Бабье царство чехов краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..……..3
1. Глава I. Принципы построения системы персонажей
1.1. Принцип антитезы…………………………………………………..11
1.2. Принцип параллелизма…………………………………………. 18
1.2.1. Возрастная соотнесенность……………………………….…21
1.2.2. Социальная соотнесенность……………………………. 22
1.3. Построение системы второстепенных персонажей
1.3.1. Принцип зеркального отражения………………………. 23
1.3.2. Принцип характеристики персонажей через сравнение. 25
1.4. Принцип выявленности авторской модальности………………….27
Заключение………………………………………………………………..30

Содержимое работы - 1 файл

курсовая.docx

Актуальность предпринятого нами исследования обусловлена неугасающим интересом к творчеству А. П. Чехова и, в частности, к его рассказам и повестям 1890–х гг.

Несмотря на большое количество работ по творчеству А. П. Чехова, тема моей курсовой работы является недостаточно разработанной, редко встречающейся в научных трудах, а потому представляет большой научно-исследовательский интерес.

Цель исследования может быть достигнута путем решения ряда задач:

  1. Охарактеризовать понятия персонажа, системы персонажей, имеющиеся принципы построения этой системы и другие теоретические вопросы, необходимые для моего исследования.
  2. Выделить и рассмотреть принципы построения системы персонажей в конкретном произведении:

- принцип зеркального отражения в построении системы второстепенных персонажей

- принцип выявленности авторской модальности

При выполнении исследования применяется метод имманентного анализа: выявление принципов построения системы персонажей в художественной организации текста.

ГЛАВА I. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ

ПРИНЦИП АНТИТЕЗЫ

В зрелом творчестве Чехова отступает на задний план сюжетная острота повествования, неожиданность или парадоксальность концовок. Трагическая судьба многих его персонажей является следствием не каких-то из ряда вон выходящих событий, а причин будничных, повседневных, обыденных.

Новый цикл произведений Чехова был открыт рассказом "Бабье царство", впервые опубликованным в январе 1894 года. Рассказ этот положил начало новой теме в русской литературе, получившей потом могучее развитие в творчестве М. Горького, - теме человека из народа, попавшего на стезю капиталистического предпринимательства, или, иначе говоря, человека, попавшего не на свою улицу.

Жизнь Анны Акимовны Глаголевой, главной героини повести, оказалась полна превратностей. Она выросла в семье простого рабочего, который был, однако, единственным наследником своего брата - Ивана Ивановича, выбившегося в крупные предприниматели. Иван Иванович считал брата Акима легкомысленным человеком, не любил его, держал в черном теле – рабочим на заводе. Но за три года до своей смерти приблизил к себе и проявил заботу о воспитании его дочери Анютки. Так Анюта оказалась на попечении учителей и гувернанток. Потом дядя умер, скончался и отец, и вот она владелица большого, миллионного дела, на котором занято до двух тысяч рабочих.

* Статья впервые опубликована в сб.: Идейно-художественное своеобразие произведений русской литературы ХУ111-Х1Х веков. М.,1978. С.56-64.

Добрый день, Геннадий Александрович!
Суворин А.С., как издатель, друг и обожатель Чехова А.П., мне более симпатичен, чем Суворин А.С. - литератор и критик Антона Павловича. Конечно, не мне судить - кто из них прав, а кто не прав в своих суждениях и оценках. Мне представляется, что Суворин А.С., как издатель, - звезда планетарного масштаба, в орбиту которого были вовлечены многие великие писатели, в первую очередь, А.П.Чехов. А, Суворин - литератор, - это планета-спутник, дрейфовавшая в разное время на орбитах звездных писателей.
Прочитал с неизменным интересом. Извините, что "лезу со своим мнением в калашный ряд" и мудрствую. К старости становлюсь горделивым, мнительным и гугнивым.))))))
Спасибо. С искренним уважением и благодарным поклоном,

Спасибо, Георгий! Суворинские письма к Чехову я искал в Белграде, куда уехали сыновья Суворина. Жаль, пропали письма - столько бы интересного открылось о Чехове и русской литературе! А вот насчет мнительности "гугнивости" - это зря: нельзя всю жизнь играть на одной струне.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Тетушка в просторной ситцевой блузе, Варварушка и еще каких-то две старушки сидели в столовой и ужинали. Перед ними на столе лежали большой кусок солонины, окорок и разные соленые закуски, и от солонины, очень жирной и вкусной на вид, валил к потолку пар.

В нижнем этаже виноградных вин не употребляли, но зато было много разного рода водок и наливок. Кухарка Агафьюшка, полная, белая, сытая, стояла у двери, скрестивши руки, и разговаривала со старухами, а кушанья подавала и принимала нижняя Маша, брюнетка с пунцовою лентой в волосах.

Старухи были сыты еще с утра и за час до ужина пили чай со сладким сдобным пирогом, а потому ели теперь через силу, как бы по обязанности.

— Ох, матушки! — охнула тетушка, когда в столовую вдруг вбежала Анна Акимовна и села на стул рядом с ней. — Испугала до смерти!

В доме любили, когда Анна Акимовна бывала в духе и дурачилась; это всякий раз напоминало, что старики уже умерли, а старухи в доме не имеют уже никакой власти и каждый может жить как угодно, не боясь, что с него сурово взыщут. Только две незнакомые старухи покосились на Анну Акимовну с недоумением: она напевала, а за столом грех петь.

— Матушка наша, красавица, картина писаная! — начала слащаво причитывать Агафьюшка. — Алмаз наш драгоценный. Народу-то, народу нынче приезжало нашу королевну глядеть — господи, твоя воля! И генералы, и офицеры, и господа… Я в окно глядела-глядела, считала-считала, да и бросила.

— А по мне, они хоть бы вовсе не ездили, подлецы! — сказала тетушка; она с грустью поглядела на племянницу и добавила: — Только время провели сиротке моей бедной.

Анна Акимовна была голодна, так как с самого утра ничего не ела. Ей налили какой-то очень горькой настойки, она выпила и закусила солониной с горчицей и нашла, что это необыкновенно вкусно. Потом нижняя Маша подала индейку, моченые яблоки и крыжовник. И это тоже понравилось.

После ужина убрали со стола скатерть и поставили тарелки с медовыми пряниками, орехами и изюмом.

— Садись и ты… чего там! — сказала тетушка кухарке…

Рецепты некоторых вышеперечисленных блюд, опубликованные на сайте "Деревенское хозяйство":

Книга загружается. Пожалуйста, подождите несколько секунд.

I. Накануне

Вот толстый денежный пакет. Это из лесной дачи, от приказчика. Он пишет, что посылает полторы тысячи рублей, которые он отсудил у кого-то, выиграв дело во второй инстанции. Анна Акимовна не любила и боялась таких слов, как отсудил и выиграл дело. Она знала, что без правосудия нельзя, но почему-то, когда директор завода Назарыч или приказчик на даче, которые часто судились, выигрывали в пользу ее какое-нибудь дело, то ей всякий раз становилось жутко и как будто совестно. И теперь ей стало жутко и неловко, и захотелось отложить эти полторы тысячи куда-нибудь подальше, чтобы не видеть их.

Она думала с досадой: ее ровесницы, — а ей шел двадцать шестой год, — теперь хлопочут по хозяйству, утомились и крепко уснут, а завтра утром проснутся в праздничном настроении; многие из них давно уже повыходили замуж и имеют детей. Только она одна почему-то обязана, как старуха, сидеть за этими письмами, делать на них пометки, писать ответы, потом весь вечер до полуночи ничего не делать и ждать, когда захочется спать, а завтра весь день будут ее поздравлять и просить у ней, а послезавтра на заводе непременно случится какой-нибудь скандал, — побьют кого, или кто-нибудь умрет от водки, и ее почему-то будет мучить совесть; а после праздников Назарыч уволит за прогул человек двадцать, и все эти двадцать будут без шапок жаться около ее крыльца, и ей будет совестно выйти к ним, и их прогонят, как собак. И все знакомые будут говорить за глаза и писать ей в анонимных письмах, что она миллионерша, эксплоататорша, что она заедает чужой век и сосет у рабочих кровь.

Для перехода между страницами книги вы можете использовать клавиши влево и вправо на клавиатуре.

Читайте также: