Аттестация заместителя директора школы на соответствие занимаемой должности

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос: Как следует проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям в малокомплектных образовательных организациях?
Ответ. Порядком аттестации не предусмотрены какие-либо особые условия аттестации педагогических работников малокомплектных образовательных организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым ими должностям определяется работодателем самостоятельно в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Имеет ли педагогический работник право по результатам аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности претендовать на повышение оплаты его труда?

Ответ. К основным задачам проведения аттестации (пункт 3 Порядка аттестации) не относится обеспечение дифференциации размеров оплаты труда для педагогических работников, прошедших аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
В то же время, в положениях об оплате труда организаций могут содержаться условия, учитывающие результаты такой аттестации при установлении выплат стимулирующего характера.

Вопрос: Обязан ли руководитель образовательной организации провести аттестацию на соответствие занимаемой должности, если педагогическому работнику решением аттестационной комиссии отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории?

Ответ. Руководитель организации в отношении педагогического работника, которому было отказано в установлении первой или высшей квалификационной категории, вправе провести аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 Порядка аттестации, к которым относится случай, когда отказано в установлении высшей квалификационной категории, но за педагогическим работником сохраняется действие первой квалификационной категории.
Необходимость и сроки представления педагогических работников для проведения их аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности определяются работодателем самостоятельно с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Какие действия могут быть предприняты работодателем в случае признания работника не соответствующим занимаемой должности?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с работником может быть расторгнут.
Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).
При этом увольнение работника, признанного по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности, является правом, а не обязанностью работодателя. ТК РФ предусматриваются случаи, когда увольнение по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части первой статьи 81 ТК РФ не допускается.
Так, не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 ТК РФ).
Не допускается увольнение по данному основанию работников (в том числе педагогических) из числа лиц, указанных в части 4 статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев), а также лиц, указанных в статье 264 ТК РФ.

Вопрос: Фиксируются ли в трудовой книжке педагогического работника результаты аттестации на соответствие занимаемой должности? Если нет, то где эти результаты должны быть отражены?
Ответ. Сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку не вносятся.
В соответствии с пунктом 20 Порядка аттестации на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее 2 рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение 3 рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Вопрос: Может ли педагогический работник лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации, если он письменно это не указал в заявлении?
Ответ. Согласно пункту 13 Порядка аттестации аттестация педагогического работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности проводится с его участием. Поскольку на педагогического работника не возложена обязанность уведомлять о своем присутствии на заседании аттестационной комиссии, то в случае неявки работника в день проведения аттестации работодателю следует выяснить причину отсутствия, и, если она будет признана уважительной, аттестация педагогического работника переносится на другую дату, как это предусмотрено пунктом 13 Порядка аттестации.
При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

Вопрос: Будет ли считаться нарушением установленного Порядка аттестации, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если педагогический работник не был ознакомлен с распорядительными актами организации об аттестации, а также с представлением работодателя или ознакомлен с ними в сроки, меньшие, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации? Если да, то каковы правовые последствия такого нарушения?
Ответ. Порядком аттестации установлена обязанность работодателя знакомить педагогических работников не позднее, чем за 30 дней до дня проведения аттестации под роспись с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, графиком проведения аттестации (пункт 9 Порядка аттестации), а также с представлением (пункт 12 Порядка аттестации).
Несоблюдение работодателем положений, предусмотренных указанными пунктами Порядка аттестации, может быть обжаловано работником в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в суде).

Вопрос: Является ли основанием для принятия решения аттестационной комиссией о несоответствии занимаемой должности отсутствие у педагогического работника образования, соответствующего профилю его педагогической деятельности?

Вопрос: Если педагогический работник будет включен в список лиц, подлежащих аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой им должности, имеет ли он право одновременно обратиться в аттестационную комиссию для установления ему квалификационной категории? Следует ли проводить аттестацию такого педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности?

Ответ. В соответствии с Порядком аттестации аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и аттестации в целях установления квалификационной категории проводится разными аттестационными комиссиями.
Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. Педагогические работники вправе обратиться в аттестационную комиссию для прохождения такой аттестации в любое время, в том числе в случаях, когда на них имеется представление работодателя на проведение аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Если в отношении педагогического работника, обратившегося в аттестационную комиссию для проведения его аттестации в целях установления квалификационной категории, не будет вынесено решение аттестационной комиссией об установлении квалификационной категории, на которую он претендует, ко дню проведения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, то она проводится с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Вопрос: Возможно ли проведение внеочередной аттестации педагогического работника в целях подтверждения соответствия им занимаемой должности в случаях наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей?
Ответ. Порядком аттестации не предусмотрено проведение внеочередной аттестации на соответствие занимаемой должности.
В случаях ненадлежащего исполнения педагогическим работником своих обязанностей работодатель руководствуется статьей 192 ТК РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).

Вопрос: Должна ли проводиться аттестационными комиссиями организаций аттестация педагогических работника в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, если она была проведена до 1 сентября 2013 года аттестационными комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, как это было установлено приказом № 209?

Ответ. По ранее действовавшему порядку аттестации аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводилась один раз в 5 лет.
Следовательно, в течение 5-летнего срока со дня принятия решения соответствующей аттестационной комиссией работодатель не должен проводить аттестацию таких педагогических работников, посколькувнеочередной характер проведения такой аттестации не предусмотрен Порядком аттестации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Вопрос: Может ли руководитель образовательной организации являться председателем аттестационной комиссии организации или входить в ее состав?

Ответ. Согласно пунктам 5–7 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации. Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в том числе в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации.

Вместе с тем, учитывая, что руководитель образовательной организации является представителем работодателя, принимает распорядительные акты о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации, знакомит с ними педагогических работников, подлежащих аттестации, вносит в аттестационную комиссию представление на педагогического работника, то ему входить в состав аттестационной комиссии, а также являться ее председателем нецелесообразно.

Вопрос: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.

Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

от 16 марта 2015 года N 240

(с изменениями на 27 октября 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53), пунктом 5.2.66 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; N 6, ст.582; N 27, ст.3776),

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

Исполняющий обязанности Министра
А.Б.Повалко

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 16 марта 2015 года N 240

Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации

(с изменениями на 27 октября 2017 года)

I. Общие положения

1.1. Настоящие Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, (далее - Порядок) определяют процедуру проведения аттестации кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и сроки её проведения (далее соответственно - аттестация, кандидаты, руководители образовательных организаций, Министерство).

1.2. Целями аттестации являются:

а) повышение эффективности подбора и расстановки руководителей образовательных организаций;

б) оценка знаний и квалификации кандидатов (кандидата) на должность руководителя образовательной организации;

в) оценка знаний и квалификации руководителей образовательных организаций и подтверждение их соответствия занимаемой должности;

г) стимулирование профессионального роста руководителей образовательных организаций.

1.3. Аттестации подлежат:

а) кандидаты (кандидат) на должность руководителя образовательной организации;

б) руководители образовательных организаций.

1.4. Аттестации не подлежат руководители образовательных организаций:

назначенные на должность Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

проработавшие в занимаемой должности менее одного года;

женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).

1.5. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора. Аттестация руководителя с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в течение года после назначения на должность.

1.6. Аттестация осуществляется на русском языке и состоит из следующих последовательных этапов: анализа представленных документов и материалов о кандидате на должность руководителя (руководителя) и собеседования.

1.7. Для проведения аттестации Министерство:

а) создает Аттестационную комиссию по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций (далее - Аттестационная комиссия);

б) формирует списки подлежащих аттестации кандидатов на должности руководителей образовательных организаций на основании поступивших в установленном порядке предложений, в том числе от постоянно действующего совещательного органа Министерства, рассматривающего вопросы по кадровому обеспечению образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства (далее - совещательный орган);

(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2017 года приказом Минобрнауки России от 27 октября 2017 года N 1052. - См. предыдущую редакцию)

в) составляет списки руководителей образовательных организаций, подлежащих аттестации;

г) определяет график проведения аттестации;

д) готовит необходимые документы для работы Аттестационной комиссии;

ж) запрашивает у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций, совещательного органа необходимые для обеспечения деятельности Аттестационной комиссии документы, материалы и информацию;

(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2017 года приказом Минобрнауки России от 27 октября 2017 года N 1052. - См. предыдущую редакцию)

з) осуществляет иные полномочия в целях обеспечения деятельности Аттестационной комиссии.

1.8. Аттестационная комиссия действует на общественных началах.

1.9. Основными принципами Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.

1.10. Методическое, аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Аттестационной комиссии осуществляет структурное подразделение Министерства, на которое возложены указанные функции.

II. Функции, полномочия, состав и порядок работы Аттестационной комиссии

2.1. Аттестационная комиссия:

проводит аттестацию кандидатов (кандидата) на должность руководителя образовательной организации;

проводит аттестацию руководителей образовательных организаций;

осуществляет анализ представленных материалов в отношении кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, в том числе проверяет их соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам, отсутствие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, проводит всестороннее и объективное изучение кандидатов для назначения на должности руководителя образовательной организации.

2.2. Аттестационная комиссия имеет право:

а) запрашивать у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций, совещательного органа необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию;

(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 декабря 2017 года приказом Минобрнауки России от 27 октября 2017 года N 1052. - См. предыдущую редакцию)

б) устанавливать сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации;

в) проводить необходимые консультации;

г) создавать рабочие группы с привлечением экспертов и специалистов, составы которых утверждаются Аттестационной комиссией;

2.3. Состав Аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства.

В состав Аттестационной комиссии входят представители Министерства, представители федеральных органов государственной власти, представители общественных организаций, представители профсоюзных организаций, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена организация, а также члены наблюдательных советов автономных организаций.

Полномочия данного члена комиссии распространяются на время рассмотрения кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, расположенной на территории данного субъекта Российской Федерации.

Полномочия данного члена комиссии распространяются на время рассмотрения кандидатуры на должность руководителя автономной образовательной организации.

Председателем Аттестационной комиссии является Министр образования и науки Российской Федерации и члены совещательного органа.

Председатель Аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии, председательствует на ее заседаниях, организует работу Аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии.

Заместителями председателя являются заместитель Министра образования и науки Российской Федерации и представитель общественной организации. В отсутствие председателя Аттестационной комиссии обязанности председателя исполняет один из его заместителей, на которого возложены такие обязанности председателем Аттестационной комиссии.

Заместитель председателя Аттестационной комиссии в случае отсутствия председателя Аттестационной комиссии исполняет функции председателя Комиссии в полном объеме.

Ответственным секретарем Аттестационной комиссии является представитель Министерства.

Ответственный секретарь Аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений Аттестационной комиссии, направляет от имени Аттестационной комиссии запросы и уведомления, обеспечивает направление решений Аттестационной комиссии в образовательные организации.

2.4. Аттестационная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы.

Основной формой деятельности Аттестационной комиссии являются заседания. О месте, дате и времени проведения заседания Аттестационной комиссии её члены уведомляются письмом или телефонограммой.

Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от общего числа ее членов.

Решения Аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Аттестационной комиссии. По предложению членов Аттестационной комиссии решение может быть принято путем тайного голосования.

Решения Аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Аттестационной комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Аттестационной комиссии, и ответственным секретарем Аттестационной комиссии.

Член Аттестационной комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.


Аттестация работников на соответствие занимаемой должности - 2021 может проводиться как в государственных, так и в частных организациях. При этом для 1-й категории предприятий она чаще всего обязательна, а в субъектах негосударственной сферы, как правило, инициируется работодателем в связи с преследуемой им целью. Подробнее — в нашей статье.

Аттестация работников по ТК РФ обязательна

В соответствии с ТК РФ проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности обязательно для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ). При этом научные сотрудники должны проходить аттестацию не реже чем раз в 5 лет и не чаще раза в 2 года. Периодичность аттестационных проверок для педагогов — раз в 5 лет.

Кроме этих случаев, прописанных в ТК РФ, аттестация предусмотрена в некоторых отраслевых нормативно-правовых актах для урегулирования порядка ведения деятельности (чаще всего небезопасной).

Так, обязаны проходить аттестацию:

Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры России от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. В п. 2.1 этого документа указывается, что периодичность проведения аттестации определяется учреждением самостоятельно (с учетом временных отрезков, за которые происходит устаревание знаний и навыков, необходимых для осуществления деятельности) и что в среднем аттестация проводится один раз в 3–5 лет.

Зачастую работодатели используют аттестацию для проверки соответствия квалификации сотрудников с целью их последующего увольнения. Так, в п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ указывается на возможность увольнения сотрудников работодателем в связи с их плохими аттестационными результатами.

В то же время аттестация — это возможность премирования сотрудника за достигнутые успехи на рабочем месте либо его повышения по карьерной лестнице. Кроме того, по результатам проверки квалификации может быть принято решение о направлении сотрудника на обучение.

Подробнее об аттестации медработников вы узнаете из нашей статьи.

В то же время есть категории сотрудников, уволить которых по инициативе работодателя даже при плохих результатах аттестации нельзя. Это:

  • беременные;
  • одинокие матери;
  • матери с малолетними детьми до 3 лет и пр.

Их права защищены ст. 261 ТК РФ. Чтобы как-то урегулировать ситуацию, работодатель должен подыскать социально защищаемому сотруднику, не прошедшему аттестацию, другую работу с более низкими квалификационными требованиями.

Иногда работодатель все же бывает склонен расторгнуть трудовой договор с несоответствующим сотрудником. Но сделать это можно только по соглашению сторон или желанию самого сотрудника. Например, расторжение трудового договора возможно, если сменить вид деятельности работника по медпоказаниям нельзя из-за отсутствия у работодателя подходящей работы (о таких условиях расторжения договора упоминается в ч. 3 ст. 261 ТК РФ).

Порядок проведения аттестации работников

Из ст. 81 ТК РФ следует, что порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации. Поскольку на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждое предприятие прописывает свои правила в соответствующем положении.

При разработке положения о порядке проведения аттестации предприятиям следует ознакомиться с нормами, прописанными, к примеру, в постановлении ГКНТ СССР, Госстроя и Госкомтруда от 17.02.1986 № 38/20/50, которое до сих пор действует.

Нормы данного постановления разрешено применять в той части, которая не противоречит ТК РФ. На практике они могут приниматься во внимание судами при рассмотрении споров о восстановлении уволенных по результатам аттестационной проверки работников.

Вкратце порядок проведения аттестации можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению аттестации, которая включает:
    • утверждение состава аттестационной комиссии;
    • установление категорий аттестуемых сотрудников;
    • утверждение графика проведения аттестационных проверок;
    • подготовку документов на аттестуемых сотрудников;
    • доведение до сведения сотрудников информации о сроке и месте проведения аттестации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На этой стадии издается соответствующий приказ, в котором приводится вышеуказанная информация. Сведения, содержащиеся в этом приказе и всех возможных приложениях к нему (например, о графике проверок), доводятся до аттестуемых сотрудников под роспись.

  1. Проведение аттестации.
  2. Протоколирование результатов и принятие руководителем решения по итогам аттестации в отношении каждого сотрудника.

Подробный пошаговый алгоритм действий при проведении аттестации разъяснен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Ознакомиться с правилами можно, получив бесплатный доступ к системе.

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году

Этими нормами установлена необходимость применения профессиональных стандартов при определении требований к квалификации сотрудников. Это в первую очередь касается медработников, аудиторов, работников контрактной службы, т. е. тех, к чьей деятельности предъявляются определенные квалификационные требования.

Подробнее об этом — в нашей статье.

О профстандартах и квалификации подробно говорится в ст. 195.1 ТК РФ. Именно определение уровня квалификации сотрудника и есть основная цель аттестации. И для установления этого уровня с июля 2016 года следует пользоваться только профстандартами.

Итоги

Аттестация — это проверка профессиональной квалификации, уровня подготовки сотрудника. По итогам аттестации делается вывод о том, соответствует ли его профессиональный уровень занимаемой им должности (выполняемой работе).

Аттестация некоторых категорий сотрудников проводится регулярно — обычно не реже раза в 5 лет. На ряде частных предприятий, для которых обязанность по проведению аттестации законодательно не установлена, эта процедура применяется с целью проверки уровня квалификации сотрудников, чтобы иметь возможность уволить тех, чьи результаты окажутся неудовлетворительными.

В ТК РФ порядок проведения аттестации четко не прописан, поэтому каждое предприятие разрабатывает собственный. Для этого следует утвердить такой локальный нормативный акт, как положение о проведении аттестации. По итогам аттестации руководитель принимает решение об увольнении или поощрении аттестуемых сотрудников.

  • Трудовой кодекс РФ
  • Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ
  • Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Автор: Липина Ольга Владимировна

Населенный пункт: г. Бийск

Сегодня вашему вниманию я представлю выступление из опыта работы, расскажу о том, как в нашей образовательной организации организуется процедура проведения аттестации заместителей директора на соответствие занимаемой должности

а) отзыв о профессиональной деятельности заместителя директора муниципального бюджетного образовательного учреждения при очередной аттестации и при назначении на должность,

б) аналитическая справка о деятельности ОО за межаттестационный период работы ее заместителя директора,

в) аттестационный лист,

г) информация по материалам актов и проверок ОУ надзорными органами за последние два года работы заместителя директора,

д) форма выписки из протокола заседания АК;

а) приложение 1 и 2 – это оценочные листы профессиональной компетентности и результативности деятельности заместителей директора по УР, УВР, ВР, АХР;

б) приложение 3 – это перечень документов, предоставляемых заместителем директора по АХР в муниципальную экспертную группу при прохождении собеседования;

Следующие документы в папке с нормативными документами по аттестации заместителей директора ОО на СЗД - это

Вторая папка по аттестации заместителей директора на соответствие занимаемой должности – это папка с текущими документами на календарный год (при наличии в ОО аттестуемых).

И если есть в ОО заместители директора, проходящие аттестацию на СЗД, то на каждого оформляется аттестационное дело.

Сегодня на семинаре предлагаю пошагово рассмотреть алгоритм процедуры аттестации заместителей директора на соответствие занимаемой должности.

- Будем работать в ногу со временем в системно-деятельностном подходе.

- Тема на экране. С чего начнём?

- Что мы должны сделать дальше? (определить для себя и сформулировать цели)

- С какой целью мы проводим семинар?

- научиться правильно оформлять аттестационные документы;

- определить содержимое аттестационного дела и папки текущих документов на календарный год.)

- Для достижения поставленных целей кого? что? вы возьмете в помощники. Расставьте приоритеты (коллег, нормативные документы, разработанные в ваших ОУ, О.В., В.Г.).

- Мы можем работать дальше? (нет)

- Почему? (надо спланировать свою деятельность)

- Как будет организована дальнейшая работа?

1. Работа в группах по теме.

2. Защита проектов.

3. Подведение итогов.

- Но перед началом предлагаю вам вспомнить правила работы в группе.

- По окончании работы лидер группы представляет свой продукт.

- На работу в группах у вас будет 10 минут.

- Задание:

- Раздать задания группам.

Группа 1

Аргументируйте обозначенные в приказе даты (дата приказа, сроки проведения аттестации, сроки проведения квалификационных испытаний и др).

Группа 2

Аргументируйте указанные в отзыве сведения о профессиональной деятельности заместителя директора.

Группа 3

Аргументируйте выставленный средний балл по каждой компетентности.

2) Какие критерии в листе оценки профессиональной компетентности и результативности деятельности вы не стали бы оценивать, если на аттестацию подана заявка от заместителя директора по УР, ВР? Аргументируйте, как в таком случае будет происходить подсчет среднего балла.

Группа 4

Аргументируйте выставленный средний балл по каждому направлению.

Группа 5

Группа 6

Группа 7

Группа 8

Аргументируйте обозначенные в приказе даты.

- Начинаем работать. Всем желаю творческих успехов!


(через 10 минут)

- Переходим к следующему этапу работы. Начинаем представление своих проектов.

(не более 5 минут каждой группе)

презентацию свернуть, работает документ-камера

- Теперь, когда выполнено задание, что мы должны сделать дальше? (подвести итоги)

- Итак, подведем итоги, какие документы должны лежать в аттестационном деле заместителя директора, аттестующегося на СЗД, а какие в папке с текущими документами на календарный год? У Вас было время обсудить этот вопрос в группах, а сейчас предлагаю проверить себя.

Аттестационное дело

2. Выписка из приказа ОО о проведении аттестации.

3. Экспертное заключение по оценке уровня профессиональной компетентности заместителя директора.

4. Копии удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации.

6. Информация по материалам актов и проверок ОУ надзорными органами за последние два года работы заместителя директора.

7. Аналитическая справка о деятельности ОО за межаттестационный период работы ее заместителя директора.

8. Копия аттестационного листа, подтверждающего результаты предыдущей аттестации.

9. Новый аттестационный лист.

Папка с текущими документами на год

2. Согласие на обработку персональных данных.

4. Приказы о проведении аттестации (Управление образования, ОО).

5. Приказы об утверждении итогов проведения аттестации (Управление образования, ОО).

6. Приложение к приказу ОО об утверждении итогов проведения аттестации с информацией о размере повышающего коэффициента к должностному окладу.

- Предлагаю вам оценить свою работу в группе, роль каждого участника. (высказались)

- Соблюдая все этапы системно-деятельностного подхода, что мы должны сделать ещё? (д/з)

- Как вы думаете, какое домашнее задание будет у вас сегодня?

- Домашнее задание: просмотреть ещё раз свои нормативно-правовые документы по аттестации заместителей директора на СЗД, привести их в порядок, осуществлять процедуру аттестации заместителей директора своей ОО в соответствии с разработанными нормативными документами в ОО о порядке аттестации заместителей директора.

Читайте также: