезоны с надписями в виде граффити. Хореография часто оставляла одного из танцоров одного перед публикой, задавая вопросы о различиях каждого человека.

Читайте также: