Азбука коммунизма краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Вы обязаны быть счастливыми,

и уже недолго вам ждать.

Важнейшим средством перевода общественного сознания населения России на основы большевистского мировоззрения являлась организация различных форм политической учебы. Преподавание марксистских политических знаний (политграмоты) осуществлялось как в специальных партийных учебных заведениях, так и через систему народного образования.

Уровень общеобразовательных и политических знаний членов РКП (б) был очень низок. Согласно переписи 1922 г ., коммунисты в целом по стране имели образование: высшее – 0,6%, среднее – 6,3%, низшее – 75%, самодеятельное – 13%, неграмотных насчитывалось 4,7%. [1] Даже среди партработников губернского уровня лишь начальное образование имели 59,9% коммунистов, а районного – 73,6%. [2] После Октябрьской революции вопреки известному советскому мифу о самом образованном правительстве в мире страной управляли сплошь и рядом совершенные недоучки и вообще неграмотные люди на местах и сугубо ограниченные своими идеологическими схемами фанатики наверху.

В годы Гражданской войны в стране возникли различного рода курсы подготовки работников партийного и советского аппарата, первые советско-партийные школы, пропагандистские кружки. Впервые значительное место вопросам политграмоты было уделено на VIII партконференции (декабрь 1919 г .). В своем докладе, посвященном данной проблеме Бухарин, в частности, заявил, что прежде всего на данном этапе следует выдвинуть лозунг: "Не должно быть неграмотного коммуниста!" Однако, это – "самая примитивная задача" и далее необходимо наладить политучебу, изучение пока хотя бы краткого курса политической грамоты. При этом Бухарин подчеркнул, что рабочим совершенно не надо "проходить историю культуры по Липперту", "и все академические изыскания нужно исключить самым решительным образом из этого элементарного курса преподавания", а необходимо "в первую голову объяснить нашу программу, объяснить, что такое коммунизм". [5]

Принятая по докладу Бухарина резолюция партконференции давала четкие директивы по вопросам политического обучения. В частности, в ней указывалось: "Члены партии должны прослушать несколько основных и элементарных лекций, доступных широким массам. Темы этих лекций должны быть примерно таковыми: а) Что такое коммунизм? б) Путь к коммунизму, в) Почему у нас тяжело жить? г) Наша партия". Также в резолюции предписывалось организовать школы и курсы политической грамоты , для чего мобилизовать квалифицированных партийных публицистов с целью написания учебных пособий, приступить к выпуску специального журнала, использовать институт разъездных лекторов и др. Кроме того в резолюции говорилось: "Члены партии должны сами приучаться к массовой работе по агитации: сюда относится мобилизация грамотных коммунистов для чтения газет и брошюр в лазаретах, клубах, обход квартир, распространение газет, плакатов, устройство на фабриках витрин и литературных столов, книгоношество по деревням и пр." [6]

При этом Бухарин разъяснял, что не только на каждой фабрике должен быть оборудован "уголок, который является рассадником пропаганды и агитации", но и в квартирах граждан также следует создавать подобные "домовые клубы". В частности, он приводил пример, как в Петрограде парторганизация постановила, что в условиях нехватки топлива, "в каждом доме должна быть одна тепло нагретая комната, [которая] будет домовым клубом и будет опорным пунктом коммунистической пропаганды и агитации". [7]

В 1921 – 1923 гг. сформировалась трехзвенная система политической учебы. Начальное звено – учеба на партсобрании, школа политграмоты; среднее – марксистко-ленинские кружки, совпартшкола I и II ступени; высшее – коммунистический вуз.

Сельским коммунистам рекомендовалось активно заниматься самообразованием. В Циркуляре ЦК РКП (б) от 17 августа 1923 г . им предлагалось организовываться в небольшие кружки при избах-читальнях, вовлекая в эту работу беспартийных. Кружки должны были держать письменную связь с губернскими консультационными бюро и следовать их указаниям. [27]

Низшая партшкола имела обычно продолжительность курса 44 - 48 часов, то есть 2 – 3 месяца. Занятия проходили в нерабочее время от 1 до 3 раз в неделю. Программа предусматривала 2 вводные лекции о происхождении земли и человека, курс по политической экономии, истории РКП (б), коммунистической теории, Конституции РСФСР, материал по Новой экономической политике. Для партшкол была разработана подробная система ведения документации и отчетности. В частности анкета ежемесячного отчета включала 15 вопросов относительно всех сторон жизни школы. [30]

К сентябрю 1922 г . политшколы открылись на 43 предприятиях Петрограда, где занимались 908 человек. [31] После Х I съезда РКП (б) на средних и мелких предприятиях стали организовываться кружки политграмоты с сокращенной программой. К концу 1922 – 1923 учебного года в Петрограде всего действовало 257 школ и кружков политграмоты, в которых числилось 9784 человека. [32] В губерниях Северо-Запада в августе 1923 г . партшколы и школы политграмоты распределялись следующим образом: Псковская – 19, Новогородская – 12, Череповецкая – 8, Каркоммуна – 8, Мурманская – 3. [33]

Существовали аналогичные учебные заведения и в системе Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). В целом по стране в системе политобразования к концу 1923 г . занималось более 80% комсомольцев города и 53% - деревни. [34] В Петрограде в марте 1922 г . работало 3 дневные школы (160 человек) и 6 вечерних (140 чел.) [35] Кроме того еще 19 школ действовали при комсомольских организациях. В них обучалось 348 комсомольцев. В уездах Петроградской губернии было открыто 9 молодежных секций при совпартшколах с числом слушателей 164 человека. Для сельских комсомольцев устраивались 2-х и 3-х недельные курсы-съезды. Весной 1922 г . здесь действовало 5 таких курсов с охватом 59 человек. [36] Программа молодежных школ была по тематике близка программе партийной школы.

Также проблематичным был подбор преподавательских кадров в политшколах. Специальных лекторов здесь не было, практически все привлекались в порядке партийной дисциплины по совместительству с управленческими партийными и советскими должностями. Подготовка таких кадров была слабая и не случайно, что часто они были способны лишь читать или пересказывать большевистский официоз.

Проблему слабой посещаемости политзанятий партийные комитеты пытались решать несколькими путями: во-первых, руководителям политшкол ставилась задача находить действительно интересовавшихся политикой людей, а не записывать всех подряд; во-вторых, за счет улучшения преподавательского состава школ; в-третьих, партячейкам предписывалось усилить требовательность к своим членам в вопросах политучебы. [42]

Совпартшколы I ступени являлись учебными заведениями для партийных и советских работников уездного уровня. Они имели обычно срок очного обучения от 3-х до 6-ти месяцев с отрывом от производства. Сюда принимались лица преимущественно физического труда или имеющие опыт советской, партийной либо профсоюзной работы, не моложе 18 лет. [63] Набор проходил по разверстке. Если после этого оставались свободные места, была возможна принудительная мобилизация членов партии или РКСМ. Курсанты получали обмундирование и паек, но их семьи никак не обеспечивались. [64] Школы имели два уклона – промышленно-рабочий и земледельческо-крестьянский. Для выпускников совпартшкол I ступени необходимо было уметь писать и читать, а также ориентироваться в вопросах пролетарской революции. [65] В Северо-Западном регионе в 1922 г . действовало 6 губернских, 20 уездных и 6 районных совпартшкол. [66]

Совпартшколы II ступени готовили партийных работников уездного и частично губернского уровня и имели срок обучения 1 год. На Северо-Западе действовала 1 такая школа в Петрограде. В совпартшколу II ступени принимались, как правило, лица пролетарского происхождения, не моложе 20 лет. Здесь 6 месяцев изучали теорию и 3 месяца специализировались на одном из отделений: экономическом, административно-правовом, политико-просветительном, партийном, лекторском. Для выпускника необходимо было уметь писать, бегло читать, излагать устно прочитанное, производить арифметические действия над целыми числами в пределах трехзначных. [67]

В целом по стране партийный состав преподавателей на конец 1922 г . был таким. Среди обществоведов коммунисты – 60%, из них с дореволюционным стажем – 8%. Среди групповодов коммунистов 81%, с дореволюционным стажем – 1%. А из преподавателей общеобразовательных предметов в партии состояло только 7%.

По социальному положению данные были таковы. Групповоды - 25% из рабочих, 16% - из крестьян, 7% - из мелких служащих и 52% - из прочих. У обществоведов эти показатели были соответственно 7,5%, 7,5%, 5% и 80%. А общеобразовательные предметы находились в руках исключительно учителей бывших гимназий. [81] При этом показательно было то, что преподаватели коммунисты учились в свое время в основном на красноармейских курсах.

Ниже приводятся возрастной, социальный и партийный состав курсантов в целом по России. [85]

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.) запись закреплена

Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской коммунистической партии большевиков (1920)
____________________________

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Азбука коммунизма: краткое содержание, описание и аннотация

Книга представляет собой написанный простым языком комментарий к программе РКП(б) 1919 года. В 1920х годах использовалась в качестве учебного пособия в партийных школах. Сканировалось с сокращенного текста — выпущены ¤6-¤40 посвященные, видимо, теоретической части программы.

Николай Бухарин: другие книги автора

Кто написал Азбука коммунизма? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Николай Бухарин: Политическая экономия рантье

Политическая экономия рантье

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Анатолий Зотов: Западная философия XX века

Западная философия XX века

Дмитрий Усольцев: Уголовный кодекс для чайников

Уголовный кодекс для чайников

Николай Макаров: Психологическая самоподготовка к рукопашному бою

Психологическая самоподготовка к рукопашному бою

Азбука коммунизма — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Все те цели, к которым стремится партия, защищая интересы своего класса, и составляют партийную программу. В программе, значит, написано, к чему должен стремиться определенный класс. В программе коммунистической партии сказано, чего должны добиваться рабочие и крестьянская беднота. Программа есть самое важное во всякой партии. По программе всегда можно узнать, чьи интересы эта партия защищает.

§ 2. Какой была прежняя программа?

§ 3. Почему нужно было перейти к новой программе?

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 203
  • КНИГИ 669 840
  • СЕРИИ 25 797
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 063

Азбука коммунизма Н. И. Бухарин

Оценка

10 (1)

Повседневная жизнь Версаля при королях

Оценка

9.33 (3)

Оценка

Оценка: 10 ( 1 )


Мне нравится ( 0 )

Читайте также: