Асгард и асы краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Асгард - это Мир (земля, территория) богов асов. Богов Творцов, богов Созидателей и богов Воинов.

Соединив все эти три Мира в единую ось, мы можем себе представить Асгард как Будущее, Мидгард, как Настоящее и Мир Хель как Прошлое.

В своих книгах я называю Асгард Небесной Обителью богов асов, что тоже соответствует сути этого Мира.

Считается, что Асгард находился на высокогорной вершине огромного горного плато и соединялся со Срединным Миром (Миром людей)

Радужным мостом. На это указывает ряд упоминаний в эддических текстах, о том, что Обитель богов окружена горными пропастями.

Кто читал мои книги, тот помнит, что тело заклятого врага богов асов, колдуна Тьяцци, которого убили в Асгарде, скинули именно в бездонную горную пропасть.

В Асгарде множество различных чертогов (дворцов) Солнечных богов, со сложно-произносимыми названиями, но один из них, нам, людям, более близок и известен – это Вальхалла. Чертог, куда попадали доблестные и отважные воины срединного Мира, павшие с оружием в руках на полях битв и сражений.

Некоторые исследователи высказывают мнение, что боги асы, это представители иной, более высокоразвитой цивилизации, которые владели технологиями, недоступными обитателям Мидгард-Земли.

В одной из своих книг я рассказываю о том, что во время войны между богами асами и богами ванами были разрушены городские стены Асгарда.

После окончания войны боги асы чувствовали себя уязвимыми без городских стен. И тогда ими был заключен договор с великим строителем стен великаном Хримтурсом, который вновь воздвиг крепостные стены вокруг Небесной Обители.

Считается, что в Асгарде было двенадцать верховных богов, во главе с великим и многомудрым Одином, каждый из которых имел свой чертог (дворец).

Круглый стол короля Артура, и его двенадцать рыцарей, нечто иное, как заимствование из древних эддических текстов.

И если вернуться к мнению, что боги асы, это представители иной цивилизации, то каждый чертог можно рассматривать как отдельную локацию, того или иного бога аса, по сути этакую вотчину.

Кто же жил в обители богов помимо самих богов асов?

Из мифов и саг, мы точно знаем, что в Асгарде проживали боги ванны Ньёрд Богатый, со своими детьми, богиней Фрейей и богом Фрейром. Так же в Асгарде проживали дети бога Одина, рождённые от различных матерей (великанш или людей).

Бог Локи, приёмный сын Одина, был из Рода великанов йотунов, супруга бога Браги, Идун, была из Рода тёмных альвов Ивальди, и так далее.
Это, так сказать, высший эшелон власти.

Какие представители различных Миров рангом пониже обитали в Асгарде – доподлинно неизвестно. Известно только, что простым смертным (т.е. людям), великанам йотунам и огненным великанам вход в Асгард был воспрещён.

Но в эддических текстах упоминаются различные супружеские союзы, в результате которых, некоторые представители вышеперечисленных Миров могли находиться и проживать в Асгарде.

Например, супружеский союз между богом Ньёрдам и великаншей Скади.

Хочу так же отметить, что судьбы Асгарда и Мидгарда неразрывно связаны между собой.

Мидгард – это самый короткий путь между различными Мирами, пересечение все дорог.

С одной стороны мы нуждаемся в помощи и водительстве богов, с другой стороны, богам необходимы наша энергия, наше почитание и наша вера им.

Обращаясь к богам, мы вольно или невольно подпитываем их своей энергией. Отсюда и идёт борьба за души людей, их различные искушения и сомнительные контракты с различными сущностями.
Напомню ещё раз, кем бы ни были боги асы – это высокодуховные и высокочастотные существа, представители иерархии Высших Светлых Сил.

Как мы помним из Скандинавского эпоса, Асгард пал, испепелённый огненным великаном Суртом. Падёт и Миргард, и само древо Иггдрасиль. Погибнут почти все Миры, лишь немногие уцелеют после Великой Битвы (Рагнарёка).

Таковы слова Великой Прорицательницы.

Если соотносить слова Вёльвы со Славянской Традицией, то навеиваются мысли и ассоциации с ночью и Утром Сварога.
Да, былая мощь и слава Солнечных богов ещё вернётся, и огромнейший интерес во всём Мире к Северным богам, Скандинавской мифологии и рунам, тому подтверждение.

А существовал ли Асгард в реальности.

Снорри Стурлусон пишет, что к западу от Асгарда расположены земли саксов и государство Гардариков (Древняя Русь). Это описание достаточно смутное и неточное, хотя в нём упоминается множество важных и реально существовавших топонимов.

В этой связи наиболее известен такой город Тартарии, как Асгард Ирийсий.

Но, это лишь моё личное мнение, которое я высказываю как исследователь данного вопроса.

Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может ее увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест — люди называют его радугой — соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, — это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться.

Посреди Асгарда подымается вершина исполинского ясеня Игдразиля. Ветви Игдразиля раскинулись над всем миром, а корни лежат в трех странах — Нифльхейме, Йотунхельме и Митгарде. Из-под этих корней бьют чудесные источники. Первый, Гергельмир, находился в Нифльхейме — о нем вы уже слышали, второй течет в Йотунхейме. Это источник мудрости. Грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, стережет его воды и никому не дает из него напиться. Вот почему источник мудрости называют также источником Мимира.

Третий источник, Урд, бьет в Митгарде. Он так прозрачен и чист, что каждый, кто искупается в нем, становится белым как снег. По вечерам над Урдом густым туманом подымается медовая роса. Она окропляет все цветы на земле, а потом ее собирают пчелы и делают мед.

У источника Урд поселились вещие норны. Здесь стоит их роскошный дворец, в котором они определяют судьбы людей с первого дня их жизни до самой смерти.

Вершина ясеня Игдразиля называется Лерад. На ней сидит исполинский орел, а по ее ветвям прыгает взад и вперед проказница белка Ротатеск.

Около Лерада, на высочайшем месте Асгарда, стоит трон владыки мира и старейшего из богов — Одина. С этого трона он видит все, что делается и в Асгарде, и в Митгарде, и даже в далеком Йотунхейме.

Один — отец Асов и мудрейший из них. Когда-то, еще в молодости, он пришел к великану Мимиру и попросил у него разрешения напиться воды из его источника.

— Ничего не дается даром, а особенно ум, — отвечал великан. — Скажи, что я получу от тебя взамен?

— Все, что хочешь, — сказал Один. — Мне ничего не жаль, потому что мудрость дороже всего.

— Тогда отдай мне свой правый глаз, — потребовал Мимир.

Один призадумался, но потом ответил:

— Хорошо, Мимир, я согласен. Умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя.

С тех пор у одина остался один левый глаз, но зато он испил воды из источника мудрости и для него нет больше тайн ни в настоящем, ни в будущем.

На плечах у владыки мира сидят два ворона: Гугин и Мумин, а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мумин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают ее и рассказывают хозяину обо всем, что они видели и слышали.

На голове Одина — крылатый золотой шлем, а в правой руке он держит копье Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Один любит ходить пешком. Под видом бедного странника, в старой широкополой шляпе и в таком же старом синем плаще, он бродит по всему свету, и плохо бывает тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

Дворец Одина, Валгалла, самый большей и красивый в Асгарде. В нем пятьсот сорок просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие в битве с врагом. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и варят и который на следующее утро вновь оживает точно таким же, как и был, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня Игдразиля, обгладывая его ветви и листья, и дает столько молока, что его хватает на всех жителей Асгарда.

Только старейший из Асов, Один, не нуждался в пище: он никогда не ест, а живет лишь тем, что пьет мед или брагу.

Кроме Одина, в Асгарде живут еще двенадцать богов-Асов.

Первым из них по праву считается старший сын Один, бог грома Тор, могучий рыжебородый богатырь. Он те так мудр, как его отец, но зато во всем мире нет нет никого равного ему по силе, как нет на земле человека, который бы смог перечислить все его подвиги. Тор — сын богини земли Йорд. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов Гримтурсенов. Недаром люди говорят, что, если бы не было Тора, великаны уничтожили бы весь мир.

Бог грома велик и тяжел, и его не может выдержать ни одна лошадь, а поэтому он ходит пешком, или ездит по небу в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостом и Тангризниром. Они быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина мчат своего хозяина через моря, леса и горы.

У Тора, есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча, или лука он носит тяжелый железный молот Мйольнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы.

Тор редко бывает в Асгарде: он дни и ночи сражается на востоке с великанами. Но, когда Асам угрожает опасность, им стоит только вслух произнести его имя, и бог грома сейчас же является на помощь.

Младшего брата Тора, сына Одина и богини Фригг, зовут Бальдр. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр — бог весны и самый добрый среди Асов. С его приходом на земле пробуждается жизнь и все становится краше.

Бог войны Тир, сын владыки мира и сестры морского великана Гимира, — третий из Асов после Одина и храбрейший среди них. У него одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от одного страшного чудовища — от какого, вы узнаете потом, — но это не мешает Тиру быть искусным воином и принимать участие в сражениях.

Хеймдалль — его называют также Мудрым Асом — верный страж радужного моста. Он видит и днем и ночью на расстоянии ста миль и слышит, как растет трава в поле и шерсть на овцах. Мудрый Ас спит меньше чем птицы, и сон его так же чуток, как и у них. Его зубы из чистого золота, а у его пояса висит золотой рог, звуки которого слышны во всех странах мира.

Браги — бог поэтов и скальдов. Никто не умеет так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хочет стать поэтом, должен просить его покровительства.

Год, или Слепой Ас, так же как и Тир, Хеймдалль и Браги, — сын Одина. Он обладает огромной силой, но никогда не покидает Асгард и редко выходит из своего дворца.

Бога Видара зовут Молчаливым Асом, так как он не любит говорить, не смотря на то, что очень мудр и храбр. Молчаливый Ас — сын Одина и великанши Грид — почти так же могуч как и бог грома Тор.

Вали лучше всех владеет оружием и в сражениях не уступает самому Тиру, но он плохой советчик и не очень мудр.

Пасынок Тора, Улль, — замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она не была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди.

Бог Нйодр — не Ас. Он происходит из рода духов ванов, о которых вы услышите позже. Он покровительствует мореплаванию, и ему подвластны ветры и Море. Нйодр богаче всех Асов и, как все Ваны, очень добр.

Его сын Фрейр, бог лета, мало уступает в красоте самому Бальдру и так же добр, как и его отец Нйодр. Фрейр, посылает людям богатые урожаи. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.

Последний из богов, бог огня Локи, не Ас и не Ван. Он происходит из рода великанов, но Асы уже давно разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень зол и коварен. Своими проделками и шалостями он часто подвергал Асов большим опасностям, из которых потом выручал их своей изворотливостью и сообразительностью. От бога огня всегда можно было ожидать и плохого и хорошего, и поэтому никто не мог на него положиться.

Над живущими в Асгарде богинями по праву царствует жена Одина, богиня Фригг. Она столь же мудра, как и владыка мира, но никогда не говорит о том, что знает. Подобно своему мужу, Фригг часто спускается на землю и, переодетая, бродит среди людей, внимая их горестям и заботам.

Дочь Нйодра и сестра Фрейра, богиня любви Фрейя — ее называют также Ванадис, потому что она тоже из рода Ванов, — первая в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы.

Жена Браги, нежная и кроткая Идун, — богиня вечной юности. Она скромна и тиха, но без нее Асов уже давно не было бы в живых. У Идун есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная; она никогда не пустеет, так как взамен каждого вынутого яблока в ней тот час же появляется новое.

Богиня Эйр — покровительница врачей. Она излечивает все болезни и раны.

Мать Тора, Йорд, — богиня земли, а его жена Сиф, — богиня плодородия. Красотой Сиф уступает лишь Фрейе, а таких волос, как у нее нет ни у кого в мире.

Богиня Лефн освящает браки между людьми; богиня Син охраняет их дома от воров, а Сйофн старается, чтобы они жили мирно и дружно.

Богиня истины Вар выслушивает и записывает клятвы людей, а богини Фулла, Сага, Глин и Гна прислуживают Фригг и выполняют ее поручения.

Кроме богов и богинь, в Асгарде живут прекрасные девы-воительницы — Валькирии. Их предводительница — Фрейя. Валькирии невидимо принимают участие в каждой битве, давая победу тому, кому ее присуждают боги, а потом уносят павших воинов в Валгаллу и там прислуживают им за столом.

Так устроен Асгард, и таковы его жители. А теперь, когда вы знаете всех Асов, послушайте рассказы об их замечательных делах. О том, что случилось с богами раньше, о том, что с ними будет в последний день мира. О подвигах могучего Тора, о проделках коварного бога огня и о его страшных детях.

Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может ее увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест — люди называют его радугой — соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, — это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для бог в, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться.

Посреди Асгарда подымается вершина исполинского ясеня Игдразиля. Ветви Игдразиля раскинулись над всем миром, а корни лежат в трех странах — Нифльхейме, Йотунхельме и Митгарде. Из-под этих корней бьют чудесные источники. Первый, Гергельмир, находился в Нифльхейме — о нем вы уже слышали, второй течет в Йотунхейме. Это источник мудрости. Грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, стережет его воды и никому не дает из него напиться. Вот почему источник мудрости называют также источником Мимира.

Третий источник, Урд, бьет в Митгарде. Он так прозрачен и чист, что каждый, кто искупается в нем, становится белым как снег. По вечерам над Урдом густым туманом подымается медовая роса. Она окропляет все цветы на земле, а потом ее собирают пчелы и делают мед.

У источника Урд поселились вещие норны. Здесь стоит их роскошный дворец, в котором они определяют судьбы людей с первого дня их жизни до самой смерти.

Вершина ясеня Игдразиля называется Лерад. На ней сидит исполинский орел, а по ее ветвям прыгает взад и вперед проказница белка Ротатеск. Около Лерада, на высочайшем месте Асгарда, стоит трон владыки мира и старейшего из богов — Одина. С этого трона он видит все, что делается и в Асгарде, и в Митгарде, и даже в далеком Йотунхейме.

Один — отец Асов и мудрейший из них. Когда-то, еще в молодости, он пришел к великану Мимиру и попросил у него разрешения напиться воды из его источника.

— Ничего не дается даром, а особенно ум, — отвечал великан. — Скажи, что я получу от тебя взамен?

— Все, что хочешь, — сказал Один. — Мне ничего не жаль, потому что мудрость дороже всего.

— Тогда отдай мне свой правый глаз, — потребовал Мимир.

Один призадумался, но потом ответил:

— Хорошо, Мимир, я согласен. Умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя.

С тех пор у Одина остался один левый глаз, но зато он испил воды из источника мудрости и для него нет больше тайн ни в настоящем, ни в будущем.

На плечах у владыки мира сидят два ворона: Гугин и Мумин, а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мумин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают ее и рассказывают хозяину обо всем, что они видели и слышали.

На голове Одина — крылатый золотой шлем, а в правой руке он держит копье Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Один любит ходить пешком. Под видом бедного странника, в старой широкополой шляпе и в таком же старом синем плаще, он бродит по всему свету, и плохо бывает тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

Дворец Одина, Валгалла, самый большей и красивый в Асгарде. В нем пятьсот сорок просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие в битве с врагом. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и варят и который на следующее утро вновь оживает точно таким же, как и был, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня Игдразиля, обгладывая его ветви и листья, и дает столько молока, что его хватает на всех жителей Асгарда.

Только старейший из Асов, Один, не нуждался в пище: он никогда не ест, а живет лишь тем, что пьет мед или брагу.

Кроме Одина, в Асгарде живут еще двенадцать богов-Асов.

Первым из них по праву считается старший сын Один, бог грома Тор, могучий рыжебородый богатырь. Он те так мудр, как его отец, но зато во всем мире нет никого равного ему по силе, как нет на земле человека, который бы смог перечислить все его подвиги. Тор — сын богини земли Йорд. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов Гримтурсенов. Недаром люди говорят, что, если бы не было Тора, великаны уничтожили бы весь мир.

Бог грома велик и тяжел, и его не может выдержать ни одна лошадь, а поэтому он ходит пешком, или ездит по небу в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостом и Тангризниром. Они быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина мчат своего хозяина через моря, леса и горы.

У Тора, есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча, или лука он носит тяжелый железный молот Мйольнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы.

Тор редко бывает в Асгарде: он дни и ночи сражается на востоке с великанами. Но, когда Асам угрожает опасность, им стоит только вслух произнести его имя, и бог грома сейчас же является на помощь.

Младшего брата Тора, сына Одина и богини Фригг, зовут Бальдр. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр — бог весны и самый добрый среди Асов. С его приходом на земле пробуждается жизнь и все становится краше.

Бог войны Тир, сын владыки мира и сестры морского великана Гимира, — третий из Асов после Одина и храбрейший среди них. У него одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от одного страшного чудовища — от какого, вы узнаете потом, — но это не мешает Тиру быть искусным воином и принимать участие в сражениях.

Хеймдалль — его называют также Мудрым Асом — верный страж радужного моста. Он видит и днем и ночью на расстоянии ста миль и слышит, как растет трава в поле и шерсть на овцах. Мудрый Ас спит меньше чем птицы, и сон его так же чуток, как и у них. Его зубы из чистого золота, а у его пояса висит золотой рог, звуки которого слышны во всех странах мира.

Браги — бог поэтов и скальдов. Никто не умеет так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хочет стать поэтом, должен просить его покровительства.

Год, или Слепой Ас, так же как и Тир, Хеймдалль и Браги, — сын Одина. Он обладает огромной силой, но никогда не покидает Асгард и редко выходит из своего дворца.

Бога Видара зовут Молчаливым Асом, так как он не любит говорить, не смотря на то, что очень мудр и храбр. Молчаливый Ас — сын Одина и великанши Грид — почти так же могуч как и бог грома Тор.

Вали лучше всех владеет оружием и в сражениях не уступает самому Тиру, но он плохой советчик и не очень мудр.

Пасынок Тора, Улль, — замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она не была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди.

Бог Нйодр — не Ас. Он происходит из рода духов Ванов, о которых вы услышите позже. Он покровительствует мореплаванию, и ему подвластны ветры и Море. Нйодр богаче всех Асов и, как все Ваны, очень добр.

Его сын Фрейр, бог лета, мало уступает в красоте самому Бальдру и так же добр, как и его отец Нйодр. Фрейр, посылает людям богатые урожаи. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.

Последний из богов, бог огня Локи, не Ас и не Ван. Он происходит из рода великанов, но Асы уже давно разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень зол и коварен. Своими проделками и шалостями он часто подвергал Асов большим опасностям, из которых потом выручал их своей изворотливостью и сообразительностью. От бога огня всегда можно было ожидать и плохого и хорошего, и поэтому никто не мог на него положиться.

Над живущими в Асгарде богинями по праву царствует жена Одина, богиня Фригг. Она столь же мудра, как и владыка мира, но никогда не говорит о том, что знает. Подобно своему мужу, Фригг часто спускается на землю и, переодетая, бродит среди людей, внимая их горестям и заботам.

Дочь Нйодра и сестра Фрейра, богиня любви Фрейя — ее называют также Ванадис, потому что она тоже из рода Ванов, — первая в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого. У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы.

Жена Браги, нежная и кроткая Идун, — богиня вечной юности. Она скромна и тиха, но без нее Асов уже давно не было бы в живых. У Идун есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная; она никогда не пустеет, так как взамен каждого вынутого яблока в ней тот час же появляется новое.

Богиня Эйр — покровительница врачей. Она излечивает все болезни и раны.

Мать Тора, Йорд, — богиня земли, а его жена Сиф, — богиня плодородия. Красотой Сиф уступает лишь Фрейе, а таких волос, как у нее нет ни у кого в мире.

Богиня Лефн освящает браки между людьми; богиня Син охраняет их дома от воров, а Сйофн старается, чтобы они жили мирно и дружно.

Богиня истины Вар выслушивает и записывает клятвы людей, а богини Фулла, Сага, Глин и Гна прислуживают Фригг и выполняют ее поручения.

Кроме богов и богинь, в Асгарде живут прекрасные девы-воительницы — Валькирии. Их предводительница — Фрейя. Валькирии невидимо принимают участие в каждой битве, давая победу тому, кому ее присуждают боги, а потом уносят павших воинов в Валгаллу и там прислуживают им за столом.

Так устроен Асгард, и таковы его жители. А теперь, когда вы знаете всех Асов, послушайте рассказы об их замечательных делах. О том, что случилось с богами раньше, о том, что с ними будет в последний день мира. О подвигах могучего Тора, о проделках коварного бога огня и о его страшных детях.

Асгард, Мидгард, Ётунхейм — три мира германо-скандинавской мифологии — по своей сути перекликаются с аналогичными мифами других народов. Окунувшись в таинственный мир асов, ётунов и прочих существ, начинаешь лучше представлять людей, увидевших и до сих пор видящих их в своём воображении.

Фрейя едет на колеснице, запряженной двумя кошками

Как известно, в основе мифов лежит извечный вопрос, терзающий людские умы: кто и как сотворил мир, в котором мы живём. Природные условия, в которых проживал тот или иной народ, наложили определённые отпечатки на представления человека о мироустройстве.

Древние скандинавы, проживавшие в суровых северных условиях, верили, что первое живое существо появилось из искр огня и льда. Им был великан Имир.

Кажется, что может произойти, когда лёд атакуют искры огня — вода и ничего более. Но фантазия древних увидела в этом смешении появление первого живого существа. Другими словами, тепло огня зародило во льдах жизнь.

Из тела великана появились первые три бога: Один, Вили и Ве. И далее боги убивают великана, породившего их. Очень похоже на действия людей в определённых ситуациях — цель оправдывает средства. Из мяса великана боги создали сушу (землю), из крови — воду, из костей — горы, из волос — лес, из мозга — облака, из черепа — небо. Жутковато звучит. Но это закон жизни: одно умирает, превращается в прах, тем самым давая жизнь другому.

В Ётунхейме, заморской стране, недосягаемой для простого смертного, жили великаны ётуны. Боги опекали людей и защищали их от великанов. Из век и ресниц Имира они построили вокруг Мидгарда высоченную стену, чтобы ётуны не могли проникать в мир людей. Воинственные великаны рвались не только к людям, но и к богам, поэтому асы вынуждены были и сами защищаться от них.

Для себя боги построили радужный мост Биврёст, в другом чтении Бифрост, (с древне-исландского — трясущаяся дорога), по которому они попадали в Мидгард. Красная полоса радуги служила дорогой, но это была огненная река, через которую могли проходить лишь боги.

Позднее появляется, как и в мифологиях других народов, подземный мир, мир мёртвых, названный царством Хель. Главой этого царства стала богиня Хель.

Так образуется основная арена действий германо-скандинавских мифов: мир богов Асгард, мир людей Мидгард и мир мёртвых Хель.

Девять миров скандинавской мифологии

Вернёмся в Асгард. В середине города растёт огромный ясень Игдразиль, его ветви раскинулись над всем миром, а мощные корни лежат в трёх странах: Мидгарде, Ётунхельме и Нифльхейме (Нифльхейм — один из девяти миров Вселенной, мир льдов и туманов, где обитают ледяные великаны). Из-под корней ясеня бьют чудодейственные источники. Девять миров скандинавской мифологии
Фото: Источник

Нельзя обойти вниманием прозрачный и чистый источник Урд, бьющий в Мидгарде. Вечерами над ним поднимается густой туман, выпадающий на цветы медовой росой. Эту росу собирают пчёлы и делают мёд.

У источника стоит дворец, в котором живут вещие норны, определяющие судьбы людей. Одну из них зовут Урд (что означает прошлое или судьба), другую — Вернанди (настоящее, или становление), третью — Скульд (будущее, или долг).

На вершине ясена, называемой Лерад, сидит громадный орёл. По ветвям дерева прыгает шаловливая белка ротатеск. Возле Лерада стоит трон, на котором восседает старший из богов — мудрый Один. Со своего трона он наблюдает за всем, что происходит в Мидгарде, Асгарде и Ётунхейме.

Интересен дворец Одина. В нём пятьсот сорок залов, в них живут храбрые воины, павшие на земле в боях с врагом. Тела этих воинов доставляют во дворец живущие в Асгарде девы-воительницы. Невидимыми они принимают участие во всех боях, происходящих в Мидгарде, помогая победить тем, кому боги даровали победу.

Кроме Одина в Асгарде живут ещё двенадцать богов.

Первым из них считается старший сын Одина, рыжебородый богатырь, бог грома Тор. Это самый сильный во всём мире бог, он покровительствует крестьянам и защищает их от великанов.

Локи происходит из рода великанов, но за его необыкновенный ум и хитрость ему разрешено жить в Асгарде, он много раз выручал асов из опасности. Локи — непредсказуем, от него можно ожидать как плохого, так и хорошего, поэтому на него нельзя полагаться.

Женское население Асгарда составляют богини, главная из которых — Фригг, жена Одина. Она умна, как и её муж, так же как он, любит, переодевшись в простые одежды, спускаться на землю и бродить там, помогая несчастным.

У Идун, богини вечной молодости, есть волшебная корзина с яблоками вечной молодости, которые никогда не заканчиваются. Этими яблоками она потчует асов.

Эйр — покровительствует врачевателям, она может излечить все болезни и любые раны.

Йорд — богиня земли, а жена её сына Тора — Сиф, богиня плодородия.

Вар, богиня истины, записывает клятвы, данные людьми.

Богиня Лефи освящает браки в людском мире, богиня Син защищает жилища от воров, а богиня Сйофн способствует миру и дружбе между людьми.

Четыре богини — Фулла, Сага, Глин, Гна — находятся в услужении главной богини.

После знакомства с обитателями Асгарда появилось приятное чувство защищённости — деяния всех германо-скандинавских богов направлены на защиту людей, на обеспечение мира и добропорядочных отношений между ними.

И подумалось, что люди, увидевшие в своём воображении таких богов, миролюбивы и добры, ценят дружбу, уважают сильных духом, даже если природа обделила их физическим здоровьем и внешней красотой.

Про силу духа и Железный лес, в котором живут существа, признающие силу духа в ком бы ни было, поговорим в следующей статье.

Читайте также: