Балансовая теория московской школы бухгалтерского учета

Обновлено: 05.07.2024

Понятие о вещественных и личных счетах. Учение о структуре себестоимости Евстафия Сиверса. Федор Иоганович Бельмер как один из создателей учета в Болгарии. Различия московского и петербургского течений русской школы бухгалтерского учета XIX века.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 31.05.2016
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский государственный аграрный университет - МСха имени К.А. Тимирязева

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

На тему: Формирование двух школ бухгалтеров в конце XIX века

Раздел 1. Петербургская школа бухгалтеров

Раздел 2. Московская школа бухгалтеров

Раздел 1. Петербургская школа бухгалтеров

Меновая теория учета петербургской школы. Петербургская школа сложилась вокруг Русского счетоводного общества взаимной помощи во главе с Евстафием Евстафьевичем Сиверсом (1852 - 1917). Этот человек знания о практике учета назвал счетоводством, а науку об учете - счетоведением. В теории учета Сивере выделял две части (два отдела): теорию учета (теорию бухгалтерского учета в общем смысле) и теорию книг, где излагается методика ведения различных регистров, причем под регистрами понимались только книги. Теория книг трактовалась Сиверсом как наука о методах бухгалтерского учета.

Сивере известен как автор меновой теории, сущность которой заключается в том, что в основе двойной записи лежит обмен (мена) благами. Это привело его к выводу, что двойная запись является основным законом бухгалтерского учета, т.е. в данном случае он трактовал двойную запись подобно природному закону, например, закону всемирного тяготения. Положение о мене как о причине двойной записи приводило к выводу, что баланс является Следствием счетов. Отсюда вытекало положение о независимости баланса от инвентаря и об однородности значения дебета и кредита в каждом счете (теория одного ряда счетов). Обучение студентов должно строиться по схеме от счета к балансу, что соответствует практической последовательности и теории возникновения баланса.

Сиверс дал весьма детальную классификацию счетов, предугадав в этом направлении тенденции 30-х - 40-х годов XX века:

I. Вещественные счета:

2) переходные (калькуляционные):

II. Личные счета:

1) предпринимательского капитала:

б) переходные (результатные);

2) ссудного капитала:

а) счета лиц и учреждений;

б) счета кредитных запасов.

Для своего времени эта классификация была большим достижением, в ней выделялись группы калькуляционных и результативных счетов.

Раздел 2. Московская школа бухгалтеров

Балансовая теория московской школы бухгалтерского учета. Впротивовес петербургской школе, возникла школа московская. Ее основатели считали, что счета - это элементы баланса, что система счетов задана балансом и что частное можно понять только в связи с целым, поэтому и учить бухгалтерии надо от баланса к счету. При этом баланс -- это только упрощенная форма инвентаря, который независим от плана счетов; счета делятся на две противоположные по характеру группы: активные и пассивные. Отношение к балансу определило и отношение к двойной записи, которая была не воплощением объективного закона мены, а следствием двойной группировки счетов в балансе.

бухгалтерский учет школа себестоимость

Таблица 1 - Различия московского и петербургского течений русской школы бухгалтерского учета

1. Счета - элементы баланса. Система счетов задана балансом, следовательно, учить нужно от баланса к счету.

Читайте также: