Морган робертсон тщетность краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

За 14 лет до гибели "Титаника" никому тогда еще не известный американский писатель написал роман "Тщетность". В книге описывается крушение огромного лайнера под названием "Титан". После гибели "Титаника" автор романа Морган Робертсон был назван одним из величайших пророков XX века.

Это пророчество - одно из самых удивительных в истории, настолько точно оно описывает те события, которые произошли с "Титаником". Идея написания книги возникла у автора во время болезни, и, как потом утверждал он сам, огромный корабль вдруг явился ему в мыслях как наяву. Видел он и гибель этого корабля, сопровождаемую душераздирающими криками утопающих. Количество совпадений с реальным "Титаником" заставляет читателя ужасаться при чтении этой пророческой книги.
В 1898 году, за 14 лет до гибели "Титаника", роман "Тщетность", написанный еще тогда никому не известным американским писателем Морганом Робертсоном, был издан в Англии. Сам Морган Робертсон, по некоторым данным, был отставным капитаном, опытным моряком, ему не раз приходилось оказываться в сложных ситуациях, не раз видеть гибель людей.
В книге рассказывалось о корабле "Титан", считавшемся непотопляемым, однако затонувшим в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. Свой вымышленный лайнер автор населил богатыми пассажирами – и здесь "Титан" был удивительно похож на реальный "Титаник". Роман начинается со слов "Это судно было воистину огромным" - таким был "Титаник".
Как и на "Титанике", на "Титане" было всё, кроме самого главного, а именно - необходимого количества спасательных шлюпок. Не оказалась на гигантском судне и других простых, но полезных вещей, которые помогли бы пассажирам спастись.
На вымышленном "Титане", к примеру, на шлюпочной палубе не нашлось какого-нибудь острого предмета - топора или охотничьего ножа - для того, чтобы разрубить канаты, за которые были подвешены шлюпки. На реальном "Титанике" не было красных сигнальных ракет, которые служили сигналом бедствия, а у впередсмотрящих не оказалось биноклей.
В романе "Титан" превосходил по массе все существующие суда, и при столкновении с каким-либо кораблем просто разрезал бы его пополам, а сам бы получил ну разве что легкие повреждения в виде стертой краски. По сути, единственным плавающим объектом, пишет Робертсон в своей книге, c которым "Титан" не мог бы тягаться в массе, был именно айсберг, который в результате и погубил лайнер.

Сравнительная таблица

Вымышленный "Титан" / Реальный "Титаник"
Водоизмещение (в тоннах)
70000/52310
Длина (в метрах)
243,8/269,1
Столкнувшийся борт
правый/правый
Максимальная скорость (миль/час)
25/23-25
Количество человек на борту
3000/ок.2200
Причина гибели
Столкновение с айсбергом/Столкновение с айсбергом
Месяц гибели
Апрель/Апрель
Обеспечиваемая безопасность в конструкции корабля

Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери/Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери
Количество шлюпок

Как видно из этой таблицы, с вымышленным "Титаном" у "Титаника" множество совпадений.

Сразу после издания роман “Тщетность” не пользовался особой популярностью у читателей, и издательство еще долго сожалело о том, что согласилось опубликовать произведение Моргана Робертсона. Но после гибели “Титаника” все изменилось. Поскольку роман оказался пророческим, Робертсон сразу привлек к себе внимание.
"Тщетность" была переиздана в 1912 году, получив немного другое название "Тщетность, или Гибель "Титана", что напрямую указывало на связь событий романа с гибелью "Титаника".

А вот соответственно другие данные:

Водоизмещение: 70 тыс. т; 66 тыс. т.

Мощность машины: 50 тыс. л.с.; 55 тыс. л.с.

Максимальная скорость: 25 узлов; 25 узлов.

Этот корабль был крупнейшим плавучим средством и величайшим из всех произведений человечества. В его постройке и обслуживании участвовали каждая отрасль науки, каждая профессия и ремесло, бывшие в арсенале цивилизации. На его мостике были офицеры, которые, помимо того, что являлись цветом Королевского Флота, прошли строгие экзамены по всем предметам, связанным со знаниями ветров, приливов, течений и морской географии. Они были не просто моряками, но учеными. Профессиональные навыки того же класса обнаруживали работники машинного отделения, а с выучкой коридорных сравнилась бы выучка персонала отеля высшего уровня.

Два музыкальных ансамбля духовых инструментов, два оркестра, и театральная труппа развлекали пассажиров во время их бодрствования. Корпус врачей смотрел за тленным, корпус капелланов — за духовным состоянием всех людей на борту, покуда великолепно обученная пожарная команда рассеивала страхи нервных пассажиров и увеличивала число судовых развлечений ежедневными упражнениями со своей машиной.

Построенный только из стали, и только для пассажирских рейсов, он не предусматривал и горючий груз, чреватый разрушительными возгораниями. Это позволило конструкторам избавиться от присущего грузовым судам плоского, как у чайников, днища. Чему, в свою очередь, корабль был обязан своими формами паровой яхты с косыми бортами, улучшавшими его мореходные качества. Его длина была восемьсот футов, водоизмещение семьдесят тысяч тонн, мощность семьдесят пять тысяч лошадиных сил, и в своем испытательном плавании он шел на скорости двадцать пять узлов в час, невзирая на все ветра, приливы и течения. Иными словами, это был плавучий город, за стальными стенами которого было все, что уменьшает опасности и неудобства Атлантического плавания — все, что полезно для жизни.

Непотопляемый — то есть неразрушимый — он был оснащен столькими спасательными шлюпками, сколько предписывалось законом. Эти шлюпки, в количестве двадцати четырех, содержались для надежности укрытыми и привязанными за полуклюзы к верхней палубе, готовыми при спуске на воду держать на плаву пятьсот человек. Он обходился без громоздких спасательных плотов, однако, согласно предписанию законов, один пробковый жилет приходился на каждую из трех тысяч коек в отделениях для пассажиров, офицеров и экипажа. Кроме того, около двадцати спасательных кругов размещались вдоль ограждения.

Силами восьми буксиров огромный корабль был выведен на середину реки и развернут носом вниз по течению. На мостике лоцман что-то сказал, первый помощник дал короткий свисток и повернул рычаг. Буксиры подобрали свои канаты и отошли. Из внутренностей судна послышался запуск малого двигателя, открывавшего дроссели трех основных машин. Три гребных винта начали вращаться, и гигант, по колоссальному корпусу которого пробегала частая дрожь, медленно двинулся в море.

В книге рассказывалось о корабле "Титан", считавшемся непотопляемым, однако затонувшим в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. Свой вымышленный лайнер автор населил богатыми пассажирами – и здесь "Титан" был удивительно похож на реальный "Титаник". Роман начинается со слов "Это судно было воистину огромным" - таким был "Титаник".

Как и на "Титанике", на "Титане" было всё, кроме самого главного, а именно - необходимого количества спасательных шлюпок. Не оказалась на гигантском судне и других простых, но полезных вещей, которые помогли бы пассажирам спастись.

На вымышленном "Титане", к примеру, на шлюпочной палубе не нашлось какого-нибудь острого предмета - топора или охотничьего ножа - для того, чтобы разрубить канаты, за которые были подвешены шлюпки. На реальном "Титанике" не было красных сигнальных ракет, которые служили сигналом бедствия, а у впередсмотрящих не оказалось биноклей.

В романе "Титан" превосходил по массе все существующие суда, и при столкновении с каким-либо кораблем просто разрезал бы его пополам, а сам бы получил ну разве что легкие повреждения в виде стертой краски. По сути, единственным плавающим объектом, пишет Робертсон в своей книге, c которым "Титан" не мог бы тягаться в массе, был именно айсберг, который в результате и погубил лайнер.

Сравнительная таблица

Вымышленный "Титан" / Реальный "Титаник"

Водоизмещение (в тоннах)
70000/52310

Длина (в метрах)
243,8/269,1

Столкнувшийся борт
правый/правый

Максимальная скорость (миль/час)
25/23-25

Количество человек на борту
3000/ок.2200

Причина гибели
Столкновение с айсбергом/Столкновение с айсбергом

Месяц гибели
Апрель/Апрель

Обеспечиваемая безопасность в конструкции корабля
Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери/Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери

Количество шлюпок
24/20

Как видно из этой таблицы, с вымышленным "Титаном" у "Титаника" множество совпадений.


Дар предвиденья

За 27 лет до начала реальных событий автор описывает вероломное нападение Японии без объявления войны. Только японский флот вторжения атакует не Перл-Харбор, а Сан-Франциско; а японские бомбардировщики бомбят американские корабли не на Гаваях, а на Филиппинах!

Главный герой повести останавливает вторжение, используя захваченный им сверхсекретный японский лучемет-прожектор. Кстати говоря, лучемет этот был некогда изобретен американскими оружейниками, однако все чертежи были украдены вездесущей японской разведкой!

Водоизмещение лайнера: полное - 52 310 тн., порожнее – 38760 тн.,
Главные измерения: длина габаритная – 271 м, ширина габаритная - 29,6 м, осадка расчетная – 12,14 м, высота борта от ватерлинии до шлюпочной палубы – 18,4 м,

Скорость: наибольшая – 24 уз., эксплуатационная – 21 уз.

Энергосиловая установка: 2 паровые машины общей мощностью – 30 тыс. л.с., 1 паровая турбина мощностью – 16 тыс. л.с.

Спасательные средства: фактически – 16 шлюпок (на 65 мест), проектная – 48 шлюпок.

Пассажирских мест: всего – 2556, фактически заполнено – 1317, спаслось - 499
1-й класс – всего 1034, фактически заполнено – 324, спаслось – 202
2-й класс – всего 510, фактически заполнено – 284, спаслось – 115
3-й класс – 1022, фактически заполнено 709, спаслось – 178

Всего спасено пассажиров – 499 (среди погибших было 106 женщин и 52 ребенка, в основном пассажиры 3-го класса), спаслось из команды лайнера - 206

75 % всех спасенных были из числа шлюпок спуском которых командовал ст. помошник Мердок, он заполнял шлюпки максимально полно, а вот помощник Лайтоллер наоборот сажал в шлюпки только женщин и детей, отправляя шлюпки незаполненными . Именно из-за его принципиальности количество жертв было больше примерно на 500 человек .

Команда лайнера – 893, спаслось - 206
Офицеры – 8, спаслось – 4
Палубная команда – 66, спаслись как экипажи спасательных шлюпок
Машинная команда – 325, спаслось – 69, в большинстве погибла с лайнером
Обслуживающий персонал – 494, спаслось - в большинстве женщины-стюардессы

Максим Тулинов

Степан Савенков

Игорь Стефанов

Роман Пятницын

Роман Пятницын

Виталий Клюбин

Вот одна интересная версия, по которой могла появится эта книга.

15 апреля 1972 года радист американского линкора "Теодор Рузвельт" принял сигнал SOS. Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему "Титанику":
Радист Ллойд Детмер решил, что свихнулся. Но на всякий случай запросил берег. Мало ли? Может быть, в самом деле кто-то тонет. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом.
Уже в порту команде линкора, включая капитана, разъяснили, что давно утонувший "Титаник", естественно, не мог посылать призывы о помощи. И вообще никакого сигнала SOS не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил.
Однако Детмеру показалось подозрительным, что разъяснения по поводу его бреда или неустановленного хулиганства в эфире давали представители спецслужб, а не военное начальство. И он начал расследование - сначала просто из любопытства. А потом так увлекся, что попал в психушку. Но перед этим успел все же накопать много интересного. Детмер разыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с "Титаника". Переписал даты: 1924-й год, 1930-й год, 1936-й год, 1942-й год: Составил таблицу и элементарно подсчитал, что призраки радиоэфира появлялись примерно раз в шесть лет.
В 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала. И уверял, что получил его. О том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно. Радист-исследователь находился на излечении в клинике неврозов города Балтимор (США). Но в апреле 1996 года в канадской газете "Сан" появилась заметка об очередном сигнале SOS с "Титаника", полученным канадским судном "Квебек":
Некоторые ученые полагают, что "в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала". Его-то, мол, и ловят время от времени. И если периодичность "радиоматериализации" фантома рассчитана верно, то очередного его появления следует ожидать в 2002 году.
Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с "Титаника" пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Увы, в начале века радио было дорогой экзотикой. Попов изобрел его в 1895 году.
И тем не менее сигнал ловился. Мозгами. В 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому не известного автора Моргана Робертсона. В его романе "Тщетность" подробно описана гибель огромного пассажирского парохода. Место гибели - Атлантика, на пути из Англии в Америку. Время - весна 1912 года. Название парохода - "Титан". Ну не мистика ли?
Самые отчаянные исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Смит, капитан реального "Титаника", незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Якобы этим можно объяснить его оцепенение, неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.
Разберемся. Корабли "Олимпик" и "Карпатия" получили SOS с "Титаника" в 23 часа 17 минут. "Титаник" пошел на дно в 2 часа 20 минут ночи. "Карпатия" прибыла на место катастрофы в 4 часа 38 минут. То есть шла около шести часов. Все, казалось бы сходится: "Карпатия" находилась примерно в 200 километрах от "Титаника". Не сходится только вот что: "Титаник" столкнулся с айсбергом в 23 часа 40 минут и, таким образом не мог передать SOS 23 минутами раньше. Он начал взывать о помощи около полуночи и был услышан на корабле "Цинциннати", находившемся в 900 километрах.
Опять же мистика. Получается, что на "Олимпике" и "Карпатии" (как и на самом "Титанике") приняли фантом, а на "Цинциннати" - реальный SOS.

Виталий Клюбин

Виталий Клюбин

Апрельским вечером 1912 года священника Роуздейльской методической церкви в Канаде посетило видение: яростный шум волн, голоса, взывающие о помощи, и слова старой песни, которую он не слышал много лет. В конце вечерней службы священник рассказал прихожанам о своем видении и попросил вместе с ним исполнить старое песнопение, услышанное им во время видения: "Мы молимся Тебе, о наш Господь, за тех, кто погибает в бездне моря".
На следующее утро священник и прихожане узнали о страшной трагедии в Атлантике, происшедшей в тот самый момент, когда возникло странное видение. И, как потом выяснилось, это песнопение исполнялось во время молитвы на борту лайнера. Еще один пример. Молодой американке приснился жуткий сон: ее мать находится в лодке, забитой мечущимися и кричащими людьми, попавшими в кораблекрушение. Неподалеку плавают еще несколько лодок и сотни людей, барахтающихся в воде.
А вдали над океаном вздымается корма судна, погружающегося в пучину. Позже спасшаяся мать женщины подтвердила, что во время гибели "Титаника" она обращалась мыслями к своей дочери, которую не чаяла больше увидеть.
В самом Нью-Йорке, куда должен был прибыть "Титаник", молодая девушка Стелла Смит во сне увидела себя на борту тонущего судна, корма которого круто вздымалась вверх. Под ногами у нее уже плескалась вода, и она, судорожно цепляясь за ванты, пыталась карабкаться вверх, но сорвалась и полетела в черную бездну. Чуть позже она узнала, что среди погибших пассажиров был и ее жених.

Роман Пятницын

У меня вопрос про статью о сигналах сквозь время: Как именно звучал этот сигнал? Там именно фигурировало слово "Титаник"?

Роман Пятницын

И про статью о Тщетности: а кто нибудь читал оригинал рассказа 1898 года? Или только то, что вышло с 1912-го? Там достаточно разная информация.

Читайте также: