Природные зоны россии 4 класс окружающий мир школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятии “природная зона”, о природных зонах России.

Предполагаемые результаты:

Предметные:формирование чёткого представления о понятиях “природная зона”, “пояса освещённости” или “климатические пояса”, “полярный круг”;овладение умениями работы с физической картой России и картой природных зон России.

  • личностные: формирование интереса к урокам окружающего мира, готовности преодолевать школьные затруднения;
  • регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
  • познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков понятия, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
  • коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи.

Оборудование: схема “Вращение Земли вокруг Солнца”, физическая карта России, полушарий, карточки с заданиями для работы в группах, разрезной материал для составления плана изучения природной зоны, оценочные листы, мультимедиа, презентация, учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова , часть 1.

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел звонок весёлый,

Предлагает нам урок начать.

Будем путешествовать по знаньям,

Что-то новое мы будем открывать.

Р - организация своего учебного места;

Р – ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что предстоит узнать.

- Что такое “природные зоны”?

- Почему существуют природные зоны?

умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

К - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

- Верно. Распределение солнечной энергии по поверхности нашей планеты привело к образованию поясов освещённости или климатических поясов.

Посмотрите ещё один фрагмент.

- А как на карте определить, где заканчивается один пояс и начинается другой?

Прочитаем материал учебника на стр.103.

Задания для групп.

1. Назовите острова и полуострова, которые находятся в зонах арктических пустынь и тундры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Природные зоны России

Описание презентации по отдельным слайдам:

Природные зоны России

Природные зоны России

Солнце – источник света и тепла Земля имеет форму шара, поэтому нагревается с.

Солнце – источник света и тепла Земля имеет форму шара, поэтому нагревается солнцем в разных местах по-разному

Россия – очень большая по площади страна, она разнообразна своей структурой.

Россия – очень большая по площади страна, она разнообразна своей структурой, своим животным и растительным миром

Зона арктических пустынь Климат полярная ночь. Температура понижается до −40.

Зона арктических пустынь Климат полярная ночь. Температура понижается до −40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом — круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая

Растительный мир Арктическая пустыня практически лишена растительности. Почв.

Растительный мир Арктическая пустыня практически лишена растительности. Почвы, маломощные, с пятнистым распространением в основном только под растительностью, которая состоит, главным образом, из осок, некоторых злаков, лишайников и мхов.

Животный мир Животный мир крайне беден — там живут белые медведи, белухи, на.

Животный мир Животный мир крайне беден — там живут белые медведи, белухи, нарвалы, моржи, и тюлени. Летом на скалах — птичьи базары. Их создают чистики, кайры, гагары.

Население Деятельность человека: научные станции, Северный морской путь, ры.

Население Деятельность человека: научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота

Тундра и лесотундра Климат Летом в Тундре так же, как и в Арктике, Полярный.

Тундра и лесотундра Климат Летом в Тундре так же, как и в Арктике, Полярный день, но он намного теплее, температура - 6 градусов тепла. Зима в Тундре долгая и очень суровая. Когда в Тундре зимой наступает Полярная ночь, мороз достигает 50 градусов. Зимой есть многолетняя мерзлота, а летом эта многолетняя мерзлота оттаивает всего на полметра в глубину.

Растительный мир В тундре очень много мхов и лишайников; много травянистых р.

Растительный мир В тундре очень много мхов и лишайников; много травянистых растений. Настоящих деревьев нет; в низких местах есть кустарники. Летом в тундре много цветов, она очень красива. Много ягод: брусника, клюква. Особенно хороша морошка.

Животный мир Животные тундры: северный олень, серый журавль, северные гуси.

Животный мир Животные тундры: северный олень, серый журавль, северные гуси, песец, лемминг, белая куропатка. Птицы тундры: лебеди, кречет, белая сова, кулик чернозобик.

Население Традиционные занятия местных жителей — охота (в частности, промысел.

Население Традиционные занятия местных жителей — охота (в частности, промысел морского зверя) и рыболовство.

Зона тайги Климат Средняя температура января в западной части тайги составля.

Зона тайги Климат Средняя температура января в западной части тайги составляет -10. -16°С, в якутской тайге понижается до -35. -45°С. Средняя температура июля не ниже 10°С на севере зоны и не выше 20°С на юге.

Растительный мир Главный тип растительности зоны — леса светлохвойные и темн.

Растительный мир Главный тип растительности зоны — леса светлохвойные и темнохвойные. Господствуют леса из лиственницы, менее распространены леса из сосны, ели, пихты и сибирского кедра.

Животный мир В сибирской тайге: соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и.

Животный мир В сибирской тайге: соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западно-сибирской тайге много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге: лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.

Население В лесных зонах (тайге и смешанных и широколиственных лесах) сосред.

Население В лесных зонах (тайге и смешанных и широколиственных лесах) сосредоточены запасы древесины и промысловых животных, недра богаты различными полезными ископаемыми, а могучие реки обладают колоссальными запасами гидроэнергии. Зоны давно освоены человеком, особенно на Русской равнине, где значительная часть территории освоена под земледелие и скотоводство.

Зона смешанных лесов Климат Зима здесь менее суровая, чем в таежной зоне.

Растительный мир Леса образованы дубом, кленом, липой, ясенем, орешником и д.

Растительный мир Леса образованы дубом, кленом, липой, ясенем, орешником и др. Из хвойных пород - ель и сосна. Под влиянием деятельности человека изменились площади лесов и состав древесных пород. На месте хвойно-широколиственных лесов распространены березняки, осинники и кустарники.

Животный мир Сложные растительные сообщества способствуют формированию разно.

Животный мир Сложные растительные сообщества способствуют формированию разнообразного животного мира. Здесь обитают зубр, лось, кабан, волк, лесная куница, соня-полчок, древний и редкий вид этой зоны выхухоль и др.; из птиц — иволга, дубонос, зеленый и средний дятлы и др.

Население Зоны давно освоены человеком. Для сохранения таежных и хвойно-шир.

Население Зоны давно освоены человеком. Для сохранения таежных и хвойно-широколиственных лесных комплексов в России созданы заповедники, заказники и национальные парки.

Лесостепь и степь Климат Климат степей континентальный. Лето продолжительное.

Лесостепь и степь Климат Климат степей континентальный. Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура июля +22 . +23,5°С. Погода стоит сухая, солнечная. Частые суховеи влекут за собой длительную засуху и пересыхание местных рек. Сильные ветры несут много пыли. Зима достаточно холодная, с морозами —20. —30°С.

Растительный мир В это время степи покрываются ярким ковром тюльпанов, ирисо.

Растительный мир В это время степи покрываются ярким ковром тюльпанов, ирисов и других многолетников. С севера на юг разнотравная степь заменяется злаковой, типчаково-ковыльной, а еще южнее — полынной. Растительность степей состоит из различных трав, способных переносить засуху. Весной наступает расцвет жизни, массовое цветение эфемерных растений и их плодоношение.

Животный мир В степях животный мир формировался за счет травоядных видов, ра.

Животный мир В степях животный мир формировался за счет травоядных видов, различных грызунов, насекомоядных и зерноядных птиц, а также хищных пернатых и зверей.

Население Степь наиболее освоена человеком; она является главнейшей зоной зе.

Население Степь наиболее освоена человеком; она является главнейшей зоной земледелия. В степях созданы крупные сельскохозяйственные предприятия, промышленные центры, развит транспорт, на реках — Волге, Дону и др. — сооружены крупные плотины, водохранилища и каналы, орошающие поля. Вся территория охвачена полезащитным лесоразведением.

Зоны полупустынь и пустынь Климат Для зоны пустынь и полупустынь характерна.

Зоны полупустынь и пустынь Климат Для зоны пустынь и полупустынь характерна скудость осадков Лето большей частью безоблачное и жаркое. Средняя температура июля в полупустынях +24. +26°С, а в пустынях +26. +30°С. Зима по сравнению с летом довольно суровая. Средняя температура января в полупустынях —20. — -25°С, в пустынях —12 . —16°С.

Растительный мир Здесь растут типчак, тонконог, ковыль-волосатик, житняк; со.

Растительный мир Здесь растут типчак, тонконог, ковыль-волосатик, житняк; солонцы покрыты сине-зелеными водорослями. На севере среди растений преобладают злаки с примесью полыни. К югу полыни начинают преобладать, увеличиваются площади солянок, эфемеров; растительный покров становится более разреженным.

Животный мир Среди животных в полупустынях и пустынях много грызунов — тушка.

Животный мир Среди животных в полупустынях и пустынях много грызунов — тушканчики, суслики, заяц-русак, в песках обильны песчанки. Из хищников встречаются волк, лисица, барсук, хорек; из птиц характерны саджа, кречетка, жаворонки; из пресмыкающихся: ящерицы-круглоголовки, удавчик, ящурки, змеи — щитомордник и стрела.

Население Большую часть земель полупустынь и пустынь используют для выпаса с.

Население Большую часть земель полупустынь и пустынь используют для выпаса скота, особенно овец.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 201 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 256 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.07.2018 14477
  • PPTX 4.6 мбайт
  • 2797 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Поликашина Мария Романовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Природная зона — территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира.

Особенности природных зон зависят от количества тепла, света и влаги, которые они получают. В каждой природной зоне растут определённые растения и обитают свои животные.

Территория России находится в разных природных зонах, постепенно сменяющих друг друга. Основных зон семь:

  • арктические пустыни;
  • тундра;
  • тайга;
  • смешанные леса и широколиственные леса;
  • степи;
  • пустыни;
  • субтропики.

Из-за постепенного изменения природы при переходе одной природной зоны в другую выделяют также промежуточные зоны. В нашей стране это лесотундра, лесостепь и полупустыня.

Главной причиной смены природных зон является то, что Солнце по-разному нагревает разные участки земной поверхности. На севере России солнечные лучи попадают на Землю под большим наклоном, они скользят по поверхности и плохо её нагревают. На юге России, наоборот, лучи падают на Землю отвесно и дают больше тепла.

Смена природных зон с севера на юг хорошо прослеживается на равнинах. В горах природа изменяется с высотой — высотная поясность .


Природные зоны России (4 класс) – это основные составляющие географической оболочки Земли и географического пояса. Каждую природную зону характеризуют: климат, рельеф, тип почвы, тип растительности и животный мир.


Какие бывают природные зоны в России

Впервые эта тема разбирается на уроках окружающего мира в начальной школе, особенно в тех классах, где работа ведётся по УМК “Перспективная начальная школа”. В 4 классе ученики уже знают, что Россия – огромная страна, занимающая большую территорию. Географически на этой территории представлены все основные климатические зоны, кроме экваториальной и тропической. Их названия:

  • Арктические пустыни;
  • Тундра;
  • Лесотундра;
  • Тайга;
  • Смешанные леса;
  • Широколиственные леса;
  • Лесостепи;
  • Степи;
  • Полупустыни.
  • Пустыни;
  • Субтропики.

Отправимся в уникальное путешествие по природным зонам нашей страны и узнаем их основные особенности.

Причина смены природных зон

Прежде чем узнать всё о природных зонах России, необходимо понять, почему происходит смена этих самых природных зон. Прежде всего, это связано с уровнем тепла и влаги. Как и климатические пояса, они сменяют друг друга от экватора к южному и северному полушарию, следуя за солнечным светом: у экватора уровень тепла и влажности высок, у полушарий – низок.

Характеристика основных природных зон России

которые читают вместе с этой




Таблицу можно составить по следующему плану.

  • Географическое положение на карте.
  • Характеристика климата.
  • Температура зимой и летом.
  • Влажность.
  • Характеристика почвы.
  • Характеристика растительного мира.
  • Характеристика животного мира.
  • Влияние человека на природную зону.

Зона арктических пустынь

Зона арктических пустынь России на 85% покрыта вечными льдами. Летом температура не поднимается выше +5 градусов, зимой же температура может опуститься до -50. Почвы здесь очень слабые, неплодородные, каменистые. Именно поэтому флора очень скудная. Яркими представителями флоры являются белые медведи, северные олени, полярные совы. Океан богат как рыбой, так и млекопитающими: китами, нерпами, тюленями.


Рис. 2. Виды арктической пустыни

Зона тундры

Всю зону можно разделить на три большие части (по движению на юг):

  • арктическая тундра, с крайне скудной флорой и фауной;
  • лишайниковая тундра – моховая тундра, где растет много ягеля и ягод морошки;
  • кустарниковая тундра, с большим количеством низкорослых кустарников и деревьев, трав и ягод.

Вся почва тундры очень бедна плодородным слоем, заболочена с высокой кислотностью. Климат резкий: длинные, холодные, многоснежные зимы, сильные ветры даже летом. Именно поэтому лес здесь расти не может.

Фауну зоны тундры представляют такие животные и птицы, как олени, зайцы-беляки, гуси, казарки, кулики, белые куропатки.

Тайга

Тайга является самой большой природной зоной России. Интересно, что характеристики климата, почвы, флоры и фауны здесь могут отличаться друг от друга на востоке и западе зоны. Это связана с тем, что она лежит в двух климатических поясах: субарктическом и умеренном. В среднем же климат здесь довольно мягкий, без резких перепадов температур. Влажность – высокая, много полноводных рек, таких как Обь, Енисей, Лена, а также озёр и болот. Доминантой растительного мира являются хвойные деревья, а животного – бурые медведи, росомахи, рыси, олени. Почвы подзолистые и болотно-подзолистые, не очень плодородные.

Зона лесов

Зона смешанных и широколиственных лесов занимает почти всё пространство Восточно-Европейской равнины. Климат – мягкий, температуры летом и зимой высокие. Почвы – плодородные, богатые золой и гумусом.

Фауна представлена большим количеством самых разных деревьев: ель, сосна, клён, берёза, осина, дуб, вяз. Среди животных самым ярким представителем является бурый медведь, среди птиц – дятлы, иволги.

Степь

Климат степей отличается резким перепадом тепла и холода и низкой влажностью. Почвы – плодородные чернозёмные. Это отличные условия для выращивания различных злаковых культур. Животные в основном мелкие, ведут ночной образ жизни: сурки, суслики, тушканчики. Среди птиц самым крупным является степной орёл.

Пустыни

Климат в пустынях России сухой и жаркий. Почвы – либо песок, либо глина, либо камни. Флора и фауна – скудные. В основном, это мелкие животные и многолетние кустарники, которые цветут только весной, когда есть лишняя влага.

Переходные зоны

В таблицу обязательно следует включить и переходные зоны, такие, как:

  • лесотундра;
  • лесостепь;
  • полупустыни.

Их характеристика – это объединение признаков близких к ним основных зон.


Рис. 3. Как выглядит зона лесотундры

Давая характеристику всем природным зонам необходимо помнить, что человек очень сильно повлиял на них: построил большие города, крупные промышленные предприятия, гидроэлектростанции. Сельскохозяйственная деятельность повлияла на состояние почв, климат, флору и фауну.

Что мы узнали?

Тема “Природные зоны” по окружающему миру – не самая сложная, хотя и достаточно большая. Главное – составить для себя технологическую карту, с помощью которой можно закрепить материал. Она вполне может быть выполнена в виде таблицы, в которой представлены все основные характеристики природных зон нашей страны.

Читайте также: