Азбука медиаграмотности родительская школа

Обновлено: 05.07.2024

Какое значение имеет для ребенка медиаграмотность? Звучит в целом позитивно и важно, как хороший стоматологический осмотр или безупречный табель успеваемости. Это широкое понятие, которое определяют по-разному, но основной упор на том, чтобы научить детей пользоваться, создавать и критически осмысливать все виды медиа.

Однако, согласно последним исследованиям, научить детей критически относиться к информации, которую они потребляют, гораздо важнее, чем следить за их экранным временем. Не ждите, когда ваши дети научатся вскрывать противоречия в романах Тони Моррисон. Базовые навыки медийной грамотности в эпоху цифровых технологий — это как второй алфавит, и чтобы привить их детям, нужно задавать вопросы и принимать активное участие в их медиа-потреблении. Вот несколько советов от экспертов по медиаграмотности, которые по совместительству сами родители.

Начинайте как можно раньше

Несколько лет назад, в рождественское утро, моя 5-летняя дочь взвизгнула от радости, увидев грузовичок с блесками для губ Num Noms. Она хотела на Рождество именно этот подарок, поэтому быстро вскрыла коробку. Но каково же было ее разочарование, когда она обнаружила, что блеск для губ совершенно не съедобен, хотя и выглядит как мороженое, и пахнет вкусно.

Это был тяжелый урок. В рекламе блесков ликующая девочка с косичками лакомилась ими, как угощением, а моя дочь не смогла этого сделать, эти дьявольские маркетологи обманули ее. Психологи, занимающиеся развитием, говорят, что дети младше 7 или 8 лет просто не в состоянии понять, какую цель преследует реклама. Из-за этого когнитивного ограничения маленьких детей долгое время не обучали медиаграмотности, концентрируясь на учениках средних и старших классов. Но в первые годы жизни можно заложить прочную основу медиаграмотности, как и любого другого навыка, считает эксперт по грамотности в раннем детстве и президент-основатель Национальной ассоциации образования в области медийной грамотности Фейт Рогов.

Не бойтесь алгоритма

Ян О’Бирн — исследователь цифровой грамотности и бывший учитель начальной школы, а еще у него есть два очень доступных объекта для исследования: 9-летний сын и 4-летняя дочь. В 2019 году О’Бирн вместе с пятью другими учеными-родителями провел исследование аспекта цифровой грамотности, которую часто упускают из виду, — информационной безопасности и алгоритмов, в особенности того, как дети взаимодействуют с ними и понимают их.

Он признает, что даже большинство взрослых не в полной мере понимают, что происходит с информацией в интернете, поэтому важно родителям сначала самим разобраться в основах цифровой безопасности и обмена информацией.

О’Бирн и его коллеги еще не опубликовали результаты, но, по его словам, они нашли две эффективные стратегии, которые стоят особняком. Во-первых, нужно найти подходящий момент, чтобы обсудить эти вопросы со своими детьми.

В следующий раз, когда вы сфотографируетесь вместе в парке или ресторане, спросите ребенка, можно ли разместить фото в социальных сетях. Используйте возможность поговорить о том, кто сможет увидеть эту фотографию, и показать ребенку ваши настройки конфиденциальности. А если по телевизору будут обсуждать алгоритмы YouTube, спросите, предлагалось ли им когда-то видео, которое они не хотели смотреть.

А как быть с подростками?

Возможно, наиболее уязвимы перед лицом медиа дети в подростковом периоде. Подростки формируют свою индивидуальность, экспериментируют и открывают для себя все виды нового опыта на пути к взрослой жизни.

По ее словам, родители должны быть консультантами для своих детей-подростков. Важно сохранить ограничения, но мы не подготовим детей к жизни в этом мире, если полностью оградим их от него. Андерсон уверена, что каждый родитель сможет установить разумные пределы. Чрезмерное использование социальных сетей приводит к депрессии, беспокойству и другим проблемам психического здоровья, поэтому заранее обговорите с ребенком, где провести черту. Также важно следить за аккаунтами ваших детей в социальных сетях.

В своем учебном плане для учащихся средних и старших классов Common Sense использует технику латерального чтения. Если вы находите некую информацию, то пытаетесь подтвердить ее с помощью другого источника. В идеале родители должны научить детей проверять информацию через заслуживающие доверия информационные агентства.

С другой стороны, дети в этом возрасте доверяют новостям, которые слышат от родителей, больше, чем любому другому источнику. Эксперты сходятся во мнении, что взрослым крайне важно быть в курсе событий и медиатрендов. Если вы не имеете ни малейшего представления о том, что происходит в преддверии президентских выборов, или о том, что такое Fortnite, то вам будет сложно объяснить это своим детям.


Глобальная компетенция


Гульнар Асанбаева, кандидат философских наук, региональный консультант Internews по медиаграмотности в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане

Европейские исследователи выделяют четыре фактора, в наибольшей степени влияющих на формирование медийно-информационной грамотности: уровень свободы слова, функциональная грамотность, межличностное доверие и электронное участие. Последнее из них в Казахстане развито лучше всего остального.

Электронное участие – это использование информационных технологий в процессе вовлечения людей в политику, принятия решений, предоставления услуг. Наше государство находится на 26-м месте в рейтинговой шкале ООН, которая охватывает 180 стран мира. Это более высокий уровень, чем в России и других странах СНГ. Но вот уровень функциональной грамотности, то есть умения использовать знания, полученные в школе, в реальной жизни, наоборот, очень низкий. И это одно из препятствий на пути к овладению медиаграмотностью.

Для того чтобы выстраивать оправданные стратегии развития, мы регулярно проводим исследования уровня медиапот­ребления и медиаграмотности во всех трех странах, в которых работаем. Данные 2021 года показывают, что уровень доверия к СМИ становится ниже (это характерно для всего мира), а состояние критического мышления вызывает много вопросов (у каждой страны для этого есть свои причины).

По нашим исследованиям, респонденты в Таджикистане и Узбекистане СМИ доверяют больше, чем в Казахстане. У нас 40% людей не верят ни одному средству массовой информации. Однако 64% казах­станцев обращают внимание на то, что одно и то же событие в разных источниках освещается по-разному. В Таджикистане, к примеру, это свойственно лишь малой части населения – 22%.

У жителей Казахстана также выше навыки обеспечения безопасности личных данных в Интернете, но при этом только пятая часть опрошенных может распознать ситуацию мошенничества и вымогательства в Интернете. В Узбекистане и Таджикистане таких людей еще меньше. Все это говорит о том, что нашим партнерам, преподавателям и тренерам по медиаграмотности придется еще очень много работать, чтобы повысить уровень критического мышления, научить различать мнения и факты, проверять источники для того, чтобы убедиться в достоверности получаемой информации.

Но медиаграмотность нельзя выучить один раз и навсегда. Это сфера, которая постоянно меняется под влиянием изменений в цифровом поле. Как показывает международный опыт, интеграция ее в процесс преподавания других дисциплин дает наиболее оптимальные результаты. В стране есть инициативные молодые педагоги, которые успешно преподают медиаграмотность в рамках своих предметов в частных школах, лицеях и гимназиях.

Internews занимается не только институционализацией медиаграмотности в системе образования. С этого года работают дома медиаграмотности: два в Таджикистане и два в Казахстане – в Костанайской и Карагандинской областях. Это центры развития медиаграмотности в самих регионах. Развитие граж­данского общества требует развития инициативы на местах. Дома медиаграмотнос­ти созданы, чтобы адресно работать в соответствии с интересами и запросами местного населения. В них ежемесячно обучение медиаграмотности проходят представители всех слоев населения: госслужащие, работники культуры, журналисты, студенты, школьники, представители уязвимых слоев: пожилые люди, люди с ограничеными возможностями, а также молодежные лидеры и гражданские активисты. На будущий год планируем открыть в дополнение к существующим еще по одному в Казахстане и Таджикистане.

Значительную роль в знакомстве с основами медиа­грамотности самых широких кругов населения сыграли неформальные методы продвижения МИГ – фестивали в 12 регионах Казахстана и 2 регионах Таджикистана. Большой популярностью пользовались сессии по кинограмотности, и мы планируем и дальше развивать это направление.

Ежегодно Internews проводит Эдьютон – инновационный семинар для обучения тех, кто подает заявки на конкурсы по медиаграмотности. В конкурсе может принять участие любой человек. Жюри отбирает наиболее интересные идеи, и опытные менторы и тренеры помогают довести эти идеи до полноценных проектов. После публичной защиты лучшие из них получают финансовую поддержку. Только в этом году гранты выиграли 24 проекта из всех трех стран, 10 из них придумали и воплотили казахстанцы.

Многое нам дает и международное сотрудничество, обмен опытом с коллегами из Украины, Беларуси, России, Эстонии и Кыргызстана. Однако мы прекрасно осознаем, что для успешного продвижения медиа­грамотности нужны равные усилия всех стейкхолдеров и в первую очередь самого государства. Пока же очевидно, что наибольшую активность в этом вопросе проявляют организации гражданского сектора при финансовой поддержке международных некоммерческих организаций. Сегодня у всех на устах цифровая грамотность, но медийно-информационная и цифровая грамотность – это две стороны одной медали, и ни одна из них не может развиваться успешно в отрыве от другой.

Тысяча тренеров для инфозомби


Бактыгуль Бурбаева, медиатренер

Если коротко, то суть тренингов по медиаграмотности заключается в том, чтобы рассказывать, что такое информация, как она может искажаться и как ее распространяют. А кроме того, это доведение до общества навыков и умений определять фейки, то, из чего они состоят, как заниматься фактчекингом.

Кроме того, обязательно говорим о кибербуллинге, кибербезопасности, фишинговых сайтах: как их определить, как предупредить взломы. Сейчас, кстати, в Парламенте рассмат­ривают законопроект, в рамках которого предусмотрена защита казахстанцев, особенно детей, от кибербуллинга. Однако важно, чтобы и сам человек смог себя защитить.

Есть такая категория людей, которые всегда против. Им это нравится – быть против власти, против здравого смысла. И неважно, в каком контексте. Поэтому они охотно поддержали волну дезинформации – принимая и распространяя. Отвергали официальные данные, заключения ученых, остро реагировали на эмоциональную составляющую, которая всегда присуща фейковым информациям. Вы не поверите, но некоторые до сих пор ждут, когда же умрут те, кто получил вакцину первым.

В казахстанском поле медиа­грамотности сейчас работает несколько организаций, и это хорошо. Чем больше людей пройдет обучение, тем лучше. С этого года мы ввели специальный курс для медиатренеров, которые в дальнейшем уже сами проводят тренинги. По моему мнению, на восемнадцать миллионов казахстанцев нужна тысяча тренеров. И тогда есть шанс победить инфозомби.

Внешний локус контроля


Мне кажется, что вместе с обучением медиаграмотности необходимо вводить дополнительные дисциплины, которые помогали бы формировать критическое мышление. Не так давно обсуждали с коллегами, что в большинстве вузов не преподается логика, особенно на гуманитарных направлениях. Даже журналистам. А ведь логика, риторика – эти дисциплины издавна помогали формировать критическое мышление. Сегодня именно его отсутствие мешает людям выборочно относиться к информации.

Мы живем в информационном потоке, иногда даже захлебываемся им. Ко мне порой обращаются люди, которые говорят, что им нужен информационный детокс, у них зависимость от социальных сетей. Некоторые просто вынуждены проводить в них большое количество времени по работе. И неудивительно, что именно социальные сети и мессенджеры стали основной площадкой для распространения фейковой информации.

Ее воздействию подвержены все категории. Наверное, только школьники младшего и среднего возраста не пересылают фейки, но это, скорее, потому, что им пока интересен развлекательный контент, которого в сетях предостаточно. Однако они станут старше и войдут в группу риска. Поэтому формировать критическое мышление и вводить те самые специальные дисциплины, о которых говорил ранее, нужно еще со школы. Либо в качестве отдельного предмета, но так, чтобы не допустить профанации контролировать преподавание. Либо интегрировать в другие дисциплины.

Последовать за толпой или довериться собственной оценке событий? Здесь немаловажную роль играет наличие или отсутствие у человека ассертивности. Ассертивность – это умение самостоятельно регулировать свое поведение, формировать мнение вне зависимости от других людей. Даже у тех, кто получил одинаковый базис в школе и институте, разные особенности восприятия мира, жизненные пути. Поэтому и восприятие реальности у них индивидуально. Кто-то обладает ассертивностью и выбирает собственный путь, а кому-то по душе больше конформизм, пассивное принятие и бездумное следование.

Заметил, что мне ни разу не попадалась информация, создаваемая в Казахстане. В основном это российский продукт – остатки наследия СССР. В рамках советской идеологии всегда подспудно или явно присутствовал враг. Всегда кто-то был виноват в том, что живется плохо. Многое объясняется историческими особенностями развития страны. Были фактические войны, была холодная война. Это привело к тому, что в мирное время стала процветать теория заговора, к смещению локуса контроля у граждан.

Локус контроля – это свойство приписывать свои неудачи либо внешним, либо внутренним факторам. Любители теорий заговоров и фейковых рассылок, в которых говорится, какое плохое государство, – это люди с внешним локус-конт­ролем. Они не анализируют собственные действия, они всегда ищут виноватого в том, что им плохо живется. На самом деле это намного проще, чем проанализировать собственные действия, определить, что не так, что нужно изменить. Для такого анализа необходимо критическое мышление, и мы вновь возвращаемся к тому, с чего начали, – вместе с обучением медиаграмотности необходимо вводить дополнительные дисциплины, которые помогали бы формировать критическое мышление.

💛

Обучаем начинающих контент-мейкеров

Медиаинтенсив Троицк / октябрь 2021

Занятие 2 / Дмитрий Ковин

Лена Шумакова

Дарья Маркова

Школа медиаграмотности — образовательная платформа для выявления, поддержки и развития начинающих блогеров и талантливых молодых медиаспециалистов Южного Урала.

С нами ты сможешь:
▪️Научиться создавать качественный контент
Показать полностью.
▪️Развивать практические навыки в области медиа
▪️Создавать собственные медиапроекты
▪️Развивать существующие проекты в своей школе или молодежной организации
▪️Общаться с лидерами медиаиндустрии
▪️Получать актуальную информацию о медиаиндустрии

Все мероприятия нашего проекта бесплатны.

Чек-листы

Фото

Школа медиаграмотности

Школа медиаграмотности запись закреплена

💛

Кажется, сегодня прекрасный день, чтобы напомнить близким, как ты их любишь. Наши открытки помогут в этом

Школа медиаграмотности

Школа медиаграмотности запись закреплена

👀

Собрали для тебя инсайты с занятия Варвары Горновой

Тут не только о том, как все успевать, но и полезные советы для начинающих журналистов. Дерзай и ничего не бойся!

💛

P.S. В комментариях оставим для тебя чек-листы от нашего спикера

Школа медиаграмотности

Школа медиаграмотности

Школа медиаграмотности

Школа медиаграмотности запись закреплена
ИЦАЭ Челябинска

Друзья, а мы продолжаем. ждать ваших голосов в номинации "Образовательный центр" Народной премии 74RU


О том, что медиаграмотность является одним из ключевых навыков современного человека, слышали многие, но как ее в себе развивать? Ответы в нашей инфографике.

Цель нашего курса "Медиаграмотность для родителей" – помочь мамам и папам освоить основные принципы критического мышления и научить этому детей.

Что такое медиаграмотность?

Изучать основы критического мышления, чтобы отличать фейки от достоверной информации, доказанные факты от личных суждений автора;

основы медиаграмотности

  • Знать современные методы распространения информации, уметь определять достоверные источники информации по основным их признакам;
  • Изучать методы манипуляции массовым сознанием, а также то, как и зачем разные медиа влияют на психику детей и взрослых;
  • Уметь ограничивать пребывание в информационном потоке, как свое, так и ребенка;
  • Овладеть техникой защиты личных данных.

Зачем это нужно?

Большинство современных родителей родились в доцифровую эпоху, когда о подобных вещах мало кто думал. Но в современном мире в условиях информационной войны каждому важно уметь оценить ситуацию, не поддаваться пропаганде и массовой истерии. Для этого необходимо овладеть базовыми навыками критического мышления и медиаграмотности и научить этому детей.

И напоследок, просим вас ответить на несколько вопросов:


Медиаграмотность: как понять, что вас обманывают


Критическое мышление спасает жизнь: лекция украинского врача на TED-Kyiv о мифах и дурости


Как развитие критического мышления в детстве может помочь в будущем


Как распространяется неправдивая информация: TED-лекция по медиаграмотности и критическому мышлению

Куда пойти с детьми в эти выходные

Куда пойти с детьми в эти выходные

Куда пойти с детьми в эти выходные

Куда пойти с детьми в эти выходные

Новое на сайте

Дарынок талантливый я

С профессиональными жюри и эксклюзивными наградами: на Дарынке состоится детский фестиваль талантов

Горение пылесос

Чиста підлога з технікою Gorenje

тревожность

Тревожность у подростков: как родители могут ее узнать и чем помочь ребенку

чат бот для подростков

Виртуальные объятия и талантливые предсказания. В Украине появился чатбот для подростков

на урок украинский язык

Учи факты об украинском языке и выигрывай крутые призы

детская тревожность

5 простых способов снизить тревожность у ребенка. Советы психолога

Дарынок талантливый я

С профессиональными жюри и эксклюзивными наградами: на Дарынке состоится детский фестиваль талантов

Кроме фестиваля-конкурса, в эти выходные в маркет-молле также будут поздравлять именинников февраля.

Чиста підлога з технікою Gorenje

Тревожность у подростков: как родители могут ее узнать и чем помочь ребенку

безопасность подростков в интернете

Кожна 5 дитина в середній школі готова зустрітися з незнайомцем з інтернету. Як цьому запобігти

Лучшие Выходные уже близко: создатели представляют новый романтический трейлер комедии

Восьмая Школа Супергероев открыта для маленьких пациентов в Харькове!

Мавка. Лесная песня: трейлер анимационного фильма, дата премьеры в кинотеатрах и звездные голоса

© ООО "Эдимедиа Украина", Edimedia Ukraine, 2008 - 2021

Все права на материалы, размещенные на сайте 4mama.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Использование материалов сайта 4mama.ua в оригинальном размере (в полном объеме) без письменного разрешения редакции запрещается.

Разрешается републикация и цитирование статей в объеме не более 250 знаков для одного информационного материала, с обязательным указанием ссылки на источник, а для Интернет-ресурсов – прямой для поисковых систем гиперссылки, не закрытой от индексации поисковыми системами. Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Материалы с пометками ! и P размещены на правах рекламы. Редакция не несет ответственности за достоверность данной информации.

Читайте также: