Бабыщыкъуэ адакъэпщ краткое содержание по главам

Обновлено: 05.07.2024

Сидя с друзьями за столом, Н.Н. предавался воспоминаниям о днях своей молодости, когда он был богат, беззаботен и весел. Молодой человек отправился тогда повидать окружающий мир. Останавливался только в тех местах, которые ему нравились. Достопримечательности его не интересовали. Его больше увлекали новые лица, то есть люди, которых он встречал на своём пути. Н.Н. любил бродить в толпе, ему было легко и весело наблюдать за их поведением, слушать их речь.

В те счастливые годы ему было двадцать пять, и он был влюблён в молодую капризную вдову, с которой он встретился на водах. Она была умна и красива. Сначала она оказывала ему откровенные знаки внимания, а потом бросила его ради бравого лейтенанта. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Н.Н. отправился путешествовать по Европе. Он остановился в небольшом немецком городке З. и поселился в уединённом месте на берегу реки. Этот город нравился ему узкими улочками, по которым гуляли молоденькие девушки. Н.Н. часто останавливался на мосту и смотрел, как река несёт свои прозрачные воды в Рейн. За рекой располагался незнакомый город. Однажды он услышал на его улицах шум и звуки музыки. Это студенты отмечали свой ежегодный праздник. Молодой человек нашёл лодочника и попросил перевести его на другой берег.

Глава 2

На улицах города было много студентов. На празднике Н.Н. познакомился с Гагиным, вместе с сестрой он путешествовал по европейским городам. Гагин раньше был военным, но потом вышел в отставку и посвятил всё свободное время сестре. Они снимали уютный домик на берегу Рейна и пригласили Н.Н. в гости.

Сначала Ася стеснялась чужого человека, но потом привыкла и спокойно отвечала на вопросы. Во время ужина они делились своими впечатлениями. Через несколько часов Ася ушла в свою комнату, а Н.Н. простился с новым знакомым и поспешил домой. В этот вечер его не преследовали грустные мысли, он даже ни разу не вспомнил о своей несчастливой любви.

Глава 3

Утром следующего дня Гагин посетил Н.Н. с ответным визитом, и они полдня провели в дружеской беседе. Гагин признался, что мечтает стать профессиональным художником и пообещал показать молодому человеку свои работы. Н.Н. поделился с ним историей своей любви. После обеда они поехали к Гагину, Аси дома не было. Хозяйка сообщила им, что девушку можно найти на развалинах старой башни. Молодые люди решили к ней присоединиться.

Глава 4

Молодые люди нашли Асю среди развалин башни, которая располагалась на вершине скалы. Но была она с ними недолго. Вскоре Ася ушла к знакомой старушке. Звали её фрау Эльза, она была вдовой бургомистра. Старушка всегда радовалась приходу девушки.

Н.Н. подружился с Гагиным, так как тот отличался добротой и честностью. Но возвратился Н.Н. домой в дурном настроении, сам не зная почему. До глубокой ночи он вспоминал Асю. В его душу закрались сомнения в отношении родства его новых друзей.

Глава 5

Целый день Н.Н. провёл вместе со своими друзьями. Непроизвольно он постоянно наблюдал за Асей и анализировал её поведение. Вечером он возвратился домой с твёрдой убеждённостью, что Ася не сестра Гагина.

Глава 6

Уже несколько недель Н.Н. был знаком с Гагиным и его сестрой. Все эти дни молодой человек наблюдал за Асей и удивлялся смене её настроения и поведения. Было видно, что девушка умна, знает иностранные языки, умеет поддержать беседу. Но были моменты, когда она избегала общества даже самых близких для неё людей и была непредсказуема. Однажды Н.Н. нечаянно подслушал, как Ася говорила брату о своей любви. Молодой человек посчитал, что его обманывают, он поспешил домой и весь вечер не мог успокоиться.

Глава 7

Н.Н. не спал до утра и на рассвете ушёл в горы. Вернулся молодой человек только через несколько дней. Дома его ждала записка от Гагина, в которой тот сожалел, что Н.Н. не взял его на экскурсию.

Глава 8

На следующий день Н.Н. поделился с Гагиным своими впечатлениями от похода в горы. Ася в разговоре не участвовала, только иногда заходила в комнату по своим делам.

Гагин, провожая Н.Н. до реки, поделился с ним историей своей жизни. Мать его умерла рано, воспитанием сына занимался отец. В двенадцать лет дядя забрал его в Петербург и устроил в школу юнкеров. После её окончания молодой человек попал в гвардию. Впервые он познакомился с Асей, когда ей было восемь лет. Это была худенькая пугливая девочка, которая старалась не попадаться ему на глаза. Второй раз Гагин встретился с ней четыре года спустя. От Якова, который прислуживал в их доме, он узнал, что эта девочка приходится отцу дочерью, и родила её горничная Татьяна. Отец в письме к сыну просил позаботиться о девочке и не бросать её на произвол судьбы.

Когда отца не стало, Гагин забрал Асю с собой и устроил в пансион, где она училась до семнадцати лет. Все эти годы он навещал Асю. Сначала она боялась Гагина, но он относился к ней по-доброму, и она стала ему доверять. Вскоре Гагин оставил службу и вместе с сестрой уехал из России. Но Ася до сих пор стыдилась своего происхождения.

Глава 9

Вечером Гагин играл на фортепьяно вальс, а молодой человек и Ася увлечённо кружились в танце.

Глава 10

Вечер молодые люди провели втроём. Всем было хорошо и спокойно. Поздно вечером Н.Н. на лодке возвращался к себе. Он попросил лодочника пустить лодку по течению. Они долго плыли по воле волн. Перевозчик дремал, молодой человек любовался окружающей природой. Он был счастлив.

Глава 11

Всё утро Гагин сидел за работой, он рисовал. Чтобы ему не мешать, Н.Н. подсел к Асе. Но девушка была в это утро молчалива и часто отвечала невпопад. Её тревожила мысль, что она многого не знает и не умеет.

Глава 12

На следующий день Ася опять была тревожна и бледна. Она сказала Н.Н., что у неё выросли крылья, о которых они говорили накануне, но лететь, по её словам, ей было некуда. Когда Н.Н. вернулся домой, его до глубокой ночи беспокоила мысль, что Ася влюблена в него.

Глава 13

Целый день Н.Н. провёл у Гагина, но Асю почти не видел. Она жаловалась на плохое самочувствие и выходила с завязанной головой. Весь следующий день Н.Н. бродил по тихим улочкам городка. Неожиданно его окликнул незнакомый мальчик и протянул письмо от Аси. Она приглашала его на встречу у старой полуразвалившейся часовни.

Глава 14

После обеда пришёл Гагин и сообщил Н.Н., что сестра к нему не равнодушна. Она просила брата не рассказывать о её происхождении, так как боялась, что Н.Н. будет относиться к ней с презрением. Гагин решил перед отъездом поговорить с ним, так как считал его настоящим другом и порядочным человеком. Н.Н. попросил Гагина время на раздумье, но в то же время откровенно признался, что Ася ему очень нравится.

Глава 15

Утром у часовни Н.Н. ждал мальчик и передал записку от Аси. Она поменяла место встречи и ждала его у вдовы бургомистра. Старушка приветливо встретила его и отвела в комнату на третьем этаже.

Глава 16

Ася сидела у окна и прятала взволнованное лицо. Молодой человек подошёл и поцеловал её дрожащую руку. Ему было искренне жаль её. Но он вспомнил разговор с Гагиным и сдержался от выражения каких-либо чувств. Он рассказал Асе о разговоре с её братом и с сожалением признался, что им надо расстаться. Девушка выбежала из комнаты, Н.Н. не стал удерживать её.

Глава 17

Н.Н. миновал окраины города и побрёл по бескрайнему полю. Его мучили сомнения. Молодой человек понимал, что тоже влюблён и не может отказаться от Аси. Он сожалел, что не удержал её тогда. Н.Н. бросился к её брату.

Глава 18

Гагин встретил Н.Н. у калитки. Он уже давно начал беспокоиться, так как Ася долго не возвращалась. Сначала они ждали её дома, каждую минуту с нетерпением поглядывая на дверь. Потом Гагин не выдержал и предложил идти на её поиски, но сначала надо было разойтись в разные стороны. Так легче на неё натолкнуться. Встревоженные, они поспешили на её поиски.

Глава 19

Н.Н. долго искал девушку. Бегая по улицам, он звал её по имени, признавался ей в любви. Но Аси нигде не было. Ему стало страшно, что он может никогда не увидеть её.

Глава 20

Поздно вечером Н.Н. подошёл к дому, где жил Гагин с сестрой. Окна девушки были освещены, и ему сразу стало легче. Гагин сказал, что у них всё в порядке и простился с ним. Молодой человек был уверен, что завтра он встретится с любимой, расскажет ей о своих чувствах и сделает ей предложение. На душе его стало легко и радостно, как будто за спиной выросли крылья.

Глава 21

Чуть свет Н.Н. уже был у Гагиных. Но его встретила служанка и передала ему письмо. В нём Гагин просил прощения за их внезапный отъезд, и что так будет лучше для всех. Когда Н.Н. проходил мимо дома бургомистра, старушка остановила его и вручила письмо. В нём Ася прощалась с ним навсегда. В конторе пароходства Н.Н. сообщили, что Гагины приобрели билеты на пароход, который направлялся в Кёльн.

Глава 22

В Кёльне Гагиных Н.Н. не застал, они уехали в Лондон. Но и там Н.Н. не смог их отыскать. Следы их затерялись. Сначала Н.Н. не хотел мириться со случившимся, но он был молод и поэтому быстро успокоился. Но с годами воспоминания об Асе стали посещать его чаще. Он бережно хранил записки, написанные ею, и засушенный цветок, однажды брошенный ею из окна.

Произведение учит благородству, умению отвечать за свои поступки, ценить и беречь любовь, посланную судьбой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Ася по главам. Картинка к рассказу

Сейчас читают

С первых страниц пьесы перед нами предстает молодая девушка по имени Татьяна, которая стоит на остановке и читает афиши. Ее отвлекает Студент одного из институтов Николай Куролесов, желающий с ней завести знакомство

События, описанные в романе, происходят в Северной Америке в середине XVIII века. В это время там идет франко-индейская война.

Amina, Къэсхь хабзэр

Amina Fidarova

👌

Сатаней,

Даяна Шарибова

😂

Я писала но не помню

😃

Даяна, Ар дыдэращ сэри

Даяна Шарибова

😂

No Name

👍🏻

Читал в школе это произведение

Замир Хутов

2 къэсхьау щыта мыбык1э

Дарина Катаева

😹

Сэри стхау щытаа

Маша Васильева

DELETED

"Хьэжыгъэ пут закъуэ" ЩоджэнцӀыкӀу Алий

Мы тхыгъэр ин дыдэу пхужыӀэнкъым, ауэ гурыщӀэу зыхигъащӀэм, гупсысэу уигу къигъэкӀыр куэдыщэ дыдэщ. Тхыгъэр зытепсэлъыхь зэманым лъандэрэ илъэсищэм щӀигъу дэкӀами, пщыхэмрэ пщылӀхэмрэ щымыӀэжми, тхыгъэм къыщыхъу Ӏуэхугъуэхэр ди нобэрей гъащӀэми щыхыболъагъуэр, ди жагъуэ зэрыхъунщи.
Показать полностью.

Тхыгъэр зытеухуар цӀыхум и гуауэм, и фэм дэкӀ бэлыхьым, ишэч хьэзабым, гущӀэгъуншэу, цӀыхугъэншэу зыр зым дызэрыхущытырщ. А псори тхакӀуэм ди нэгум къыщӀегъэувэр сабийм и гупсысэхэмкӀэ, и гурыгъу-гурыщӀэхэмкӀэ, и нэхэмкӀэ дырегъэплъ а къэхъуа Ӏуэхугъуэхэм.

Сабийм и гум мывэшхуэ хьэлъэу телъщ а хьэжыгъэ путым къахуихьа гуауэр, дунейм и дахагъэри къыфӀэмыӀэфӀыжу ещӀ. Хуэгъэвкъым а гузэвэгъуэр илъэсибгъу хъу сабийм и гум, и акъылым.

Унагъуэр шхын щхьэ мылӀэн папщӀэ, Хьэмид и гъунэгъу Тембот хьэжыгъэ пут закъуэ щӀыхуэу, хуэлэжьэжыну къыриӀыхащ. Тембот хьэж щыӀащ, Тембот хьэжыкӀэ йоджэр, сарыкъыр щыгъщ, нэмэз щыгъэр ӀэщӀэлъщ. Ауэ сыт и пэрмэн теплъэкӀэ зыбгъэмуслъымэныныр, ауэ хьэл-щэнкӀэ, Ӏуэху щӀэнкӀэ умымуслъымэным, цӀыхухэм уазэрыхущытын хуейуэ диным фарз тщищӀ хьэлыфӀхэр пхэмылъмэ, Алыхьым хьэрэм ищӀа пагэныгъэр пхэлъмэ, динымкӀэ уи щхьэ Ӏуэхухэр дэбгъэкӀмэ!? Диным и дахагъэр, и къабзагъэр зэхащӀэфакъым апхуэдэ цӀыхухэм. ТхьэмыщкӀэхэщ дауи жыӀи.

Иныкъуэ адыгэхэм я анэбзэм теухуауэ хуаӀэ бгъэдыхьэкӀэ, гупсысэкӀэ къуэнтӀа, зэблэша, мышухэри къыхощыр тхыгъэм. Адыгэ унэцӀэр, цӀэр зэрихьэу, теплъэкӀэ адыгэу, ауэ мыукӀытэу и лъэпкъым и псэр зыхэлъ бзэр Ӏумпэм ищӀу, "дызэрекэр урысыбзэс, ди бзэр сыту ссын…",- жиӀэу. Ари мытхьэмыщкӀэу дауэ зэрыжыпӀэнур!?

Тхыгъэм къыщыхъу псоми сытэпсэлъыхьынкъым. Феджэм фэ езым щыгъуазэ фыхъунщ Хьэсет цӀыкӀу и унагъуэм хьэжыгъэ пут закъуэм бэлыхьу къатрилъхьар.

ЩоджэнцӀыкӀу Алий Ӏэзэу дегъэлъагъу цӀыху цӀыкӀум ди хьэл мыхъумыщӀэхэр, абы гуауэ къихьыр. Тхыгъэм дерс нэхъыщхьэу сэ къыхэсхар зыщ: " Адыгагъэм, муслъымэнагъэм дахэу утепсэлъыхькӀэ, фащэ дахэ зыщыптӀагъэкӀэ зэфӀэкӀкъым, ахэр уи хьэлыфӀхэмкӀэ, уи щэнымкӀэ, цӀыхухэм уцазэрыхущытымкӀэ, Ӏуэхум узэрыбгъэдыхьэмкӀэ къэбгъэлъагъуэн хуейщ, уи гъащӀэм къыхэщын хуейщ". Алыхьым апхуэдэхэм ящыщ дищӀ!

Белый пароход читать

Краткие содержания

Чингиз Айтматов и его повести

Киргизский писатель Чингиз Айтматов вошел в историю литературы благодаря своему таланту к созданию глубоких, цепляющих душу повествований. Популярным он стал в начале шестидесятых годов, но любовь читателей к его творчеству не угасает по сей день.

Наиболее популярны такие произведения Чингиза Айтматова:

Айтматов белый пароход читать

Режиссером стал Болотбек Шамшиев, а автором сценария — сам Айтматов. Кинокартина собрала все самые лучшие отзывы и награды.

Герои произведения

Главный герой — маленький семилетний мальчик, имя которого автор не называет. Это не только очень умный, но и добрый, чуткий, впечатлительный ребенок. Его воспитанием занимается старый дедушка. Другие персонажи повести:

  • Момун — дед мальчика. Добродушный старик. Работает лесником.
  • Бабка — вторая жена Момуна. Ворчливая старуха.
  • Бекей — дочь старика. Несчастная женщина, не имеющая детей.
  • Орозкул — муж Бекей. Жестокий, властолюбивый мужчина. Начальник лесного кордона.
  • Семья лесников — муж Седахмат, жена Гульджамал, их маленькая дочь.

История этих персонажей рассказана в особом художественном стиле, присущем Чингизу Айтматову. Здесь жизненные, порой жестокие реалии, искусно переплетаются со старинными легендами.

Краткий пересказ истории

В маленьком ауле живет главный герой, единственный мальчишка на три двора. Ребенок растет без присмотра, целыми днями пропадает на улице. Никто не занимается его образованием, поэтому он самостоятельно изучает окружающий мир. За неимением друзей мальчик сам себе придумывает собеседников, наделяя невоодушевленные предметы именами и человеческими качествами. Характеристика некоторых:

  • булыжники Танк, Седло, Верблюд — друзья малыша;
  • главный неприятель — колючий бодяк;
  • заросли ширладжинов — главные защитники, под которыми можно спрятаться и поплакать;
  • любимый собеседник — новенький портфель.

 чингиз айтматов белый пароход

Единственный человек, который любит и воспитывает мальчика, это его дед по имени Момун. Он очень добрый, безобидный, всегда готовый прийти на помощь. Его отзывчивость совершенно не ценится людьми и воспринимается как должное. Однако старик не обижается и не расстраивается, продолжая творить добрые дела. Люди называют его Расторопный Момун.

Кроме деда, о мальчике некому позаботиться. Именно он купил в автолавке портфель для своего внука, чтобы тот мог пойти в школу. Этот день стал самым счастливым в жизни ребенка.

А новенький портфель с того момента превратился в лучшего друга, которому малыш мог поведать обо всем.

Белый пароход

Когда-то за долгую и верную службу на лесном кордоне деда премировали и подарили настоящий бинокль. Старик прибором не пользовался, утверждая, что прекрасно видит без него. Поэтому полевой бинокль достался мальчику и стал его любимым развлечением.

Белый пароход

Малыш взбирался на Караульную гору и разглядывал окрестности. С вершины было отлично видно сосновый бор и озеро Иссык-Куль, расположенное далеко от аула. Мальчик любил наблюдать за жизнью в поселке животноводов и на скотных дворах. Также ему нравилось рассматривать школу-четырехлетку, в которую ему вскоре предстояло пойти учиться.

Со своим безмолвным другом портфелем мальчик делился всеми полученными наблюдениями и впечатлениями. Поведал ему и о белом теплоходе, появления которого на горизонте ждал каждый день.

Ребенок рос без отца и матери. Родители разошлись давно. Мама оставила малыша на воспитание деду и уехала в город искать лучшей жизни. Об отце было известно только то, что он был матросом на озере Иссык-Куль. Мальчик мечтал оказаться на пароходе, чтобы встретиться с папой и рассказать ему про свою жизнь.

Злость и беспомощность

Вечером главный герой нехотя возвращался домой. Здесь ему приходилось наблюдать не самую радостную картину. Злой Орозкул постоянно избивал и всячески унижал свою жену Бекей. Причиной было то, что она все никак не могла подарить своему мужу наследника. На самом деле грозный мужчина, которого уважало и боялось все село, мечтал о простом человеческом счастье. О том, что после работы его дома будет встречать семья — жена и дети. Но чуда не происходило.

Белый пароход краткое содержание

Его воображение рисовало картину расплаты — как они все вместе накидываются на Орозкула и бросают его в реку. По непонятным мальчику причинам взрослые не поступали по справедливости. Они прощали все выходки этому жестокому человеку, продолжая его слушаться и терпеть.

Бабка, жена Момуна, появилась в их доме не так давно, после смерти родной бабушки малыша. У нее умер муж и дети, поэтому она озлоблена на весь мир. Сварливая старуха, как и все остальные герои повести, не любит мальчика, и постоянно срывается на нем.

Легенда о матери-оленихе

От старика мальчик слышал много легенд. Одну из них он решил поведать своему другу портфелю перед сном. История происходила в древние времена. Тогда разные народы враждовали и сражались между собой, проливая немало крови. Они жили только грабежами и завоевыванием земель. И некому было примирить их.

Однажды в племени киргизов умер старый вождь. Во время похорон на людей напал жестокий хан со своим войском. Они перебили все племя, до единой души. Чудом спаслись лишь двое детей, мальчик и девочка, которые во время побоища были далеко возле реки.

Белый пароход кратко

Когда хан узнал об этом, он приказал хромой старухе увести детей далеко в тайгу и там убить. Та не смогла ослушаться и увела рыдающих малышей. Но ей помешала Рогатая мать-олениха, самка марала. Она отобрала у старухи детей и стала о них заботиться. Когда мальчик и девочка выросли, у них появились свои дети. Первенца они назвали в честь оленихи — Бугубай.

Через много лет потомки спасенных детей возобновили охоту на благородных маралов, украшая их роскошными рогами могилы своих родственников. Горы опустели, а печальная мать-олениха обиделась на людей. Она поднялась на горную вершину, попрощалась с озером Иссык-Куль и ушла. С тех пор никто из киргизов не видел этого грациозного животного.

Бунт старика

Когда наступила осень, дед отправил мальчика в школу учиться. Поскольку учебное заведение находилось далеко от аула, старику приходилось каждое утро отвозить ребенка верхом, а вечером забирать. Люди смеялись над Момуном, так как не считали образование чем-то обязательным. А Орозкула злило упорство деда, который во что бы то ни стало пытался обучить внука грамоте.

Момун и Орозкул ходили в горы, чтобы рубить древесину и продавать односельчанам. Однажды во время такого похода мужчина едва не погиб. Старик, который верил в легенды и предания, предположил, что Орозкула спасли вернувшиеся в Киргизию маралы. Но даже близость смерти не смягчила жестокое сердце.

Белый пароход краткое содержание по главам

Как-то во время рабочего процесса старик сказал, что ему нужно отложить работу на вечер и поехать за мальчиком в школу. Несмотря на обвинения и угрозы в свою сторону, он сел на лошадь и ускакал. Рассвирепевший зять вернулся домой. Там он выместил злость на Бекей, избив жену и выгнав ее из дома. Затем он обвинил во всем Момуна и уволил его с работы.

Узнав обо всем случившемся, мальчик ушел к реке и долго плакал там от обиды за своих близких. Но вдруг перед его глазами возникли маралы, грациозные животные, вернувшиеся на родную землю. Мальчик наблюдал за ними с огромным удивлением.

Он мысленно просить мать-олениху помочь его семье, послав тетке Бекей малыша. Тогда Орозкул перестал бы злиться и изводить всех, и они зажили бы мирно и счастливо.

Начало лихорадки

От сильного потрясения и переживаний у мальчика началась лихорадка, и он не смог пойти в школу. Он лежал и думал обо всем, что произошло. Малыш рассказал деду о том, что произошло у реки. Про появление маралов узнал и Орозкул. Это известие натолкнуло его на мысль, как отомстить старику за непослушание…

В это время бабка пилила Момуна за то, что тот остался без работы. Она заставляла пойти извиниться, чтобы зять принял его обратно на должность лесника. В итоге деду пришлось переступить через себя и потешить самолюбие Орозкула. Но тирану простых извинений оказалось мало. Он заставил Момуна пойти и застрелить оленя. Старик не смог ослушаться и исполнил поручения.

Айтматов белый пароход

Пока люди во дворе разделывали тушу несчастного животного, старик с горя напился. Сосед Сейдахмат вытащил больного мальчика во двор, чтобы тот посмотрел на убитого оленя. Увидев окровавленную рогатую голову марала, ребенок был в ужасе. Такого потрясения он не смог пережить. Пока люди ели оленину, мальчик выбежал из дома и устремился к реке.

Он хотел превратиться в рыбу, чтобы уплыть далеко-далеко. Чтобы не видеть этих бессердечных существ, которые называют себя людьми. Но, к сожалению, прыгнув в холодную воду синего моря, он так и не превратился в рыбу и не доплыл до белого парохода…

Внутренний протест главного героя не находит отклика в его близких людях, поэтому он покидает этот равнодушный мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе (кабардино-черкесская) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по предмету и реализуется на базе учебных пособий: Багов Н.А., Балова Л.Ф., Агирбова З.Т. Кабардино-черкесская литература. 5 кл. Нальчик. Эльбрус. 2014г. Утверждено Министерством просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики; Эржибов А.К. Кабардино-черкесская литература. 6 кл. Нальчик. Эльбрус. 2014г. Утверждено Министерством просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики; Тимижев Х.Т., Балова Л.Ф. Кабардино-черкесская литература. 7 кл. Нальчик. Эльбрус. 2014г. Утверждено Министерством просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики; Бижоев Б.Ч. Кабардино-черкесская литература. 8 кл. Нальчик. Эльбрус. 2014г. Утверждено Министерством просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики; Хакуашев А.Х. Кабардино-черкесская литература. Хрестоматия. 9 кл. Нальчик. Эльбрус. 2014г. Утверждено Министерством просвещения, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики.

Нормативные документы для составления рабочей программы:

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 51 час (1,5 часа в неделю).

(кабардино-черкесская)

1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;

2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи обучающихся;

3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. овладение умениями анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории кабардино-черкесской литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического, этнического и общечеловеческого содержания; грамотного использования кабардино-черкесского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках обучающиеся:

• читают и изучают лучшие произведения родной кабардино-черкесской литературы. Эти произведения изучаются с учетом образной природы искусства слова, опираясь на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• последовательно (поэтапно) формируют умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• формируют представление о литературе как виде искусства, знакомятся с литературным процессом и осознают его связь с процессом историческим;

• получают представление о месте литературного процесса в культуре республики и родного народа;

• совершенствуя читательское мастерство, целенаправленно развивают способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

• овладевают общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирования, осуществление библиографического поиска, умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).

Реализация этих задач способствует формированию этнического и гражданского самосознания: духовно развитой личности, активно включенной в современную жизнь, освоившей опыт продуктивной коммуникации на родном языке.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты обучающихся:

• формировать понимание значимости литературы как явления адыгской национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа;

• формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания своего дальнейшего развития и успешного обучения;

• формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, культуру своего народа, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

• развивать духовно-нравственные качества личности, воспитать чувство любви к родному краю, уважительное отношение к кабардино-черкесской литературе, к литературе и культурам других народов;

• развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом.

Метапредметные результаты обучающихся:

• формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

• формировать умение использовать различные способы поиска информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

• развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений кабардино-черкесской литературы;

• развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса кабардино-черкесской литературы, в том числе и для реализации личных притязаний и потребностей;

• умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях.

Предметные результаты обучающихся:

• понимание проблематики изученных произведений кабардино-черкесской литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

• владение элементарными литературными терминами;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств кабардино-черкесского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

• создавать устные монологические высказывания; вести диалог;

• написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.

Требования к достижению планируемых результатов направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА :

Хэзыгъэгъуазэ

Литературэр гъуазджэм и зы пкъыгъуэу, абы гъащIэр къигъэлъагъуэу зэрыщытыр. Адрейхэм къащхьэщыкIыу абы гъащIэм и лъэныкъуэ зэхуэмыдэхэр - блэкIар, екIуэкIыр, къэкIуэнур - художественнэ образкIэ ди пащхьэ къызэрырилъхьэр. Предмет щхьэхуэу ар еджапIэм зэрыщаджыр, абы щиубыд увыпIэр, ЕджакIуэхэм я гупсысэм, зэхэщIыкIым зиужьын, гъэсэныгъэ екIу ягъуэтын, псэлъэкIэ тэмэм ящIэн, дахагъэр зищIысыр къагурыIуэн, фIымрэ Iеймрэ зэхагъэкIыф хъун папщIэ, литературэм игъэзащIэ къалэнхэр.

Адыгэ IуэрыIуатэ. Хэзыгъэгъуазэ

IуэрыIуатэкIэ зэджэмрэ абы и пкъыгъуэхэмрэ. IуэрыIуатэм и плъыфэ нэхъыщхьэхэр: ар жьэрыIуэтэжурэ зэрызекIуэр, къэзыIуэтэжым и гурыхуагъэмрэ Iэзагъымрэ зэрелъытар, зым хэхауэ имейуэ, цIыхубэм я зэхуэдэу, къэзыIуэтэжми, зэхэзыхыу зыIуэтэжми я зэхуэдэу зэрыщытыр, абы къыхэкIыуи цIыхубэ творчествэу зэралъытэр. Таурыхъхэр, нэгъуэщIу мы жанрым зэреджэхэр - псысэ, шыпсэ.

Таурыхъыр зытеухуа Iуэхугъуэр. ЩакIуэхэм кърахужьа Дыгъужьыр ЛIыжь цIыкIум къызэрыригъэлыр. Дыгъужьыр фIы къыхуэзыщIам къызэрыхущIэкIыжар; ЛIыжь цIыкIур къызэрела щIыкIэр. Бажэм и образыр таурыхъым къызэрыхэщыр. НэгъуэщI псэущхьэхэу абы дызыщрихьэлIэхэр. Таурыхъым дызыхуиущийхэр: фIы къыпхуэзыщIэм фIыуэ хущытыжын; фIы къыпхуэзыщIэм ухуэмеиж хъуа щхьэкIэ, лей емыхыжын, сыт щыгъуи захуэм и телъхьэу щытын.

Джэдум Iэмалу къигупсысар. Дзыгъуэхэр жыIэзыфIэщу зэрыщытым зэрытекIуэдэжар. Мы таурыхъыр лIэужьыгъуэкIэ зыхуэдэр - псэущхьэхэм ятеухуа таурыхъыу зэрыщытыр. Апхуэдэу иджыри дызыщыгъуазэхэр. Псэущхьэхэм ятеухуами, цIыхухэм я гъащIэм ещхьу абыхэм къахэщыжхэр.

ПкIауэ зи цIэ лIы цIыкIум и Iуэхухэр къызэрекIуэкIар: ар мыIэзэу Iэзафэ зытригъауэу, абы хъер къызэрыхихыфар. Мыпхуэдэ таурыхъхэм нэхъыбэу ягъэзащIэ къалэныр – зэш трагъэууэ, цIыхум и Iэмалшыгъэхэм зрагъэужьу зэрыщытыр.

Л и т е р а т у рэ м и т е о р и е. ЦIыхубэ таурыхъхэр; таурыхъ лIэужьыгъуэхэр.

Къуажэхьхэр.

Къуажэхь джэгукIэр, езы псалъэр къыщIежьар, къыщагъэсэбэп хабзэ псалъэ зэдзахэр. Къуажэхь нэхъ дахэу, къэщIэгъуейуэ еджакIуэхэм ящIэхэр. А IуэрыIуатэ лIэужьыгъуэм сабийм и зэхэщIыкIым хэхъуэнымкIэ мыхьэнэуэ иIэр.

КъуажэхькIэ зэпеуэ егъэкIуэкIын.

ПсынщIэрыпсалъэхэр.

ПсынщIэрыпсалъэу еджакIуэхэр зыщыгъуазэр, ахэр къызэраIуэтэфыр икIи абыхэм зэштегъэу мыхьэнэ нэхъ имыIэу зэ еплъыгъуэкIэ къызэрыпщыхъур. Анэдэлъхубзэр фIыуэ пщIэнымкIэ, ар бгъэбзэрэбзэфу щытынымкIэ мы IуэрыIуатэ лIэужьыгъуэм мыхьэнэуэ иIэр.ПсынщIэрыпсалъэкIэ зэпеуэ егъэкIуэкIын.

Псалъэжьхэр.

Псалъэжьхэр я закъуэ дыдэу бзэм зэрыхэмытыр, атIэ нэхъыбэм ахэр псалъэм къызэрыдэкIуэр. Ахэр къызэрыгуэкI псалъэхэм елъытауэ нэхъ шэрыуэу, гупсысэ куу ящIэлъу, зэгъэкIукIэ дахэ яIэрэ псэр яхьэхуу, гум иубыдэгъуафIэу зэрыщытыр. Псалъэжьхэм я тематикэм гъащIэм и лъэныкъуэ псори къызэрызэщIиубыдэр.

Хъыбар гъэщIэгъуэн зиIэ псалъэжьхэр. А хъыбархэр IуэрыIуатэм и пкъыгъуэ щхьэхуэу зэрыщытыр.

КIыщокъуэ А.П.

Псысэм и зэпкърыхыныгъэмк1э лэжьыгъэ.

Л и т е р а т у р э м и т е о р и е. Литературэ псысэкIэ зэджэр, абы и лIэужьыгъуэхэр. IуэрыIуатэми литературэми я щэнхэр абы зэрыхэплъагъуэр.

УсакIуэм теухуа псалъэ.3ыIэрыгъэхьэгъуейуэ щытми, ерыщу щIэкъум и мурадыр зэрызэIэригъэхьэфыр, гугъэр адэ щIэиныфIу цIыхум къызэрыдэгъуэгурыкIуэр «Бэлыхь зимы1эр захуагъэщ усэм къызэрыщыгъэлъэгъуар.

Усэм и гъэпсыкIэр.

Къыддэпсэу лъэпкъхэм я литературэ

Усэм и гупсысэ нэхъыщхьэр.

ЩоджэнцIыкIу А. I.

Усэм и гъэпсыкIэр, и бзэр.

Л и т е р а т у р э м и т е о р и е. Усэм и нэщэнэ нэхъыщхьэхэр. Эпитетыр, абы и къэгъэсэбэпыкIэхэр.

Л и т е р а т у р э м и т е о р и е. Художественнэ литературэм и пкъыгъуэ нэхъыщхьэхэр: усыгъэр, прозэр, драматургиер.Рассказ жанрыр.

Усэм и художественнэ гъэпсыкIэр, и бзэр.

Л и т е р а т у р э м и т е о р и е. Художественнэ тхыгъэм и темэмрэ и идеемрэ.

Къыддэпсэу лъэпкъхэм я литературэ

Къашыргъэ Хь.Хь.

ЩIэныгъэншагъэм ахэр зыхидзэ Iуэху дыхьэшхэныр; псэууэ къызэрелам щхьэкIэ, тхьэлъэIу ящIыну яужь зэрихьэр.

Рассказым и художественнэ гъэпсыкIэр.

Къагъырмэс Б.Хь.

Л и т е р а т у р э м и т е о р и е. Зэгъэпщэныгьэ, къэгъэпсэуныгъэ художественнэ Iэмалхэр.

Гъубжокъуэ Л.М.

Щомахуэ А.Къ.

Читайте также: