Балет агон стравинский краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

1. Замысел.
"Я бы хотел написать особенную симфонию с танцем в главной роли" (С. об "Агоне")
От замысла до воплощения прошло несколько лет.
Такой длительный процесс написания сочинения не характерен для С.

2. Над балетом С. работал в соавторстве с Баланчиным.

3. Отправной точкой для создания "Агона" послужила книга, которая содержала описания танцев XVII в. с иллюстрациями.
Книгу рекомендовал С. Кирнстайн (сыграл огромную роль в становлении американского балета).

4. О названии.
Мысль так озаглавить балет появилась у С. после чтения "Лягушек" Аристофана - "большой агон" (соревнование) между Эсхилом и Еврипидом прочно засел в памяти С.
Идея соревнования реализовалась в различных хореографических комбинациях четырех танцовщиков и восьмерых танцовщиц.
Соревнуются между собой и музыкальные инструменты - достаточно редкое tutti возникает между solo инструментов или разнообразными сочетаниями оркестровых групп.

5. Структура "Агона" необычна.
Сочетает в себе закономерности, характерные для эпохи барокко, и для классических балетных ансамблей.
Имеется в виду, что ряд классических ансамблей вплетается в структуру старинной сюиты.
Например, второе па-де-труа состоит из сюиты бранлей, написанных в типичных для них простой двух- и трехчастной форме.

6. Серийность.
В основе музыки "Агона" лежит серия из четырех звуков - es-d-f-e.
Она формируется во вступлении (па-де-катр).
Она встречается в тональных построениях (там же).
Также - в чисто серийных (двойной па-де-катр).
С. наделяет серию преимущественно тональными свойствами, используя ее в сочетании с устойчивыми звуковыми комплексами.

7. Аскетичность.
Это понятие лучше других характеризует сущность балета.
"В бессюжетном "Агоне" нет печек. Танцовщицы одеты в профессиональный костюм и вместе с партнерами решают строго профессиональные задачи"
(В.М. Гаевский).

Carlos Acosta in the Royal Ballet

Одноактный балет для 12 танцоров в трех частях.

Композитор И. Стравинский, балетмейстер Дж. Баланчин, художник по свету Н. Порчер.

Занавес поднимается до начала музыки, на сцене нет декораций.

1) Па-де-катр. Четверо юношей в репетиционной одежде стоят спиной к залу, затем быстро поворачиваются и делают шаг вперед, когда вступают фанфары. Вскоре юношей сменяют восемь девушек.

Двойной па де катр. Создается впечатление, что танцовщицы разминаются под постепенно убыстряющуюся музыку. Когда на сцену врзвращаются танцовщики, то начинается тройной па-де-катр. В финале всем двенадцати танцующим аккомпанирует весь оркестр.

2) Первое па-де-труа состоит из трех частей. Сарабанду танцует юноша под музыку, исполняемую скрипкой, ксилофоном, альтом и бас-тромбоном. Далее две девушки танцуют гальярду под аккомпанемент трех флейт, мандолины, арфы и струнных. К ним присоединяется юноша для исполнения коды — веселого танца, изобилующего прыжками.

Второе па-де-труа возникает после звуков фанфар и краткой оркестровой прелюдии и состоит из трех бранлей.

В простом бранле двое юношей различными поддержками развлекают девушку, затем она покидает сцену. Веселый бранль — соло девушки, в музыке слышен ритмичный стук кастаньет. Затем танцовщица вместе с юношами исполняет двойной бранль.

Па-де-де традиционно состоит из адажио (скрипка солирует на фоне струнных инструментов), вариаций танцовщика и танцовщицы и коды.

3) В последней части всеми танцующими поочередно исполняются четыре дуэта, четыре трио и кода. Снова звучат фанфары, повторяется музыка первой части балета, который завершается так же, как и начинайся, — танцем четырех юношей. Они застывают спиной к залу, занавес падает.

Впервые в России балет решились исполнить в Большом театре в 1999 году. Несмотря на успех, спектакль продержался в репертуаре недолго и был возобновлен лишь в 2004 году к столетию со дня рождения Баланчина. Московская критика была разной. Приведем два мнения.

Ставший сверхуспешным в конце XIX века тандем Петипа — Чайковский продемонстрировал важное правило: гени­альному хореографу необходим равный по силе современник-композитор, и это совсем не то же самое, что взять выдающееся музыкальное произведение и создать на эту музыку танцы. Партнером Джорджа Баланчина стал Игорь Стравинский, и их тандем значит для балета ХХ века не меньше, чем тандем Петипа — Чай­ковский для века девятнадцатого. С той разницей, что Петипа не был в восторге от работы с Чайковским, а Баланчин и Стравинский, наоборот, высоко друг друга ценили, много работали вместе и даже дружили.

Не случайно до этого ему пришлось отказаться от нескольких других предложений, потому что в результате отсеивания он выбирал самое лучшее, самое выдающееся, самое перспективное. Возможно, именно поэтому ему так приглянулась идея Баланчина, и из множества предложений он выбрал именно ее. В 1953 году от мецената Линкольна Кирстайна поступило предложение написать музыку к третьему действию балетной трилогии, длительностью сорок пять минут.

Итак, начало было положено. В 1953 году Стравинский принялся за создание своего последнего балетного творения. Именно в этом году были сделаны первые наброски будущего шедевра. Он изучал особенности древнегреческого стихосложения, культуру Древней Греции, чтобы полностью влиться в этот непростой и очень интересный и захватывающий процесс. Его не торопили, а он творил.

"Ночь на Лысой горе": версии Мусоргского и Римского-Корсакова. Изначально Мусоргский заинтересовался пьесой Ф. Менгдена "Ведьма" (к сожалению, это произведение не сохранилось).

Это статья о балете Баланчина 1957 года. Классическое греческое слово см. Агон. Для использования в других целях см. Агон (значения).

Агон
ХореографДжордж Баланчин
МузыкаИгорь Стравинский
Премьера 1 декабря 1957 г.
Городской центр музыки и драмы, Нью-Йорк
Оригинальная балетная труппаБалет Нью-Йорка
ЖанрНеоклассический балет
ТипКлассический балет

Агон (1957) - 22-минутное неоклассический балет для двенадцати танцоров с музыкой Игорь Стравинский. Его первым хореографом был Джордж Баланчин. Стравинский начал сочинение в декабре 1953 года, но был прерван в следующем году; он возобновил работу в 1956 году и завершил ее 27 апреля 1957 года. Впервые музыка была исполнена 17 июня 1957 года в Лос-Анджелесе под управлением Роберт Крафт, а перформанс на первой сцене дал Балет Нью-Йорка 1 декабря 1957 г. Городской центр музыки и драмы, Нью-Йорк (Белый 1979, 490). Между этими датами Südwestfunk в Германии произведена первая студийная запись произведения; Sinfonieorchester des Südwestfunks Baden-Baden, как его тогда называли, возглавлял Ганс Росбауд. Это было выпущено на Wergo этикетка семь лет спустя и остается в каталоге, продается онлайн на Amazon.de (Анон. & n.d. (б)).

Длительный период созревания композиции охватывает интересный момент в композиторской карьере Стравинского, когда он переехал из диатонический музыкальная идиома на основе двенадцатитоновая техника; Таким образом, музыка балета демонстрирует уникальный симбиоз музыкальных идиом. Балет не имеет истории, но состоит из серии танцевальных движений, в которых различные группы танцоров взаимодействуют в парах, трио, квартетах и ​​т. Д. Ряд движений основан на французских придворных танцах 17 века: Сарабанда, гальярда и Bransle. Танцевали в рамках балета City Ballet 1982 г. Празднование 100-летия Стравинского.

Содержание

Форма

Стравинский изложил балет в двенадцатеричной форме с четырьмя большими разделами, каждая из которых состоит из трех танцев. Между большими разделами происходят прелюдия и две интерлюдии, но это не оказывает принципиального влияния на дизайн из двенадцати частей, поскольку их функция является цезурной и компенсаторной (Белый 1979, 490–91):

  • Я.
  1. Па-де-катр (4 танцора)
  2. Двойное па-де-катр (8 танцовщиц)
  3. Triple pas-de-quatre (4 мужчины + 8 танцоров)
  • Прелюдия
  • II. (Первое па-де-труа: 1 мужчина, 2 танцора)
  1. Сарабанда-степ (1 танцор)
  2. Гайард (2 танцовщицы)
  3. Кода (1 мужчина, 2 танцовщицы)
  • Интерлюдия
  • III. (Второе па-де-труа: 2 танцора, 1 танцовщица)
  1. Bransle simple (2 танцора)
  2. Bransle gay (1 танцовщица)
  3. Bransle double (2 мужчины, 1 танцор)
  • Интерлюдия
  • IV.
  1. Па-де-де (1 мужчина, 1 танцор)
  2. Четыре дуэта (4 мужчины, 4 танцора)
  3. Четыре трио (4 мужчины, 8 танцоров)

Приборы

Агон ставится для большого оркестра, состоящего из пикколо, 3 флейты, 2 гобоев, Английский рог, 2 кларнеты, бас-кларнет, 2 фаготы, контрафагот, 4 рога, 4 трубы, 3 тромбоны (2 тенора, 1 бас), арфа, пианино, мандолина, литавры, том-том, ксилофон, кастаньеты, и струны. Ни в коем случае не весь оркестр играет тутти. Каждый раздел оценивается по разной комбинации инструментов.

Музыка

Это была не первая композиция, в которой Стравинский применил серийные приемы, но это была первая композиция, в которой он использовал двенадцатиперстную музыку.ряд тонов, введенная во второй коде, в такте 185. Ранее в работе Стравинский использовал семнадцатитоновый ряд в тактах 104–107, и данные из набросков предполагают тесную связь между этими двумя рядами (Смит 1999, 121, 126–27). Bransle Double основан на другой двенадцатитонной серии, гексахорды из которых рассматриваются независимо (Штраус 2001, 143–45). Эти гексахорды сначала появляются отдельно в Bransle Simple (для двух танцоров-мужчин) и Bransle Gay (для танцоров-соло), а затем объединяются в двенадцатитонный ряд в Bransle Double. Эти три танца вместе составляют второе па-де-труа (Смит 1999, 133).

Броски

Оригинал

Возрождение NYCB

2009 Осенний тур в Бункамура в Токио

Италия

Когда Агон исполнялась в Италии в 1965 г. (Анон. & n.d. (а)), Стравинский был особенно доволен исполнением мандолинист Джузеппе Анедда:

Читайте также: