Атомы молекулы химические элементы 8 класс краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Атом. Молекула. Химический элемент.

Тип урока: Освоение новых знаний

Цели урока: Используя знания учеников о строении вещества, подойти к рассмотрению атома как сложной частице; рассмотреть строение атома; ввести новые понятия: электрон, протон, нейтрон; сформировать знания о молекулах, атомно-молекулярном учении в химии и его значении; изучить образование ионов.

Развивающие : продолжать развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, осознанно и обоснованно вести диалог

Воспитательные : освоить регулятивные и коммуникативные УУД (воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся).

Планируемые результаты обучения :

Личностные: сформировать учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Предметные : сформировать знания о составе атома и атомного ядра, ионов и молекул.

Метапредметные : формулировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию , уметь использовать знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, уметь самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Основные понятия, изучаемые на уроке : атом, ядро атома, протон, электрон, нейтрон, молекулы, ионы, химический элемент

Оборудование : Схема строения атома; компьютер с мультимедийным проектором, экран

Уронить железный таз можно 10 тысяч раз

А фарфоровую вазу, уронить нельзя ни разу.

Ведь на 10 тысяч раз

Нужно 10 тысяч ваз.

Эти слова я сегодня подобрала не случайно для начала урока. Ведь мы точно знаем, как можно использовать тот или иной предмет, если знаем, из какого вещества он состоит.

Свойства предмета (тела) зависят от свойств составляющих его веществ. Напрмер, зная о горючести нефти, люди используют его в качестве топлива, знания об электрпроводности металлов, позволяют их применять для передачи эелектрического тока и т. д.

А от чего же зависят свойства самого вещества?

Конечно от того, из чего состоит это вещество, т. е. зависят от состава веществ.

Какие из перечисленных явлений являются химическими (химическими реакциями)?

А) замерзание воды

Б) горение фосфора

В) расплавленная сера соединяется с водородом в ядовитый газ – сероводород

Г) плавление металлов

Д) горение свечи

Е) сжижение воздуха

Ж) горение природного газа

Какие из перечисленных явлений относятся к физическим?

Б) разложение воды электрическим током

В) углекислый газ и вода в процессе фотосинтеза образуют крахмал

Г) плавление металла

Е) разложение пероксида водорода на воду и кислород

Ж) испарение воды

В 7-м классе на уроках физики вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое? (Учащиеся дают определение, которое помнят с уроков физики)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему и цель сегодняшнего урока. Учащиеся формулируют тему и цель урока. Выход на тему урока: в ходе сегодняшнего урока, мы изучим, что такое атомы и молекулы

Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике.

Осознать значение числа радиуса атомного ядра очень сложно. Например, радиус атома углерода равен 1,5–10 м. Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию).

Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии?

Учащиеся дают свои ответы.

Полученная линия содержит 100 мл атомов углерода в длину и около 1 мл в ширину.

Рассмотрим пример с сахаром: Какими свойствами обладает сахар?

(Учащиеся отвечают: растворяется в воде, сладкий, белый).

Представим, что крупинки сахара это молекулы.

Раздробим молекулы до атомов,

(учитель растирает сахар в ступке, ученик по желанию ему помогает).

Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся отвечают, что свойства при измельчение не изменяются).

Какое определение вы дадите молекуле и атому? С химической точки зрения.

Дети дают определения, потом записывают их в тетрадь: молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию;

молекулы построены из атомов;

атом – это мельчайшая неделимая частица вещества, являющаяся носителем его свойств.

Обратите внимание на слайд, На слайде мы видим, что молекула воды состоит из атомов двух видов. Это атомы водорода и кислорода.

Рассмотрев изображение модели молекулы воды, какой мы можем сделать вывод?

что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Это можно доказать и на опыте: при пропускании постоянного электрического тока через воду

в одной из трубок прибора для электролиза воды собирается газ и тлеющая лучинка вспыхивает, это кислород (прибор на рисунке 14 стр. 25) В другой трубке собирается в двое больше газа, который загорается от тлеющей лучинки

Процесс разложения воды сложный, но в простейшем виде его можно представить так: мельчайшие частицы воды, молекулы воды образованы 2 атомами водорода и 1 атомом кислорода. При пропускании постоянного электрического тока молекулы воды распадаются, при этом образуются химически неделимые частицы: атомы водрода и кислорода. Из каждой 2 молекул воды образуются две двухатомные молекулы водрода и двухатомная молекула кислорода. Итак, существуют молекулы- мельчайшие частицы вещества, сохраняющие его состав и свойства. И атомы- мельчайшие неделимые частицы, которые соединяясь образуют огромное разнообразие веществ с различными свойствами.

Долгое время считалось, что атомы являются самыми маленькими частицами в мире, но ученые –физики доказали, что крошечное атомное ядро, в которм сосредоточена вся масса атома, состоит из эелементарных частиц двух видов – протонов и нейтронов, а в центре атома находится положительно заряженное ядро. Электроны – это отрицательно заряженные частицы, протоны – поожительно, заряженные частицы.

Например, стр. 27 по учебнику.

Атомы взаимодействуя друг с другом могут терять или присоединять один или более электронов. В результате электрически нейтральные частицы превращаются в заряженную частицу – ион.

Слайды 2, 3 (приложение 1, портреты Роберт Бойль, Джон Дальтон).

В конце 17 столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определение, которое дал Дальтон, химики используют и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида. (Дети записывают определение).

В природе найдено 89 химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время известно 118 химических элементов. В различных комбинациях атомы химических элементов образуют все известные вещества. Получено и описано уже более 10 млн. различных веществ.

Допишите предложения, вставленные слова подчеркните как члены предложения .

А. Атом – это ……………………….. частица вещества.

В. Электроны располагаются ………….. .

Г. Протоны и нейтроны находятся ………… .

Д. Электроны имеют ……………………… заряд.

А. Молекула – это …………………… частица вещества.

В. Возле ядра располагаются ………………… .

Г. Протоны имеют ………………………… заряд.

1. Молекула не обладает составом и свойствами тех веществ, в состав которых входит.

2. Молекула химически делима.

3. Атом химически неделим.

4. Атом обязательно входит в состав молекулы.

5. Молекула состоит из атомов разного вида.

6. Молекула состоит из атомов одного вида.

7. Атом – мельчайшая частица вещества.

Рефлексия. Что вы сегодня узнали нового? Что Вас больше всего удивило? В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину

Цель урока: формирование понятия молекула, атомом, химический элемент.

Задачи урока:

  • дать понятие: молекула, атом, химический элемент;
  • познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов;
  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом через работу на компьютере;
  • развитие пространственного воображения через использование новых информационных технологий;
  • совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность;
  • развивать познавательные способности и интерес у учащихся на уроке химии за счет цифровых образовательных ресурсов.

ОУУН:

  • готовить доклады, составлять презентации;
  • определять точку зрения;
  • классифицировать по нескольким признакам;
  • выступать перед аудиторией;
  • придерживаться определенного стиля выступления.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • Internet.

Тип урока: комбинированный.

Методы: проблемное изложение материала.

Формы: групповая, парная, индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

  • знать определение: молекула, атом, химический элемент;
  • знать знаки химических элементов, историю происхождения названий элементов;
  • правильно называть химические элементы;
  • классифицировать по нескольким признакам;
  • готовить домашнее задание с использованием компьютера;
  • выступать перед аудиторией.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: межпредметные связи (химия + природоведение).
  3. Изучение нового материала.
  4. Систем. Закрепление.
  5. Итог.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

В 5-м классе на уроках природоведения вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое? (Учащиеся дают определение, которое помнят с уроков природоведения).

Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике.

Осознать значение числа радиуса атомного ядра очень сложно. Например, радиус атома углерода равен 1,5 –10 м. Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию).

Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии?

Учащиеся дают свои ответы.

Полученная линия содержит 100 мл атомов углерода в длину и около 1 мл в ширину.

Какое определение вы дадите молекуле и атому? С химической точки зрения.

Дети дают определения, потом записывают их в тетрадь: молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию; молекулы построены из атомов; атом – это мельчайшая неделимая частица вещества, являющаяся носителем его свойств.

3. Изучение новой темы.

На следующем слайде мы видим, что молекула воды состоит из атомов двух видов. Это атомы водорода и кислорода.

Рассмотрев изображение модели молекулы воды, какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся отвечают, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Слайды 2, 3 (приложение 1, портреты Роберт Бойль, Джон Дальтон).

В конце 17 столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определение, которое дал Дальтон, химики используют и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида. (Дети записывают определение).

В природе найдено 89 различных химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время изучено более 110 химических элементов. Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак или символ, название. А сейчас мы прослушаем домашнее задание.

Задание: "Придумайте такие обозначения для химических элементов, чтобы их легко было воспроизвести. Какими ассоциациями Вы пользовались?" Когда большая часть учащихся выполнит это задание в тетради, следует попросить двух – трех учеников записать изобретенные ими символы на доске рядом с алхимическими. (Сравнение записанных на доске символов приводит к идее унификации способов обозначения химических элементов. Эту задачу успешно решил шведский естествоиспытатель Й. Я. Берцелиус).

Учащиеся задают вопросы.

В 1813 году Берцелиус предложил для обозначения химических элементов использовать буквы латинского алфавита. Система Берцелиуса очень проста. Химический элемент обозначают первой буквой латинского названия элемента. В некоторых случаях к первой букве добавляют еще букву с середины названия. Разработанными им знаками мы пользуемся до сих пор. Знаки химических элементов читаются по определенным правилам. Некоторые знаки читаются как буквы латинского алфавита. Исключение Н, который читают как букву Франц. алфавита.

Предложение Берцелиуса было принято всеми учеными, так как такие символы оказались очень удобным: их легко написать в тетради и напечатать в книге, они понятны каждому образованному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Знаки 10 элементов читают как латинское название этих элементов. Знаки остальных элементов читаются как русские названия.

Слайд 4 (приложение 1).

Для обозначения химических элементов используют одинаковые знаки во всех странах мира. Знаки химических элементов вы можете найти во всех блицах периодической системы разных стран.

Слайды 5, 6, 7 (приложение 1).

Вопрос: Ученые древних времен считали, что как слова состоят из букв, так и вещества состоят из элементов. Даже великий французский химик Лавуазье принимал термины элемент и простое вещество как равнозначные. Только Менделеев начал различать эти понятия. Что же такое химический элемент и простое вещество? (химический элемент – это один атом или их совокупность. Простое вещество – форма существования конкретного химического элемента. (Углерод – элемент, уголь, алмаз – простые тела).

Урок изучения нового материала к учебнику Н.е. Кузнецовой.

ВложениеРазмер
конспект к уроку 15.3 КБ
презентация к уроку 431.5 КБ
анимация "Молекулы" 207 КБ
анимация Химичечкие формулы 200 КБ

Предварительный просмотр:

Дата ___________ Класс 8

Урок № 6. Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе. Простые и сложные вещества.

Образовательные цели урока:

Развивающие цели урока:

  • обобщение и расширение знаний учащихся о науках химии, географии, биологии,
  • закрепление умений применять эти знания в ходе познания химических объектов.

Воспитательная цель урока:

Тип урока: изучение нового материала, закрепления ранее изученного материала.

Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем.

Замерзание воды; горение ацетона; испарение ацетона; образование зеленого налета на медных предметах; измельчение кристаллика сахара; прохождение тока по проводам; получение стали из руды; брожение смесей, содержащих сахар; свечение нити в лампе накаливания; гниение пищевых продуктов; образование тумана; изменение формы изделия из пластилина, если его мять в руках; горение природного газа; кипение воды; ржавление железа; диффузия.

Ключ: Ф, Х, Ф, Х, Ф, Ф, Х, Х, Ф, Х, Ф, Ф, Х, Ф, Х, Ф.

  1. Изучение нового материала.
  1. Химический элемент – определенный вид атомов.
  2. Простые и сложные вещества, вещества немолекулярного строения – презентация.

Простое вещество – состоит из атомов одного химического элемента.

Сложное вещество – состоит из атомов разных химических элементов.

Неорганические вещества – вода, углекислый газ, поваренная соль…

Органические вещества – сахар, крахмал, спирт, ацетон…

3. Знаки химических элементов.

выучить знаки элементов, сделать карточки элементов

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе.

атом водорода атом кислорода Атом – наименьшая ( неделимая химическим путем ) часть элемента, сохраняющая все свойства. Составная часть вещества, содержащая одинаковые атомы, называется химическим элементом .

Простое вещество – состоит из атомов одного химического элемента. Сложное вещество – состоит из атомов разных химических элементов

Знаки химических элементов Хим. знак Русское название Произноше-ние знака Латинское название N азот эн Nitrogenium Al алюминий алюминий Aluminium Ag серебро аргентум Argentum

Знаки химических элементов А u золото аурум Aurum H водород аш Hydrogenium C углерод цэ Carbonium S сера эс Sulfur O кислород о Oxigenium

Знаки химических элементов B бор бор Borum Ba барий барий Barium Be бериллий бериллий Berillium Br бром бром Bromum Cl хлор хлор Chlorum

Знаки химических элементов K калий калий Kalium Ca кальций кальций Calcium Mg магний магний Magnium Mn марганец марганец Manganium Cr хром хром Chromum

Знаки химических элементов Na натрий натрий Natrium Li литий литий Litium Cu медь купрум Cuprum Zn цинк цинк Zincum Hg ртуть гидраргирум Hydrargirum

Знаки химических элементов F фтор фтор Fluor I йод йод Iodum P фосфор пэ Phosphorus Si кремний силициум Silicium Fe железо феррум Ferrum

Знаки химических элементов Sn олово станнум Stannum Pb свинец плюмбум Plumbum Co кобальт кобальт Cobaltum Ni никель никель Nik е lum He гелий гелий Helium

Оно было нужно учёным для объяснения физических явлений.

Основные положения этой теории говорят нам о том, что:

  • все тела состоят из молекул
  • молекулы находятся в непрерывном хаотичном движении
  • молекулы взаимодействуют между собой через упругие столкновения

молекулы находятся в непрерывном хаотичном движении

Однако эти постулаты не могли объяснить, каким образом при упругом столкновении образуются новые вещества.

Решил эту проблему великий русский учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Михаил Васильевич Ломоносов (1711- 1765)– русский учёный-энциклопедист (естествоиспытатель, химик, физик, математик, астроном, металлург).

Михаил Васильевич Ломоносов

Основные его достижения в химии: создал первую лабораторию при академии наук, сформулировал закон сохранения массы веществ, разработал рецепты приготовления цветных стёкол.

Основал Московский Университет, который сейчас носит его имя.

Однако, как и все теории, атомно-молекулярное учение было принято не сразу. В основном из-за того, что работать с такими объектами очень тяжело, ведь атомы и молекулы невозможно увидеть и убедиться в их существовании, а попытки измерения атомных масс часто были неверны.

Через полвека после Ломоносова известный английский ученый Джон Дальтон пошёл ещё дальше. Он утверждал, что атомы представляют собой мельчайшие частицы вещества, которые невозможно разделить на составные части или превратить друг в друга. По Дальтону, все атомы одного элемента имеют совершенно одинаковый вес и отличаются от атомов других элементов.

Тезисы Ломоносова и Дальтона в сочетании дали прочный фундамент для дальнейшего развития учения об атомах и молекулах.

Но лишь спустя около 50 лет после Дальтона все эти постулаты были официально признаны учёными того времени.

Основное содержание атомно-молекулярного учения можно представить следующими положениями.

1. Молекула – наименьшая часть вещества, сохраняющая его состав и химические свойства.

2. Молекулы состоят из атомов. Атомы одного элемента сходны друг с другом, но отличаются от атомов других химических элементов.

3. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотичном движении.

4. Молекулы разрушаются при химических явлениях и сохраняются при физических.

5. Атомы в химических реакциях не разрушаются. Новые вещества образуются в процессе химических реакций из тех атомов, из которых состояли исходные вещества.

Распространение атомно-молекулярного учения способствовало утверждению определений важнейших химических понятий, формированию и развитию единого химического языка, объяснению открытых законов и развитию теоретических исследований. Это позволяет говорить об огромной роли атомно-молекулярного учения в развитии химии.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Масса атома. Атомная единица массы

Современная химия располагает данными о массах атомов химических элементов. Эти массы могут быть выражены в любых единицах массы: граммах, килограммах и т. п. Однако вследствие очень малой величины атомов значения их массы, выраженные в этих единицах, очень неудобны для использования. Например, вот массы атомов нескольких химических элементов:

Химический элемент

Масса атома, кг

Мы специально указали числа с одинаковым показателем степени, чтобы вы могли сравнить, насколько сильно отличаются массы атомов разных химических элементов.

Очевидно, что использовать эти значения неудобно.

Поэтому химики решили значения масс всех атомов сократить таким образом, чтобы полученные значения было легко использовать.

Осталось только определиться, что взять за основу.

В итоге за основу была принята масса атома углерода.

Именно углерод взяли по нескольким причинам. Главная из них в том, что углерод составляет основу всех органических соединений.

Если посмотреть на таблицу выше, то можно увидеть, что масса атома углерода в 12 раз больше массы атома водорода – самого легкого химического элемента.

Если дополнить нашу таблицу значениями атомных единиц массы для тех же элементов, то сразу станет видно, что такие значения использовать намного удобнее:

Читайте также: